Методы и приемы организации




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Ручеек»

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

«МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОУ»

 

 

Разработала: Чугреева О.А.,

воспитатель первой квалификационной категории

 

 

Тамбов 2018 год.

 

 

Пояснительная записка

 

Данные методические рекомендации помогут педагогам овладеть технологией проектной деятельности и использовать предложенный материал в своей практической деятельности.

Цель: профессионально-педагогическое совершенствование педагогов.

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В. Ф. Одоевский

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности

«Проект »–это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов –это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Применительно к детскому саду проект–это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

 

Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка

Целью технологии проектной деятельности является:

Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Классификация учебных проектов:

«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее время используют следующие виды проектов:

Исследовательско–творческие. ( Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде презентаций, рисунков, детских поделок, газет, драматизаций, детского дизайна.)

Ролево–игровые. (С элементами творческих игр: дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.)

Информационно-практико-ориентированные. (Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. Оформление группы и ее дизайн, витражи, презентации, выставки детско-родительских работ и др.)

Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений.)

Типы проектов:

1. по продолжительности:

Ø краткосрочный,

Ø средней продолжительности,

Ø долгосрочный.

2. по доминирующему методу:

Ø исследовательские,

Ø практико-ориентированные,

Ø информационные,

Ø творческие,

Ø игровые,

Ø приключенческие.

3. по количеству и составу участников:

Ø групповой,

Ø фронтальный,

Ø индивидуальный,

Ø парный.

4. по характеру содержания:

Ø ребенка и природу,

Ø ребенка и рукотворный мир,

Ø включают ребенка и его семью,

Ø ребенка, общество и его культурные ценности.

5. по характеру участия ребенка в проекте:

Ø заказчик,

Ø исполнитель,

Ø участник от зарождения идеи до получения результата,

Ø эксперт.

6. по характеру контактов:

Ø внутри ДОУ,

Ø в контакте с семьей,

Ø осуществляется внутри одной возрастной группы,

Ø в контакте с другой возрастной группой,

Ø учреждениями культуры,

Ø общественными организациями (открытый проект).

 

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель.

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.

При правильно организованной работе воспитанники старших групп достаточно быстро учатся определять проблему, которую необходимо разрешить, выдвигать гипотезу, ставить задачи, предполагать возможные решения, осуществлять эксперимент, формулировать выводы, делать обобщения, радоваться полученному результату.

 

Тему проекта можно выбрать из определенного раздела образовательной программы. Но в практике работы бывает, что тема возникает по инициативе детей. Это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.

Структура проекта:

-Тема.

-Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).

-Возраст детей.

-Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).

-Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).

-Цель проекта.

-Задачи проекта.

-Выдвижение гипотезы

-Этапы реализации

В практике выделяют следующие этапы работы над проектами:

I. Подготовительный этап

II. Организация проектирования

III. Проектирование

IV. Презентация результатов деятельности

Первый этап

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.

Второй этап

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Третий этап

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

 

Проектная деятельность тесно взаимосвязана с исследовательской деятельностью

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ - технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации

экспериментально – исследовательской деятельности:

Ø эвристические беседы;

Ø постановка и решение вопросов проблемного характера;

Ø выдвижение гипотезы;

Ø наблюдения;

Ø моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

Ø опыты; эксперименты

Ø дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

Ø фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

Ø «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

Ø использование художественного слова;

Ø трудовые поручения, действия;

Ø подражание голосам и звукам природы.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1. Опыты (экспериментирование)

Ø Состояние и превращение вещества.

Ø Движение воздуха, воды.

Ø Свойства почвы и минералов.

Ø Условия жизни растений.

2. Коллекционирование (классификационная работа)

Ø Виды растений.

Ø Виды животных.

Ø Виды строительных сооружений.

Ø Виды транспорта.

Ø Виды профессий.

3. Путешествие по карте

Ø Стороны света.

Ø Рельефы местности.

Ø Природные ландшафты и их обитатели.

Ø Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

4. Путешествие по «реке времени»

Ø Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Архаим — лабиринт).

Ø История жилища и благоустройства.

 

Учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста при реализации метода проектов.

Дошкольники непосредственно основы наук не изучают. В процессе обучения в детском саду они лишь включаются в учебную деятельность, их учат учиться: слушать и слышать воспитателя, воспринимать задание и выполнять его, т. е. учатся понимать учебную задачу. При этом у детей постепенно формируются не только знания и умения осуществлять ту или иную деятельность, но и способность контролировать и оценивать свои действия.

Дошкольники, особенно малыши, имея небольшой объем внимания, недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания. Поэтому часто затрудняются в выполнении поставленной педагогом задачи. Чтобы этого не происходило, необходимо, особенно на первых порах, использовать поэтапное объяснение, диктантный способ сообщения задания и его выполнение. А затем, постепенно, следует переходить к целостному процессу сообщения детям задания и его выполнения.

У дошкольников, в силу слабости нервных процессов, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В результате дети торопятся приступить к выполнению задания, им не терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит педагог.

Во избежание этого следует:

– тщательно продумывать объяснение и осуществлять его четко и кратко, сообщая лишь самое основное;

– часть указаний и дополнений можно делать по ходу занятия;

– объяснение не должно быть многословным.

 

При объяснении учебного материала, дети, в силу отсутствия опыта, часто не в состоянии отделить главное от второстепенного, поэтому следует помнить, что при слишком многословном объяснении задания, какие-то положения проходят мимо ребенка, как бы растворяются. Иногда из-за этого может остаться не услышанным основное.

Специфика дошкольного обучения состоит в том, что обучение тесно связано с игрой, особенно при обучении детей младшего возраста. Поэтому воспитателю следует продумать мотив обучения.

Так, мотив обучения будет для ребенка более действенным, если в процессе обучения предлагается сделать что-то для игры.

Средний дошкольный возраст.

Дети способны и должны научиться целенаправленно организовывать собственную деятельность: внимательно слушать указания педагога и действовать в соответствии с ними, старательно выполнять задания до конца, преодолевать трудности. Также дети должны уметь осуществлять элементарные действия контроля и оценки собственной деятельности: сравнивать конечный результат деятельности с образцом, указаниями и объяснениями воспитателя, замечать несоответствия и устранять их самостоятельно или с помощью взрослого, проявляя активность.

Старший дошкольный возраст.

У детей формируются такие компоненты учебной деятельности, как: умение определить цель предстоящей деятельности и способы ее достижения (что делать и как делать, самостоятельно добиваться результата (на основе указаний воспитателя, определять наиболее оптимальные способы выполнения задания, активно участвовать в обсуждении, добиваться конечного результата, в случае затруднения проявлять настойчивость и целеустремленность.

Старшие дошкольники должны уметь контролировать свою деятельность: в процессе выполнения задания уметь поэтапно устанавливать соответствие получаемых результатов образцу или условиям, определяемым взрослым, а в случае несоответствия самостоятельно устранять ошибки.

Также у детей формируется умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов. Ориентируясь на промежуточный результат, ребенок учится правильно планировать свои дальнейшие действия. В процессе учения дети должны уметь осуществлять совместную деятельность со сверстниками.

Проявлять внимание к затруднениям товарищей, предлагать помощь, проявлять сдержанность в случае оплошности другого, давать справедливую и доброжелательную оценку работы сверстника, уметь выполнять задания вдвоем, втроем, распределять работу между собой, согласовывать действия.

Подготовительная группа (6-7 лет).

Дети должны успешно владеть всеми учебными умениями и навыками, приобретенными в детском саду; кроме того, они должны быстро уметь входить в общий темп и ритм работы и держать его в течение занятия, планировать свою деятельность, заранее предвидеть результат, доводить замысел до конца, поддерживать совместные усилия, находить партнера по работе, уметь до конца сохранять рабочую позу и рабочее состояние.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: