Этапы:
– уяснение проблемы. На этом этапе необходимо четко представить желаемую ситуацию и трудности, связанные с ее достижением;
– анализ исходной ситуации предполагает анализ потенциала организации и состояние окружающей среды на момент принятия решения с т.з. возможности достижения поставленной цели или получения желаемого результата;
– постановка задачи – действие в результате, которого конечную цель (лучше если она будет иметь количественное выражение) подразделяют на этапы ее достижения, а на каждом этапе намечают конкретные задачи, связанные с конечной целью;
– разработка вариантов решения проблемной ситуации, к которой привлекают специалистов. Количество вариантов может быть различным, но каждый должен содержать четкую формулировку задачи, основные этапы ее решения по времени, данные о требуемых ресурсах и возможные последствия осуществления данного варианта.
Фаза принятия решения включает в себя следующие этапы:
– анализ предлагаемых вариантов предполагает: а) выбор критериев для сравнения вариантов и расчет эффекта от реализации каждого; б) сопоставление принятых критериев с возможными результатами по каждому варианту;
– выбор оптимального варианта по результатам анализа предложенных вариантов. Оптимальный вариант – это наилучший вариант в данных условиях по заданному критерию. Здесь часто применяют приемы системного анализа, позволяющего сопоставить и оценить возможные варианты достижения поставленных целей. Выбор оптимального варианта утверждает руководитель. Решение формулируется и документально оформляется, подписывается руководителем, после чего доводиться до непосредственных исполнителей, т.е. осуществляется организация исполнения.
|
Фаза организации выполнения решения имеет следующие этапы:
– доведение заданий до исполнителей – смысл принятого решения должен быть разъяснен всем исполнителям перед каждым из них должны быть поставлены конкретные задачи и определены их права, обязанности и функции в исполнении решения;
– формирование организационного плана предусматривает четкое выполнение работ по каждой задаче и определение приоритетов, ресурсов и сроков выполнения заданий каждым исполнителем;
– организация контроля за исполнением решения включает текущий и заключительный контроль. Первый осуществляется в течение всей работы над исполнением, второй – проводится по результатам и позволяет соизмерять цели и результаты и осуществлять вознаграждение.
Следует отметить, эта схема представляет собой идеальную модель. Фактически структура процесса принятия решений во многом определяется конкретной ситуацией и решаемой проблемой.
Процедура процесса подготовки, принятия и осуществления управленческого решения представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Процедура процесса подготовки, принятия и осуществления управленческого решения
Последовательность и характер операций | Исполнитель |
Постановка задачи | Вышестоящий руководитель (орган управления), трудовой коллектив |
Уяснение задач | Нижестоящий руководитель |
Сбор и обработка необходимой информации, изучение и оценка ситуации | Руководитель (в необходимых случаях с привлечением специалистов) |
Выработка вариантов решения | Специалисты |
Анализ, обсуждение и оценка вариантов | Руководитель и специалисты |
Формулировка решения | Руководитель |
Документальное оформление решения | Технические исполнители |
Фиксация решения (подписание документа) | Руководитель или лицо уполномоченное им |
Доведение заданий до исполнителей | Руководитель или лицо уполномоченное им |
Формирование и реализация организационного плана | Все работники аппарата управления |
Организация контроля | Руководитель или лицо уполномоченное им |
|
4. Методы оптимизации управленческих решений
Наиболее распространенными методами оптимизации управленческих решений являются:
– математическое моделирование;
– метод экспертных оценок;
– мозговой штурм (атака);
– теория игр.
Математическое моделирование – применяют в тех случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована. Широкое использование математических моделей позволяет дать количественную характеристику проблемы и найти, оптимальный вариант её решения. Построение математической модели может быть представлено в виде схемы (рис. 2).
Рисунок 2 – Построение математической модели
Основными этапами оптимизации управленческого решения с помощью математических методов являются:
– постановка задачи;
– выбор критерия эффективности, который должен выражаться однозначно, например числом и, отражать меру соответствия результатов решения поставленной цели;
– анализ и изменение переменных величин (факторов), влияющих на величину критерия эффективности;
|
– построение математической модели;
– математическое решение модели;
– логическая и экспериментальная проверка модели и полученного с ее помощью решения;
разработка рекомендаций по практическому использованию полученных результатов.
Методы экспертных оценок – обычно применяются в двух случаях, когда задача полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена математическими методами.
Экспертиза – исследование сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, с целью получения выводов, мнений, рекомендаций и оценок. Экспертное заключение оформляется в виде документа, в котором фиксируется ход исследования и его итоги.
(Во введении указывается, кто, где, когда и в связи, с чем организует и проводит экспертизу. Далее фиксируется объект экспертизы, указываются методы, примененные для его исследования, и полученные в результате исследования данные. В заключительной части содержаться выводы, рекомендации и практические меры, предлагаемые экспертами.)
Этот метод наиболее эффективен при анализе сложенных процессов, имеющих в основном качественные характеристики, при прогнозировании тенденций развития то или иной системы при оценке альтернативных вариантов решения.
Метод мозгового штурма (мозговая атака) – применяется в тех случаях, когда имеется минимум информации о решаемой проблеме и установлены сжатые сроки для ее решения. Тогда приглашаются специалисты, имеющие отношение к данной проблеме, им предлагается участвовать в форсированном обсуждении ее решения. При этом строго соблюдаются правила:
– все высказываются по очереди;
– говорят лишь тогда, когда могут предложить новую идею;
– высказывания не критикуются и не осуждаются;
– все предложения фиксируются.
Разновидностью этого метода является мнение жюри. Суть состоит в том, что к обсуждению проблемы привлекаются специалисты различных сфер деятельности, взаимодействующие между собой, что способствует генерированию новых идей и альтернативных вариантов.
Методы теории игр суть состоит в моделировании воздействия принятого решения на конкурентов.
Существуют также такие методы, как:
– метод дискуссий представляет собой обмен мнениями по вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и привлечением всех ее участников;
– метод собраний-совещаний – обсуждение производственных вопросов и проблем требующих коллективного решения;
– метод деловых переговоров – обсуждение конкретного вопроса с варьированием ясно осмысливаемых целей, интуитивных резонов и бессознательных мотивов;
– метод симпозиума представляет собой ряд кратких выступлений группы специалистов для расширения кругозора участников и оказания на них воздействий;
– метод записной книжки – выработка творческих идей в течение длительного времени с занесением их в записные книжки участников с последующим их сведением и экспертизой;
– метод многомерных матриц – выработка творческих идей при помощи нового комбинирования известных и зарекомендовавших себя проблем;
– метод эмпатии выработка творческих идей путем постановки автора идеи на место участника проблемы.
Эти методы могут дополнять друг друга и использоваться комплексно при выработке важных управленческих решений. Выбор методов зависит от информационного обеспечения менеджмента.
5. Реализация решений и их эффективность
Способы и методы реализации решения зависят от его содержания и объективных условий, в рамках которых оно претворяется в жизнь, но ни в коем случае не от желаний и умения соответствующих руководителей и сотрудников.
Методы решения должны быть практически применимыми.
Другим требованием является экономичность: эффект, полученный при реализации принятого решения, должен перекрывать связанные с ним затраты.
Применяемые при решении проблем методы должны обладать достаточной точностью, обеспечивающей соответствие полученного результата тому, что ожидалось. Однако нужно иметь в виду, что точность требует повышенных затрат.
Наконец, методы реализации решения должны быть надежными, не допускающими значительных ошибок и не создающими ситуаций с повышенным риском.
Успех в решении проблем обусловлен влиянием трех групп факторов: организационных, материальных и личных.
К организационным факторам относятся способность организации своевременно перестроиться для решения проблемы в соответствии с изменившимися условиями, приспособиться к ним; своевременность обнаружения проблемы и наличие необходимого запаса времени для выхода из сложившейся ситуации. Нужно иметь в виду, что в условиях цейтнота легко принять неверное решение и пойти по пути, уводящему в сторону.
Организационным фактором, влияющим на процесс реализации решений, являются его возможные последствия. Если прогноз хороший, исполнители будут работать с подъемом, а если плохой – работа пойдет значительно хуже.
Наконец, на эффективность реализации решения во многом оказывает влияние стабильность, надежность функционирования организации, ее способность преодолевать разного рода помехи, вызывающие отклонения от намеченного пути.
К материальным факторам, оказывающим влияние на успешное решение проблем, относятся наличие необходимых ресурсов – естественных, технологических, технических, информационных и т. д. – и возможность свободного маневрирования ими.
Личными факторами, влияющими на реализацию решений, являются необходимый уровень квалификации, знаний и опыта работников, занимающихся решением проблем; степень их понимания, обусловливающая соответствующее отношение к делу; ожидаемое вознаграждение в случае успеха или, наоборот, боязнь возможного наказания при неудаче; общий морально-психологический климат в коллективе.
Существует ряд обстоятельств, которые крайне неблагоприятно влияют на эффективность решения проблем. Прежде всего это недооценка их важности, сложности, возможных последствий. В итоге могут стремительно развиваться негативные тенденции, ставящие под сомнение благополучие и стабильность организации в будущем.
Крайне отрицательно на эффективность решений воздействует субъективизм, ориентация исключительно наличный опыт, интуицию, вдохновение, симпатии или антипатии к кому-либо или чему-либо, ориентация на собственную выгоду и т. д.
Выделяют два аспекта эффективности управленческих решений:
– целевой отражает меру достижения целей организации (такую эффективность называют стратегической);
– затратный – экономичность способов преобразований ресурсов в результаты производства (такую эффективность называют тактической).
Решение называется эффективным, если не существует более предпочтительного**.
Под эффективностью решения понимают степень полезности для лица принимающего решение предполагаемого (будущего) или действительно полученного в операции эффекта. Существует минимум три градации предпочтительности ожидаемого или полученного эффекта:
– положительный (полезный);
– нулевой;
– отрицательный (вредный) эффект.
Степень эффективности решений в рамках каждой из градаций может быть уточнена с использованием числовой или количественной шкалы.
Выделяют абсолютную и относительную оценки эффективности. Для обоих случаев в основе оценки эффективности лежит сопоставление эффекта управления с затратами ресурсов, его обусловившими. Эффект управления заключается в достижении целей объекта управления в заданные сроки.
В качестве показателей, характеризующих конечный эффект управления, используются показатели конечных результатов деятельности объекта управления (финансовые показатели, объем реализации продукции, ее качество, уровень удовлетворенности запросов потребителей и т.д.).
Затраты на управление определяются затратами на основное фонды и содержание аппарата управления, затратами на приобретение и эксплуатацию информационно-технических средств управления и др.
Выделяют различные виды эффективности:
– экономическую;
– социальную;
– организационную;
– техническую и др.
* операция – это законченное действие; процедура – набор операций, направленных на решение каких-либо управленческих задач.
** Множество эффективных решений в литературе называют множеством Парето, или множеством деноминируемых решений