Требования к разработке норм




 

4.1. Методики, предназначенные для психологической диагностики, должны сопровождаться разработкой норм для перевода получаемых «сырых» (первичных баллов в производные (вторичные, стандартизированные) в соответствии с психометрическими требованиями.

4.2. Документы, сопровождающие методику, должны обеспечивать пользователей ясным объяснением значений производных баллов и предполагаемых подходов к их интерпретации, а также обо всех возможных ограничениях интерпретации.

4.3. Методики, в которых сырые баллы интерпретируются прямо без перевода в производные, должны содержать в сопровождающих документах такие же описания сырых баллов, предлагаемых подходов к интерпретации баллов и ограничений, а также иметь эмпирические подтверждения разделения их на группы точно такие же, как при разработке норм.

4.4. Любые нормы, предлагаемые пользователю, должны относиться к точно описанным популяциям (контингенту применения методики). Эти популяции должны включать только индивидов или группы, с которыми пользователи будут сравнивать обследуемых.

4.5. Разработчик должен представить пользователю сведения о том, к какому виду относятся предлагаемые нормы: статистические (групповые, или относительные) – полученные на репрезентативной выборке; предметно-ориентированные (абсолютные) – с экспертным обоснованием одного или нескольких «секущих баллов» (границ диагностических интервалов); критериальные – с эмпирической разработкой уровней критериальных показателей или «таблиц ожидания».

4.6. Выборки стандартизации, на которых производится разработка норм для методик, предназначенных дня использования на общих (широких) популяциях, должны быть репрезентативными либо за счет большего числа типичных представителей популяции, либо за счет тщательной стратификации с выделением необходимого количества страт по полу, возрасту, образованию, отношению к национальным меньшинствам и т.д.

4.7. Репрезентативность тестовых норм должна доказываться с помощью определенных статистических процедур проверки их устойчивости к расщеплению выборки или соответствию заранее заданным теоретическим моделям распределения сырых баллов.

4.8. Размер выборки для получения норм зависит от референтной для методики популяции и колеблется от 150 – 300 человек для небольших популяций до 1000 и больше для больших и разнородных популяций. Более точное математическое обоснование необходимого размера выборки базируется на процедурах ее расщепления и проверки совпадения тестовых норм для подвыборок.

4.9. Разработчик должен выбрать, обосновать выбор и описать способ получения норм на основе групповых данных. Одним из возможных факторов выбора способа получения норм является близость эмпирического распределения выборки к нормальному. Отклонения от нормального закона распределения тестовых баллов (например, для закономерно-асимметричных распределений или закономерно-вогнутых) возможны, но должны быть обоснованными.

4.10. При разработке предметно-ориентированных норм с использованием экспертов разработчик должен произвести отбор экспертов (не менее 5 – 7 человек) на основе проверки их высокой степени знакомства с содержательной областью измерения, произвести подготовку экспертов, включая обучение, и проверить надежность и согласованность экспертных оценок по статистическим критериям. Все эти действия должны быть задокументированы разработчиком в Техническом отчете.

4.11. Предлагаемые пользователю «секущие баллы (уровни)» (границы диагностических интервалов) должны быть проверены на репрезентативных выборках и соответствовать психометрическим требованиям, что в итоге должно позволять пользователям проводить валидную (научно-обоснованную и прагматически-ценную) интерпретацию результатов тестирования.

4.12. При использовании разработчиком критериально-ориентированных норм пользователю должны быть представлены отдельные нормативы или «таблицы ожидания» достижения обследуемым заданного уровня достижения в релевантной области с разными уровнями вероятности.

4.13. Критериальные нормы должны рассчитываться на репрезентативных выборках, качественный и количественный состав которых зависит от требуемого уровня безопасности принимаемых по результатам тестирования производственно-управленческих, социальных, клинических или юридических решений. В случаях высокого уровня безопасности (жизненно важные решения) минимальный уровень вероятности достижения усыновленной критериальной нормы должен быть не ниже 80 % (что соответствует коэффициенту корреляции между тестом и критерием 0,6) Использование критериальных тестов с более низкими показателями вероятности достижения в таких же случаях допустимо лишь в составе других комплексных процедур оценивания.

4.14. При разработке методик с параллельными формами, нормы (независимо от выбранного вида) должны быть равнозначными. При этом разработчик должен представить соответствующие доказательства равнозначности в зависимости от вида норм (например, наличие высокозначимых коэффициентов корреляции).

4.15. Когда дополнительные формы методики или сокращенные (короткие) версии разрабатываются путем отбора части пунктов из исходной формы, разработчик должен представить доказательства об отсутствии чрезмерных искажений норм для различных версий или взаимозаменяемых форм.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: