План лекции:
1. Понятие управленческого решения;
2. Классификация управленческих решений;
3. Технология принятия решений;
4. Методы оптимизации управленческих решений
5. Реализация решений и их эффективность.
1. Понятие управленческого решения
Управленческое решение – результат (продукт) творческого целенаправленного анализа проблемной ситуации, выбора путей, методов и средств ее разрешения в соответствии с целью системы менеджмента.
Импульсом к управленческому решению является необходимость ликвидации проблемы, уменьшение ее актуальности или исчезновение, то есть приближение действительных параметров объекта к желаемым, прогнозным. Анализ позволяет выявить и подтвердить наиболее вероятные причины, которые вызвали к жизни проблему.
Наибольший интерес представляет процесс принятия и реализации решений как последовательная смена взаимосвязанных стадий, этапов различных действий руководителя.
К управленческому решению предъявляют ряд общих требований:
Всесторонняя обоснованность означает необходимость принятия решения на базе максимально полной и достоверной информации о состоянии объекта управления с учетом тенденций его развития.
Однако этого недостаточно. Решение должно охватывать весь спектр вопросов, всю полноту потребностей управляемой системы. Для этого необходимо знание особенностей, путей развития управляемой, управляющей систем и окружающей среды. Требуется тщательный анализ ресурсного обеспечения, научно-технических возможностей, целевых функций развития, экономических и социальных перспектив предприятия, региона, отрасли, национальной и мировой экономики.
|
Всесторонняя обоснованность решения требует поиска новых форм и путей обработки научно-технической и социально-экономической информации, то есть формирования передового профессионального мышления, развития его аналитико-синтетических функций.
Своевременность предполагает, что принятое решение не должно отставать или опережать потребности и задачи социально-экономической системы. Преждевременно принятое решение не находит почвы для реализации и может дать импульс к развитию негативных тенденций. Не менее вредны запоздалые решения. Они лишь усугубляют и без того болезненные процессы.
Под необходимой полнотой содержания подразумевают, что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы его деятельности, все направления развития, но при этом решение должно быть конкретным, т.е. решение должно быть четко сформулировано, оно должно восприниматься однозначно.
В наиболее общей форме управленческое решение должно охватывать:
· цель (совокупность целей) функционирования и развития системы;
· средства и ресурсы, используемые для достижения этой цели;
· основные пути и способы достижения цели;
· сроки достижения цели;
· порядок взаимодействия между подразделениями и исполнителями;
· организацию выполнения работ на всех этапах реализации решения.
Полномочность – строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления. Сбалансированность прав и ответственности каждого органа, звена и уровня управления – постоянная проблема, связанная с неизбежным возникновением новых задач развития и отставанием от них системы регламентации и регулирования.
|
Согласованность с принятыми ранее решениями (строгая ответственность) означает преемственность, непротиворечивость развития. Она необходима для соблюдения законодательства, постановлений, распоряжений. На Уровне отдельной организации согласованность необходима для осуществления последовательной научно-технической, рыночной и социальной политики, четкого функционирования производственного аппарата. Согласованность с принятыми ранее решениями означает также необходимость соблюдения четкой причинноследственной связи с общественным развитием. Если необходимо должны отменяться решения, вступившие в противоречие с новыми условиями функционирования системы. Появление противоречащих друг другу решений – следствие неправильного развития низкого уровня управленческой культуры.
Также выделяют такие требования как: минимальное число корректировок, сбалансированность прав и обязанностей менеджера, единство распорядительства.
Принятие и реализация управленческих решений требуют высокого уровня профессионализма и определенных социально-психологических качеств личности, чем обладают не все специалисты, имеющие профессиональное образование.
Мощным фактором, активизирующим процессы принятия и реализации решений, выступают современные средства оргтехники, включая вычислительные системы и сети. Они требуют высокого уровня культуры в области математики и программирования, технологии использования технических средств. Однако процесс принятия решения, выбора варианта всегда будет иметь творческий характер и зависеть от конкретной личности.
|
Обычно в принятии решения присутствуют в различной степени три момента: 1)интуиция, 2)суждение и 3)рациональность.
При принятии интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что выбор их правилен. Здесь присутствует «шестое чувство», своего рода озарение. Несмотря на то что интуиция обостряется с приобретением опыта, менеджер, ориентирующийся исключительно на нее, становится заложником случайности, с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.
Решения, основанные на суждении, сходны с интуитивными, вероятно потому, что на первый взгляд логика в них слабо просматривается. Но в их основе лежат знания и осмысленный опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, выбирают тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации прежде. Однако данный способ принятия решения тоже не очень надежен, хотя и подкупает быстротой и дешевизной. Слабость его в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, поэтому опыта ее решения нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате рискует упустить хорошую возможность в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в Нее.
Интуитивные решения и решения, основанные на суждении, принимают в основном в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления используют рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
Поскольку решения принимаются людьми, их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.
Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и этически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Авторы импульсивных решений легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными.
Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, не боятся опасностей.
Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В таких решениях контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в них нет оригинальности, блеска, новаторства.
Осторожные решения характеризуются тщательной оценкой менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
2. Классификация управленческих решений
Решение проблем, составляющее суть процесса управления, представляет собой волевое воздействие субъекта управления на объект ради достижения стоящих перед ним целей.
Результаты управленческих решений, особенно в рамках крупных организаций, затрагивают интересы множества людей.
Управленческие решения можно рассматривать с разных точек зрения.
Классификация решений необходима для определения общих и специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить качество, эффективность и преемственность управления. Управленческие решения можно классифицировать по самым разным признакам:
По субъекту управления выделяют решения государственных, хозяйственных, предпринимательских органов и общественных организаций. Например, государственные органы реализуют решения путем издания законодательных, организационных, распорядительных документов и проведения организационной работы.
По степени влияния на будущее организации решения делят на стратегические и тактические. Первые определяют основные пути ее развития; вторые – конкретные способы продвижения по ним. Так, решение организации выйти на внешний рынок будет стратегическим, а решение о проведении необходимых мероприятий с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции – тактическим. Обычно стратегические решения принимают на высшем уровне управления организацией, а тактические – на низших. Стратегические решения чаще всего диктуют обстоятельства, под влиянием которых высшее руководство берет на себя инициативу их принятия, поэтому они являются инициативными; тактические решения, конкретизирующие поступающие сверху указания, имеют характер предписаний.
В соответствии с временными границами выделяют перспективные решения, реализуемые в будущем, итекущие, ориентированных на нужды сегодняшнего дня. К разряду первых можно отнести решение об инвестировании средств в реконструкцию предприятия; ко вторым – о вложении временно свободных денег в краткосрочные ценные бумаги.
В зависимости от продолжительности реализации принято выделять долгосрочные (свыше 5 лет), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и краткосрочные (до 1 года) решения.
Долгосрочные решения обычно имеют прогнозный характер, что обусловлено видением будущего, исходящим из условий и потребностей настоящего. В результате эти решения могут остаться и нереализованными, если будущая ситуация окажется иной или если иными станут потребности.
Среднесрочные решения отражают в обязательных для исполнения планах и программах, в соответствии с которыми осуществляются конкретные практические мероприятия. Планы и программы, конечно, тоже могут корректироваться, но не так часто – обычно только в чрезвычайных ситуациях.
Краткосрочные решения отражаются не только и не столько в планах, сколько в устных или письменных приказах или распоряжениях. Обычно их принимают без предварительной подготовки.
Таким образом, чем длиннее срок, на который принимают решения, тем более вероятностный характер будет носить результат, и, наоборот, чем этот срок короче, тем более результат детерминирован (определен).
По степени обязательности исполнения решения подразделяются на директивные, рекомендательные и ориентирующие, что на практике зависит от целого ряда обстоятельств, например, уровня, на котором принимается решение, сроков воздействия их важности для организации.
Директивные решения обычно разрабатываются высшими органами управления в стабильных условиях по наиболее важным текущим и перспективным проблемам организации и предназначены для обязательного исполнения на ее низших уровнях.
Рекомендательные решения готовятся совещательными органами – различного рода комитетами и комиссиями. Их исполнение желательно, но необязательно, поскольку те, к кому эти решения относятся, не подчиняются тем, кто их принимает.
Ориентирующие решения, как идирективные, предназначены для низших уровней управления, но действующих в условиях значительной свободы от центра. Ориентирующими можно считать прогнозные решения, являющиеся как бы «маяками» для плановых.
По функциональному назначению можно выделить организационные, регулирующие, координирующие, активизирующие и контролирующие решения.
Примерами организационных решений являются решения об учреждении акционерного общества, распределении служебных обязанностей и т. д. Регулирующие решения чаще всего предписывают способ осуществления в определенных ситуациях тех или иных действий и выражаются в различных правилах, распорядках, графиках, нормах, нормативах и пр. Координирующие решения имеют в основном оперативный характер, например, распределение текущей работы среди исполнителей. Активизирующие решения направлены на дополнительную мотивацию и ускорение процессов управления. Контролирующие решения служат для оценки результата тех или иных действий подчиненных.
По способу принятия можно выделить выборочные и систематические решения. Первые обычно касаются одного или нескольких близких аспектов рассматриваемой проблемы, а вторые охватывают ее в целом, во всем многообразии и взаимосвязях.
По характеру организации разработки (числу участников в работе над решением) решения делятся на единоличные и коллегиальные. Коллегиальные решения принимает группа специалистов, по способу принятия они делятся на консультативные, совместные и парламентские. Консультативное решение предполагает, что лицо, которое его окончательно принимает, советуется с окружающими – подчиненными или экспертами, а затем с учетом высказанных рекомендаций делает собственный выбор. Совместное решение принимают в результате согласования со всеми участниками на основе консенсуса, а парламентское базируется на том, что большинство причастных к нему лиц выражает с ним согласие.
По широте охвата выделяются общие и специальные решения. Общие касаются одинаковых проблем, относящихся к самым различным подразделениям организации, например, начала и окончания рабочего дня, обеденных перерывов, сроков выплаты и т. д. Специальные решения относятся к узким проблемам, присущим только одному подразделению или группе работающих в нем людей.
По предопределенности управленческие решения принято делить на запрограммированные и незапрограммированные. К первым приводит логика развития ситуации, в связи с чем остается выбрать лишь момент начала действий, степень их интенсивности и другие параметры, оптимизирующие результат, т.е. для них характерно наличие алгоритма. Чаще всего такие решения принимают в стандартных, регулярно повторяющихся ситуациях. В противоположность этому незапрограммированные решения принимают в неординарных обстоятельствах, они требуют индивидуального творческого подхода, интегрирующего разносторонний опыт, данные специальных исследований, искусство и чутье менеджера.
В зависимости от степени полноты и достоверности информации различаются решения детерминированные и вероятностные. Детерминированные решения принимают при наличии полной и достоверной информации, они обычно легко формализуются и могут быть приняты с помощью экономико-математических методов и ЭВМ. Вероятностные решения приходится принимать в условиях недостаточной и неполной информации, для их обоснования используются методы экспертных оценок, мозгового штурма, мнение жюри, теория игр и др.
По сфере реализации решения могут быть связаны с производством, сбытом, научными исследованиями, кадрами и т. д.
По содержанию решения бывают техническими, экономическими, социальными. Технические решения принимают по поводу объективных факторов деятельности организации; экономические связаны с затратами, которые несет организация, и обусловленными ими результатами; специальные принимаются в отношении условий труда персонала, его оплаты, льгот, гарантий.
Классификация управленческих решений носит во многом условный характер.
3. Технология принятия решений
Логика управления – это система целенаправленных действий осуществляемых в строго определенной последовательности в установленный период времени (рис. 1).
Предвидение – исходный пункт, т.к. управлять значит предвидеть.
Предвидение предполагает решение. Решение – это выбор цели.
Программирование – это прежде всего выбор средств и разработка программы действий. Программа действий базируется на ресурсах организации, т.е. необходимо в соответствии с установленной целью четко представлять желаемую ситуацию и этапы ее достижения, а также увязывать на каждом этапе задачи с ресурсами предприятия. Важным инструментом увязки целей и ресурсов на уровне организации служат предварительные бюджеты. Успех программирования во многом зависит от правильного определения этапов достижения целей, рационального распределения заданий между подразделениями, службами управляемой системы, а также от заинтересованности каждого подразделения в реализации как отдельных этапов, так и программы в целом.
Исполнение – это система конкретных действий, направленных на реализацию программы. Для успешной реализации программы, необходимо наряду с выделением этапов ее выполнения установить задания (увязанные по ресурсам, срокам и т.д.) для каждого подразделения участвующего в ее реализации. Необходимыми условиями реализации являются – гибкость, точность, непрерывность, единство, стимулирование участников.
Контроль (проверка исполнения) имеет своей целью выявление отклонений от заданий программы или ошибками в ее реализации и их оперативным устранением. Результаты контроля должны тщательно анализироваться.
Анализ – предполагает деление целого на части, изучение этих частей и их взаимосвязей, выявление наиболее важных частей (элементов), определяющих состояние системы в целом, подготовку выводов и рекомендаций оп улучшению функционирования системы управления. Результатом анализа является подготовка предложений по корректировке программы, либо если предвидение не оправдало себя – отказ от него.
Рисунок 1 – Логика и логическая схема управления
Логическая схема предопределяет технологию управления (рис. 1).
Технология управления – система операций и процедур*, выполняемых менеджерами. Технология управления должна обеспечивать осуществление программно-целевого подхода в менеджменте. Цель – мысленное предвосхищение результатов деятельности. Цель – желаемое состояние объекта управление, для того чтобы перейти в это состояние необходима определенная программа действий, которая позволила бы преодолеть проблемы, отделяющие данную ситуацию от желаемой
Под технологией принятия решений следует понимать состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации, в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив. Для руководителя принятие решения не самоцель. Главное, что должно заботить менеджера, – разрешение определенной управленческой проблемы. Для этого очень часто требуется определенная последовательность решений и, главное, их осуществление. Поэтому решение – это не одномоментный акт, а результат процесса, развивающегося во времени, имеющего определенную структуру.
Итак, процесс принятия решения – это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
Процесс решения включает три основные фазы:
1) подготовка;
2) принятие;
3) организация выполнения.
Каждая из этих фаз разбивается на этапы: