Представление о себе (ЭГО).




Осознаваемая часть психики, согласно К.Г. Юнгу имеет ЭГО (наши представления о себе) и ЛИЧНОСТЬ (как мы представляем себя обществу). Интегральная личность человека состоит из многих субличностей, воплощающих отдельные качества, отдельные жизненные программы. Эти субличности могут находиться в разных взаимоотношениях друг с другом (гармонии, взаимоподстраховке или компенсации, конфликта).

З А Д А Н И Е. Кратко перечислите свои представления об основных чертах Вашего характера. В качестве помощи можно использовать некоторые характеристики, предлагаемые Вашим гороскопом. Используйте полученные данные при обсуждении результатов тестирования 2.2 и 2.3.

2.2. Исследование ЭКСТРАВЕСИИ-ИНТРОВЕРСИИ И НЕЙРОТИЗМА (опросник АЙЗЕНКА)

Экстраверсия – направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия – направленность личности на ее внутренний мир, нейротизм – понятие, синоним тревожности, - проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, возбудимость, депрессивность.

Эти свойства, составляющие структуру личности по Айзенку, генетически детерминированы. Их выраженность связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения – торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации. Так экстраверт, по сравнению с интровертом, труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т.п.

Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

У интроверта преобладают следующие особенности поведения: он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны, Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен, не любит волнения, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.

На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) – находятся так называемые нейротики, которые отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. Другой полюс нейротизма (низкие оценки) – это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью.

Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента – холерическим, сангвиническим, флегматическим, меланхолическим – отражается «в круге Айзенка». При анализе результатов эксперимента следует придерживаться следующих ориентиров:

Экстраверсия 12 – среднее значение; >=15 – экстраверт, >=19 яркий экстраверт; < 9 – интроверт; < 5 – глубокий интроверт.

Нейротизм: 9-13 среднее значение; >=15 – высокий уровень нейротизма; >= 19 –очень высокий уровень; < 7 низкий уровень нейротизма.

Ложь <=4 – норма; > 4 – неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение.

З А Д А Н И Е. На основании полученных данных составить заключение. Оценить уровень показателей, тип темперамента, по возможности дать рекомендации, где, например, указываются пути самокоррекции тех свойств личности, показатели которых оказались либо чрезмерно высокими, либо, напротив, крайне низкими. Перенести результаты исследования в отчет.

2.3 ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ (ОПРОСНИК СПИЛБЕРГЕРА, адаптирован Ханиным)

Измерения тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной, деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

ЛИЧНОСТНАЯ тревожность - Лтр устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать многие жизненные ситуации как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность Лтр активизируется при восприятии стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

СИТУАТИВНАЯ, или РЕАКТИВНАЯ тревожность - Ртр как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Если психологический тест выявляет высокий показатель Лтр, то это дает основание предполагать появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, и особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

З А Д А Н И Е. Составить заключение. Оценить уровень показателей, по возможности дать рекомендации, где, например, указываются пути самокоррекции тех свойств личности, показатели которых оказались либо чрезмерно высокими, либо, напротив, крайне низкими. Перенести результаты исследования в отчет.

2.4. Хронотип. Основой периодических изменений функций организма человека являются суточные биоритмы. Благодаря им человек может напряженно работать в часы оптимального состояния организма, используя периоды относительно низкого функционирования для восстановления сил. Выделяют три основных типа суточной активности: жаворонок – активность выражена в утренние часы; сова – вечерний тип активности; переходный. Обоснуйте субъективную оценку типа суточной активности, сравните с результатами исследований показателей (глава 3).

2.5. Метеозависимость. Отразите зависимость настроения, самочувствия, болезненных состояний от погодных, сезонных изменений. Обоснуйте субъективную оценку типа метеозависимости. Проведите сравнение с результатами исследований функциональных показателей (глава 3).

 


3. Функциональные показатели здоровья.

Самочувствие - как субъективная самооценка изменений (+/-) относительно среднего (0) состояния здоровья: - (физический -. __, психо-эмоциональный - тонус; болезненные состояния - _ _).

Структура суточного ритма (самочувствие, температура- Т,о С, ЧСС-сидя, АД)

 

Диапазон показателей индивидуальной НОРМЫ

Границы значений нормы:

___________________________________________________________

сниженное | нижнее среднее верхнее | повышенное

-----------------------------------------------------------------------

Т,о С:

Утром (7-8)

36.0 36.2 36.3 36.6 36.7

36.5 36.6 36.8 37.2 37.6

Вечером (17-19)

АД (мм.рт.ст.):

- 90/60 115/70 125/75 130/85

 

ЧСС (уд./мин.) в положениях:

Сидя - 62 68 76 90

Лежа - 56 60 68 82

________________________________________

Реактивность ССС: (варианты выводов)

Выраженная (рис 2.6 и 2.7 – изменения ЧСС более 20 уд/мин)

Умеренно выраженная - (изменения ЧСС от 10 до 20 уд/мин)

Слабо выраженная - (рис 2.8 изменения ЧСС менее 10 уд/мин)

Адаптация ССС: (варианты выводов)

Хорошая (рис 2.6) - максимум ЧСС на 10-11 часов, второй подъем на 17-19 часов меньше максимума, ко сну ЧСС снижается, также график температуры (рис 2.5); признаки умеренных нарушений адаптации (2.6-вторая кривая и 2.8); выраженная дезадаптация (2.7) -сниженная ЧСС утром, рост ЧСС и АД к вечеру.

 

В современных методах диагностики и прогнозирования состояния адаптационных возможностей организма сложились два основных подхода:

1. Полипараметрический. Этот подход предполагает совместную оценку множества показателей: - физиологических (антропометрии, АД, ЧСС, дыхания, температуры, формулы крови и т.д.); - индивидуально-типологических свойств нервных процессов (различные виды тестирования, самооценки и т.д.). В сумме эти данные составляют индивидуальный психофизиологический портрет. При этом, чаще всего, используются статические показатели, полученные однократно, либо в небольшом наборе проб (в лучшем случае с указанием интервала их изменений, соответствия представлениям о средней норме). В основном, такой подход используется в медицине.

2. Волновой. В характере временных изменений даже ограниченного числа исследуемых параметров как в голографической картине проявляются адаптационные свойства целостного организма. В этом подходе простое соответствие индивидуальных параметров интервалу средней нормы недостаточно и требуется исследование характера адаптационных изменений с учетом биоритмов, на фоне различных тестовых нагрузок.

В нашем исследовании используются оба подхода. На странице 2 отчета приведен бланк для оформления результатов исследования изменений параметров преимущественно волнового характера.

1. В графиках 2.1, 2.2-нижняя часть, 2.3, 2.4 необходимо различными цветами отразить усредненное субъективное восприятие самочувствия как изменений (+/-) относительно среднего (0) состояния здоровья: - (физический -., психо-эмоциональный - тонус; болезненные состояния -) в различные интервалы времени: - ГОД (усреднение за последние 1-2 года); - около месячный цикл (за время проведения измерений температуры тела 2.2); - неделя (усредненная рабочая неделя); - день (усредненный рабочий день). Субъективная самооценка самочувствия позволит: - 1. Отметить индивидуальные особенности адаптации организма в различных биоритмологических циклах. 2. Обратить внимание на вероятную связь между работоспособностью, настроением и появлением болезненных состояний (головные боли, различные недомогания, снижение иммунитета к простудным заболеваниям) в различные сезона годового цикла. 3. Выявить появление признаков утомления (как физического, так и эмоционального) в течение рабочей недели. 4. Создать портрет рабочего дня в аспекте адаптации организма к суточному ритму. 5. Выявить связь субъективных оценок и результатов исследования психофизологических показателей. Обратите внимание, что сумма отклонений самочувствия в пределах соответствующего периода дает на графиках 0-вую линию среднего восприятия самочувствия за весь период.

2. Исследования температуры тела Т,о С. графики 2.2, 2.5.

Для здорового организма характерны выраженные ритмические адаптационные перестройки множества физиологических параметров. В частности, в течение суток температура ядра тела может изменяться от 35.8-36.2 о С в 4-5 часов утра до максимальной 36.8-37.2 о С и более в 17-19 часов. Напротив, стабильная на протяжении длительного времени температура указывает на существенные нарушения. В той или иной степени также выражены около месячные изменения температуры (от 0.2 до 1.5-2 о С). Амплитуда изменений может быть связана с понятием реактивности, а характер изменений - с биоритмологической адаптацией организма.

Измерения ядерной (ректальной) температуры сложны, в подмышечной впадине – нестабильны и неточны. Поэтому с целью обеспечения должной точности, воспроизводимости, простоты, уменьшения времени (до 5мин) регистрации применяют способ измерения температуры во рту с использованием электрического, либо стандартного медицинского ртутного термометра (с соблюдением мер антисептики). На рис.2.5 с интервалом примерно через 2 часа в течение дня от момента пробуждения до сна (измерения могут быть проведены в выходной день) нанести полученные значения температуры. В заключение отметить диапазон изменений, время появления минимальных и максимальных значений. Провести повторные измерения в конце учебного цикла. На рис.2.2 нанести результаты измерений утренней (6-8 часов) и максимальной в течение дня (по результатам исследования графика 2.5, например в 18-20 часов). Исследование проводить ежедневно в течение курса (около 2 месяцев). В случае пропуска текущего измерения на рисунке оставить незаполненными соответствующие дни. В заключение отразить диапазон изменений температуры за исследуемый период времени, степень выраженности, амплитуду и период волнового характера изменений, возможное соответствие оценок субъективного самочувствия в фазах изменений температуры.

3. Артериальное давление АД и частота сердечных сокращений ЧСС - доступные, информативные показатели состояния сердечно-сосудистой системы ССС. Среднестатистической возрастной (16-25 лет) нормой АД принято считать диапазон значений от 90/60 до 130/85 мм.рт.ст. Интервал нормы ЧСС ограничивают сниженная (менее 60 уд/мин - брадикардия) и повышенная (более 90 уд/мин - тахикардия) ЧСС. В норме ЧСС в положении лежа меньше чем сидя и стоя на 5-15 уд/мин. Анализ характера амплитудно-временных изменений ЧСС, чаще, и однонаправленных изменений АД в течение суток может быть проведен для оценок реактивности и адаптации ССС к структуре суточного ритма. Примером хорошей адаптации ССС к структуре суточного ритма может служить первая кривая на графике 2.6. Здесь вместе с утренней мышечной активацией ЧСС и АД достигают максимальных в течение дня значений к 10-11 часам. Затем к 14-16 часам наступает закономерный спад активности и примерно в 17-19 часов второй, менее выраженный, подъем активности, связанный с максимальным в течение дня подъемом температуры тела (см. рис 2.5). Период времени от 17 до 19 часов является оптимальным для тренировочных физических нагрузок. Дополнительное повышение температуры тела на фоне нагрузки и ее более выраженный последующий спад в вечернее время формируют условия для хорошего отдыха, снижения активности и дневного возбуждения, перехода к нормальному сну. Хорошо организованный суточный ритм обеспечивает утреннюю активность (увеличение ЧСС и АД) и ее снижение (температура тела, ЧСС, АД) при переходе ко сну. На второй кривой рис 2.6 и рис. 2.8 видны признаки умеренных нарушений адаптации: - постепенно формирующееся запаздывание утреннего подъема активности (на 13 часов); - выравнивание величин утреннего и вечернего максимумов; - менее выраженный спад активности перед сном. Постепенно в условиях сезонных изменений, чрезмерных стрессорных нагрузок могут сформироваться выраженные адаптационные нарушения (рис.2.7) с признаками десинхроноза (нарушениями суточного цикла сна-бодрствования). При этом могут отмечаться: - снижение работоспособности, общего самочувствия; - утренняя вялость, сонливость; - усталость, признаки психоэмоцонального возбуждения во второй половине дня; - появление головных болей либо на фоне утренней слабости, либо – повышенных значений АД вечером; - нарушений сна, снижение настроения, признаки депрессии. Выявленные адаптационные нарушения могут быть скомпенсированы как в профилактических, так и лечебных целях. Для этого необходимо целенаправленно сформировать оптимальный суточный ритм физиологической активности: 1. Повысить утреннюю активность (контрастные душ, обтирания, зарядка, методы неспецифической адаптационной терапии – например, настойка элеотеракокка утром по назначению врача). 2. Выработать правильный режим питания, распорядок дня, отдыха. 3. В вечерние часы (с 17 до 19 часов) регулярно получать тренерующие физические нагрузки, тепловые процедуры. 4. Снизить активность, эмоциональные нагрузки перед сном. 5. Обеспечить стабильное время и должную продолжительность сна.

Исследование типа адаптационной кривой ЧСС необходимо проводить в одинаковых условиях измерения. В спокойном состоянии в положении сидя провести подсчет числа пульсовых сокращений, например, за 30 секунд, полученный результат умножить на два и нанести на график. В начале исследования построить подробную кривую ЧСС с интервалом измерений примерно через 1 час (измерения можно проводить как в домашних, так и рабочих условиях). При повторных сравнительных исследованиях (выходной, рабочий день, в конце курса, всего 3-5 кривых) число измерений можно сократить. При этом основное внимание уделить моментам времени сразу после пробуждения, перед сном, в интервалах появления первого и второго дневных максимумов ЧСС для их выявления. При возможности в это время измерить и АД, как минимум, - утром и вечером (измерения АД могут быть проведены в студенческом здравпункте, либо дома). 2-3 раза провести сравнение ЧСС в положениях лежа и сидя. Заполнить бланк отчета о проведенном исследовании.

 

4. Заключительная часть. Выводы. (на отдельной странице, часть выводов дублируется на бланке 2 отчета).

1. Представление о индивидуальной норме. Например:

Диапазон показателей индивидуальной НОРМЫ

Границы значений нормы:

___________________________________________________________

сниженное | нижнее среднее верхнее | повышенное

-----------------------------------------------------------------------

Т,о С:

Утром (7-8) 36.0 36.2 36.3 36.6 36.7

Вечером (17-19) 36.5 36.6 36.8 37.2 37.6

АД (мм.рт.ст.):

- 90/60 115/70 125/75 135/85

Здесь сниженное и повышенное значения проявляются ухудшением самочувствия (если такое отмечено), остальные показатели составляют интервал индивидуальной нормы.

2. Описание волновых характеристик адаптационных кривых. Например:

Реактивность ССС в структуре суточного ритма: (варианты оценки) - выражена (рис 2.6 и 2.7 – изменения ЧСС более 20 уд/мин), - умеренно выражена (изменения ЧСС от 10 до 20 уд/мин), - слабо выражена (рис 2.8 изменения ЧСС менее 10 уд/мин). Также выражена (варианты) реактивность в суточных изменениях температуры тела. Отмечается удовлетворительная (варианты) адаптация Т-тела и ССС в структуре суточного ритма в начале исследования и признаки умереннных нарушений (варианты) адаптации в конце курса. Также отмечаются соответствующие изменениям самочувствия. Вероятной причиной изменений могут являться сезонная дезадаптация, накопление усталости, не достаточный уровень тренированности, повышенный уровень тревожности (см. результаты теста Спилбергера) и т.д. Около месячные колебания температуры (варианты: - слабо, умеренно, ярко) выражены. Здесь прослеживаются около 2-х недельный и около месячный ритмы (36.6-37.2) в большей степени в показателях вечерней (утренней) температуры (например, рис. 2.2). Чаще при повышении температуры отмечается ухудшение самочувствия, признаки психоэмоцмонального возбуждения, усталость. Повышение температуры в конце курса связано с простудным заболеванием. Выявленный уровень реактивности ССС соответствует (степень соответствия) результатам теста Айзенка (повышенный уровень нейротизма с преобладанием экстравертных черт в большей степени соответствует выраженной реактивности, напротив, низкий уровень нейротизма с преобладанием интроверсии – снижению реактивности). Высокий уровень реактивности (в большей или меньшей степени) в около месячных колебаниях температуры (ЧСС, АД) также связан с проявлениями метеозависимости (отметить выраженность). С целью снижения таких проявлений необходимо понимание индивидуальных типологических и ритмологических особенностей, более интенсивное использование валеологических приемов оздоровления, как в обычные, так и не благоприятные периоды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: