Методика организации воспитательной работы с коллективом класса (Е.Н. Степанов)




Тема лекции: Методика организации воспитательной работы классного руководителя с коллективом обучающихся

 

План:

1. Методика поэтапного планирования работы классного руководителя.

2. Проведение индивидуальной, групповой и коллективной работы с воспитанниками.

3. Методики организации воспитательной работы на примере разработок Е.Н. Степанова и Н.Е. Щурковой.

Задание: ознакомьтесь с предложенными методическими материалами. Будьте готовы во время лекции ответить на вопросы.

 

Методика организации и проведения группового воспитательного дела (Н.Е. Щуркова)

Основная цель воспитательного группового дела — формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

- подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов);

- психологический настрой (приветствие, вступительное слово);

- содержательная (предметная) деятельность;

- завершение (рефлексия);

- проекция на будущее.

Эта логическая цепочка практически не отличается от традиционного подхода к проведению воспитательного мероприятия. Но, по мнению Н.Е. Щурковой, для осуществления воспитательной технологии необходимо выполнение следующих правил, или условий, которые будут определять характер, работоспособность и эффективность воспитательной технологии:

- строгое соблюдение логической структуры воспитательного дела;

- высокий культурный уровень содержания и форм этого дела;

- организация духовного «напряжения» воспитательного дела;

- минимальная подготовка дела, чтобы дети не потеряли интереса к нему;

- использование всех трех каналов восприятия: слухового, зрительного и сенсорного.

Надежда Егоровна Щуркова разработала собственную воспитательную методику, главной целью которой является воспитание личности, способной строить жизнь, достойную Человека. В основу методики положены такие критерии, как Доброта, Истина, Красота. Фундаментом воспитания, согласно данной методике, являются: педагогический взгляд на воспитание с позиции общечеловеческой культуры, педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как освоение и усвоение мира подрастающим ребенком, определение содержания воспитательного процесса как системы взаимоотношений к ценностям добродетельной жизни достойного человека, а знаний и умений – как средств жизненных ценностных взаимоотношений человека к миру. Н.Е. Щуркова предлагает систему творческих заданий через разные формы воспитательной работы, направленной на становление «личности, способной быть стратегом личной жизни, обладающей духовной культурой». Во многих школах педагоги ограничивают свою миссию передачей знаний, игнорируя процесс воспитания, а это дает негативные последствия – хамство, анархизм в школьном режиме и чертах поведения детей, озлобленность, эгоизм. В целях духовного роста детей автор предлагает разработки всевозможных форм групповой деятельности в системе внеклассных воспитательных мероприятий, приобретающих характер духовной работы.

Определение: под воспитательным мероприятием профессор понимает групповое коллективное дело, направляемое воспитателем в целях решения задач по становлению личности.

Как учитель общеобразовательных предметов, так и классный руководитель обязаны готовить ребят к взрослой жизни, содействовать процессу их успешной социализации. На это ориентированы и творческие задания, созданные Н.Е. Щурковой. И хотя автор представляет их проведение в контексте воспитательной системы школы, но почти все задания можно использовать и в работе социального педагога, и психолога, и воспитателя в различных детских центрах.

Специфика методики Н.Е. Щурковой.

Она предлагает для сплочения классного коллектива проведение таких форм групповой деятельности с детьми, которые были бы методически интересны, не требовали большой подготовки, но при этом позволяли бы гораздо лучше узнать одноклассников. Она сама придумала 30 форм групповой деятельности, которые представлены в книге «Собрание пестрых дел» (Издательство «Новая школа», 1994 г.) Это своего рода методический материал, помогающий учителю проводить разнородные уроки и классные дела в течение всего учебного года. Групповые дела могут помочь детям развивать интерес к окружающим людям. Увлекательное мероприятие, участниками которого являются воспитанники, обладает огромной силой влияния: в первую очередь, позволяет создать мощное психологическое поле, оказавшись в котором ребенок каждый раз приобретает опыт чувственных переживаний; во-вторых, мероприятие акцентирует внимание детей на общественном значении происходящего и содеянного. Кроме того, укрепляются дружественные связи, развивается общение, возникает чувство взаимной ответственности и поддержки. Почти все из предложенных форм групповой работы имеют игровую основу либо напрямую считаются игрой. Необходимость в игре никогда не исчезает у человека, а для ребенка она еще и имеет значение его физического и духовного становления, подготовки к различным сферам жизни. Технологическую цепочку любого группового воспитательного дела можно представить через следующие этапы: предварительный (планирование и организация дела, развитие интереса к нему, подготовка первостепенных материалов), психологический настрой (приветствие, вступительное слово), содержательная (основная) деятельность, завершение, проекция на будущее. Занятия, базирующиеся на методике Н.Е. Щурковой предусматривают, что школьник сообща с воспитателем познаёт мир, взаимодействует с ним, старается его полюбить. И, вступая во взаимодействие с данным все более познаваемым и осмысливаемым миром, школьник все более приобретает способность настолько же осмысленно и сознательно выстраивать собственную жизнь в согласии (либо противоречии) с данным миром. Работа учителя трудна и многогранна, но игровая методика делает ее интересной и увлекательной как для учителя, так и для ученика. Методика организации и проведения групповых дел по Н.Е. Щурковой, а также разнообразные игровые формы сегодня обширно практикуются в школах и воспитательных центрах в наше время.

 

Методика организации воспитательной работы с коллективом класса (Е.Н. Степанов)

Воспитательная система класса — это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Основными компонентами воспитательной системы класса выступают: индивидуально-групповой; ценностно-ориентационный; пространственно-временной; функционально-деятельностный; диагностико-аналитический.

Индивидуально-групповой компонент представлен сообществом детей и взрослых, которые объединены совместной жизнедеятельностью в рамках классного коллектива.

Ценностно-ориентационный компонент объединяет: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности детского коллектива; принципы создания воспитательной системы и жизнедеятельности классного сообщества.

Функционально-деятельностный компонент включает: системообразующий вид деятельности, формы, методы и приемы организации совместной деятельности и общения; ведущие функции воспитательной системы; педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного коллектива.

Составляющими пространственно-временного компонента являются: эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда; связи и отношения учебного класса с другими общностями детей и взрослых; место и роль классного сообщества в воспитательном пространстве образовательной организации; этапы становления, стабилизации, эффективного функционирования и развития воспитательной системы.

Диагностико-аналитический компонент предполагает: критерии эффективности воспитательной системы; методы и приемы исследования ее результативности; формы и способы анализа, оценку результатов воспитательной работы с классным сообществом.

Целевые ориентации:

- создание условий для становления и проявления творческой индивидуальности воспитанника;

- развитие субъектности обучающегося;

- содействие интеллектуальному, нравственному и эмоциональному самовыражению ребенка;

- педагогическая поддержка творческих способностей воспитанника;

- воспитание уважительного и ответственного отношения к трудовой деятельности;

- обеспечение благоприятных условий для совместной деятельности и общения взрослых и детей;

- сплочение классного сообщества.

Ведущие концептуальные положения технологии воспитательной работы с учебным коллективом:

1) принцип самоактуализации;

2) принцип индивидуальности;

3) принцип субъектности;

4) принцип выбора;

5) принцип творчества и успеха;

6) принцип доверия и поддержки;

7) класс — личность: класс по отношению к личности воспитанника может выполнять разные роли:

- образовательную, заключающуюся в формировании у обучающихся целостной и научно обоснованной картины мира;

- воспитательную, связанную с нравственным становлением личности ребенка;

- защитную, предполагающую психологическую защиту воспитанника от негативных воздействий среды;

- компенсирующую, направленную на обеспечение благоприятных условий для развития творческих способностей обучающегося, его самореализации в основных сферах деятельности: познание, игра, общение;

- интегрирующую и корректирующую, предполагающие, что при соблюдении конкретных условий, по мнению Н.Л. Селивановой, классное сообщество способно интегрировать и корректировать различные воздействия, которые испытывает воспитанник как в классе, так и за его пределами;

- духовно-нравственное и эмоциональное обогащение жизненного пространства ребенка;

8) личность ребенка в классе: общность, допускающая, по мнению Н.Е. Щурковой, «бесконечность индивидуальных многообразий, чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости и широком коридоре культуры»;

9) метод индивидуальных и групповых перспективных линий;

10) открытость системы, предоставляющая ей возможность эффективно функционировать и развиваться.

Выбор системообразующей деятельности напрямую зависит от интересов, потребностей и способностей обучающихся, личностных характеристик классного руководителя, типа и структуры образовательной организации.

Организация группового дела считается одной из самых эффективных форм работы учителя с учащимися. Групповая деятельность подразумевает, прежде всего, дело коллектива, состоящего из детей и действующего под руководством педагога. Всестороннее развитие личности можно с успехом осуществлять только в коллективе и через коллектив, что считается одной из главнейших закономерностей воспитания. Осмысливая значимость данной закономерности, следует иметь в виду два аспекта. Первый из них состоит в том, что актуальной целью воспитания считается развитие личности в духе коллективизма, формирования у нее товарищеских качеств. Предписанная задача быть может достигнута лишь при условии, что ребенок будет воспитываться в здоровом в общественном и духовном отношениях коллективе. Второй аспект связан с тем, что воспитание не может быть ограничено только индивидуальным воздействием преподавателя на каждого ученика. Оно непременно должно подкрепляться многоплановым воздействием коллектива, который не только обеспечивает свободу и безопасность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и художественно-эстетических взаимоотношений. Вследствие этого в ходе педагогической работы нужно формировать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для многопланового становления личности. Без такового коллектива сложно рассчитывать на высокие положительные результаты и эффективность воспитания.
Формы групповой деятельности отличаются от других форм воспитательной работы характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В процессе групповой деятельности педагог также ставит задачи перед учащимися, но делает это аккуратно, ненавязчиво. Дети вроде бы сами определяют их и совместно со взрослыми и под их управлением создают что-то собственное, используя при этом ранее усвоенные знания и умения, а также приобретая новые. Основу группового дело составляет совместная работа всех членов коллектива – старших и младших, педагогов и воспитанников. Они вместе намечают, готовят, проводят и оценивают работу, применяя свои знания, умения и навыки на общую пользу. На любой стадии группового дела члены коллектива ведут поиск наилучших путей, методов, средств решения практических задач, находя каждый раз новый вариант. Воспитательная задача любого группового дела – это формирование стойких положительных отношений человека к себе и к окружающим.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: