Зависимость максимальной частоты движений от силы нервной системы




Бланк

1 2 3
6 5 4

О.П.Елисеев предлагает не 6 (как это обычно предлагается, например, для младшей группы подростков или в оригинальном варианте Е.П.Ильина), а 8 полей для простановки точек, чтобы тенденция изменения работоспособности обнаруживалась более отчетливо. Тогда порядок простановки точек для правой и левой руки по отдельным полям – взаимно обратный: по и против часовой стрелки; поле № 5 должно располагаться под полем № 4.
Чтобы точки не ложились друг на друга, рекомендуется перемещать руку по кругу, но это не является обязательным условием выполнения методики.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 сек дает команду: «Следующий». По истечении 5 сек работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

Протокол исследования

№ квадрата Промежуток времени работы (ВС) Количество проставленных точек
правой рукой левой рукой
1-й 0-5    
2-й 6-10    
3-й 11-15    
4-й 16-20    
5-й 21-25    
6-й 26-30    

ОБРАБОТКА.
Обработка включает следующие процедуры:
1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;
2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат — количество точек в каждом квадрате.
Коэффициент силы нервной системы (КСНС) рассчитывают по следующей формуле:

, где

Х1 – сумма постукиваний в первом пятисекундном отрезке, Х2 – сумма постукиваний во втором пятисекундном отрезке Х3 – сумма постукиваний в третьем пятисекундном отрезке и т.д.

Рассчитать коэффициент функциональной асимметрии по работоспособности левой и правой рук, получив суммарные значения работоспособности рук путем сложения всех данных по каждому из прямоугольников. Абсолютное различие по работоспособности левой и правой рук делится на сумму работоспособностей, а затем умножается на 100%:

, где

Σ R — общая сумма точек, поставленных правой рукой
Σ L — общая сумма точек, поставленных правой левой

В научных исследованиях часто требуется ранжировать обследованных, поэтому нужны и количественные критерии силы нервной системы.
Ранжирование осуществляется следующим образом. В соответствии с качественными критериями все обследованные субъекты делятся на группы с сильной, средней и слабой нервной системой. Внутри групп проводится дополнительное ранжирование обследованных по суммарной величине отклонения темпа в каждой точке от исходного уровня. Высчитывается сумма (с учетом знака) отклонений за каждые последующие 5-секундные отрезки по отношению к темпу, показанному в течение первых 5 с. Например, у субъекта а максимальная частота движений по 5-секундным отрезкам равнялась 43, 40, 38, 37, 38, 35. Приняв первую цифру за условный ноль, получаем следующую сумму отклонений: -3, -5, -6, -5, -8 - -27. У субъекта б максимальная частота движений по отрезкам была равна 41, 35, 36, 32, 33, 33, что дает следующую сумму отклонений: -6, -5, -9, -8 - -36. Как видно, у обоих субъектов слабая нервная система, но у первого она выражена в меньшей степени, поэтому по рангу он будет занимать более высокое место.
Проведя ранжирование внутри каждой типологической группы, обследованные выстраиваются в общий ряд согласно занятым в своей группе местам. Поэтому может быть так, что субъект с большим по «-» отклонением из группы со средней силой нервной системы окажется поставленным выше, чем лицо со слабой нервной системой, у которого суммарное отрицательное отклонение будет меньшим. Главный критерий, таким образом, — качественный.
При учете качественного критерия возникают определенные трудности, на которые следует обратить внимание. Например, что считать достоверным приростом темпа в первые 10-15 с работы?
На основании имеющегося опыта можно рекомендовать следующее: когда информация снимается визуально со стрелочного счетчика, нужно считать за достоверную разницу 3 и больше движений (за 5-секундный отрезок), при графической регистрации темпа и при других фиксированных способах съема информации — разницу в 2 и более движений.
АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.
Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:
выпуклый (сильный) тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 сек работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
ровный (средний) тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип-кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
нисходящий (слабый) тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Разница между лучшим и худшим результатом составляет больше 8 точек. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
промежуточный (средне-слабый) тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. При этом разница между самым лучшим и худшим результатами не превышает 8 точек. При этом возможно периодическое возрастание и убывание темпа (волнообразная кривая). Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;
вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Типы динамики максимального темпа движений

Графики: ·
А — выпуклого типа;·Б — ровного типа, В — промежуточного и вогнутого типов,·Г — нисходящего типа. ·Горизонтальная линия — линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 сек.

Ниже представлены нормативные данные для детей 9-12 и 12-15 лет
Для детей 9-12 лет
20 точек и меньше — медленный темп. Ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее — значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.
20-25 точек — средний темп. Нормальный темп работы.
26 точек и выше — высокий темп. Ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.
Для детей 12-15 лет
24 точек и меньше — медленный темп.
25-30 точек — нормальный средний темп работы
30 точек и больше — ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.


Чем выше КСНС, тем нервная система сильнее; чем ниже, тем нервная система слабее. Исходя из значения КСНС можно осуществлять интерпретацию результатов по 25 бальной диагностической шкале силы-слабости нервной системы с учетом знака по следующей таблице

Коэффициент КСНС в % Диагноз
> < или = Баллы Разряд
  и более   Очень высокая выраженность силы или слабости НС (5)
     
     
     
     
37,2 40,0   Высокая выраженность силы или слабости НС (4)
34,4 37,2  
31,6 34,4  
28,8 31,6  
  28,8  
23,8 26,0   Средняя выраженность силы или слабости НС (3)
21,6 23,8  
19,4 21,6  
17,2 19,4  
  17,2  
13,2 15,0   Небольшая выраженность силы или слабости НС (2)
11,4 13,2  
9,6 11,4  
7,8 9,6  
  7,8  
4,8 6,0   Средняя НС(1)
3,6 4,8  
2,4 3,6  
1,2 2,4  
0,0 1,2  

Примечание: Сильная нервная система имеет коэффициент КСНС со знаком «+»; слабая нервная система - со знаком «−»

Если в ходе исследования изучали работоспособность левой и правой рук, то при анализе результатов сопоставляют полученные графики работоспособности. В большинстве случаев они по характеру одинаковы. У правшей – работоспособность правой руки выше работоспособности левшей, а у левшей – наоборот. В случае значительных расхождений графиков опыты желательно повторить через некоторые промежутки времени.
Важно сравнить силу нервной системы с особенностями темперамента испытуемого. На этом основании можно дать диагноз работоспособности и продумать рекомендации по ее повышению.
Знак коэффициента функциональной асимметрии интерпретируется следующим образом: если полученный коэффициент баланса имеет знак «+ », это свидетельствует о смещении баланса в сторону возбуждения; если полученный коэффициент имеет знак « », это свидетельствует о смещении баланса в сторону торможения.

Зависимость максимальной частоты движений от возраста, пола и уровня тренированности [Кирой, 2003]
Знание возрастных изменений частоты движений позволяет судить о развитии одной из важнейших характеристик индивидуальности. Исследования показали (И.М.Янкаускас), что с возрастом максимальная частота элементарных движений прогрессивно увеличивается у лиц обоего пола, однако эти изменения неравномерны и носят индивидуальный характер.
Основные черты моторного стереотипа складываются к 12-13 годам (К.В.Шагинян, 1978), после чего наступает период стабильности.
Сравнительный анализ показал, что темпы развития различных скоростных способностей в различные возрастные периоды неодинаковы (В.П.Озеров, 1989). Максимальное увеличение быстроты движений наблюдается в возрасте до 12-13 лет, после чего изменения несущественны. В среднем, частота постукивания кистью возрастает в возрастном диапазоне от 8-9 до 12-13лет с 6,5 до 7,7 уд/с. Вместе с тем, отдельные дети уже к 8-9 годам развивают стремительный темп до 9,5 уд/с. Такие показатели объясняются их особой двигательной одаренностью. Среди подростков 12 лет максимальная частота движений выше у девочек, однако, впоследствии они это превосходство теряют (И.М.Янкаускас, 1972). В целом, таким образом, сроки достижения максимума развития скоростных качеств у женщин меньше, чем у мужчин, на 1-2 года (Е.П.Ильин, 1983). Последующее увеличение темпа движений отмечается (Донская, 1975, Л.А.Головей, Н.А.Розе-Грищенко, 1984, Сурков, 1984) в связи с профессиональной деятельностью и телеграфисты спортсмены некоторых специализаций). Увеличение темповых возможностей при специальной тренировке связано с комплексом центральных и периферических перестроек, обуславливающих увеличение подвижности нервных процессов, морфологические изменения, в частности увеличение количества быстрых мышечных волокон, совершенствование координации между мышцами синергистами и антагонистами и т.д.
В целом показано (Е.Н.Сурков, 1984), что скоростные характеристики спортсменов любой специализации выше, чем лиц не занимающихся спортом. У спортсменов-легкоатлетов были показаны отчетливые различия в максимальной частоте движений в зависимости от уровня их спортивной квалификации, сферы специализации: она оказалась выше у спортсменов
Циклических видов спорта более высокой квалификации (бег на средние дистанции, гребля на байдарках) [Кирой, 2003].

Максимальная частота движений как отражение индивидуально-типологических особенностей человека [Кирой, 2003]
Как известно, способность к выполнению движений в том или ином темпе в значительной степени зависит от индивидуально-типологических особенностей. Показано, в частности (Табл. ниже), что, независимо от способа регистрации, максимальная частота движений наблюдается у лиц со слабыми и средне-слабыми (по силе) нервными процессами, а минимальная — у лиц со средними (Е.П.Ильин, М.Н.Ильина, 1975). Практически у всех обследуемых этой группы максимальный темп движений отмечается в первые 5 с работы.

Таблица

Зависимость максимальной частоты движений от силы нервной системы

  Максимальный темп движений при силе нервной системы
Группы Большой Средней Средне-слабой Слабой
I (50 чел) 33,0(28,0) 30,4 (29,4) 33,6(33,6) 33,5(33,5)
II (50 чел) 30,3 (28,0) 29,4 (29,0) 32,2 (32,2) 32,7(32,7)
III (51 чел 35,8(31,8) 32,8(31,7) 34,5 (34,5 37,0 (37,0)
IV (43 чел 34,1 (29,4) 32,7(31,7) 34,5 (34,5) 36,5 (36,5
V.(44 чел) 35,5(31,0) 33,2 (32,2) 34,4(35,4) 39,7 (39,7)

- первая цифра — максимальная частота движений за все время работы, вторая (в скобках) — частота движений за первые 5 секунд;
** — I группа — школьники 11-13 лет, регистрация движений на импульсном счетчике визуально;
II группа — те же школьники, регистрация на лентопротяжном устройстве;
III и IV группы — студенты, регистрация карандашом на бумаге;
V группа — школьники, регистрация карандашом на бумаге.

Особое место занимают лица с сильной нервной системой. У них максимальная частота движений практически такая же, как и у лиц со средне-слабой нервной системой, однако она достигается лишь на втором пятисекундном отрезке работы. В связи с этим, в первые 5 с работы лица с сильной нервной системой уступают в скорости лицам со средней. По-видимому, у лиц с сильной нервной системой имеется "запас" мобилизационных возможностей. Начав работать почти в таком же темпе, как и лица со средней силой нервной системы, лица с сильной нервной системой за счет волевого напряжения могут увеличить темп, тогда как другие этого сделать не могут. Увеличение темпа движений у лиц с сильной нервной системой при выполнении теппинг-теста связывается со способностью их нервных клеток суммировать возбуждение, а нервных центров — повышать лабильность на фоне волевой мобилизации.
На основании экспериментальных исследований Е.П..Ильиным (1980) была предложена экспресс-методика для определения силы нервной системы по показателям выполнения теппинг-теста для целей массового обследований. Она состоит в следующем: обследуемый выполняет теппинг-тест в течение 30 с и максимальной скоростью. Показания фиксируются каждые 5 с. Но окончании обследования вычисляется разница между количеством движений, выполненных в каждые 5 с, и тем количеством движений, которые имели место в течение первых 5 секунд работы, с учетом знака. В случае, если показатели теппинга выше начального уровня и сумма отклонений имеет знак "+", делается вывод о наличии у обследуемого сильной нервной системы. К категории лиц со средней по силе нервной системой относятся обследуемые, показатели теппинга которых не изменяются или несколько снижаются, а слабой — значительно снижаются в течение работы. Ранжирование обследуемых внутри этих групп проводится по величине отклонений.
Высказывалось предположение о том (В.С.Фарфель, 1960), что способность выполнять движения в высоком темпе связана с подвижностью нервной системы, со способностью центров, иннервирующих антагонистические мышечные группы, быстро переходить из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно). Однако в действительности связь максимальной частоты движений со свойством подвижности нервных центров оказалась весьма слабой (Е.П.Ильин, М.Н.Ильина, 1975, В.С.Горожавин). Это указывает на то, что способность совершать движения в быстром темпе обусловлена целым комплексом свойств нервной системы. На это указывают, в частности, сведения о том, что максимальная частота движений выше у лиц с уравновешенными нер.процессами (М.И.Семенов, 1972). У лиц с преобладанием возб. максимальный темп движений выше, чем у лиц с преобл. торможения, однако, он обычно ниже, чем у лиц с уравнов. нервными процессами. Вероятно, существенное преобладание возбуждения может приводить к снижению лабильности и, как следствие, максимальной частоты движений.
Показано (М.В.Бодунов, 1980), что максимальная частота теппинга является одним из показателей скоростного аспекта психомоторной активности, который обнаруживает выраженную связь с частотой медленных ритмов и когерентностью бета-2-частот ЭЭГ лобных и затылочных отведений, что позволяет использовать этот показатель для оценки общей активности индивида.
Изучение двигательных способностей в связи с типологическими особенностями проявления основных свойств нервной системы имеет значение, прежде всего, для прогнозирования успешности в спортивной и трудовой деятельности человека. Вследствие этого, оно широко применяется в физиологии спорта как один из индикаторов уровня мастерства спортсменов (Е.Н.Сурков, 1984), входит в комплекс показателей психомоторной организации человека, используемый для проведения профотбора по многим специальностям (И.А.Камышев, 1963, К.К.Иоселиани, 1968, Л.А.Головей, Н.А.Розе-Грищенко, 1984) [Кирой, 2003].
Максимальная частота движений как показатель функционального состояния человека [Кирой, 2003]
Некоторыми авторами (Е.Н.Малков, 1958, Н.А.Макаренко и др., 1987) показано, что характеристики теппинга, изменяясь при утомлении, могут служить индикатором функционального состояния обследуемого. Они изменяются и при действии стресс-факторов (Е.Н.Сурков, 1984), однако эти изменения разнонаправлены у разных индивидуумов. Лица со слабой нервной системой показывают меньшую скорость теппинга при действии стресс-факторов, тогда как лица с сильной — более высокую. Знание этих закономерностей позволяет более строго решать вопросы диагностики устойчивости к стресс-факторам. Таким образом, максимальный темп движений, изменяясь при утомлении, стрессе и в других случаях, может служить индикатором функционального состояния человека [Кирой, 2003].


ИНСТРУКЦИЯ: «По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 сек необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по моей команде «Следующий», не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: