ТЕМА 5. ВИДЫ ПУТЕШЕСТВИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ, ВЪЕЗДНОМ И ВНУТРЕННЕМ ТУРИЗМЕ




 

1. Виды туризма

Международный туризм – система путешествий и туров, действующая на основе межгосударственных договоров. Впервые определение международного туризма было дано Лигой Наций в 1937 г.: «Турист – лицо со следующими характерными признаками: передвижение; временное пребывание в определенном месте; отсутствие связи с трудом и заработной платой». Следует признать, что это определение, насчитывающее 70 лет, вполне применимо и сегодня.

Если говорить конкретно, то международный туризм – это поездки российских граждан за границу и прием иностранных граждан туристскими предприятиями России. Туры в системе международного туризма – одна из важнейших форм современных международных связей и контактов. Международный туризм также дает значительную статью дохода государства. В России на 2008 г. на долю туризма приходилось около 5% общего национального продукта, в то время как в Турции и некоторых других странах туризм приносит более половины валового дохода государства.

Специалисты выделяют в международном туризме определенные приоритетные зоны. Например, те, кто желает отдохнуть у теплого моря и позагорать, едут преимущественно на Кипр, в Болгарию, Турцию, россияне – на Черноморское побережье. Желающие подлечиться европейцы предпочитают минеральные воды и солнце Карловых Вар, россияне едут на курорты Кавказских Минеральных Вод. Любители старинных замков посещают Чехию, Словакию и Беларусь. Лыжные курорты Австрии, Франции, Италии посещают любители горных лыж. Эрудиты и интеллектуалы приобретают туры по Греции, Италии, Египту. Желающие получить новые экзотические впечатления отправляются в Японию, Объединенные Арабские Эмираты, на Шри-Ланку, в страны Океании и Южной Америки.

В международном туризме большое значение имеют памятные даты и праздники. Так, в юбилейный для христианства 2000 г. резко увеличилось число туров в страны Южной Европы. Поток туристов в Германию вырос благодаря проведению там выставки EXPO. Тысячи туристов отправляются в Венецию, Канны, Москву, когда там проводятся престижные кинофестивали. Ежегодно тысячи туристов посещают страны, где проходят международные спортивные соревнования, Олимпийские игры; больше всего туристов привлекают крупные футбольные матчи.

Существенно влияют на потоки туристов и политические факторы. В 1996 г. перед возращением Китаю территории Гонконга подавляющее большинство японских туристов отправилось в путешествия по Гонконгу.

Выездной туризм – деловые, рекреационные, познавательные и другие поездки российских граждан за рубеж – входит в категорию международного туризма. Отличительной чертой выездного туризма является его популярность в любое время года независимо от сезона, но с наибольшим спросом во второй половине лета.

Если в постперестроечные годы большинство российских туристов отправлялось за рубеж в шоп-туры за выгодными покупками (в Болгарию, Польшу, Венгрию, Румынию, Югославию, Монголию), то в XXI в. поездки, как правило, носят развлекательный или познавательный характер: 65% досуг и отдых, 25% частные визиты, 10% деловые поездки.

Длительность выездных маршрутов редко превышает 12 дней.

У россиян наиболее востребованными странами для выездных туров являются: Турция, Италия, Египет, Финляндия, Чехия, Словакия, Таиланд, Испания, Германия, Франция, Кипр.

В последнее время возрос спрос на туры в Объединенные Арабские Эмираты, в Оман, Израиль, Японию, страны Южной Америки и некоторые страны Африки. В среднем за последние 5 лет из России ежегодно отправляются отдохнуть за границу около 8,9 млн человек – очень мало для такой огромной и развитой страны, как Россия. Это объясняется довольно низким уровнем жизни большинства населения страны. Тем не менее число туристов, выезжающих за границу на отдых, с каждым годом увеличивается. По прогнозу специалистов, в 2020 г. 30 млн человек из России совершат туристские поездки в другие страны.

Въездной туризм включает в себя систему мероприятий и туров для гостей России. Из-за долгого существования «железного занавеса», когда СССР был практически закрыт для туристов из других стран, этот вид туризма в настоящее время находится в начальной стадии развития. В Россию более всего стремятся приехать туристы из США, Германии, Японии, Китая, Финляндии, Израиля, Польши; меньше всего наша страна принимает туристов из Южной Кореи и с Кипра.

В среднем ежегодно Россию посещает около 7,5 млн человек. Из них с туристскими целями около 38% (особенно востребованы речные круизы по Волге с развлекательными программами и экскурсиями по городам), с деловыми целями (конференции, симпозиумы, культурные обмены) – 30%, погостить к знакомым и родственникам – 30%, проездом в другие страны – 2%. Наибольшее число туристов приезжает в Россию в августе и начале сентября – около 20% всего туристского въездного потока за год. Холодные русские зимы отпугивают путешествующих американцев и европейцев.

На протяжении 1990-х гг. большую часть всех приезжающих в нашу страну туристов (около 50%) составляли жители стран СНГ. В последнее десятилетие эта доля уменьшилась до 28% вследствие резкого сокращения командировок и других деловых поездок, но возросла доля туристов из стран Западной Европы, Японии и Китая. Наибольшее число приезжих – из Украины, наименьшее – из Киргизии. Преобладают поездки с частными целями, на последнем месте – туристские познавательные туры.

Услугами российских турфирм в настоящее время пользуется примерно 4% всех гостей из других стран. Остальные туристы приезжают в Россию либо частным образом, либо приобретают путевки у себя на родине или у представителей своих фирм в России.

По прогнозу на 2020г., Россия войдет в десятку самых популярных для посещения туристами стран мира: Китай, США, Франция, Испания, Гонконг, Италия, Великобритания, Мексика, Россия (около 50 млн туристов из других стран), Чехия.

Отрицательные факторы, перечисленные ниже, сдерживают развитие въездного туризма в России:

– низкий уровень рекламы как в России, так и за рубежом;

– незаинтересованность туристских фирм в развитии внутреннего туризма по причине более легкого получения прибыли от отправки россиян за рубеж;

– слабое развитие туристской инфраструктуры;

– недостаточный объем полноценной информации об уникальных памятниках природы и истории страны;

– плохие дороги;

– неблагоприятный налоговый режим для инвесторов;

– высокие цены на низкое по качеству обслуживание.

Развитие въездного туризма требует активного продвижения национального российского туристского продукта на международном рынке, в связи с чем туроператоры во въездном туризме должны решать следующие основные задачи.

1) формирование в других странах положительного и привлекательного образа России;

2) предоставление гражданам других стран достоверной и яркой информации об уникальных природных и исторических памятниках России;

3) привлечение инвесторов в область туризма. В настоящее время деньги вкладываются в туристские программы преимущественно Москвы и Санкт-Петербурга, а регионы остаются практически без государственных вложений;

4) разработка новых туристских программ с театрализованными представлениями, массовыми шоу, яркими фестивалями, которые пользуются спросом у зарубежных туристов.

В каждой стране существуют свои традиционные направления в туризме, и опытные туроператоры хорошо знают, какую программу лучше предложить, например, американскому туристу, а какую - японскому. Существенно различаются и приоритеты в индивидуальных и групповых поездках иностранных гостей. Например, японцы любят путешествовать и среди самых интересных туров называют экскурсии по природным заповедникам, посещение исторических и архитектурных памятников в городах, обеды в ресторанах с национальной кухней, общение с местным населением. Американцы на первое место ставят речные круизы, короткие экскурсии по историческим местам и музеям, деловое общение, посещение ресторанов с местной кухней.

Внутренний туризм – это путешествия и экскурсии по природным, историческим, этнографическим и другим памятникам своей страны. Сегодня в России самые популярные туры во внутреннем туризме – это экскурсионные поездки по городам Золотого кольца России, отдых на черноморском побережье, посещение музеев Санкт-Петербурга и лечение в местных санаториях и пансионатах.

За последние 5 лет популярность внутреннего туризма значительно возросла. Около 70% туристских фирм страны считают, что вложения во внутренний туризм довольно быстро приносят дивиденды. Многие турфирмы разрабатывают новые маршруты по России, создают все условия для продвижения их на туристском рынке, учитывая, что отечественные туристы предпочитают речные круизы и автобусные поездки, высокий сезон только в июле и августе, в остальное время года резкий спад спроса.

При разработке внутренних туров следует принимать во внимание рейтинг основных регионов России по экскурсионной направленности:

1. Московская область;

2. Ленинградская;

3. Владимирская;

4. Псковская;

5. Новгородская;

6. Волгоградская;

7. Ярославская;

8. Вологодская;

9. Архангельская;

10. Иркутская.

Ниже приведены рейтинги регионов России в спортивно-туристском и рыболовно-охотничьем туризме.

Рейтинг спортивно-туристских регионов России:

1. Кольский полуостров;

2. Алтай;

3. Северный Кавказ;

4. Северный Урал;

5. Кемеровская область;

6. Западный Кавказ;

7. Забайкалье;

8. Восточный Кавказ;

9. Южный Урал;

10. Центральный Кавказ.

Рейтинг рыболовно-охотничьих регионов России:

1. Архангельский;

2. Карельский;

3. Приморский;

4. Селигер Валдайский;

5. Северо-Уральский;

6. Алтайский;

7. Пермский;

8. Красноярский;

9. Камчатский;

10. Башкирский;

11. Средне- и Нижневолжский.

 

Рекреационные туры

Этот вид туризма включает в себя отдых и лечение и является наиболее массовым в большинстве стран мира.

Специалисты выделяют несколько значений термина «рекреация»:

– восстановление сил человека путем организации активного отдыха;

– развлечение, игра, забава для восстановления физических и психологических сил;

– сфера туризма, предоставляющая туристам возможность активного отдыха.

Согласно статистике, более 90% европейцев покупают рекреационные туры на природу с целью отдохнуть от города, поесть натуральных продуктов и пообщаться с местными жителями. В частности, 65% немцев выбирают рекреационный туризм, потому что устают от повседневного строгого рабочего расписания, 30% французов предпочитают расслабляющий, ни к чему не обязывающий отдых.

Отличительные черты этого вида туризма:

– повсеместность: ресурсом рекреационного туризма является вся территории страны или региона;

– значительная продолжительность тура (не менее 2 недель);

– небольшое число экскурсий по сравнению с другими турами;

– предпочтительное использование авиационных перелетов;

– почти исключительный спрос на двухместное размещение.

Рекреационными сетями называют комплекс расположенных в стране, регионе рекреационных организаций – лечебно-оздоровительных, парковых, туристских. Основным показателем развития рекреационных сетей является число мест в курортных и лечебных учреждениях на 1 тыс. км2 территории.

Большая часть российских санаториев, домов отдыха и пансионатов размещается в уникальных природных местах и ориентирована на прием отдыхающих со всей страны и гостей из-за рубежа. Один из ярких примеров – район Кавказских Минеральных Вод, на курортах которого на протяжении уже почти двух столетий отдыхают и поправляют здоровье люди из самых разных регионов нашей страны.

Важной частью рекреационного туризма являются национальные парки около крупных городов – прогулочно-пейзажные, спортивно-оздоровительные, рыболовно-охотничьи, архитектурно-исторические, аквапарки, агропарки, этнопарки, археологические городища, превращенные в места культурно-познавательного туризма.

К рекреационным зонам отдыха относятся и садово-дачные участки, позволяющие горожанам проводить свое свободное время вдали от загрязненных городов.

Любой отдых, включая рекреационный, подразделяется на три ступени:

– «образ», когда человеческое сознание формирует образ желаемой для отдыха местности и времяпрепровождения;

– «ситуация», когда создается система рекреационных занятий;

– «след», когда определяется эффективность проведенного отдыха на основе сложившихся образов и воспоминаний.

В России на протяжении многих десятилетий рекреационный отдых являлся преимущественно пассивным. В последние годы появился большой выбор рекреационных туров, предлагающих активный отдых; среди них – путешествия по культурно-историческим местам с включением рыбалки на реке, озере или на море.

Особенная отличительная черта рекреационных туров и маршрутов – комбинированность, т.е. сочетание разных видов отдыха (например, пляжного туризма с участием в спортивных соревнованиях и посещением ночной дискотеки). Примером такого тура является путешествие в Кастальскую купель в Геленджике. В экскурсию входит поездка в культурно-оздоровительный центр в можжевеловой роще, отдых и рыбалка на берегу озера.

В Италии предлагается множество рекреационных туров. В туры входит познавательное путешествие по памятникам природы, пляжный отдых в живописных местах, лечебные процедуры, включающие массажные ванны и салоны красоты, и размещение в гостиницах на берегу моря или озера.

Туроператоры Санкт-Петербурга, Москвы, большинства волжских городов устраивают водные экскурсии и круизы на теплоходах, которые весьма популярны, так как спокойный отдых на воде способствует отвлечению от проблем.

Рекреационные туры, приуроченные к праздникам, например новогодние или рождественские экскурсии, включают в себя посещение мест, связанных с историей праздника, участие в новогодних фестивалях, представлениях, посещение дома Деда Мороза и т.д. Во всех европейских странах предлагают экскурсионные маршруты новогодней и рождественской тематики.

Для тех, кто предпочитает религиозный туризм, устраивается рекреационный тур «Православное Рождество в Греции». Участники тура посещают пещеру Петралон, осматривают Салоники, действующие православные монастыри, совершают покупки на рождественских распродажах, заканчивают свой отдых на фестивале в Кастории, где устраивается рождественский карнавал с театрализованными представлениями, конкурсами, аттракционами, дегустацией греческих вин и сладостей.

 

Образовательные туры

Сегодня образовательный туризм чаще использует индивидуальные программы обучения и программы обучения для небольших групп, а образовательные туры часто происходят в рамках культурного обмена.

Самая востребованная страна в сфере образовательного туризма в настоящее время – Великобритания. Туроператоры страны разработали образовательные программы для людей разного возраста и разного материального достатка.

Отличительными чертами этого вида туризма являются:

– преимущественно групповые туры;

– языковая направленность большинства образовательных туров;

– дополнение туров развлечениями и познавательными экскурсиями по специально разработанным программам или по желанию туриста;

– участники туров – преимущественно школьники и студенты;

– высокий сезон в образовательном туризме – летние каникулы;

– появление образовательных туров для людей среднего и пожилого возраста.

Предлагаемые в настоящее время туроператорами образовательные программы подразделяются на несколько направлений.

Языковые центры осуществляют обучение иностранному языку в языковых школах всех желающих в возрасте 16 лет и старше. Большинство центров работает круглогодично и предлагают групповые и индивидуальные заезды. Во многих языковых школах в летнее время организуются популярные среди молодежи каникулярные программы, включающие учебу и отдых, спортивные занятия и познавательные экскурсии. Например, туроператоры Великобритании разработали туры, совмещающие изучение английского с программой по какому-либо отдельному виду спорта – футболу, теннису, плаванию, гольфу, верховой езде. На Мальте можно изучать английский и одновременно совершать подводные погружения или заниматься парусным спортом.

Популярны образовательные туры продолжительностью от 1 недели до 1 года. Специалисты считают самыми эффективными программы от 2 до 8 недель.

Подготовка в университет – обучение при университетах, языковых школах или колледжах с целью подготовки к поступлению в университет. Школы организуют проживание в семье, школьной резиденции, гостинице или городских апартаментах.

Высшее образование – обучение в университетах по программе первой и второй (бакалавр и магистр) уровней высшего образования. Для студентов разработаны программы в различных областях образования и культуры. Большим спросом пользуются туры, дающие образование в сфере моды и сфере индустрии гостеприимства.

Дополнительное образование – кратковременные образовательные курсы различных направлений для туристов возраста «сеньоров». Пожилые люди в целях новых знакомств и впечатлений с удовольствием садятся за парту, чтобы получить новую информацию и навыки.

Детские каникулярные – программы для школьников и студентов в возрасте 8–16 лет на базе языковых школ, круглогодичных колледжей и университетов в период летних и зимних каникул.

Стажировка за рубежом – программы для специалистов различных направлений, работающие круглогодично.

В образовательном туризме в зависимости от продолжительности обучения виза бывает двух типов: туристской или учебной. Туристская виза не позволяет работать, и, чтобы ее продлить, необходимо выехать из страны. Студенческая виза позволяет работать, и ее можно продлевать, не выезжая из страны.

 

Развлекательные туры

В повседневной стремительной жизни людям разного возраста не хватает развлечений. Популярность развлекательного туризма постоянно растет. Видимо, это одно из самых перспективных направлений в туристской отрасли.

Отличительными чертами этого вида туризма являются:

– непродолжительность – от 2 до 5 дней;

– праздничная тематика, например рождественские или пасхальные туры;

– посещение концертов, спектаклей, фестивалей, игровых центров.

В качестве примеров развлекательных центров в России можно назвать следующие.

Оздоровительно-развлекательный комплекс «Лоо» в Лазаревском районе Сочи состоит из пяти многоэтажных корпусов на 1500 комфортабельных номеров. На территории комплекса расположены единственный на Черноморском побережье зимний аквапарк, летний аквапарк, водный комплекс «Камикадзе», пляж с чистейшим песком. Работают пункт проката водных развлечений, детский развлекательный центр, бильярдный зал, спорт-бар, ночной клуб, рестораны, салон красоты, солярий, конференц-зал. Для клиентов разработаны анимационные программы.

Аквапарк «Вотервиль» в Санкт-Петербурге – первый в городе аквапарк с аттракционами, игровыми площадками, банным комплексом. Для посетителей устроены экстремальные горки с забавными названиями: Горка Болтушка, Горка Суматоха, Горка Покатушка, Горка Петелька. В парке созданы гроты, детские игровые комнаты, водопады, имитация горной реки с порогами и поворотами. В барах и ресторанах парка предусмотрены меню для детей и взрослых.

Фестивали и праздники. Во многих странах ежегодно в установленное время проводятся традиционные национальные фестивали, собирающие жителей этих стран и многочисленных туристов. Туроператоры используют фестивали и праздники для привлечения туристов в период межсезонья. Посещение фестивалей становится составной частью развлекательных, познавательных, рекреационных поездок туристов.

Например, среди российских популярных туров праздничной тематики можно назвать: «Новогодний калейдоскоп», «Новогодняя мозаика», «Рождество в Санкт-Петербурге», «Праздничный Санкт-Петербург», «Новогодний парадиз» – туры, разработанные питерскими туроператорами, в частности предлагают экскурсию «Под рождественской звездой» с посещением Спасо-Преображенского собора и получением билета новогодней лотереи, экскурсию в Петергоф и участие в новогодних гуляниях.

Туроператоры России за последние годы разработали развлекательные маршруты для туристов, интересующихся различными по направлению фестивалями. Такие маршруты называются событийным туризмом.

Самые популярные фестивали в России:

– Праздник сирени в Ленинградской области – предусматривает прогулки по парку, дегустацию пирогов и чаепития на открытом воздухе, проводится ежегодно в мае;

– «Геленджику улыбается солнце» на Черном море – проводится ежегодно в первое воскресенье июня на побережье, где проходит театрализованное шоу с участием всех желающих. Кульминация праздника – ночное купание в море;

– «Бархатные сезоны в Сочи» – международный ежегодный фестиваль моды, включающий в себя посещение модных показов, модного базара, экскурсии, вечеринки, торжественные церемонии открытия и закрытия;

– «Псковская уха» на берегу реки Великой – рыболовный фестиваль, который проводится каждый год в июле около Ольгина моста. В программу входят профессиональные рыболовные состязания, приготовление рыбных блюд и экскурсии по старинному Пскову;

– «Грушинский фестиваль» в Самарских Жигулях – ежегодный фестиваль авторской песни, собирающий в июле несколько тысяч романтиков из всех уголков страны. Туристы ставят палатки на берегу Волги и участвуют в многочасовом концерте, проходящем сразу на нескольких десятках площадок;

– «Ночь музеев» – фестиваль, пришедший к нам из Европы, проходит каждый год 20 мая во Всемирный день музеев. Музеи открыты ночью, проводятся театрализованные мероприятия и шествия. Уже несколько лет такие фестивали проходят в каждом крупном городе России;

– «Рыцарский замок» в Выборге – исторический фестиваль, проходящий в последние дни июля. Специалисты по исторической реконструкции воссоздают осаду Выборгской крепости новгородцами в начале XV в. В развлекательную программу входят рыцарские турниры, концерт стилизованной средневековой музыки и пир, завершающий осаду;

– «Полюс холода» – традиционный фестиваль туризма в Оймяконе. Ежегодно проходит с 23 по 25 марта. Начинается с автопробега по маршруту Якутск – Оймякон протяженностью 1270 км. Во время маршрута участники посещают исторические и этнографические комплексы, участвуют в ярмарках национальной одежды, прикладного искусства и национальной кухни. Фестиваль завершается праздником оленеводов, гонками на собачьих упряжках, спортивными состязаниями.

Развлекательные туры в других странах:

– рыцарские турниры каждый вечер устраивают для туристов в замке на Тенерифе (Канарские острова), турнир завершается выбором королевы праздника;

– «Знаменитые парки развлечений» – развлекательная программа по городам Европы. В программу входит посещение Берлинского зоопарка, парков «Диснейленд» и «Астерикс» в Париже, «Европа-парка» в Страсбурге, «Аквапарка» в Нюрнберге;

– посещение замка Бунратти в Ирландии – ежедневный банкет в средневековом стиле для туристов в замке, построенном в 1425 г. Гостей развлекают певцы и музыканты, за столом прислуживают очаровательные фрейлины, но вилки и ложки отсутствуют. Вокруг замка расположена фольклорная деревня-музей под открытым небом. В каждом доме хозяева сбивают масло, прядут пряжу, доят коров, топят печи, пекут пироги по старинным рецептам. Туристы могут стать гостями любого из домов;

– «Берлинская неделя моды» – ежегодный фестиваль в начале июля. В рамках фестиваля в нескольких салонах более 1500 фирм представляют одежду своих брендов. Ежедневно проходят красочные показы мод;

– экскурсия «Панорама Вены» – посещение развлекательного парка Пратер, где с колеса обозрения можно увидеть панораму города, поездка к Дунайской башне, в средневековый монастырь и в славящийся винами район Гринциг с дегустацией вина;

– развлекательный комплекс «Атлантида» с водным парком «Морской пейзаж» сооружается на Пальмовом острове в Объединенных Арабских Эмиратах. В парке обустроят искусственные водопады и лагуны, дайвинг-зону. Под водой уже сооружена основа затонувшего древнего легендарного города. Водный парк будут населять 70 тыс. морских обитателей;

– в Италии ежегодно проводится множество фестивалей – для личных увеселений и для привлечения туристов. Например, в старинном городке Монтепульчиано ежегодно зимой устраивается красочное костюмированное шоу по катанию бочек. Участники одеваются в средневековые костюмы и катят бочки массой в 80 кг по кривым улочкам городка на протяжении почти 2 км. Фестиваль заканчивается дегустацией местных вин.

 

Познавательные туры

Познавательный туризм также называют «культурный». Одной из главных целей туристов, отправляющихся в отпуск, является посещение и осмотр именно культурных объектов.

Цель познавательных туров – повышение эрудиции у туриста, развитие его кругозора и познаний в истории, литературе и географии. В основе познавательного туризма лежит культурный потенциал той или иной страны или региона. Каждый даже самый отдаленный уголок мира имеет собственный культурный потенциал.

Привлекательность культурных комплексов, включающих несколько объектов познавательного туризма, определяется их художественной и исторической ценностью, транспортной доступностью и наличием гостиничной инфраструктуры.

Посещение исторических и археологических памятников, заповедных мест, этнографических деревень способствует духовному обогащению туристов, расширению их кругозора, приобщению к прекрасному.

В рамках познавательного туризма путешественники знакомятся с историей, культурой, особенностями жизни других народов, и соответственно познавательный туризм способствует расширению культурных связей между людьми разных стран, разных традиций и религий.

Исторические места, уникальные археологические памятники, архитектура с богатым прошлым привлекают туристов не только из соседних регионов, но и из других стран. Во многих странах мира культурно-познавательный туризм включен в политику международных отношений. В России основной задачей культурного туризма является создание благоприятного имиджа и бренда для развития внутреннего туристского рынка.

Успех внутреннего и въездного туризма зависит не только от уровня развития материально-технической базы, но и от уникальности национального культурного наследия той или иной местности.

В качестве основных объектов культурного наследия, на которых строится познавательный туризм, можно назвать: памятники археологии, культовые, общественные здания, памятники архитектуры, мемориальные военные комплексы, малые и большие исторические города, сельские поселения, старинные усадьбы, музеи, театры, художественные галереи, этнографические комплексы, мастерские народных промыслов, культурные центры.

Отличительными чертами этого вида туризма являются:

– распространенность индивидуальных поездок;

– сочетание познавательных экскурсий с развлекательными мероприятиями;

– распространенность автомобильных туров;

– не слишком высокий класс гостиницы;

– близость гостиницы или базы отдыха к памятникам старины или известным туристским брендам.

Во многих случаях туроператоры используют комбинированные познавательные туры, включающие в себя осмотр конкретного исторического памятника, посещение профильного музея и тематическую поездку в пригород.

Например, гости Волгограда отправляются к памятнику Матери-Родины на Мамаевом кургане, затем посещают экспозицию исторического музея и отправляются в автобусное путешествие по памятным местам Сталинградской битвы.

Распространенным видом познавательного туризма являются обзорные экскурсии по городам. Как правило, экскурсия начинается на месте основания города и включает в себя все значимые с исторической точки зрения места и объекты культурного наследия. Например, большой выбор познавательных туров предлагают туроператоры Санкт-Петербурга. Разработаны литературные, исторические, зоологические и комплексные экскурсии по интересным местам и музеям города и области. Самые востребованные познавательные туры: «Петровский Петербург», «Император Петр I и его эпоха», «Золотой век петербургской архитектуры», «Звери в сказках и убранстве города». Уникальный музей Санкт-Петербурга – Детский исторический музей – предлагает авторские программы, включающие в себя ролевые игры, «погружение» в исторические эпохи.

В Италии разработаны познавательные путешествия в форме экскурсий по памятникам природы в сопровождении геологов, астрономов, фотографов, историков, археологов. Во время тура путешественники узнают об окружающем мире много нового, одновременно получая заряд бодрости от окружающих красот природы.

В большинстве стран мира разработаны познавательные экскурсии для школьных групп, приезжающих в страну во время каникул.

 

6. Деловые туры

Деловой туризм получил развитие в последние годы в связи со стремлением стран к культурному взаимодействию. В этом виде туризма преобладают деловые поездки на конференции, симпозиумы, совещания и выставки разных уровней.

Отличительными чертами этого вида туризма являются:

– организация тура и его оплата не физическим лицом, а отправляющей фирмой или научной организацией;

– совместные поездки клиентов с семьями, для которых параллельно организуются развлекательные и познавательные программы отдыха;

– включение в программу тура минимума экскурсий по самым значимым местам;

– предварительная работа специалиста турфирмы по сбору материала к деловой поездке клиента;

– организация деловых встреч во время тура;

– предпочтение авиатранспорта;

– распространение групповых поездок;

– затраты, в несколько раз большие, чем в поездках других туристских направлений, например в США конгрессный туризм ежегодно приносит предприятиям сферы обслуживания более 45 млрд долл., или 17% всех гостиничных услуг.

Конгрессный туризм – важный сегмент в деловом туризме, постоянно увеличивающий свое влияние на общее состояние туристского рынка и ориентированный на проведение и организацию конгрессов, симпозиумов, съездов, конференций и ярмарок. Это направление в деловом туризме считается наиболее сложным и в то же время перспективным.

В Берлине создано Конгрессное бюро, играющее ведущую роль в организации деловых встреч, конференций и других мероприятий. Бюро предоставляет своим партнерам полезные деловые контакты, помогает бронировать места в гостиницах, обеспечивает подробной деловой информацией. Так, только в 2008 г. в Берлине было организовано 104 600 мероприятий, в которых приняли участие более 8 млн гостей Германии.

Конгрессный рынок условно разделяется на две категории – конгрессы, проводимые ассоциациями и корпорациями. Конгрессы обоих видов проводят в курортных гостиницах, крупных гостиничных комплексах, припортовых гостиницах, загородных отелях, крупных мотелях, круизных судах, университетах, специальных конгрессных центрах.

Конгресс ассоциационный (регионального, национального и международного уровня) характеризуется добровольностью присутствия участников. Конгрессов такого типа большинство, и прибыль от них зависит в первую очередь от уровня цен в гостиницах. В среднем на таких конгрессах собирается до 500 участников, а длительность этого мероприятия составляет 3–4 дня. Наиболее часто конгрессы проводятся весной и в октябре.

Среди конгрессов можно выделить несколько основных типов: благотворительные, клерикальные, образовательные, сервисные, торговые, общественные. Самые выгодные из перечисленных – торговые конгрессы, затраты на которые составляют 12% расходных статей торговых ассоциаций. Торговые ассоциации ежегодно проводят семинары, собрания советов директоров, заседания секций, встречи, технические собрания.

Анкетирование и устные опросы выявили требования, которые предъявляются к гостиницам участниками ассоциативных конгрессов:

– комфортные просторные помещения для совещаний;

– оборудованные кондиционерами помещения для отдыха;

– достаточное число номеров высокого класса;

– качественное питание;

– квалифицированный персонал, проявляющий вежливость в обращении с клиентами;

– честные расчеты за оказанные услуги;

– наличие специального оборудования для работы конгрессов (проекторы, компьютеры, большие экраны);

– наличие мест для выставок;

– спортивные комплексы на территории гостиницы;

– близко расположенные аэропорт, магазины, рынки;

– хороший транспорт.

Коммерческие директора и менеджеры по заказам гостиниц работают с ответственными работниками ассоциаций, занимающихся организацией массовых мероприятий.

Конгресс корпоративный проводится организацией (корпорацией). Для таких конгрессов характерно обязательное присутствие членов корпорации. Среднее число участников – 100 человек; крупные конгрессы собирают около тысячи человек.

Большинство корпоративных конгрессов проходит в осеннее время.

Корпоративные мероприятия подразделяются на учебные семинары, торговые выставки, презентации-ярмарки новых товаров, собрания акционеров.

Путем анкетирования и устных опросов выявлены требования, предъявляемые к гостиницам участниками корпоративных конгрессов:

– качество общественного питания;

– наличие помещений для совещаний, номеров для отдыха, апартаментов;

– опыт работы гостиницы в обслуживании деловых туров;

– четкость работы обслуживающего персонала;

– наличие менеджера по организации конгрессов;

– точность при расчетах;

– наличие специального оборудования и места для экспозиции;

– близость аэропорта;

– наличие спортивного комплекса;

– новизна места.

Проведение корпоративных конгрессов дает крупным гостиничным комплексам Америки и Европы более 80 % доходов.

Конгрессы позволяют гостиницам:

– сглаживать сезонность, заполняя номера в периоды межсезонья;

– осуществлять предварительное бронирование номеров;

– определять потребность в персонале на ближайшее будущее;

– получать наряду с платой за размещение значительные доходы от банкетного обслуживания, аренды конференц-залов, продажи сувенирной продукции, работы прачечной, проката, деятельности игровых и спортивных центров;

– разнообразить набор услуг за счет проведения специальной дамской программы, что увеличивает доходы салонов красоты, магазинов, фитнес-центров.

Проведение больших конгрессов планируется заранее, за 1–2 года, и туроператоры тоже заранее начинают работу по бронированию и организации делового тура.

За месяц до начала конгресса менеджеры-организаторы проводят совещание с участием руководителей всех служб. На совещании уточняются даты конгресса и все необходимые условия. За 3–4 дня до открытия конгресса на собрании руководителей всех служб гостиницы окончательно согласуются вопросы расселения, питания, развлекательных программ и т.д. После завершения конгресса также проводится совещание с подведением итогов.

Инсентив-тур – один из видов делового туризма, более всего распространенный в крупных компаниях, которые поездками в рамках инсентив-тура поощряют своих работников и одновременно проводят корпоративные мероприятия – конгрессы, совещания, конф



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: