Открытие памятников
В прошлое воскресенье в селе Сернур на усыпанной песком площади перед Домом культуры собрались трудящиеся районного центра, колхозники близлежащих артелей, где состоялось открытие памятников писателям-землякам Осыпу Шабдару (Иосифу Архиповичу Шабдарову) и Александру Федоровичу Конакову.
Монументы закрыты светлоголубыми покрывалами. Звучит мелодия торжественного марша. На трибуне, сооруженной между памятниками,— руководители республики и района, писатели, родные тех, чью память чтят жители Сернура. Митинг открывает министр культуры Марийской АССР т. Казакова А. И. Она говорит о творчестве первого марийского драматурга А. Ф. Конакова, о его пьесах, которые и сейчас не сходят со сцены. Близко и дорого трудящимся района также творчество Осыпа Шабдара, одного из основоположников марийской литературы. С монументов спадают покрывала. Звучит государственный гимн. Взоры всех присутствующих обращены к бюстам писателей-земляков.
К подножью памятников возлагаются венки. Их несут рабочие промышленных предприятий, служащие государственных учреждений, учащиеся, колхозники сельхозартели «За коммунизм», друзья и родственники писателей.
Выступают секретарь райкома партии Л. С. Паршаков, председатель правления Союза писателей Марийскоу АССР С. Н. Николаев. Они подробно характеризуют жизненный и творческий путь И. А. Шабдарова и А. Ф. Конакова.
С воспоминаниями об И. А. Шабдарове и А. Ф. Конакове выступили заслуженный учитель Российской Федерации, пенсионер Василий Михайлович Мамаев, воспитатель Сернурской школы-интерната Николай Александрович Степанов, колхозник сельскохозяйственной артели «Коммунар» Василий Владимирович Пичушкин.
Сын писателя И. А. Шабдарова — Альберт Иосифович и племянница А. Ф. Конакова—Федосья Конакова поблагодарили Советскую власть и Коммунистическую партию за внимание и заботу о развитии творческих способностей марийского народа. Поэт Василий Чалай и член литературного объединения при редакции газеты «Коммунар» Иван Бердинский прочитали свои стихи об Иосифе Шабдарове и Александре Конакове.
Конаков Александр
Конаков Александр Федорович родился в 1887 году в деревне Куп-Сола, Сернурского района, в семье крестьянина.
В 1908 году окончил учительскую семинарию в городе Кукарке, после чего работал сельским учителем. В 1914 году поступил в Вятский учительский институт, который окончил в 1917 году. В дни гражданской войны А. Конаков мобилизован в ряды Советской Армии и служил военным комиссаром в селе Сернуре.
В дни гражданской войны А. Ф. Конаков стал активным пропагандистом новой жизни. Он руководил работой драматических и литературных кружков, часто выступал перед народом с естественно-научными лекциями.
Писать начал в 1915 году. Впервые выступил со своими публицистическими статьями на страницах газеты «Война увер» («Военные вести»), издававшиеся на марийском языке. После революции изданы отдельной книгой его пьесы «Поран» («Буран»), «Тулык удыр» («Сирота»), навеянные идеями просветительства. Написал он также пьесы «Кунавий», «Ику», «Инспектор », «Илыш ваштареш» («Навстречу жизни»), которые изданы после смерти писателя.
Если в ранних пьесах А. Конакова («Буран», «Сирота») занимали большое место идеи гуманизма и просветительства, то в более поздних пьесах он ярко изобразил классовое неравенство в дореволюционной марийской деревне. В пьесе «Илыш ваштареш» («Навстречу жизни») впервые в истории марийской литературы показан образ марийской девушки, смело борющейся за новую жизнь.
В 1920 году А. Конаков написал инсценировку «Чачавий» по рассказу «Йыланда» основопожника марийской литературы С. Г. Чавайна.
А. Ф. Конаков в историю марийской литературы вошел как первый самобытный драматург-просветитель.
(Из справочника «Марийские писатели». Йошкар- Ола, 1958 г.)
Шабдар Осып
Шабдар Осып (Шабдаров Иосиф Архипович)—родился в 1898 году в деревне Малая Лужала, Сернурского района, в семье крестьянина-бедняка.
Писать начал в 1918 году. Его первые стихи печатались в газетах «Йошкар кече», «Марий коммунист». В них он восторженно воспевал Великую Октябрьскую социалистическую революцию.
Большое место в ранней поэзии Шабдара занимала интимная лирика, которая иногда отражала незрелость мировоззрения поэта. В 1929 году им создан первый сборник стихов «Кусле йук» («Звуки гуслей»), куда наряду с ранними произведениями включены стихотворения, созданные в конце 20-х годов. В них он пишет о победе нового в деревне.
Начиная с 1929 года, Шабдар упорно работает как прозаик. Им написаны повести «Акыр саман» («Крушение мира»), «Телеграмма», рассказывающие о классовой борьбе в деревне в годы Советской власти.
Наиболее популярен в народе роман Шабдара «Удрамаш корно» («Доля женская»), где говорится о том, как обездоленная женщина-марийка при советской власти стала активным строителем своего светлого завтра.
Поэзия и проза Шабдара глубоко лиричны и эмоциональны. Писатель задушевно раскрывает характер и переживания своих героев, многие страницы его романа «Доля женская» написаны поэтично, проникновенно и читаются как прекрасная поэма.
У Шабдара есть и научно-исследовательские статьи: «Марийская литература эпохи империализма», «А. С. Пушкин и марийская литература», «Марийские поэты и поэзия», «Художественная литература народа мира» и другие.
Им переведены на марийский язык стихи А. Пушкина, А. Акопяна и рассказ «Жребий» классика татарской литературы К. Наджми.
Он в 1934 году в качестве делегата присутствовал на Первом съезде писателей. После чего написал статью, где говорится о его встрече с А. М. Горьким.
Шабдар Осып—один из зачинателей марийской советской литературы, писатель-классик.
Будет жить в наших сердцах
Из выступления воспитателя Сернурской школы-интерната Н. А. Степанова
32 года тому назад, осенью 1928 года, я встретился с И. А. Шабдаровым, когда в Сернурском педтехникуме проходил годичную педагогическую практику учителя рисования. Как сейчас помню его худощавую фигуру в синей вельветовой толстовке с торчащей в кармашке записной книжкой; его бледное лицо, редкие светлые волосы, внимательный и серьезный взгляд голубых глаз. Иосиф Архипович был разносторонним одаренным человеком, горячо любил литературу, имел хороший музыкальный слух. Он был хорошим педагогом, чутким к детям и к нам, молодым в то время учителям. Любил музыку и сам немного пел на школьных вечерах приятным тенором, он хорошо разбирался в изобразительном искусстве.
Я с большой благодарностью вспоминаю Иосифа Архиповича, ибо на каждом шагу чувствовал его заботу и поддержку. Он тщательно проверял наши поурочные планы, просил внести небольшие поправки, и смотришь—уроки проходят хорошо. Так он, не подавляя инициативу учителя и, не навязывая своего мнения, помогал молодежи вырабатывать педагогические навыки. В трудные минуты всегда он оказывался рядом.
И. А. Шабдаров имел глубокие знания, он все время работал над собой, учился у народа. Часто я видел, как он вынимал из кармана толстовки свою записную книжку и записывал интересные фразы, высказанные простым деревенским человеком. Он старательно записывал старинные марийские песни.
Писатель Шабдар Осып пользовался всеобщей любовью и,у учителей, и у учащихся. Открытие ему монумента всегда будет напоминать светлый образ дорогого нам человека.