Правовой режим безналичных расчетов




 

Денежное обращение — движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Существует два вида денежного обращения:

Обращение наличных денег, т.е. денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы). Правовое регулирование организации наличных расчётов осуществляет Национальный банк РБ.

Безналичное денежное обращение. Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации, либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют. Правила осуществления операций с электронными деньгами описываются в постановлении правления национального банка Республики Беларусь «об утверждении правил осуществления операций с электронными деньгами» от 26 ноября 2006г. №201.

Операции с электронными деньгами включают в себя эмиссию, распространение, использование, погашение электронных денег. Эмиссия - деятельность эмитента по выпуску электронных денег в обращение путем их обмена на наличные или безналичные денежные средства с предоставлением возможности их погашения; распространение - деятельность агента по выдаче электронных денег в обмен на наличные или безналичные денежные средства; погашение - операция обмена электронных денег на наличные или безналичные денежные средства; использование электронных денег - передача электронных денег держателем другому лицу в оплату за товары, работы, услуги, а также при совершении иных гражданско-правовых сделок в соответствии с законодательством Республики Беларусь и т.д.

Для осуществления безналичных расчётов клиенту необходимо открыть счёт в банковском учреждении, т.е. заключить договор банковского счёта. В соответствии с действующим законодательством могут быть открыты следующие виды счетов:

1. Текущий (расчётный) счёт

По договору текущего (расчётного) банковского счёта одна сторона (банк) обязуется открыть другой стороне (владельцу счёта) текущий (расчётный) счёт для хранения её денежных средств, зачисления на этот счёт денежных средств, поступающих в пользу владельца счёта, а также обязуется выполнять поручения владельца счёта о перечислении и выдаче соответствующих денежных средств со счёта, а владелец счёта предоставляет банку право использовать временно свободные денежные средства, находящиеся на счёте, с уплатой процентов, определённых законодательством Республики Беларусь или договором, а также уплачивает банку вознаграждение за оказываемые ему банком услуги. Владельцами счёта по договору текущего (расчётного) банковского счёта могут быть физические и юридические лица.

2. Временный счёт

По договору временного счёта банк обязуется открыть строящемуся объекту банковский счёт на срок до ввода предприятия в эксплуатацию, учредителями (участниками) создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций – для формирования ими уставных фондов, а также увеличения уставных фондов созданных коммерческих и некоммерческих организаций до размеров, установленных законодательством Республики Беларусь.

3. Контокоррентный счёт

По договору контокоррента банк обязуется осуществлять на счёте-контокорренте операции по расчётному и кредитному обслуживанию.

4. Корреспондентский счёт

По договору корреспондентского счёта банк-корреспондент обязуется открыть банку или небанковской кредитно-финансовой организации – владельцу счёта корреспондентский счёт для хранения его денежных средств, поступающих владельцу счёта, а также выполнять поручения (распоряжения) владельца счёта о перечислении и выдаче соответствующих денежных средств со счёта в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

5. Благотворительный счёт

По договору благотворительного счёта банк обязуется открыть физическому или юридическому лицу банковский счёт для сбора, хранения и использования денежных средств, поступающих в виде безвозмездной помощи или пожертвований в целях проведения благотворительных акций.

6. Карт-счёт

По договору карт-счёта банк обязуется открыть физическому или юридическому лицу банковский счёт для отражения операций, осуществляемых ими с использованием банковских пластиковых карточек.

В Республике Беларусь владельцами счетов могут быть юридические лица независимо от организационно-правовых форм, их филиалы, представительства, имеющие отдельный баланс, предприниматели без образования юридического лица, физические лица.

Предприятия, предприниматели, физические лица самостоятельно выбирают банк для расчётно-кассового обслуживания. Юридические лица и предприниматели вправе открыть в одном из банков текущий счёт в белорусских рублях и один текущий счёт в иностранных валютах. При открытии текущего счёта в иностранных валютах на каждый вид иностранной валюты открывается отдельный лицевой счёт. Открытие нескольких текущих счетов в иностранных валютах в различных учреждениях банков допускается с разрешения Национального банка Республики Беларусь.

Юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю для открытия текущего расчётного счёта необходимо предоставить следующие документы:

1) заявление на открытие счёта по установленной форме;

2) копия документа о государственной регистрации, которая должна быть удостоверена нотариально;

3) два экземпляра копий учредительных документов, при этом на одном из них должен быть проставлен штамп регистрирующего органа, а другой удостоверен нотариально. Уполномоченный работник банка делает отметку об открытии текущего счёта с указанием его номера, даты открытия на обоих экземплярах, после чего один экземпляр, на котором проставлен штамп регистрирующего органа, возвращается владельцу счёта, а второй остаётся в банке в деле по оформлению счёта;

4) дубликат извещения о присвоении УНП (учётный номер плательщика). Открытие счетов по копиям, ксерокопиям дубликата извещения о присвоении УНП не допускается. При открытии счёта не допускается внесение каких-либо изменений в дубликат извещения о присвоении УНП. Дубликат извещения о присвоении УНП действителен до закрытия счёта в банке;

5) справка органов фонда социальной защиты населения о регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов и иных платежей;

6) карточка с оттиском печати и образцами подписей предпринимателя, должностных лиц предприятия, имеющих право распоряжаться счётом, подлинность которых удостоверена нотариально;

По текущему (расчётному) банковскому счёту банк осуществляет следующие операции:

· зачисление поступивших на имя владельца счёта денежных средств;

· перечисление со счёта денежных средств;

· иные операции, предусмотренные законодательством РБ или договором текущего (расчётного) банковского счёта;

При переоформлении счетов в связи с реорганизацией предприятия предоставляются такие же документы, как при открытии счёта. При изменении и дополнении учредительных документов владельцем счёта предоставляются копии новых учредительных документов, удостоверенные нотариально. При изменении наименования предприятия, подчинённости в банк предоставляется заявление владельца счёта, уведомляющее об изменениях. В этом случае владельцу счёта выдают новую карточку с образцами подписей и оттиска печати.

Указанные документы должны быть предоставлены со дня:

· реорганизации;

· регистрации переименования;

· изменения подчинённости;

· изменения или дополнения учредительных документов;

Текущие и другие счета предприятий закрываются при условии:

· на них не наложен арест;

· отсутствуют предписания и претензии к счёту;

· отсутствует задолженность фонду социальной защиты населения;

Если эти условия соблюдаются, то счёт может быть закрыт в следующих случаях:

1) по решению владельца счёта в сроки, согласованные с обслуживающим банком;

2) непредоставления в месячный срок копии новых учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации, а также новой карточки с образцами подписей и оттиска печати при изменении распорядителей кредитов;

3) по решению собственника или органа, создавшего предприятие;

4) при переходе владельца счёта на обслуживание в другой банк в сроки, согласованные между банками. Этот срок не может превышать 10 рабочих дне. При этом все документы во вновь избранный клиентом банк передаются на основании акта приём-передача. Остаток средств клиента перечисляются во вновь избранный клиентом банк не позднее следующего после передачи документов рабочего дня;

5) при ликвидации предприятия после завершения работы ликвидационной комиссии;

6) при отсутствии средств на счёте в течение трёх месяцев;

7) при отсутствии движения по счёту в течение трёх месяцев. Остаток средств по счёту клиента перечисляется вышестоящей организации или зачисляется банком на счёт «Расчёты с прочими кредиторами»;

8) отмены уполномоченными органами решения о государственной регистрации предприятия;

Банк вправе приостановить расчётные операции по счетам клиентов (кроме платежей в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды) в следующих случаях:

1) несвоевременного прохождения перерегистрации;

2) непредоставления клиентом всех необходимых для открытия и ведения счёта документов;

3) разногласий между распорядителями кредитов, обладающих правом первой подписи, по заявлению кого-либо из них.

Выдачу денежных средств, а также безналичные перечисления с расчётного счёта банк осуществляет, как правило, на основании распоряжения (приказа) предприятия (владельца расчётного счёта) или с его согласия (акцепта). Безналичные расчёты проводятся на основании платёжных инструкций клиента. Вид, форма и обязательные реквизиты платёжных инструкций устанавливаются национальным банком.

В соответствии со ст. 232 Банковского кодекса РБ платежные инструкции могут быть выданы посредством:

представления расчетных документов (платежного поручения, платежного требования, платежного требования-поручения);

использования платежных инструментов при осуществлении соответствующих операций (чека, банковской пластиковой карточки, других инструментов);

представления и использования иных документов и инструментов в случаях, предусмотренных Национальным банком.

Расчёты платёжными поручениями проводятся в соответствии с платёжными инструкциями, согласно которым один банк (банк-отправитель) по поручению клиента (плательщика), счёт которого находится в данном банке, осуществляется за вознаграждение перевод денежных средств в другой банк (банк-получатель) лицу, указанному в поручении (бенефициару).

Если счета плательщика и получателя платежа находятся в одном банке, то банк-отправитель и банк-получатель совпадают в одном лице. Бенефициар при расчётах платёжными поручениями не имеет права требовать от банка-отправителя проведения платежа.

Платёжное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателей денежных средств к плательщику об уплате определённой суммы через банк. Форма расчётов платёжными требованиями определяется в договоре между плательщиком и получателем денежных средств и применяется для расчётов за отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги).

Платёжное требование-поручение является платёжной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара, провести платежи по другим операциям на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчётных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.

Чеком признаётся ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя провести платёж указанной в нём суммы чекодержателю. В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путём выставления чеков. Отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается.

Под банковскими пластиковыми карточками понимаются карточки национальной (международной) системы расчётов, использующей карточки в качестве платёжного средства, и частные банковские карточки.

Банковская пластиковая карточка – персонифицированное либо неперсонифицированное средство проведения безналичных платежей за товары и услуги, получения наличных денег и осуществления иных операций, предусмотренных законодательством РБ.

Аккредитив – обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента (приказодателя) об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), должен провести платежи получателю денежных средств (бенефициару) либо оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) провести платежи получателю денежных средств либо оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель. Исполнение аккредитива может осуществляться путём платежа по предъявлении либо платежа с рассрочкой, либо акцепта, либо учёта переводного векселя.

Аккредитив представляет собой обособленное от договора купли-продажи или иного договора соглашение, в котором предусмотрена эта форма расчётов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: