Золотая буква
Искусство книги и журнала в XIX - XXI столетиях
Сентября 2022 г.
«Золотая буква», «Golden type» - мечта Уильяма Морриса об идеальном шрифте, соединяющем красоту римских надписей, средневековых манускриптов, инкунабул Возрождения и изданий Плантена и Эльзевиров.Ремесло создания и оформления книги, а затем и журнала, имеет огромную историю. Искусство шрифта и верстки, титульного листа и переплета вместе с искусством иллюстратора и оформителя создавало и создает в наши дни выдающиеся произведения, достойные места в большой истории мировой культуры. Особую тему представляет искусство изданий по искусству - альбомы, монографии,иллюстрированные каталоги выставок,художественные журналы. Художественную культуру ХХ века невозможно представить себе без деятельности издательств Кнебеля и Abrams, «LimitedEditions» и «Academia», «Skira» и «Искусство», без журналов «Simplicissimus» и «Золотое руно», «Jugend» и «Старые годы». Эпоха электронной информации подвела итог под одними типами изданий и дала стимул развития другим - книге художника, иллюстрированной классике, визуальному путеводителю и словарю. Именно в эту эпоху развернулась успешная работа издательств «DorlingKindersley» и «Mondadori», «Иван Лимбах» и «VitaNova», «Речь» и «Malevich». Конференция посвящена художественным средствам и шедеврамкнижного и журнального искусства от эпохи романтизма до наших дней, художникам и дизайнерам, издателям и издательствам.
Основные темы конференции:
1. Искусство книги как часть истории искусства: национальные традиции книжного искусства, смена стилей, поиск «золотой буквы» - идеального образа шрифта и книги на основе исторических примеров
2. Искусство книжного ансамбля: шрифт и типографика, верстка, типографские материалы и приемы, иллюстрации, образ книги
3. Искусство журнального ансамбля: история иллюстрированного и художественного журнала, эстетика обложки, роль редактора, мецената и художника в создании образа журнала
4. Издатель как организатор художественного процесса: история и программа издательских домов, создававших художественно оформленные книги и журналы (AldusManutius, OfficinaBodoni, LimitedEditions, И. Н. Кнебель, Община Св. Евгении, Academia, Оплешник)
5. Художник книги: судьбы и манеры иллюстраторов, оформителей, дизайнеров; книга художника - «livred’artiste” (Шагал) либо авторский цикл иллюстраций (Роквел Кент, Пожарский, Збарский, Трауготы); неизданные иллюстрированные книги
6. Искусство книги об искусстве: история жанра, выдающиеся издательства (Abrams, Skira, Phaidon, Hazan; издательства Москвы - Искусство, Изобразительное искусство, Советский художник; издательства Ленинграда / Санкт-Петербурга - Искусство, Аврора, Художник РСФСР, Эрмитаж, ГРМ), каталог художественной выставки, журнал по искусству и его меняющийся облик.
7. Детская иллюстрированная книга как место для эксперимента (Нарбут, Лисицкий, Лебедев, Конашевич) и хранилище традиций (Беатрис Поттер, Добужинский, Фаворский, Сендак)
8. Массовая иллюстрированная пресса (LeCharivari, Assiettedebeurre, Simplicissimus, Нива, Сатирикон) и ее роль в художественных процессах
9. Около книги: художественно ценные комикс и манга, фильмы и мультфильмы по мотивам книжных иллюстраций, художественная открытка, искусство оформления электронных ресурсов и СМИ.
10.Исследователи и теоретики искусства книги (Чихольд, Сидоров, Ляхов, Ганкина, Кузнецов, Герчук). Коллекционеры (П.Башмаков, М.Сеславинский) и просветители (А. Троицкий).
11. Книга в изобразительном искусстве
Молодежная секция конференции - доклады бакалавров и магистрантов с обсуждением и модерацией со стороны известных специалистов. Регламент выступлений до 20 минут; докладчики получают сертификат участника конференции; лучшие работы после научной консультации и доработки будут рекомендованы к публикации.
Регистрационный сбор с участников не взымается.
Оплата командировки производится за счет направляющей стороны.
Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок и статей для публикации.
Рабочие языки конференции - русский и английский.
Регламент доклада - до 20 минут.
Форма проведения конференции (очная, дистанционная либо смешанная) будет определена в августе 2022 года в зависимости от эпидемиологической ситуации
По материалам конференции планируется издание сборника статей с индексацией РИНЦ.
Организаторы:
Борис Михайлович Соколов, профессор РГГУ, переводчик, автор проекта «Сады и время» (www.gardenhistory.ru)
Людмила Юрьевна Лиманская, зав.кафедрой теории и истории искусства факультета истории искусства РГГУ
Анна Владимировна Чудецкая, доцент РГГУ
Заявки для участия принимаются до 1 мая 2022 года
Адрес для заявок:
gardenhistory@gmail.com
Борис Михайлович Соколов
с темой письма «Конференция «Золотая буква»-ФИО»
————
ЗАЯВКА НА КОНФЕРЕНЦИЮ
1. Фамилия, имя и отчество
2. Место работы:
3. Должность:
4. Ученая степень:
5. Телефон для связи:
6. E-mail:
7. Тема доклада:
8. Аннотация (1000-2000 знаков)
(Для аспирантов дополнительно:
9. Научный руководитель
10. Область интересов и опыт научной работы)
————
ЗАЯВКА НА МОЛОДЕЖНУЮ СЕКЦИЮ КОНФЕРЕНЦИИ (бакалавриат и магистратура)
1. Фамилия, имя и отчество
2. Место учебы:
3. Форма и год обучения:
4. Научный руководитель:
5. Область интересов, опыт научной работы:
6. Телефон для связи:
7. E-mail:
8. Тема доклада:
9. Аннотация (1000-2000 знаков) с указанием использованной литературы и источников