яДоклад. «История развития юридической техники в индустриальном обществе».




 

В процессе развития общество постепенно переходит к пони­манию того, что сохранение мира и безопасности людей выгодно всем проживающим на той или иной территории. Изменяется представление и о королевской (великокняжеской, царской, им­перской) власти: король (великий князь, император и др.) — это теперь не главный воин, покоритель новых территорий, а управи­тель, территории, главный господин территориальной и социаль­ной иерархии.

Его задачами являются предотвращение насилия, (охранение мира в пределах территории, управление в политиче­ской и экономической сферах, а также осуществление правосудия как одного из главных методов разрешения споров между людьми, каждый из которых обладает своими особенными интересами.

В силу этого постепенно происходит сужение церковной вла­сти и наблюдается рост власти королевской по отношению ко всем светским образованиям (племенным, местным, феодальным, городским, гильдейским и т. п.). Идет интенсивный рост профес­сионального бюрократического аппарата. Появляются такие его структурные части, как казначейство, канцелярия, управители от­дельных частей территории (наместники, губернаторы и др.) и другие правительственные органы.

Прошло несколько столетий, прежде чем королевское (импер­ское) право превратилось в право развитое и обрело свою зре­лость. Этому способствовали изменения, произошедшие в жизни.

Развивается промышленность. В экономической сфере об­щество стало переходить к развитым товарно-денежным отноше­ниям, или рыночным отношениям. Но эти отношения требуют субъектов, которым присуща определенная самостоятельность, автономность, выражающаяся прежде всего в обладании ими ка- кой-либо собственностью. Рыночные отношения — это во многом обменные отношения, и они возможны только на началах свобо­ды и равенства между субъектами.

Происходят изменения в политической сфере: государственная власть, ранее объединенная и находив­шаяся в руках единоличного правителя (короля, царя, императора и др.), начинает рассредоточиваться между различными государ­ственными органами. Появляются парламенты, главное назначе­ние которых — законотворчество. Одним словом, принцип разде­ления властей начинает претворяться в жизнь.

 

Все это не могло не сказаться и на характере права. Зрелое об­щество стало нуждаться в развитом праве. Однако зрелость права во многом проявляется в том, какие приемы юридической техни­ки находят использование в правообразовании и правопримене­нии.

Рассмотрим их по порядку.

Законодательная техника

Появляются новые субъекты правотворчества — король (царь, император), а затем парламенты. Если ранее нормы права создава­лись представителями сословий, собиравшихся для выяснения интересующих их вопросов, то теперь законодательную функцию выполняют и короли. Сначала они это делают эпизодически, «от­кликаясь на злобу дня». Затем начинают регулярно издавать зако­ны (указы, ордонансы и т. п.) и обосновывать законодательство не просто как фиксацию древних обычаев или в качестве крайней меры в чрезвычайных ситуациях, а как нормальное осуществление королевских функций, в основе которых — ответственность коро­ля за сохранение мира. Королевское законодательство стало четко выделяться из королевского управления, финансовой и военной деятельности. Позднее законодательная функция переходит к пар­ламентам.

Развитое право полностью освобождается от казуальных норм и переходит к использованию норм общего характера. Причем с развитием общества абстрактность норм права все более повыша­ется. Причины этого заключаются в следующем.

Во-первых, увеличивается объем социального регулирования. Кроме того, жизнь в социуме усложняется. Нормы права, имею­щие универсальный характер, должны охватить все проблемные ситуации. Расширение нормативного массива привело бы к сни­жению эффективности его использования.

 

Остается один выход — повышение степени абстрактности правовых норм.

Во-вторых, это стало возможным в результате развития челове­ческого разума и повышения его способности к абстрактному мышлению. Это, пусть и не в равной мере, касается как законода­телей, так и лиц, применяющих нормы права. Те, к кому адресу­ются нормы права, также должны быть готовы к восприятию абст­рактно сформулированных нормативных предписаний.

Законодательный материал излагается концентрированно. Одна­ко по происходит не только за счет перехода к абстрактно сфор­мулированным нормам, но и в основном за счет классификации нормативного материала. Нормативные акты приобретают слож­ную структурированность. Помещаемый в них нормативный ма­териал делится на разделы, главы, параграфы и т. д. В крупных нормативных актах, таких как, например, кодексы, выделяются части (общая и особенная). В начале нормативных актов даются преамбулы, общие положения, в конце следуют заключительные положения. За счет этого уменьшается объем нормативных актов. Они становятся компактными, более удобными и доступными для пользования.

Используются очень сложные приемы законодательной техники. К числу некоторых из них относятся:

1) определение правовых понятий;

2) «расщепление» правовых норм на части (предписания, по­священные субъектам, объектам правоотношений, правам и обя­занностям субъектов правоотношения, определению мер юриди­ческой ответственности, формулированию особых условий при­менения нормы права, а также льгот, предоставляемых тем или иным субъектам права, и др.);

3) использование правовых конструкций (например, состава преступления);

4) использование правовых презумпций (например, презумп­ция невиновности);

5) использование правовых фикций (например, признание гражданина умершим);

6) использование правовых аксиом (например, нельзя быть судьей в своем деле);

7) использование специальных юридических терминов (напри­мер, «аффект», «оферта», «акцепт») и т. д.

Эти приемы законодательной техники позволяют повысить степень экономичности права.

Повышается степень системности права. Это вызвано усложне­нием общественной жизни и усиливающимся в связи с этим про­цессом специализации правовых норм. Проводится четкое разли­чие между отраслевыми нормами. Уже недопустимо смешивать в одном нормативном акте не только нормы материального и про­цессуального права, но и нормы различных отраслей материаль­ного права. Наряду со специализацией отраслей права наблюдает­ся специализация нормативных актов внутри отраслей. Правовое регулирование любой сферы жизни становится правилом. Каж­дый вид общественных отношений регулируется отдельными нор­мативными актами (например, закон о подоходном налоге с граж­дан, закон об акционерном обществе, закон о занятости населе­ния).

Возрастает роль принципов права. Как бы в ответ на усили­вающийся процесс повышения специализации правовых норм параллельно идет процесс их интеграции, который также возрас­тает. Интеграционную функцию в развитом праве выполняют именно принципы права. Их роль и значение возрастают, чтобы снизить и нейтрализовать издержки правовой специализации. Принципы права являются своего рода общим знаменателем спе­циализированных норм права, между которыми нередки противо­речия. Кроме того, принципы права имеют и самостоятельное, регулирующее значение, во-первых, потому, что выступают сво­его рода лакмусовой бумагой для предотвращения злоупотребле­ний в процессе правоприменения, во-вторых, потому, что приме­няются непосредственно, когда ситуация не урегулирована зако­ном.

Повышается степень формальной определенности норм права. Они по своему содержанию становятся более четкими и даже ла­пидарными и выражены предельно сжатым, кратким и рельефным слогом. Благодаря такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, сво­боды и обязанности, вид и размер ответственности за совершен­ные правонарушения. Формальная определенность — важнейшее свойство права — позволяет внести строгость и четкость в общест­венный порядок, избежать произвольного толкования и примене­ния правовых норм.

Нормы права закрепляются в официальных документах (норма­тивных актах, судебных решениях, договорах и т. д.). Значитель­ная их часть облекается в форму законов. Еще большая по объему часть нормативного материала фиксируется с помощью иных нор­мативных актов (постановлений правительства, инструкций ми­нистерств и др.). Таким образом, право практически полностью п р и о б ретает п исьменн ыйхарактер.

Правоприменительная техника

Появляется процессуальное право. Если сословное право еще практически не знало процессуальных норм и сословное правосу­дие в большей мере имело неформальный характер, то на этапе за­рождения и развития рыночных отношений процессуальные нор- ми начинают отчетливо просматриваться в общем массиве право­вых норм. С помощью норм процессуального права осуществляется защита интересов управомоченной стороны в случае правового конфликта, что самым тесным образом связано с наложением санкций на сторону, нарушившую эти интересы. Для выполнения столь специфической деятельности, осуществляемой от имени об­щества, создается целая сеть специальных государственных орга­нов: суды, милиция (полиция), прокуратура и др. Поскольку задача V этих органов одна — охрана прав и свобод, их называют правоох­ранительными органами. Отсюда вытекает еще одна цель процес­суального права — упорядочение деятельности правоохранитель­ных органов по применению санкций.

Уже в самом начале периода, о котором идет речь, появились следующие процессуальные правила:

1) разработаны формы исков для определения правонаруше­ний (впервые это было сделано в Англии);

2) установлено определенное процедурное единство. Так, дело начиналось с вызова ответчика повесткой, в которой указывалась суть дела. Одним словом, происходил рост определенности в су­дейском деле: аналогичные дела рассматривали аналогично;

3) введена следственная процедура, которую осуществлял су­дья. Одной из весьма любопытных ее форм был опрос соседей под присягой по спорному случаю;

4) введена фигура обвинителя по уголовным делам, в качестве которого выступал от имени короны юстициарий — должностное лицо королевского двора, руководящее системой правосудия;

5) составлен перечень доказательств, которые принимались во внимание по делу: присяги, письменные доказательства, свиде­тельские показания, протоколы суда и др. Среди них наиболее важными были показания свидетелей. В целом же система доказа­тельств приобрела рациональный характер;

6) изменилось процессуальное положение судей: они должны занимать «срединную сторону», т. е. быть объективными и не при­нимать заранее позицию ни одной из противоборствующих в деле сторон;

7) введено понятие «уважительные причины» для неявки в суд;

8) установлены сроки давности для привлечения к ответствен­ности по суду.

Повышается значимость процессуальных норм. Если ранее они лишь вкрапливались в нормативные акты, в которых в основном содержались материально-правовые предписания, то на стадии развитого права количество процессуальных норм значительно увеличивается. Они отделяются от материально-правовых норм и становятся полноправными видами правовых норм, а не подсоб­ными, имеющими вторичный по отношению к ним характер. Объем и значимость процессуального права есть показатель раз­витости, цивилизованности общества в целом. Какими бы гуман­ными и справедливыми ни были нормы материального права, их эффективность может быть сведена к нулю, если они будут приме­няться неправильно. Процессуальное право призвано не допус­тить этого.

Нормы процессуального права получают закрепление в особых процессуальных нормативных актах. В сфере процессуального пра­ва используются массивные нормативные акты, относящиеся к разряду кодексов. Идет специализация самих процессуальных нор­мативных актов. В частности, в России существуют Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный (далее — ГПК РФ), Арбитражный процессуальный (далее — АПК РФ) кодексы. Вно­сились предложения выделить административно-процессуальные нормы из Кодекса РФ об административных правонарушениях и поместить их отдельно — в административно-процессуальный ко­декс.

Процессуальные акты имеют сложную структуру. Многие из них содержат раздел, который выполняет роль общей части и на­зывается «Общие положения». Другие разделы в основном привя­зываются к стадиям процесса (возбуждение дела, производство в суде первой инстанции, производство в кассационной инстанции, исполнение судебного решения, их пересмотр в порядке надзора).

В законодательстве детально регулируется каждое действие участников процесса применения санкций. Таким образом, в об­ществе укореняется мнение, что применение репрессивных мер, если это вдруг окажется необходимым, должно осуществляться в определенных рамках. Задача процессуальных законов — поста­вить в рамки и проконтролировать каждый шаг правоохранитель­ных органов, связанных с применением репрессий.

Идет пополнение перечня доказательств. Доказательством при­знается заключение эксперта, электронные носители информации и т. д. Расширение доказательственной базы способствует наибо­лее полной реализации принципа индивидуализации ответствен­ности. Принцип объективного вменения ушел в прошлое. Но для того чтобы индивидуализировать санкцию, нужны очень надеж­ные способы доказывания.

Формулируются правила оценки доказательств, такие как отно- симость и допустимость доказательств. Это способствует ограни­чению судейского произвола.

Судебная власть становится особой и самостоятельной ветвью государственной власти. В законодательстве устанавливаются принципы осуществления судебной власти, претворение которых в жизнь позволяет обеспечить ее определенную автономность. К ним относятся:

1) независимость судей и подчинение их только закону;

2) несменяемость судей;

3) неприкосновенность судей.

Все судебные органы составляют особую судебную систему. В некоторых странах она по своей структуре представляет своего рода единую пирамиду. Например, в США судебную систему воз­главляет Верховный суд. В других странах судебная система делит­ся на части. Так, в России судебная власть состоит из трех ветвей:

1) конституционные суды;

2) суды общей юрисдикции (общие суды);

3) арбитражные суды.

Прямой подчиненности между судами всех ветвей судебной власти нет. Подчиненность судов осуществляется через закон: вы­шестоящий суд, рассматривая жалобу на решение нижестоящего суда, может отменить его, только если решение противоречит за­кону.

Правосудие осуществляют профессиональные судьи. Для осуще­ствления судейской деятельности предъявляются очень серьезные требования: наличие высшего юридического образования, соот­ветствующего возраста (как правило, не менее 25 лет), для того, чтобы судья успел приобрести необходимые социальные знания и опыт, а также наличие определенного стажа по юридической про­фессии (как правило, не менее пяти лет).

Наблюдается процесс специализации судей: по уголовным де­лам, трудовым делам, семейным делам, имущественным спорам, жалобам на действия административных органов, в том числе на действия налоговых органов (судьи по административным делам), авторским спорам, наследственным делам и т. д. Судьи могут спе­циализироваться и на рассмотрении дел несовершеннолетних. Специализация судей вполне оправданна: развитое право не толь­ко большое по объему, но и отличается особой сложностью. Здесь необходимы очень глубокие знания как в области законодательст­ва, так и в области его применения. Знать юридическую практику также крайне необходимо. Но нельзя объять необъятное. Лучше быть хорошим судьей по одной категории дел, чем часто ошибать­ся, будучи универсальным судьей.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и рав­ноправия сторон. Оно может быть начато только при наличии за­явления истца, обвинительного акта прокурора или жалобы по­терпевшего, настаивающего перед судом на удовлетворении своих требований. Другая сторона (ответчик, подсудимый) вправе при­водить аргументы в свою защиту либо самостоятельно, либо ис­пользуя специалистов в области права (адвокатов). Обе стороны равноправны. Решение по разбираемому делу выносит суд, кото­рый не связан доводами сторон и свободен в оценке представлен­ных ими доказательств, а также независим от любых посторонних влияний.

Устанавливается порядок обжалования судебных решений. Су­дебная деятельность — очень сложный механизм. Никто не за­страхован от ошибок. Возможность проверки дела судом, не при­нимавшим участие в его разрешении, является гарантией объек­тивности выносимого судьей решения. Причем закрепляется не один, а несколько способов обжалования: апелляционный, касса­ционный и надзорный порядок.

Закрепляется механизм обеспечения и исполнения судебныхреше- ний. Исполнение судебных решений возлагается на государство. Для этой цели создаются специальные государственные учреж­дения, ведающие исполнением наказаний (колонии, тюрьмы и др.), а также обеспечением судебных решений (судебные при­ставы).

Знания, накопленные человечеством в области юридической н-хники, позволяют сделать оптимистический вывод: прогресс права идет неуклонно и поступательно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: