В ТРТУ наблюдается устойчивая тенденция ускорения информатизации процесса обучения в условиях многоуровневой подготовки специалистов на основе рейтинговой системы обучения РИТМ. Характерной особенностью работы по информатизации в университете является переход от фрагментарной к широкомасштабной информатизации, основанной на создании информационных ресурсов (базы данных, базы знаний, электронные библиотеки и т.д.), развитии телекоммуникаций, создании программного обеспечения сетевых информационных технологий, разработке концептуальных и методологических основ информатизации научных исследований. Помимо информационных технологий, являющихся основными элементами собственно учебного процесса, в университете больше внимания стали уделять внедрению и сопровождению, так называемых, обслуживающих технологий (электронный учебник, мультимедиа, экспертные системы, издательские системы, видео реклама).
Однако следует констатировать тот факт, что принятые сегодня в университете технологии обучения не удовлетворяют требованиям времени и не отвечает современному уровню в области новых информационных технологий. Более того, расширение номенклатуры специальностей, насыщение учебного плана лабораторными занятиями, борьба кафедр за нагрузку, а не за студента, смешение стандартов образовательных программ различного уровня уже вступили в противоречие с качеством обучения, привели к увеличению средней нагрузки на преподавателя. Резервы экстенсивных путей решения учебных проблем исчерпаны. Решение о введении планирования нагрузки кафедрам от контингента студентов предоставляет кафедрам большую самостоятельность в составлении учебных планов и выборе форм обучения, позволяет говорить об индивидуализации обучения и переходе на новые образовательные технологии на базе компьютеризации. Кафедра превращается, как это и определено Законом об образовании и Уставом университета, в основное звено учебной, научной и хозяйственной деятельности. Параметрами качества этой деятельности являются новый набор, конкурс, заработанные внебюджетные средства и реальное сложившееся мнение внутри и вне университета, как о выпускниках соответствующих специальностей, так и самих этих выпускников о выпускающей кафедре.
Попробуем на примере факультета (ФАВТ) как одного из структурных подразделений университета, в основном занятого подготовкой специалистов по направлению 552800 (Информатика и вычислительная техника), проанализировать состояние, перспективы развития и принципы информатизации НТО на основе системы РИТМ при многоуровневом образовании.
На ФАВТ завершена работа по лицензированию и формированию многоуровневой системы подготовки бакалавр - дипломированный специалист - магистр. На базе рейтинговой системы РИТМ удалось расширить долю индивидуального и самостоятельного обучения студентов. Это значит, что многие виды учебной деятельности теперь переложены на информационные технологии (банки индивидуальных творческих заданий, курсовых и лабораторных работ, электронные конспекты и учебники, компьютерные модели по предметным областям, сетевые технологии доступа к информации, методическое обеспечение, ориентированное на самостоятельное и индивидуальное обучение). Кафедры факультета постепенно расширяют спектр образовательных услуг от краткосрочных курсов переподготовки в области информационных технологий до параллельного (дополнительного) высшего образования. Как и раньше главной задачей является реализация государственных образовательных стандартов, согласование учебных планов, подготовка комплекса организационных мероприятий для осуществления учебного процесса. Кафедры ФАВТ нацелены на подготовку учебно-методического обеспечения под заказ творческими коллективами с достойной оплатой результатов труда. Заказы на учебно-методическую работу авторским коллективам выдаются на конкурсной основе.
Для приведения содержания учебных дисциплин в соответствие с мировым уровнем информационных технологий и оперативного внесения появившихся новаций в этой области в учебный процесс на ФАВТ создана международная учебно-научная лаборатория. В лаборатории организован фонд передового программного обеспечения и предполагается апробация НТО с последующим внедрением в учебный процесс.
Повышение качества учебного процесса невозможно без решения трех взаимосвязанных задач:
- проведение НИОКР собственно в сфере информатизации НТО;
- развитие НТО для целей их внедрения во всех дисциплинах знаний;
- коммерческая реализация инновационных информационных технологий путем информатизации окружающего университета региона (общества) с целью получения средств для развития факультета, его кафедр и учебно-исследовательских лабораторий.
Эти задачи сформулированы с учетом требований перехода к экономике нового типа и обострением ситуации на рынке труда, который неизбежно поставит специалистов в конкурентные отношения.
Отказ от всеобщей занятости потребовал обоснования планов выпуска специалистов, изменения содержания и методов преподавания, иного взаимодействия с заказчиками. В этих условиях факультет должен быть конкурентоспособен, но для этого его необходимо превратить в региональный центр образования и науки в области новых информационных технологий и их прикладных применений. При этом как квалификация выпускаемых инженерных кадров, так и учебно-научная деятельность должны соответствовать современному мировому уровню в области аппаратного и программного обеспечения. На сегодня магистральный путь в мировой практике в области новых информационных технологий состоит в создании единых информационных пространств на основе глобальных и локальных сетей, связывающих информационные, автоматизированные и управляющие систем учреждений и предприятий. Основой для этого является ИНТЕРНЕТ/ИНТРАНЕТ технологии.
Кроме укрепления кафедр техникой необходимо поддерживать обще факультетский полигон современных средств вычислительной техники, где обеспечивается разработка и совершенствование учебных технологий и осуществляется ведение фонда программного обеспечения; а также создать свой издательский участок на базе современных средств множительной и копировальной техники (ризограф, мини типография и пр.).
Основной целью цикла компьютерных дисциплин следует считать формирование у каждого студента опыта и квалификации в использовании арсенала технических и программных средств для решения задач в выбранной отрасли знаний. Концепция информатизации НТО, принятая на ФАВТ, предполагает, что в ходе обучения студент должен:
- выработать навыки и приемы использования инструментальных средств для разработки, отладки и тестирования программ для проблемных задач выбранного профиля;
- научиться использовать интегрированные математические и графические пакеты для выполнения индивидуальных заданий и курсовых работ;
- научиться использовать СУБД для создания проблемных банков данных, их модификации и использования;
- научиться разрабатывать драйверы для нестандартных внешних устройств;
- овладеть технологией использования настольных издательских систем для оформления рефератов, докладов, статей;
- овладеть технологией использования сетевых аппаратных, программных и информационных ресурсов.
Более подготовленные студенты имеют возможность в рамках индивидуальных заданий получить навыки создания экспертных диагностических систем и систем искусственного интеллекта, реализации задач анализа и распознавания аудио- и видеосигналов с использованием средств мультимедиа.
Факультет ставит следующие цели развития сетевых технологий:
- повышение эффективности учебного процесса, научных исследований, методической и организационной деятельности, а также документооборота на основе использования сетевых технологий;
- совершенствование сетевых структур кафедр и образование общей локальной вычислительной сети (ЛВС) ФАВТ;
- обеспечение значительного повышения эффективности использования вычислительных ресурсов факультета в ЛВС ФАВТ;
- оптимальное использование возможностей корпоративной сети ТРТУ;
- подключение к мировому сообществу через Internet и оптимальное использование новых возможностей во всех видах деятельности факультета;
- целенаправленное и согласованное развитие сетевого аппаратного и программного обеспечения кафедр факультета на основе единой технической стратегии.