Российская классическая философия




 
 

 


Схема 15

2.8.1. Социально-исторические особенности

2.1.Особенности Российской классической философии

ВОСТОК- ЗАПАД- РОССИЯ Индустриальная цивилизация Запада, являющаяся во многом механическим агрегатом, по своей социокультурной сути атомистична. Это значит, что рынок, экономика,

политика, идеология, образование «ведомственно» самозамкнуты и этим отделены друг от друга непроницаемыми перегородками. Суть человека-«западоида» состоит в том, что образ мира ему видится через призму ведомственного же мировоззрения. И каждое отдельное событие субъективно представляется возникшим на пустом месте и независимо ни от чего. Все это свойственно и западной философии. Все без исключения вопросы, как отдельные, так и самые общие, например, о «месте» и роли философии в человеческом мире, рассматриваются «с чистого листа». Вот почему фактически до Маркса философию понимали и начинали излагать так, будто она упала с неба, не предполагая теоретически и мировоззренчески, что философия возникает в иной предметной среде. Развитие философии оказалось картиной истолкования последующим мыслителем учения предыдущего. И так вспять, вплоть до обезьяны!

В России в силу определенных исторических обстоятельств это понимание социокультурной природы философии возникает ранее Маркса (схема 15). Западная цивилизация складывалась в регионе, где природные условия проживания людей были скудными и требовали огромного напряжения их производительных сил. Поэтому задачей всех социальных институтов была жесткая регламентация необходимого рабочего времени. На базе этого возникла колоссальная механическая общественная система, распространившаяся затем на Новый Свет. В противоположность Западной цивилизации Восточная строилась на принципиально иных основах. В силу благоприятных геоклиматических условий вопрос о простейшем естественном выживании не возникал. Это осуществлялось за счет достаточного природно-продовольственного ресурса. Регламентации подвергалась иная социальная сфера – внепроизводственная, духовная. Система ее жесткого регулирования требовалась для того, чтобы общество не развалилось и новые веяния органично вплетались в традиционные.

В отличие Запада и Востока Россия на этапе своего цивилизационного становления представляла расширяющееся геополитическое образование. Ей жизненно необходимы были для своего выживания коммуникационные магистрали, главным образом, водные. Укрепление пограничных рубежей и защита их от варваров заставляла расширять свои владения, отодвигая все далее и далее государственные границы. Проживающие в удаленных друг от друга поселениях люди могли быть обеспечены достаточно богатыми естественно воспроизводящимися природными ресурсами, если бы не резко континентальный климат. То, что в значительной части года господствовала зима, заставляло россиян прикладывать дополнительные усилия для создания запаса (производства и сохранения) жизненных ресурсов: продуктов питания, энергоносителей, способов и средств духовного единения. Последнее обстоятельство приводило к формированию «сохранного» мировоззрения, где господствовали традиции. Устойчивость социальной системы достигалась за счет воспроизводства общества, путем постепенного накопления и сохранения ресурсов. На этой базе возникает традиционалистское мировоззрение, в основе идеала стабильности которого лежат принципы преемственности, согласованности и единения. Данные принципы впоследствии разовьются и будут положены в основание различных философско-теоретических систем.

ФИЛОСОФСКИЕ УРОКИ РОСИИ

Большое влияние на философию России оказала Византия. Римско-католическая церковь, стремясь «подмять» под себя светскую власть, пошла по пути ассимиляции с нею за счет чрезмерного внедрения в политическую и даже экономическую жизнь. Этому способствовал высокий авторитет монастырей, которые представляли римский хозяйственный уклад, который был более совершенным, чем другие. Обмирщение духовного сохранно-объединительного начала человеческого общежития, которое в раннехристанскую эпоху обеспечивало идеологически сохранение западноевропейской континентальной цивилизации (которую долгое время называли Новым Временем в отличие от Древнего мира), затем уступило место геополитическому и экономическому. Недаром, говоря о римско-католической церкви, Вл. Соловьев писал: «Она небес не забывала./ Но и земное все познала./ И пыль земли на ней легла ».

Охранным идеологическим основанием российской цивилизации была греческая каноническая доктрина о непосредственной возвышенности божественного начала. Она обусловливала выдвижение на первый план фактора традиции. В этой связи, как это ни странно на первый взгляд, Россия – восприемница оригинальной греческой классики. Россия на сегодняшний день остается, пожалуй, единственным оплотом теоретической классической методологии, противостоя разного рода авангардистским течениям теоретической и практической культуры. Постепенный характер «колонизации» земель Российским государством в восточном направлении обусловил достаточно мирную и плавную ассимиляцию многочисленных народов в единое геополитическое пространство, основанное на государственной политике равноправия многообразных культур и многообразности мирового устройства как такового. Объективное различие культур и примитивных философских представлений тесно связано с вопросами государственного и национального единства, с историей различных культур и, наконец, с историей и философией истории как таковой.

Наличие огромного количества социально-политических проблем поглощало интеллектуальные творческие ресурсы. Не было, как на Западе, необходимости в создании механизмов искусственной адаптации массового, повседневно-обыденного и элитарно-светского, сознания к религиозным догмам. Поэтому стихийная диспутология, томизм и первоначальные университеты, возникшие из практической и теоретической монастырской схоластики Запада, были чужды российской действительности. Философия как приготовительная «наука» к теологии, возникающая перед индивидуальным сознанием светского аристократа как первичный объект на Западе, выступала как вторичное образование в России. Ее корни объективно виделись во вполне реальных сферах жизни: религии, государстве, искусстве, морали и в диалоге культур. Образ российской классической философии предстает перед глазами исследователя как процесс и продукт деятельности интеллектуальной элиты по осознанию и разрешению проблем-противоречий жизни общества. Они конкретизируется в различных формах как по отношении к культурам, составляющим общегосударственную российскую культуру, так и в отношении мировой культуры и истории и месте в ней отечественной российской истории. Центральный вопрос российской философии связан с построением модели взаимоотношений Запад – Россия – Восток.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: