План
1.Общение и информационный обмен.
2.Городские агломерации. Системы расселения.
3.Трудовые, культурно-бытовыеи информационные связи населения.
Общение и информационный обмен.
@ Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классы, группы, личностей). Общение реализуется в обмене деятельностью, результатами деятельности, информацией.
Например, в градостроительстве это потоки пешеходов, пассажиров, грузов, энергии, информации, определяемых размещением и взаимосвязью разных функциональных элементов города, систем расселения.
Или еще можно сказать что обмен – это особый вид деятельности, играющем системоформирующую роль в развитии расселения, поселений, формирования зданий.
Важной задачей социологии является определение закономерностей и параметров обмена с целью выявления требований к сближению и кооперирования одних видов деятельности и изоляции других, что в свою очередь позволить формировать территориальные общности соответствующих градостроительных
объектов (микрорайон, жилой район, городские и сельские поселения, локальные и региональные системы расселения).
Систему общения можно рассмотреть по иерархической «лестнице»:
1.На верхних масштабных уровнях, социальным обменом является общечеловеческое взаимодействие в решении глобальных проблем (экологических, экономических, политических и т.д.);
2.Уровень локальных систем расселения (агломерации, ГСНМ): решается вопрос развития межселенных передвижений населения с учетом трудовых и культурно-бытовыхсвязей;
3.Город (третий уровень формирования территориальных общностей людей): перемещение населения определяется повседневным циклом потребностей;
4.В жилых комплексах и общественных центрах, зонах предназначенных для отдыха и/или труда организуется лишь «фрагмент» полного цикла;
5.А в отдельных зданиях роль функциональных связей проявляется в требовании компактности коммуникационных зон по отношению к целевым зонам.
Структура территориального обмена сказывается на формировании градостроительных комплексов. Каждый вид деятельности определяет специфические требования каждого вида деятельности к раз-
мерам и характеру используемой территории.
Городские агломерации. Системы расселения.
Основные показатели расселения:
1.Интенсивность производственных, научных,социально-культурных,административнохозяйственных взаимосвязей между населением;
2.Степень взаимосвязи мест проживания с основными местами приложения труда;
3.Соотношение численности населения проживающего в населенных пунктах различной величины;
4.Плотность населения (брутто, нетто);
5.Плотность сети городских и сельских поселений;
6.Уровень жилищной обеспеченности и общественного обслуживания;
7.Степень благоприятности санитарно-гигиеническихусловий и состояния окружающей среды;
КЛАССИФИКАЦИЯ РАССЕЛЕНИЯ
По видам
1.Городское;
2.Сельское
3.Вахтовое или временные поселения.
По формам расселения
1.Автономная
2.Групповая
По конфигурации
1.Сосредоточенные (концентрированные)
2.Рассредоточенные (дисперсные)
При групповой системе расселения населенные пункты тяготеют к одному крупному. В этом случае образуется агломерация. Различают агломерации
-полицентрические (центр тяготения населенные пунктов превосходит все остальные более чем в 10 раз);
-моноцентрические (центр тяготения населенные пунктов примерно одинаков по площади и численности населения с прилегающими к нему населенными пунктами).
Трудовые, культурно-бытовыеи информационные связи населения.
Значительную роль в развитии расселения играют связи населения. Эти связи являются решающими в пространственной организации жилого комплекса, да и города в целом.
Производственные связи регулируются грузопотоком и практически не имеют ограничений в дальности и времени перевозок, а связи населения имеют ограничения, которые в градостроительстве характе-
ризуются понятием «транспортная усталость».
Специфика сферы социального воспроизводства, связанная с обязательностью личного участия человека в многообразных процессах жизнедеятельности, с необходимостью межличностных контактов заставляет искать оптимум в пространственной организации и социальными затратами связанными с передвижением населения.
На каждом этапе проектирования можно зафиксировать границы максимального размещения пространственных связей, которые выражают наиболее высокую степень пространственной интеграции деятельности в сфере потребления. Эту границу в градостроительстве принято определять понятием «транс-
Портная доступность».