Ввиду явного преимущества полистирольного конденсатора, я не буду проводить местный рейтинг, и сразу дам общий результат.
"Обычный" Кг | Нормированный К'г | |||||
Место | Тип | Кг, % | Место | Тип | К'г, % | |
МБМ | 0,0014 | К78-19 | 0,0049 | |||
К78-19 | 0,0015 | EPCOS | 0,0053 | |||
К71-7 | 0,0016 | К71-7 | 0,0061 | |||
EPCOS | 0,0017 | К78-2 | 0,0064 | |||
К73-16 | 0,0017 | МБМ | 0,0067 | |||
К73-17 | 0,0019 | К73-17 | 0,0074 | |||
К78-2 | 0,0022 | К40У-2 | 0,0078 | |||
ФТ-1 | 0,0023 | К73-16 | 0,0091 | |||
К40У-2 | 0,0023 | ФТ-1 | 0,0098 | |||
"Зеленый" | 0,0025 | Импортный "К73" | 0,012 | |||
Импортный "К73" | 0,0027 | "Зеленый" | 0,024 | |||
К10-17а | 0,83 | К10-17а | 2,2 | |||
КМ-5 | 2,1 | КМ-5 | 6,1 |
Разборки с керамикой
страница | 1 | 2 | 4 | 5 | 6 |
Керамические конденсаторы - самые "противные" из всех. Про них заранее ничего неизвестно - ведь конденсаторы одного и того же типа могут быть изготовлены из разной керамики с совершенно различными свойствами! Существует "закон рычага мироздания": выигрывая в чем-то одном, обычно проигрываешь в чем-то другом. В керамических конденсаторах выигрывая в размерах, проигрывают в термостабильности и линейности, т.к. в качестве диэлектрика используется сегнетокерамика. Причем по техническим условиям нормируется только ТКЕ (температурный коэффициент емкости), а вот линейность похоже никого не интересует. И распространено мнение, что термостабильные конденсаторы линейны, а вот нетермостабильные...
Только вот выходит, что и термостабильные керамические конденсаторы весьма и весьма нелинейны. Я наскреб по сусекам горсть конденсаторов и продолжаю их измерять. На это раз я попытаюсь найти связь между линейностью конденсатора и его остальными свойствами. К сожалению, тип конденсаторов продолжает оставаться неизвестным (за исключением К10-17а), поэтому вот их групповой портрет (рядом с каждым - порядковый номер, а конденсаторы одинаковой емкости разных типов имеют двойную нумерацию). Емкости от 1 мкФ до 750 пФ.
|
Я предположил, что линейность конденсаторов должна зависеть от их емкости (ведь маленькую емкость при маленьких габаритах получить легко, это для большой емкости приходится изворачиваться, запихивая ее в маленький корпус), типа и размера (ну тут тоже понятно: если не нужно миниатюрить - ставим качественную керамику). Особенно это относится к конденсаторам К10-17а - у них в одинаковых корпусах "помещаются" емкости от 100 пФ до 1 мкФ!!! А в корпусах разного размера сами "кристаллы" конденсаторов тоже разные (оба конденсатора по 0,1 мкФ; точно такие здесь исследуются, их номера 2-5 и 2-3):
Кроме того, конденсаторы разных типов (а типов этих промышленность выпускает немеряно! причем непонятно, в чем между ними разница, в справочниках - на эту тему ни гу-гу) могут иметь разные свойства.
Важно! Все конденсаторы измерены практически в одинаковых условиях (напряжение/частота)!
Поэтому все измерения сводим в общую таблицу (Внимание! на фото в таблице масштаб не соблюден! Реальные размеры - см. общее фото!).
№ п/п | Емкость | Внешний вид | Кг, К'г | Спектр искажений (в %) | ТКЕ, %/градус |
1-1 | 1 мкФ | Кг = 2,7% К'г = 6,5% | -1,7 | ||
1-2 | 1 мкФ | Кг = 0,64% К'г = 2,2% | -1,15 | ||
1-3 | 1 мкФ | Кг = 0,51% К'г = 1,15% | -1,05 | ||
2-1 | 0,1 мкФ | Кг = 1,57% К'г = 4,3% | -0,59 | ||
2-2 | 0,1 мкФ | Кг = 0,68% К'г = 1,4% | -1,4 | ||
2-3 | 0,1 мкФ | Кг = 0,44% К'г = 1,16% | -1,73 | ||
2-4 | 0,1 мкФ | Кг = 0,51% К'г = 1,27% | -1,15 | ||
2-5 | 0,1 мкФ | Кг = 0,026% К'г = 0,057% | -0,18 | ||
3-1 | 0,022 мкФ | Кг = 1,17% К'г = 6,5% | |||
3-2 | 0,022 мкФ | Кг = 0,88% К'г = 2,1% | |||
3-3 | 0,022 мкФ | Кг = 0,16% К'г = 0,36% | -0,094 | ||
10 нФ | Кг = 0,08% К'г = 0,18% | -0,078 | |||
5,6 нФ | Кг = 0,0023% К'г = 0,009% | -0,1 | |||
3 нФ | Кг = 0,0018% К'г = 0,007% | ||||
2,4 нФ 1,5 нФ 750 пФ | Кг = 0,0017% К'г = 0,007% |
Значения ТКЕ я измерил не для всех конденсаторов, но и этих чисел достаточно для предварительных выводов. Знак "минус" означает, что с ростом температуры емкость падает.
|
Выводы
1. Действительно, чем больше емкость и при этом чем меньше габариты, тем хуже линейность. Вот зависимость искажений от емкости для конденсаторов К10-17а, имеющих корпуса практически одинаковых размеров:
2. Конденсаторы небольшой емкости (менее 5 нФ) имеют хорошую линейность. Причем их искажения (в пределах моей погрешности измерений) от емкости не зависят. Наверное, там используется другой диэлектрик?
3. Конденсаторы в больших корпусах более линейны. Сравните 2-3 и 2-5 (именно они показаны в разломанном виде на фото вверху). Объем корпуса, а главное - объем "кристалла" в несколько раз больше, и искажения различаются более чем на порядок!
4. Конденсаторы разных типов имеют разные характеристики при одной и той же емкости. (Ну это и так понятно, непонятно зачем их столько разных вообще выпускают?!)
5. Интересно, что же происходит в SMD конденсаторах, которые еще меньше по размерам?
6. Зависимость "чем лучше ТКЕ, тем лучше линейность" (а это широко распространенное мнение) в общем случае подтверждается, но не совсем однозначно. Где-то так, а где-то и наоборот. По-видимому все зависит от свойств диэлектрика, причем если ТКЕ нормируется производителями и ТУ, то линейность - нет. Но чтобы хорошенько разобраться в вопросе, нужно провести много экспериментов с конденсаторами разных групп ТКЕ, а это пока не представляется возможным.
|
7. Качество звучания усилителя с проходыми керамическими конденсаторами большой емкости будет подпорчено.
Что делать?
Один из двух "классических русских вопросов" (второй вопрос: "Кто виноват?").
- По возможности меньше пользоваться керамическими конденсаторами в тракте сигнала (да и питания). Пленочные - лучше.
- Если же пользоваться - то не гнаться за миниатюрностью. С другой стороны, не нужно впадать в крайности и использовать огромные высоковольтные конденсаторы, все должно быть разумно. Огромные и высоковольтные могут быть сделаны из какой-то специальной керамики, которая может оказаться еще хуже "обыкновенной".
- Конденсаторы малой емкости (< 2000 пФ) ведут себя пристойно. Но за все их типы я не ручаюсь.
Но все не так плохо, как кажется на первый взгляд. Даже с плохими конденсаторами можно иметь дело, приняв меры, чтобы не испортить ими звук (разве что совсем чуть-чуть). Об этом обязательно, но позже. Продолжение следует!