Темы контрольных работ по истории античной литературы
(2 курс, заочное отделение)
1. Культурные герои и трикстеры (герой-плут, обманщик) в древнегреческой мифологии.
2. Герои – устроители государств в мифологии Древней Греции и Древнего Рима.
3. Женщины как наказание богов в мифологии Древней Греции и Древнего Рима.
4. Герои, побеждающие хаос, в мифологии Древней Греции и Древнего Рима.
5. Образ войны в эпических произведениях Древней Греции и Рима (Гомер и Вергилий).
6. Война в изображении древнегреческих историков (Геродот, Фукидид, Ксенофонт)./Человек на войне в сочинениях древнегреческих историков (Геродот, Фукидид, Ксенофонт).
7. Лирические поэты о войне (поэзия древнегреческих поэтов 7-6 вв. до н.э. и римских элегиков).
8. Выдающиеся античные авторы афоризмов (афористичность как черта стиля Демосфена, Цицерона, Цезаря, Сенеки и др.)
9. Политическое и судебное красноречие Древней Греции и Рима: строение речей, основные риторические приемы (Лисий, Демосфен, Цицерон и др.)
10. Сюжеты греческих мифов в психологии и культурологии 19-21 вв. (миф об Эдипе, Амуре и Психее и др.)
11. Ab urbe condita: Легенды об основании городов в Древней Греции и Древнем Риме.
12. Гай Юлий Цезарь как герой современной культуры и литературы.
13. Герои-путешественники (Одиссей и Эней).
14. Географические описания в сочинениях древнегреческих и древнеримских авторов (Геродот, Овидий и др.): особенности поэтики.
15. Излюбленные приемы массовой литературы – истоки их в античном романе (Лонг, Петроний, Апулей).
16. Братья и сестры в древнегреческой и древнеримской мифологии и литературе (близнечные мифы, комедии Плавта и Теренция).
17. Современные экранизации древнегреческого эпоса («Троя» и «Одиссея»).
18. Эпоха императоров в современном историческом романе и кинематографе.
19. Эволюция образа Прометея в греческой литературе (Гесиод «Теогония» - Эсхил «Прометей прикованный» - Платон «Протагор» - Лукиан «Прометей, или Кавказ»).
20. Возраст античных героев (по произведениям древнегреческих и древнеримских авторов).
21. Эволюция театральной сатиры (политическая комедия Аристофана и «юмор характеров» в комедиях Менандра.
22. Фольклорно-литературные источники и особенности комедий Плавта.
23. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха как канон биографического сочинения о «великих людях».
24. Апулей и вера в магию (по «Метаморфозам» и «Апологии» этого автора).
Традиционные темы звучали так:
1. Отображение в греческой мифологии родовых отношений.
2. Эволюция образа Прометея в греческой литературе (Гесиод «Теогония» - Эсхил «Прометей прикованный» - Платон «Протагор» - Лукиан «Прометей, или Кавказ»).
Лосев А.Ф. Мировой образ Прометея // Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
Нусинов И.М. История образа Прометея // История литературного героя. М., 1958.
3. Сравнительная характеристика «Хоэфор» Эсхила и «Электры» Еврипида.
Грабарь-Пассек М.Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. М., 1961. Глава 1.
Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тимофеева Н.А., Черемухина М.Н. Греческая трагедия. М., 1958.
Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.
5. Фабула и композиция трагедии Софокла «Царь Эдип».
Аристотель «Поэтика»
Вилькенштейн В.М Драматургия. М., 1969. Глава 2.
Выгодский Л.С. Психология искусства. М., 1965. Глава 8.
Головня В.В. «Поэтика» Аристотеля о сценической стороне трагедий. М., 1958.
Давыдов Ю.Н. Царь Эдип, Платон и Аристотель: античная трагедия как эстетический феномен // Вопросы литературы. 1964. № 1.
6. Реферат по книге Аристотеля «Об искусстве поэзии».
Миллер Т.А. // Аристотель и античная литература. М., 1978.
Тартакевич В. Эстетика Аристотеля // Тартакевич В. Античная эстетика. М., 1977.
Выгодский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
Давыдов Ю.Н. Царь Эдип, Платон и Аристотель: античная трагедия как эстетический феномен // Вопросы литературы. 1964. № 1.
7. Эволюция театральной сатиры (политическая комедия Аристофана и «юмор характеров» в комедиях Менандра.
Аристофан: к 2400-летию со дня рождения. Сб. М., 1956.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле. М., 1965. Глава 19.
Полонская К.П. Традиционная схема новоаттической комедии у Менандра и Теренция. // Вопросы античной литературы и классической филологии. М., 1966.
Тахо-Годи А.А. О некоторых особенностях языка и жанра комедии Менандра «Дискол» («Ненавистник») // Вопросы классической филологии. 1965. № 1.
Тахо-Годи А.А. Природа и случай как стилистические особенности новоаттической комедии // Вопросы классической филологии. 1971. № 3-4.
Ярхо В.Н. Аристофан. М., 1954.
8. Фольклорно-литературные источники и особенности комедий Плавта (например, по комедиям «Псевдол» или «Хвастливый воин»).
(Как связаны содержание и форма комедий Плавта с традициями карнавального смеха и народного балагана? Почему римские комедиографы использовали и контаминировали греческую (менандровскую) комедию? Как связана комедия Плавта с традициями политической комедии Аристофана и этрусского «театра ателланы»? Какую роль играют образы рабов? Как можно ахарактеризовать общий стиль комедий Плавта (принцип балаганной «открытой сцены, живость и пародийность действия, мастерство интриги, народность языка)?
9. Идеи и стиль поэмы Вергилия «Энеида»
Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М.-Харьков, 2000.
Ошеров С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия. // Античность и современность. М., 1972.
10. Идейно-художественное своеобразие романа Апулея «Метаморфозы»
Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. // Вступ. ст. М.Е. Грабарь-Пассек. М., 1958.