ПРОБЛЕМА САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Гончарь А.П.
ДНР, г. Донецк
ГБОУ ВПО «Донбасская аграрная академия»
alna.alena.gonchar@inbox.ru
Волобуев В.В, доцент кафедры психологии, канд. мед. наук
The problem of self-destructive behavior in adolescents
Abstract. В данной статье дается теоретический анализ саморазрушающего поведения у подростков, под которым понимается несуицидальное аутоагрессивное поведение, когда человек не ставит своей целью покончить жизнь самоубийством. Описываются признаки, по которым можно выявить риск саморазрушительного поведения у подростков.
Keywords: self-destructive behavior, autoaggression, adolescence.
Ключевые слова: саморазрушающее поведение, аутоагрессия, подростковый возраст
Актуальность исследования обусловлена тем, что в последнее время массовый характер приобретают проявления несуицидального аутоагрессивного поведения, когда человек не ставит своей целью покончить жизнь самоубийством, но его поведение направлено на саморазрушение. Такое поведение довольно распространено среди современной молодежи, это – алкоголизм, наркомания, табакокурение, неоправданный риск и др.
Современные психологическая теория и практика постепенно отказываются от традиционного подхода к изучению феномена аутоагрессии (А. Г. Амбрумова, Г. Я. Пилягина, А. Г. Жезлова, В. И. Полтавец, А. Н.Вроно, В. В. Сулицкий), который основывается на концепции суицидального поведения. Согласно этой концепции, аутоагрессия проявляется в суицидальном поведении, которая является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживания микросоциального конфликта. Такое понимание аутоагрессии, по нашему мнению, является недостаточным для определения психологических предпосылок аутоагрессивного поведения, поскольку целый ряд проблем остается вне поля зрения ученых. Среди них – сужение группы суицидального риска, невозможность определения психологических особенностей потенциальных суицидентов, отсутствие акцентирования на аутоагрессивном паттерне личности, недостаточное внимание к внутренней мотивации (форма самореализации и самоутверждения) аутоагрессивного поведения. Обобщение теоретических и эмпирических данных по проблеме мотивации аутоагрессивного поведения (Э. Шнейдман, А. М. Вроно, М. Т. Кузнецов, В. В. Сулицкий, С. М. Трусова, А. М. Моховиков) позволило определить следующие социально-психологические факторы возникновения аутоагрессии у юношей: социальные проблемы, переживания жизненного кризиса, что снижает адаптивные возможности личности, чувство одиночества (как неудовлетворение потребности в любви, в принятии в значимую социальную группу и как следствие социальной изолированности), фрустрация потребности в самореализации и самоутверждении, повышенная сензитивность к поиску смысла жизни [2].
|
В условиях трансформации современного общества молодой человек с характерными для него эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью все чаще попадает в кризисные ситуации, что сопровождается депрессивными переживаниями. Препятствия, которые мешают достижению жизненных целей, реализации мечты и кажутся непреодолимыми, заставляют подростка бороться, искать выход, переосмысливать смысл бытия. Именно в подростковом возрасте обостряется проблема поиска смысла жизнь, растет неуверенность в себе, возникают интимные, личностные и межличностные неурядицы, которые часто решаются путем сведения счетов с жизнью.
|
В период становления нравственных ценностей и норм поведения подросток оказывается в условиях, когда удовлетворение потребности в самоопределении сопровождается повышенной эмоциональной чувствительностью. Из-за этого аутоагрессивного поведения чаще направлено на уничтожение себя как индивида вследствие разрушенных социальных связей с окружением, а, следовательно, превращается в специфический негативный средство самоутверждения. Подобными формами самоутверждения являются рискованные поступки, например, увлечение рискованными видами спорта, туризма, участие в рискованной деятельности, злоупотребления наркотическими веществами. При использовании этих средств самоутверждения ценность человеческого бытие как бы повышается, подкрепляется острыми ощущениями, игрой с опасностью [1].
Признаки, по которым можно выявить риск саморазрушительного поведения у подростков:
Рассмотрим факторы суицидального поведения.
1. Риск суицида высок у людей с недавно проявление- хронической прогрессирующей болезнью, например, рассеянным склерозом или СПИДом. Фактор прогрессирование заболевания является более значимым для суицидального риска, чем его тяжесть или потеря трудоспособности. Так, пациенты ощущают боль, часто адаптируются к своему состоянию, если он есть стабильным. Однако болезнь, заставляющая человека постоянно приспосабливаться к новым неблагоприятным изменениям, приводит к гораздо большому стрессу; в этих условиях ряд больных решают быстрее содеять самоубийство чем позволить болезни поставить последнюю точку.
|
2. Экономический хаос, с которым сталкивается человек, затрагивает нечто большее, чем просто кошелек. Несомненно, оно порождает проблемы, связанные с едой, одеждой или жильем. Но при этом ставится под вопрос компетентность попавших в финансовые передряги. Они остро чувствуют себя неудачниками, жизнь которых не сложилась. Будущее кажется им крайне неопределенным, а самоубийство рассматривается как приемлемое решение ситуационной дилеммы.
3. Со смертью любимого человека жизнь уже никогда не станет прежней. Разрушается привычный стереотип семейной жизни. Возможному суициду, как правило, предшествует затяжное интенсивное горе. В течение многих месяцев после похорон наблюдаются отрицание возникшей реальности, соматические дисфункции, панические расстройства, чувство вины, что все больше охватывает, идеализация потери, апатия, а также враждебное отношение к друзей и родственников, которые готовы помочь. Человек отказывается видеть одиночество и пустоту в жизни. В этих условиях суицид может казаться освобождением от невыносимой психической боли или способом соединения с тем, кто был любим и навсегда ушел. Его могут рассматривать как наказание за мнимые или реальные вины, допущенные в отношении покойного.
4. При многих обстоятельствах развод и семейные конфликты могут восприниматься как события более тяжелые, чем смерть. Если человек умирает, то этому существуют рациональные («У него был рак») или религиозные объяснения («Бог дал, Бог взял»). При разводе разумные или сверхъестественные трактовки кажутся лишенными оснований. Они особенно не удовлетворяют, если в ситуацию вовлекаются дети и возникают проблемы с их опекой и воспитанием, которые приходится решать на фоне бессознательного чувства вины, поражения или мести. Возникающие проблемы имеют глубокий психотравмирующий влияние как на родителей, так и на детей. Исследования показывают, что многие из людей, в конце концов, кончающих с собой, воспитывались в неполной семье.
5. Чтобы понять суицидальных людей, нужно хорошо знать их семейную жизнь, поскольку она отражает эмоциональные нарушения у членов семьи. От особенностей семейного окружения зависит, проявится ее потенциал саморазрушения. Например, если человек обеспокоен, то не исключено, что и другие члены семьи также охвачены отчаянием. Было обнаружено, что при большинстве суицидов у подростков их родители были подавлены и думали о самоубийстве
Таким образом, в ходе анализа проблематики было выяснено, что под саморазрушающим поведением у подростков понимается несуицидальное аутоагрессивное поведение, когда человек не ставит своей целью покончить жизнь самоубийством. К саморазрушающему поведению относят алкоголизм, наркоманию, табакокурение, неоправданный риск и др.
Литература:
1. Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств / под ред. Д. Вассерман. – М.: Смысл, 2005. – 310 с.
2. Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г. В. Старшенбаум. - М.: Когито-Центр, 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). – 375 с.