Инновационная политика при переходе к экономике знаний




Введение

 

Проблема инновационных технологий в 21 веке: останутся ли США лидером одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема курсовой работы актуальна потому, что экономический бум 90-х гг. объясняется технологическими изменениями в обществе - инновациями, приведшими к появлению новых и улучшенных производственно-потребительских продуктов и услуг с меньшими затратами ресурсов.

Технологические изменения затронули область торговли (Интернет-торговля), банковскую сферу и производство продуктов питания и лекарств с заданными свойствами (новейшие биотехнологии), позволили расширить уровень автоматизации в промышленности (промышленные роботы), создали новые формы досуга (например, развлекательные системы, использующие цифровые видеодиски), а также привели к появлению новых методов проведения самих научных исследований (например, создание виртуальных лабораторий). Американские эксперты в области науковедения считают, что многие инвестиции, сделанные в развитие новых технологий 90-х гг., так оживившие экономику США, являются лишь "прелюдией" к дальнейшему прогрессу науки и технологий.

Вполне уместными считаются сомнения о том, что в этих условиях США, когда они являются такой сильной в экономическом и технологическом плане державой мира, могут потерять свои позиции мирового лидера НТП.

Сегодня в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто не только быстрее и качественнее производит новые знания и технологии, но тот, кто быстрее сможет воплотить их в конкретный продукт и выйти с ним на мировой рынок. Именно в плане сопоставления уровней инновационной способности нации, отдельных отраслей и компаний следует рассматривать сегодня угрозы американскому лидерству в мире со стороны стран южно-азиатского региона - Сингапура, Южной Кореи, Китая, Японии и Индии, а так же ряда европейских стран - Швеции, Люксембурга и Дании.

Инновационная способность играет доминирующую, а возможно, и решающую роль, в определении круга тех участников конкуренции, кто будет процветать на мировой арене. Для компаний инновации создают стратегические преимущества в наиболее конкурентных областях. Для стран способность эффективно использовать инновации не только для достижения национальных целей (национальная безопасность, здравоохранение и защита окружающей среды), но и для повышения производительности труда и привлечения международных инвестиций, является ключом к постоянному улучшению уровня и качества жизни. Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.

Теоретические основы инновационной политики, ее сущность и содержание рассматриваются в работах И. Шумпетера, М. Портера, Д. Белла, П. Друкера, Б. Санто, А. Клайнкнехта, К. Опенлендера, Б. Твисса, Г. Менша, Э. Денисона, В.Ж. Келле, и других авторов.

Организационно-экономические и правовые основы инновационной политики явились предметом исследования в трудах Н.В. Бекетова, В.В. Иванова, И.Г. Дежиной, В.В. Новохатского, В.Г. Цогоева и других исследователей. Механизм реализации инновационной политики и инновационное программирование как концентрированное выражение инновационной политики анализируется в работах В.Т. Буглаева, Д.И. Кокурина, Р.Т. Некрасова, К.И. Плетнева, В.П. Ващенко, В.П. Проха, А.Г. Свинаренко, И.В. Сычевой, В.И. Фадеева, Ю.В Яковца и других авторов.

Мировой опыт формирования и осуществления инновационной политики раскрыт А.Н. Авдуловым, Г.М. Андрощук, Д.М. Гвишиани, В.П. Заварухиным, A.M. Кулькиным, А.П. Патроном, В. А. Федоровичем и другими учеными.

Российский опыт формирования и осуществления инновационной политики исследовали Ю. Афанасьева, Н.В. Бекетов, Л.Н. Дробышевская, В.В. Иванов, А. Семенова, И.В. Шевченко и др.

Так же в РФ разработан целый ряд нормативных документов, регламентирующих инновационную политику государства.

Цель работы - определить проблему инновационных технологий в 21 веке.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение и важность инновационной политики в современных условиях;

2. Определить специфику инновационной политики при переходе к экономике знаний;

. Провести сравнительный анализ инновационных технологий в 21 веке на примере РФ и США;

. Оценить перспективы виденья на данную проблему и найти пути ее разрешения.

. Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.

Объект исследования - инновационные технологии в 21 веке.

Предмет исследования - современные мировые процессы развития науки.

В работе использовались следующие методы исследования: системный анализ (научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы) и сравнительный анализ (анализ сопоставимых данных с целью сравнения характеристик сопоставимых объектов).

Структура курсовой работы состоит из двух глав, введения и заключения, списка литературы. Всего 33 стр.


Глава 1. Феномен инновационной политики в современном мире

1.1 Определение понятия "инновационная политика государства"

 

Как самостоятельное направление государственной политики целенаправленное стимулирование нововведений - так называемая "инновационная политика" - сформировалась в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века. Термин "инновационная политика" был впервые использован в известном "докладе Charpie" ("Технологические нововведения: управление и условия осуществления"), подготовленном Министерством торговли США в 1967 году. На сегодняшний день указанная политика охватывает собой широкую совокупность самых различных мероприятий органов государственной власти (научно-технических, налоговых, производственных, управленческих, юридических, контролирующих и иных), ориентированных на целенаправленное стимулирование инноваций.

Инновационная политика внутренне связана с научно-технической, ориентированной на формирование условий для создания продукта, потенциально способного стать инновацией. В то же время более широкое содержание первой обусловливается тем, что инновационная политика как бы включает в себя научно-техническую, поскольку охватывает сферу не только создания инновационного продукта, но и его возможной коммерциализации, производственного применения. По мысли В.Ж. Келле, инновационная политика выполняет интегративную функцию, поскольку она направлена на объединение в единый комплекс научно-технической и производственной сфер в деле создания и применения в производстве новых технологий, а также самого инновационного продукта.

Кроме того, инновации могут не только создаваться силами научно-технического потенциала страны, но и также закупаться за пределами страны, а также добываться посредством осуществления соответствующей разведывательной деятельности. Как следствие этого, содержание понятия "государственная инновационная политика" включает в себя волевую деятельность государства, ориентированную на обеспечение задействования обозначенных источников поступления инноваций в экономику страны.

Таким образом, инновационная политика является более широким понятием, чем научно-техническая. Это, в свою очередь, не позволяет согласиться с мнением В.К. Матюшевской, трактующей инновационную политику как часть научно-технической политики страны.

Инновационная политика при переходе к экономике знаний

 

Во второй половине прошлого века были созданы предпосылки к формированию нового типа общества - постиндустриального, и наиболее развитые страны (в первую очередь США) начали переход к его формированию. В условиях постиндустриального общества принципиально меняется роль знаний - они становятся полноценным товаром и постепенно превращаются в стратегический ресурс, обеспечивающий дальнейшее развитие общества. Иначе говоря, наука уже не является "средством удовлетворения любопытства ученых за счет государства", а трансформируется в самостоятельную производительную силу. Это в равной степени относится как к прикладной, так и к фундаментальной науке. Такое, парадоксальное на первый взгляд, утверждение на самом деле вытекает из того факта, что фундаментальная наука является тем производителем знаний, без которых невозможно обеспечить современный уровень образования и разработку конкурентоспособных технологий. Таким образом, экономика постиндустриального общества может быть определена как инновационная экономика или экономика знаний.

Переход к постиндустриальному обществу вовсе не означает уменьшение роли материального производства. Более того, оно должно и дальше интенсивно развиваться, используя качественно новые фундаментальные научные результаты для разработки принципиально новых технологии, позволяющие с одной стороны получить качественно новые продукты, а с другой уменьшить издержки, в первую очередь энергетические, на их производство.

Интенсивное развитие информационных технологий и как следствие взрывное увеличение объема получаемой информации, требуют реформирования всей системы образования, поскольку классическая система подготовки специалистов, да и вообще образованных людей, уже не может в полной мере обеспечить потребности общества.

Формирование экономики знаний требует и соответствующих структурных изменений, в частности институциональной основой экономики должна стать национальная инновационная система.

Таким образом, в настоящее время назрела необходимость в разработке новых принципов формирования и реализации государственной социально-экономической политики, которая, по сути, должна носить инновационный характер и способствовать решению основной задачи - повышению качества жизни.

Особую роль при формировании инновационной политики играет модель инновационного процесса, которая закладывается в общую идеологию.

В настоящее время уже стало общепринятым, что инновационный процесс наиболее корректно описывается нелинейными моделями. При этом большинство исследователей сходятся во мнении, что собственно инновационный процесс включает пять основных фаз - фундаментальные и прикладные исследования, мелкосерийное производство, массовое производство, реализация продукции, а также ресурсную составляющую. Существующие модели, как правило, исходят из того, что в результате инновационной деятельности будут созданы конкретные технологии высокотехнологичная продукция. Такой подход вполне правомерен для индустриального общества. Однако в условиях постиндустриального общества необходимо говорить об инновациях и инновационном процессе в более широком плане, поскольку речь идет о повышении качества жизни, инновационная деятельность уже выходит за рамки индустриального понимания инновации и распространяется на такие сферы как образование, медицина, культура и т.д.

При формировании инновационной политики следует учесть и то обстоятельство, что собственно инновационная деятельность осуществляется на шести уровнях, специфика которых также должна быть учтена. Таким образом, современная инновационная политика должна включать, по крайней мере, следующие направления:

общее образование и подготовка специалистов для нужд экономики страны;

опережающее развитие научно-технического потенциала и в первую очередь сектора фундаментальных исследований;

развитие высокотехнологичных производств;

инновационное развитие территорий, как в масштабах регионов, так и локальных;

ресурсное, прежде всего финансовое, обеспечение инновационной политики.

Система приоритетов современной инновационной политики формируется на основе научно-технологического прогнозирования и включает как приоритеты, обеспечивающие повышение качества жизни, в широком смысле этого слова (здравоохранение, образование, культура, безопасность и т.д.), так и приоритеты научно-технологического развития, которые на начальной стадии играют большую роль.

Таким образом, термин "инновационная политика", как самостоятельное направление государственной политики целенаправленное стимулирование нововведений сформировался в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века.

Особую роль в настоящее время при формировании инновационной политики играет модель инновационного процесса, которая закладывается в общую идеологию. Система приоритетов современной инновационной политики формируется на основе научно-технологического прогнозирования и включает как приоритеты, обеспечивающие повышение качества жизни, так и приоритеты научно-технологического развития, которые на начальной стадии играют большую роль.

 


Глава 2. Сравнительный анализ инновационных технологий в 21 веке на примере РФ и США



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: