Исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.




В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно, используя пароним.

 

1. С известными ОГОВОРКАМИ его можно было назвать знаменитостью.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Деловитый — занятой, умелый, толковый, предприимчивый.
Примеры употребления: деловитая походка, деловитый вид, деловитые манеры.

Деловой — 1) связанный с делом, с работой, 2) знающий, опытный в делах.
Примеры употребления: деловой стиль одежды, тон, разговор; деловая встреча, деловое письмо, деловые связи, деловые круги.

Дельный — способный к делу, к работе, деловой.
Примеры употребления: дельный человек, совет; дельное предложение.

Деляческий — основанный на узком практицизме, сугубо прагматичный.
Примеры употребления: деляческий подход, деляческое решение.

 

2. Такие случаи носят ЕДИНИЧНЫЙ, исключительный характер.

 

3. Сюжетные приёмы, стилистика, формальные приёмы, которые были актуальны совсем недавно, для нового поколения УСТАРЕЛИ.

Зверёк сидит на сосне, с ДЕЛОВИТЫМ хрустом грызёт гостинец.

 

4. Стихи В. Маяковского не только не УСТАРЕЛИ, но они сегодня абсолютно актуальны.

 

5. За нарушение требований инструкции пользователь несёт ДИСЦИПЛИНАРНУЮ ответственность.

 

6. Как человек ПАМЯТЛИВЫЙ, Иван Фёдорович проверил, не упустил ли чего-нибудь.

№ 24. СИСТЕМНЫЙ ОТНОШЕНИЯ В ЛЕКСИКЕ

1. Из пред­ло­же­ния 15 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм. (14)Он скло­нил­ся к ней, под­нял брови, она снизу вверх мед­лен­но по­смот­ре­ла ему в зрач­ки с не­про­ни­ца­е­мо-пре­зри­тель­ным вы­ра­же­ни­ем опыт­ной кра­си­вой жен­щи­ны, уве­рен­ной в своей не­от­ра­зи­мо­сти, и ни­че­го не ска­за­ла. (15)Нель­зя по­за­быть, как он пе­ре­ме­нил­ся в лице, потом он от­пу­стил её и в за­ме­ша­тель­стве как-то че­ре­с­чур вы­зы­ва­ю­ще повёл к ко­лон­не, где сто­я­ли её по­дру­ги.

 

2. Вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм. (28)Если бы меня по­про­си­ли на­звать глав­ное ка­че­ство ак­са­ков­ских книг, я на­звал бы ду­шев­ное здо­ро­вье. (29)От­сту­па­ют на вто­рой план суета, нер­воз­ность, вся­кая ме­лоч­ность, то­роп­ли­вость, мель­те­ше­ние — всё, что ме­ша­ет нам взгля­нуть во­круг яс­ны­ми и спо­кой­ны­ми гла­за­ми. (З0)Если каж­дый из нас по­пы­та­ет­ся при­смот­реть­ся к сво­е­му чув­ству род­ной земли, то он об­на­ру­жит, что это чув­ство в нём не сти­хий­но, что оно ор­га­ни­зо­ван­но, ибо оно пи­та­лось не толь­ко сти­хий­ным со­зер­ца­ни­ем при­ро­ды, но вос­пи­ты­ва­лось всем преды­ду­щим ис­кус­ством.

 

3. Вы­пи­ши­те слово в пе­ре­нос­ном зна­че­нии. (30) Под нами бе­жа­ли поля и луга до тех пор, пока мы не уви­де­ли внизу трубы и дома боль­шо­го го­ро­да.

 

4. Вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизмы. (34)Как я бла­го­да­рен своим дру­зьям тех лет, что они не мах­ну­ли рукой (а ведь такое сплошь и рядом встречается!), не ис­клю­чи­ли из слу­ша­ния му­зы­ки — а ведь и ис­клю­чать не нужно было, при то­гдаш­нем по-юно­ше­ски ра­ни­мом са­мо­лю­бии хва­ти­ло бы иро­ни­че­ской ре­пли­ки, чтобы я по­чув­ство­вал себя среди них лиш­ним.

 

5. Вы­пи­ши­те си­но­ни­ми­че­скую пару. Каж­дый её ка­мень хра­нит над­пись, на­чер­тан­ную вре­ме­нем и роком, над­пись, для толпы не­по­нят­ную, но бо­га­тую, обиль­ную мыс­ля­ми, чув­ством и вдох­но­ве­ни­ем для учёного, пат­ри­о­та и поэта!

 

6. Из пред­ло­же­ний 11—17 вы­пи­ши­те ОДНУ пару ан­то­ни­мов (ан­то­ни­ми­че­скую пару).

— (11)Ты зна­ешь, — го­во­ри­ла она, уса­жи­ва­ясь по­удоб­нее в ав­то­бус­ное крес­ло, — я ведь плов­чи­ха. (12)Я очень люблю пла­вать. (13)Я уплы­ваю в море на три- че­ты­ре часа. (14)А вашу реку за какое время можно пе­ре­плыть? (15)3а пол­ча­са или за сорок минут?..— (16)Ви­дишь ли, Ва­ле­рия, ты, на­вер­ное, не­пра­виль­но пред­став­ля­ешь. (17)У нас в де­рев­не ма­лень­кая река, а не такая, чтобы плыть пол­ча­са по­пе­рек или хотя бы туда и об­рат­но.

 

7. Вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизмы. (1)Ино­гда к дяде Коле при­хо­дил в гости сель­ский ап­те­карь. (2)Звали этого ап­те­ка­ря Ла­за­рем Бо­ри­со­ви­чем. (3)С пер­во­го взгля­да это был до­воль­но стран­ный ап­те­карь. (4)Он носил сту­ден­че­скую ту­жур­ку, какие уже давно ка­ну­ли в лету. (5)На его ши­ро­ком носу едва дер­жа­лось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Ап­те­карь был ни­зень­кий, ко­ре­на­стый и очень яз­ви­тель­ный че­ло­век.

№ 6. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. Детализация некоторых позиций баланса имеет большое значение для получения более исчерпывающей информации о ходе выполнения плана и о финансовых результатах.

2. Новый год — волшебный праздник, в новогоднюю ночь никто не должен оставаться без подарка: это может быть недорогой памятный сувенир или какая-нибудь милая вещица, сделанная своими руками.

3. В МГУ состоялась первая премьера посвящённого российским микробиологам документального фильма «Жизнь с бактериями», в котором показано, как молодые учёные открывают новые виды микроорганизмов и ищут способы борьбы с загрязнением окружающей среды.

4. Исследователи в области физики ядра и элементарных частиц добились успешной победы не только в познании микромира, но и в развитии методов научного анализа.

5. Департамент труда и занятости населения предоставляет бесплатную услугу тем, кто ищет работу: после заполнения электронной анкеты можно ознакомиться со списком свободных вакансий, которые существуют на рынке труда.

6. В 1860-х годах имя Василия Александровича Кокорева было у многих на устах: он вкладывал средства в нефтяное дело, в банковское, в транспорт, построил одну из лучших в Москве гостиниц, ассигновав два миллиона рублей денег.

 

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1. В любом историческом романе присутствует художественный вымысел: реальные лица могут СОВЕРШАТЬ поступки, которые не подтверждает ни один исторический документ.

2. Оба поэта при жизни не были приняты в широкой литературной среде, оба были наделены творческим даром исключительной силы и своеобразия, духовной зрелостью, обретённой ими в РАННЕЙ юности.

3. Невозможно добиться успеха в конном спорте, не УДЕЛЯЯ внимания общей физической подготовке.

4. Чтение книг РАСШИРЯЕТ кругозор и повышает интеллектуальный уровень человека.

5. В этот день Федор Андреич не выходил из своего кабинета, а на другое утро все в доме были поражены его СКОРЫМ отъездом.

6. Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей ПРИНЕС И.А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.

7. Врут все, но это не имеет(ИГРАЕТ) роли (ЗНАЧЕНИЯ), потому что никто не слушает.

8. Важно понять, кому из героев рассказа больше всего СИМПАТИЗИРУЕТ автор произведения.

9. В 1609 г. был заключен договор со Швецией, по которому шведы готовы были ОКАЗАТЬ поддержку России в обмен на ее отказ от претензий на побережье Балтики.

ТЕКСТ

1. 8917

2. 40

3. 25

Пояснение.

Проблемы:

1. Проблема совести.

2. Проблема ценностей, которые каждый человек определяет для себя.

Позиция автора:

1. За совершенные поступки человек ответственен прежде всего перед самим собой, перед своей совестью.

2. В жизни есть вещи поважнее материальной выгоды. Иногда цель не оправдывает средства. Герой, хорошо заработав на попутчице, наказы-вает себя – он разрушает себя. Иногда надо останавливаться и думать, то ли ты делаешь и не велика ли цена за содеянное.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: