Программа исследования на тему. Актуальность темы исследования.




Программа исследования на тему

« Применение метода социометрического опроса»

по дисциплине Методология и методы социологического исследования
наименование дисциплины в соответствии с учебным планом
студента (студентки) Ратушная Елизавета Александровна
фамилия, имя, отчество
Специальность социология
Группа 2Cб-00-21 оп

 

      Проверил:
  Доцент кафедры социологии и социальных технологий Ковалева Галина Александровна

 

Череповец

2015 г.

Актуальность темы исследования.

Социометрический метод - вид опроса, направленный на количественное измерение и анализ межличностных отношений в небольших социальных группах.

Основной задачей опроса является диагностикой состояния взаимоотношений в малых группах и коллективах. С помощью социометрического метода дается описание структуры взаимоотношений в группе, количественная оценка характера эмоциональных отношений между ее членами.

Область применения: используется как способ активного управления групповой деятельностью. Применяется при изучении малых групп, коллективов для работы в экстремальных условиях, а также тогда, когда характер эмоциональных взаимоотношений оказывает значительное влияние на результаты совместной деятельности. В прикладном социологическом исследовании может быть применен наряду с другими методами в качестве основного или вспомогательного. Используется также в медицине при исследовании и терапии неврозов.

Объект исследования — студенческая молодежь.

Предмет исследования — применение социометрии для исследования отношений между студентами.

Цель исследования — выявить особенности взаимоотношений между студентами первого курса.

Задачи исследования:

- Описать метод социометрии и особенности его применения.

- Продемонстрировать использование социометрии на практике.

 

 

Степень изученности:

Социометрические методы действительно интенсивно применяются в теоретической и прикладной психологии и социологии. “Широкое распространение социометрии имеет ряд причин,—пишет Я. Л. Коломинский, — среди которых можно указать на тот факт, что она как бы заполнила вакуум, связанный с отсутствием других экспериментальных приемов, далее сказалось и то, что она давала результаты в форме количественных индексов в сфере, считавшейся традиционно неформализуемой”. По мнению А. В. Петровского, социометрическая техника — на сегодняшний день один из немногих способов, посредством которого можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в малой группе.

В то же время я считаю, что эти методы имеют границы применимости, которые необходимо учитывать при исследовании малых групп.

В этой связи Л.Десев предлагает рассмотреть сильные и слабые стороны социометрических методов.

Положительные стороны   Отрицательные стороны  
1. “Демократичность” опроса — отслеживаются чувства и настроения всех членов группы или коллектива (при социометрическом опросе нужно опросить всех членов выбранной группы)   1.Ограниченные познавательные возможности (отсутствуют возможности для глубокого и всестороннего анализа личности, группы и коллектива): а) замечаются не все, а в основном эмоциональные отношения, выраженные в симпатии, антипатии, безразличии; б) остаются без внимания мотивация, причины тех или иных отношений индивидов; в) сравнительно маленькая информативная ценность — по оценке У. Эссера и П. Ферстера, они дают 20 % информации, получаемой “методом групповой оценки”; г) они пригодны для исследования групп и коллективов, число членов которых не превышает 40 человек
2. Количественная диагностика структуры группы и коллектива, межличностных отношений и их динамики, спонтанных влечений и скрытых чувств, положения (статуса) индивида и его удовлетворенности общением в группе или коллективе. 2. Опасность субъективизма — реальные отношения в жизни и в трудовой деятельности между людьми не всегда совпадают с теми, которые фиксирует социометрия.  
3. Возможность применения системно-структурного анализа и моделирования личных отношений в группе или коллективе.   3. Число взаимных выборов, используемое в социометрической технике для установления сплоченности коллектива, является ненадежным показателем —большое число взаимных выборов может отражать большое число замкнутых в себе группок, между которыми нет коллективистских отношений.
4. Возможность за короткое время собрать значительный по объему материал, который поддается математическо-статистической обработке и может быть представлен наглядно. 4. Относительно сложная и продолжительная техника статистической обработки (особенно социометрических данных для больших коллективов и по многим критериям).  

 

 

Американский психолог Ш. Бюлер отмечает, например, что методы, рекомендуемые теорией управления, точнее, нежели социометрические. У. Эссер и П. Ферстер, используя социометрический подход к технике измерения, разработали “метод групповой оценки”, который выполняет роль социометрической процедуры, но вместе с тем, как считают ученые имеет некоторые преимущества: а) значительно более высокую информационную ценность, б) более высокое качество измерения. Данная точка зрения представляется нам спорной, т.к. социометрические методы имеют свой специфический предмет и объект изучения и не могут однозначно сравниваться с другими методами по всем основаниям.

Рассматривая области применения социометрических методов, я могу сказать, что, за исключением редких работ, посвященных исследованиям отношений семей в селах и городских районах, сетям цитирования в научных публикациях и структур сложных организаций, а также использованию социометрических методов для анализа особенностей пьес различных авторов, подавляющее большинство работ посвящено применению социометрических методов для изучения малых социальных групп. Они находят применение в социальном планировании производственных коллективов, в исследовании управленческих коллективов и групп ученых, в изучении воинских коллективов, в медицине (для формирования терапевтических групп, ускоряющих процесс выздоравливания больных), в педагогике и при исследовании студенческих групп, а также в других областях науки и практики. Из всего этого я могу сделать вывод что социометрический опрос хорошо изучен разными учеными.

 

Интерпретация основных понятий:

Социометрия- (англ. sociometry) — теория и метод, разработанные австрийско-американским психиатром Якобом Морено,позволяющие эмпирически выявлять, схематически (в виде социограммы) представлять и интерпретировать структуру межличностных отношений в группе. В настоящее время социометрия рассматривается как направление в социально-психологических исследованиях, в которых используются социометрические методы (методики, тесты).

Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

Метод- (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод - способ построения и обоснования системы философского знания.

Опрос – это метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам).

 

 

Операционализация понятий:

Социометрия - направление, созданное в США в 1934 г. психиатором Дж. Морено (1892-1979). Социометрический подход к изучению малых групп сконцентрировал свое внима-ние на количественном анализе внутригрупповых процессов, где центральным вопросом был вопрос характера межличностных отношений, т. е. отношений между всеми членами группы.

Дж. Морено изобрел метод, который оказался в социологии и социальной психологии чрезвычайно эффективным. Он просто просил членов группы рассказать ему, как они относятся к своим товарищам, кто им нравится, кто - нет, с кем бы они хотели работать, а с кем - нет. Благодаря этому приему было нащупано важное измерение социально-психологических отношений членов группы. С его помощью оказалось несложным делать графическое изображение и сравнение структуры этих отношений. А главное - метод Морено давал воз-можность изменять социальную организацию рабочей группы с тем, чтобы она более точно соответствовала социально-психологическим установкам отдельных членов группы друг на друга.

Прием, разработанный Морено, первоначально предназначался для выявления принципов формирования дружеских кружков в ремесленной школе для девочек и только впоследствии был применен в различных целях, в том числе он явился дополнительным стимулом исследования характера лидерства и руководства в группе.

Эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью «социальной микроскопии». Как писал Морено, микро-социология фактически возникла с появлением теории «социальной микроскопии». В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии. Причем именно изучение «первичных атомистических структур человеческих отношений» рассматривалось Морено как «предварительная и необходимая работа для большинства макросоциологических исследований».

Суть «общей теории социометрии» состоит в утверждении того, что социальные системы включают в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), по и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура).

Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрические тесты, социо-матрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп практически всегда включают метод социометрии.

Метод сбора информации: социометрический опрос

 

Литература:

1) Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

2) Золотовицкая Р.А. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения, 2002.

3) Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, Универс,1994.

4) ​Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. - М.: Издво МГУ, 1975. - 169 с.

5) Морено Я.М. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект,2001.

6) Неудачина Н.В. Пример обработки и анализа результатов методики «Социометрия», Кадровые технологии КГ «АРБОР»,www.arborcg.org

7) Практикум по общей психологии. Учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. А. Щербакова. - М.: Просвещение, 1990. - 345 с.

8) Практикум по социологии. Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1992. 282 с.

9) Рабочая книга социолога. - М.: Просвещение, 1983. - 380 с.

10) Горшков М.К.,Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. –М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. -387с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь