Радикализм в национальной политике государств




Крайне недемократической стратегией в этнополитике, а точнее – крайней формой преодоления этических разногласий, является геноцид.

Геноцид (этноцид) – это массовое уничтожение членов какой-либо этнической группы или создание условий, не способствующих ее самовоспроизводству и нормальному существованию. Доминирующее или доминирующие этнические сообщества берут на вооружение геноцид, когда ощущают угрозу для своих интересов со стороны другой группы, сосуществование с которой считает неприемлемым. Геноцид позволяет решить проблемы межэтнического взаимодействия путем физического устранения конкурирующей этнической группы или путем подрыва ее демографического, культурного потенциала, в результате чего она перестает восприниматься как угроза интересам доминантного сообщества.

Политика геноцида осуществлялась на протяжении многих столетий, но особенно широко стала практиковаться именно с появлением современных национальных государств. Именно идеология раннего национализма, базировавшаяся на формуле «одна нация, одна культура, один язык», приводила к восприятию неассимилированных групп как враждебных и подлежащих исключению из данного национального сообщества. Практика геноцида была широко распространена в колониальную эпоху. Применяя политику геноцида, колониальные державы «очищали» территории для собственных подданных, для своей экономической и культурной экспансии. Массовое уничтожение туземного населения в колониальных странах осуществлялось как силой оружия, так и путем распространения болезней, масштабных перемещений коренных жителей. Среди акций геноцида нового времени хорошо известна массовая резня армянского населения Турции в 1915 г., когда было уничтожено 1,5 млн. армян. Последствия этой акции до сих пор осложняют отношения между Арменией и Турцией, а также Турцией и Европейским сообществом. Политика геноцида против еврейского населения, осуществлявшаяся германским фашизмом, унесла жизни 6 млн. евреев. Примером геноцида недавнего времени является массовое истребление народности хуту в Бурунди.

Термин «геноцид» нередко используется этническими радикалами для обоснования своих претензий к доминантному большинству населения, для обоснования своих идей, которые представляются как некая ответная реакция угнетенных этносов на проявленные в отношении них акты геноцида. Так, радикалы из партии «Доръям Асьнымос» («Защитим себя») в Коми заявляют о многовековом геноциде в отношении коми со стороны Российского государства. Вероятно, поэтому в период между первой всеобщей переписью населения Российской империи 1897 г. и последней переписью населения СССР в 1989 г. численность коми возросла на 224%. Или на международной конференции в Румынии, посвященной 100-летию факультета географии университета Ясс (Яссы были столицей княжества Молдова три столетия), один из молдавских докладчиков заявил, что в советские годы Молдавия подверглась геноциду, причем геноцид этот нельзя понимать только в классическом его определении, а нужно говорить еще и о политическом, экономическом, культурном геноциде. Не испытывая желания быть адвокатами советского режима, все же, следуя научной объективности, заметим, что в таком случае речь должна идти о ликвидации политических институтов в Молдавии, об унитожении её экономики, культуры, но всё было как раз наоборот: и политические институты развивались, и экономика была в более приличном состоянии, чем ныне, и с культурой дела обстояли не столь уж и плохо.

Совершенно в том же ключе обосновывают свою антироссийскую, крайне националистическую политику сегодняшние «оранжевые» власти Украины, присоединяя сюда еще и «голодоморы», и совершенно игнорируя тот факт, что больше всего в результате этих неурожаев и безграмотной продовольственной политики пострадало население именно России. Как проявление политики геноцида объявляются депортации и акты насилия в отношении калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, курдов и крымских татар. В том есть доля истины. Но названные депортации есть больше проявление другой формы политики этнического исключения – политики перемещения.

Известны две формы перемещения: добровольные и вынужденные. Добровольное перемещение было организовано в 1922 г. для переселения греков, проживающих в Турции, на территорию Греции. Тогда было переселено более 2 млн. греков. Но столь массивные переселения чаще носят вынужденный характер. Примерами такого перемещения можно назвать изгнание индийцев из Уганды, депортацию и поселение в гетто греков и турок во время гражданской войны на Кипре в 1974 г. Самое же массовое этничекое перемещение населения состоялось после окончания Второй мировой войны, когда миллионы немцев были депортированы в Западную Германию из Чехословакии, Польши и бывшей Восточной Пруссии. Характерно, что немцы по этому поводу никому претензий не предъявляют.

Проявления геноцида сегодня все менее вероятны, поскольку Организация Объединенных Наций приняла специальную Конвенцию о предупреждении геноцида и все страны – члены ООН являются ныне её участниками. Угроза массовых перемещений тем не менее остается реальной, ибо в многочисленных зонах межэтнической напряженности нередко только исход населения может обезопасить жителей от угрозы проявления в отношении него политики исключения, то есть той или иной формы расизма. Полностью исключить такую политику не может даже международное вмешательство с целью предотвращения конфликта, и примером того служит Косово.

Таким образом, современная государственная стратегия в сфере этнополитики должна строиться на неких принципах, среди которых можно выделить два наиболее значимых.

Первая задача государства в отношении составляющих его этнических групп и общностей – это интеграция всех их в единое гражданское сообщество, формирование общегражданских ценностей и идеалов. Стратегии формирования такого сообщества могут быть различны, но в последнее время среди обществоведов утвердилась точка зрения, что оптимальной является стратегия мультикультурализма, т.е. интеграция локальных сообществ в единое целое при одновременном сохранении культурного плюрализма внутри данного социального организма.

Вторая задача государственных институтов и государственной национальной политики состоит в поддержании баланса интересов между доминантным большинством и этническими меньшинствами, исключение через специальные институты и политические процедуры этнократических тенденций в политике большинства и чрезмерной политизации этничности со стороны меньшинства.

Но, как показывают вышеизложенные материалы, не только нет четко последовательной этнополитики во многих странах, но и международные нормы в этой сфере страдают неопределенностью и непоследовательностью. В сфере этнополитики сегодня больше вопросов, чем ответов, что, однако, не означает необходимости поиска эффективных политических решений этнополитических проблем.

 

 


Библиография

 

1. Чешко С.В. распад Советского Союза. Этнополитический анализ. – М., 1996.

2. Шляпентох В.Э. Советский Союз – нормальное тоталитарное общество. Опыт объективного анализа // Социологические исследования. – М., 1996. – №2.

3. Этнические проблемы и политика государств Европы. – М., 1998.

4. Этничность и власть в полиэтнических государствах. – М., 1994.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: