для студентов филологического факультета




Темы контрольных работ по истории античной литературы

(2 курс, заочное отделение)

1. Культурные герои и трикстеры (герой-плут, обманщик) в древнегреческой мифологии.

 

2. Герои – устроители государств в мифологии Древней Греции и Древнего Рима.

 

3. Женщины как наказание богов в мифологии Древней Греции и Древнего Рима.

 

4. Герои, побеждающие хаос, в мифологии Древней Греции и Древнего Рима.

 

5. Образ войны в эпических произведениях Древней Греции и Рима (Гомер и Вергилий).

 

6. Война в изображении древнегреческих историков (Геродот, Фукидид, Ксенофонт)./Человек на войне в сочинениях древнегреческих историков (Геродот, Фукидид, Ксенофонт).

 

7. Лирические поэты о войне (поэзия древнегреческих поэтов 7-6 вв. до н.э. и римских элегиков).

 

8. Выдающиеся античные авторы афоризмов (афористичность как черта стиля Демосфена, Цицерона, Цезаря, Сенеки и др.)

 

9. Политическое и судебное красноречие Древней Греции и Рима: строение речей, основные риторические приемы (Лисий, Демосфен, Цицерон и др.)

 

10. Сюжеты греческих мифов в психологии и культурологии 19-21 вв. (миф об Эдипе, Амуре и Психее и др.)

 

11. Ab urbe condita: Легенды об основании городов в Древней Греции и Древнем Риме.

 

12. Гай Юлий Цезарь как герой современной культуры и литературы.

 

13. Герои-путешественники (Одиссей и Эней).

 

14. Географические описания в сочинениях древнегреческих и древнеримских авторов (Геродот, Овидий и др.): особенности поэтики.

 

15. Излюбленные приемы массовой литературы – истоки их в античном романе (Лонг, Петроний, Апулей).

 

16. Братья и сестры в древнегреческой и древнеримской мифологии и литературе (близнечные мифы, комедии Плавта и Теренция).

 

17. Современные экранизации древнегреческого эпоса («Троя» и «Одиссея»).

 

18. Эпоха императоров в современном историческом романе и кинематографе.

 

19. Эволюция образа Прометея в греческой литературе (Гесиод «Теогония» - Эсхил «Прометей прикованный» - Платон «Протагор» - Лукиан «Прометей, или Кавказ»).

 

20. Возраст античных героев (по произведениям древнегреческих и древнеримских авторов).

 

21. Эволюция театральной сатиры (политическая комедия Аристофана и «юмор характеров» в комедиях Менандра.

 

22. Фольклорно-литературные источники и особенности комедий Плавта.

 

23. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха как канон биографического сочинения о «великих людях».

 

24. Апулей и вера в магию (по «Метаморфозам» и «Апологии» этого автора).

 

Традиционные темы звучали так:

1. Отображение в греческой мифологии родовых отношений.

2. Эволюция образа Прометея в греческой литературе (Гесиод «Теогония» - Эсхил «Прометей прикованный» - Платон «Протагор» - Лукиан «Прометей, или Кавказ»).

Лосев А.Ф. Мировой образ Прометея // Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

Нусинов И.М. История образа Прометея // История литературного героя. М., 1958.

3. Сравнительная характеристика «Хоэфор» Эсхила и «Электры» Еврипида.

Грабарь-Пассек М.Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. М., 1961. Глава 1.

Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тимофеева Н.А., Черемухина М.Н. Греческая трагедия. М., 1958.

Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.

5. Фабула и композиция трагедии Софокла «Царь Эдип».

Аристотель «Поэтика»

Вилькенштейн В.М Драматургия. М., 1969. Глава 2.

Выгодский Л.С. Психология искусства. М., 1965. Глава 8.

Головня В.В. «Поэтика» Аристотеля о сценической стороне трагедий. М., 1958.

Давыдов Ю.Н. Царь Эдип, Платон и Аристотель: античная трагедия как эстетический феномен // Вопросы литературы. 1964. № 1.

6. Реферат по книге Аристотеля «Об искусстве поэзии».

Миллер Т.А. // Аристотель и античная литература. М., 1978.

Тартакевич В. Эстетика Аристотеля // Тартакевич В. Античная эстетика. М., 1977.

Выгодский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

Давыдов Ю.Н. Царь Эдип, Платон и Аристотель: античная трагедия как эстетический феномен // Вопросы литературы. 1964. № 1.

 

7. Эволюция театральной сатиры (политическая комедия Аристофана и «юмор характеров» в комедиях Менандра.

Аристофан: к 2400-летию со дня рождения. Сб. М., 1956.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле. М., 1965. Глава 19.

Полонская К.П. Традиционная схема новоаттической комедии у Менандра и Теренция. // Вопросы античной литературы и классической филологии. М., 1966.

Тахо-Годи А.А. О некоторых особенностях языка и жанра комедии Менандра «Дискол» («Ненавистник») // Вопросы классической филологии. 1965. № 1.

Тахо-Годи А.А. Природа и случай как стилистические особенности новоаттической комедии // Вопросы классической филологии. 1971. № 3-4.

Ярхо В.Н. Аристофан. М., 1954.

 

8. Фольклорно-литературные источники и особенности комедий Плавта (например, по комедиям «Псевдол» или «Хвастливый воин»).

 

(Как связаны содержание и форма комедий Плавта с традициями карнавального смеха и народного балагана? Почему римские комедиографы использовали и контаминировали греческую (менандровскую) комедию? Как связана комедия Плавта с традициями политической комедии Аристофана и этрусского «театра ателланы»? Какую роль играют образы рабов? Как можно ахарактеризовать общий стиль комедий Плавта (принцип балаганной «открытой сцены, живость и пародийность действия, мастерство интриги, народность языка)?

 

9. Идеи и стиль поэмы Вергилия «Энеида»

Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М.-Харьков, 2000.

Ошеров С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия. // Античность и современность. М., 1972.

 

 

10. Идейно-художественное своеобразие романа Апулея «Метаморфозы»

Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. // Вступ. ст. М.Е. Грабарь-Пассек. М., 1958.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: