Подвиг подводной лодки С-13 капитана Маринеско, разом утопившей экипажи для всех подлодок немецкого флота




СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК ГАЗЕТЫ

ДЕСЯТКА

 

посвящённый 72-й годовщине

Победы в Великой Отечественной войне

_______________________________________

Герои Великой Победы

 

Все знают, какую роль в Великой Победе сыграли моряки-североморцы. Они положили свои головы, защищая Северные Конвои, с помощью которых в СССР по ленд-лизу из Америки и Англии доставлялись оружие и боеприпасы. Также моряки защищали осаждённый Ленинград от наступающего врага, и благодаря им мы отстояли культурную столицу нашей Родины. А сейчас я расскажу о трёх героических подвигах североморцев.

Подвиг лесовоза Ижора

В 1942 году немецкое командование поняло, что война приняла затяжной характер. Немцы понимали, что благодаря ленд-лизу СССР ещё долго сможет продержаться. И тогда сам Гитлер приказал разработать специальную операцию по уничтожению северных конвоев, идущих через арктические воды. По данным немецкой разведки в январе того же года из Америки должны были выйти два конвоя – PQ8 и PQ12, в состав которых входило более 40 кораблей и 3 сухогрузов.

В условиях строжайшей секретности была тщательно спланирована операция «Шпортпаласт». К месту пересечения путей двух союзных конвоев, один из которых (PQ12) шёл на Мурманск, а второй (QP8) направлялся к берегам Исландии, должна была скрытно подойти эскадра во главе с линкором «Тирпиц». Это был двадцати пушечный линейный корабль с экипажем, состоящем из 2340 человек. Германская разведка сработала чётко: время и место встречи было рассчитано точно. Без сомнения, «Тирпиц» вышел бы на конвои и устроил бойню, если бы не одно «но», перевернувшее все расчёты и сорвавшее операцию.

В составе конвоя QP8 шел маленький пароход под названием «Ижора» с грузом доски. Этот старый лесовоз из-за своей тихоходности оказался неспособным удержаться в группе, и безнадежно отстал. По суровым законам войны, корабль, не выдерживающий общего хода, должен был добираться до порта назначения

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК 2017

 

самостоятельно. На это суденышко и наткнулась немецкая эскадра. «Ижоре» было приказано лечь в дрейф и сохранять радиомолчание.

Однако произошло то, чего немцы никак не ожидали: «Ижора» не только вышла в эфир, предупреждая всех о грозящей опасности, но и открыла огонь из своего единственного 37 мм орудия. Лесовоз дал бой линкору! В ярости эсминцы стали расстреливать «Ижору», но объятое пламенем судно не тонуло. Не пошло оно ко дну и получив две торпеды. Немцы не верили в происходящее – они не знали, что судно было нагружено деревом. И только заведенные под днище две глубинные бомбы смогли потопить «Ижору».

На борту лесовоза было тридцать три члена команды, чей подвиг навсегда останется на страницах истории. Можно только представить ужас этих гражданских моряков, среди которых были женщины и подростки, когда они увидели перед собой огромные, вооружённые до зубов корабли под немецкими флагами. Можно представить себе степень мужества этих людей, когда они приняли решение нарушить вражеский приказ и предупредить своих товарищей. Но совершенно невозможно представить те адовы муки, которые они приняли перед смертью, когда по судну в течение 45 минут было выпущено 136 снарядов различного калибра, две торпеды и две глубинные бомбы. «Ижора» вся была объята пламенем и паром, что и было зафиксировано на фотокамеру противника.

Торпедирование парохода «Ижора» немецким эсминцем Z14

Стойкость и отвага моряков маленького парохода дорого обошлись самому могучему кораблю германского флота. Утратив по вине «Ижоры» эффект неожиданности, «Типриц» вынужден был развернуться и уйти на базу. Более ни разу не посмев выйти в море, он, в конце концов, погиб под ударами английских подлодок и самолетов прямо на своей стоянке в норвежском фьорде.

Надо сказать, что радиограммы лесовоза «Ижора» были приняты обоими конвоями, и англичане направили на перехват немецкой эскадры авианосное соединение. Так, 7 марта 1942 года, ценою своих жизней русские моряки спасли два конвоя, на которые целенаправленно шел мощнейший линкор «Тирпиц». Из команды «Ижоры» в тот день спасся только старпом Адаев. Он погиб позже, в немецком концлагере.

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК 2017

Подвиг подводной лодки С-13 капитана Маринеско, разом утопившей экипажи для всех подлодок немецкого флота

В апреле 1943 года капитан III ранга Александра Маринеско. воевавший с 1941 года, был назначен командиром подводной лодки С-13, на которой прослужил до сентября 1945 года.

В нескольких боевых походах С-13 потопила несколько немецких кораблей. Самой громкой победой лодки было потопление немецкого парохода «Вильгельм Густлов». Это случилось 30 января 1945 года.

Балтийское море, Данцигский залив, вечер 30 января 1945 года. Шторм. Температура – 18 С°, снежные вихри, яростные порывы ветра.

C немецко-фашистcкого лайнера "Вильгельм Густлофф" замечают тральщик, идущий между кораблем и берегом. На запрос семафором "Вы кто?" в ответ просигналили соленым словцом... На лайнере поняли, что свой! Очевидно, что тральщик или катер решил укрыться от шторма за громадой "Густлоффа"...

На лайнере и в дурном сне не могли себе представить, что это была советская подводная лодка "С-13" под командованием капитана третьего ранга А.И. Маринеско. В ночи, в пенных бурунах, похожая на немецкий тральщик или катер, выходившая на боевой курс. Транспорт «Вильгельм Густлофф» шел без конвоя (торпедолов вернулся в порт Готенхафен, получив повреждение корпуса при столкновении с камнем, в сопровождении второго судна из состава приданого эскорта). Из-за нехватки топлива лайнер шел прямым курсом, без выполнения противолодочного зигзага. С-13 обнаружила лайнер в районе Штольпмюнде (возле Данцига) и атаковала «Вильгельм Густлофф» несколькими торпедами. В результате — пароход быстро лег на борт и затонул.

По разным данным, в ходе этой атаки погибло от 4 000 до 8 000 немецких подводников. По мнению капитана I ранга Александра Евстафьевича Орла, погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70-ти подводных лодок среднего тоннажа.

Таким образом, это стало самой громкой победой одиночного корабля во Второй Мировой войне. В этом же походе лодка Маринеско уничтожила транспорт «Генерал Штойбен», на котором уходили из Кенигсберга около 3 500 нацистов.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК 2017



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: