Тропы и риторические фигуры




Задание 1. Прочитайте предложения, определите, какими средствами выразительности являются выделенные словосочетания.

1. Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. (С. Есенин)

2. Пришёл, увидел, победил. (Ю. Цезарь)

3. В саду горит костёр рябины красной. (С. Есенин)

4. Уж роща отряжает последние листы с нагих своих ветвей. (А. Пушкин)

5. Неуютная, жидкая лунность… (С. Есенин)

6. Наметали стог выше тучи. (И. Крылов)

7. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

8. Кто виноват и что делать?

9. Никто не должен был знать, куда скрылся гонимый высоким желанием старик, и весь мир узнал, где он. Никто не должен был знать намерений его души, и весь мир был посвящен в его тайный замысел. Никому не должно было быть дела до его самочувствия, и весь мир начал заниматься его температурой, хрипами в груди, пульсом. (К. Федин о Л. Толстом)

Задание 2. Определите, какие тропы и стилистические фигуры использованы в следующих текстах.
1) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. 2) Игру его любил творец Макбета. 3) Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь
4) Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную – Вынесет всё, что господь ни пошлёт! Вынесет всё – и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе.
5) «Не станет нас»! А миру хоть бы что. «Исчезнет след!» А миру хоть бы что. Нас не было, а он сиял и будет. Исчезнем мы, – а миру хоть бы что!

6) Она свежа, как вешний цвет, Взлелеянный в тени дубравной. Как тополь киевских высот, Она стройна.
7) Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой.8) Мне нравятся весёлые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз.

Задание 3. Прочитайте речь К. Минина, обращенную к согражданам (результатом ее стало создание народного ополчения, освободившего Москву от польских интервентов). Какие тропы и фигуры речи использует оратор? К каким аргументам он прибегает?

Сограждане! Отечество гибнет! Свирепость врага неимоверна; они заняли первопрестольный град. Если падет Москва, падет Вера и Отечество, падем и мы. Пожертвуем всем, заложим жен и чад наших и искупим Отчество. Вождь Пожарский укажет нам путь к победе. Сограждане! Решите, что ожидает нас — рабство или свобода.

Задание 4. В речи Брута найдите тропы (речь построена на контрасте), придающие ей образность, выразительность, эмоциональность. «Римляне, сограждане и друзья! Выслушайте, почему я поступил так, и молчите, чтобы вам было слышно; верьте мне ради моей чести и положитесь на мою честь, чтобы поверить; судите меня по своему разумению и пробудите ваши чувства, чтобы вы смогли судить лучше. Если в этом собрании есть хоть один человек, искренне любивший Цезаря, то я говорю ему: любовь Брута к Цезарю была не меньше, чем его. И если этот друг спросит, почему Брут восстал против Цезаря, то вот мой ответ: не потому, что я любил Цезаря меньше, но потому, что я любил Рим больше. Что вы предпочли бы: чтоб Цезарь был жив, а вы умерли рабами, или чтобы Цезарь был мертв, и вы все жили свободными людьми? Цезарь любил меня, и я его оплакиваю; он был удачлив, и я радовался этому; за доблести я чтил его; но он был властолюбив, и я убил его. За его любовь – слезы, за его удачи – радость; за его доблести – почет; за его властолюбие – смерть. Кто здесь настолько одичал, что не хочет быть римлянином? Если такой найдется, пусть говорит, – я оскорбил его. Кто здесь настолько гнусен, что не хочет любить свое отечество? Если такой найдется, пусть говорит, – я оскорбил его. Я жду ответа.Все: такого нет, Брут, нет. – Значит, я никого не оскорбил. Я поступил с Цезарем так, как вы поступили бы с Брутом. Причина его смерти записана в свитках Капитолия; слава его не умалена в том, в чем он был достоин, и вина его не преуменьшена в том, за что он поплатился смертью».

Задание 5. Прочитайте отрывок из рассказа А. Солженицына «Город на Неве». Найдите в тексте: а) эпитеты; б) метафоры; в) риторический вопрос; г) фразеологизм; д) антитезу.

Преклонённые ангелы со светильниками окружают византийский купол Исакия. Львы, грифоны, сфинксы там и здесь… Скачет шестёрка Победы над лукавою аркою Росси… Сотни портиков, тысячи колонн… Чуждое нам – и наше самое славное великолепие! Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам! Но стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские эту красоту. Косточки наших предков окаменели в дворцы – желтоватые, шоколадные, зелёные… Страшно подумать: так и наши нескладные жизни, все взрывы нашего несогласия, стоны расстрелянных и слёзы жён – всё это тоже даст такую законченную, вечную красоту?

Редактирование текста. Найдите речевые ошибки в предложениях. Определите тип ошибки (например - нарушение лексической сочетаемости, тавтология, плеоназм, смешение паронимов, двусмысленность)

Главное для пловцов-синхронистов – согласование движений. Любая проверка играет на пользу предприятию. Вчера состоялся очередной российско-американский саммит на высшем уровне. Важную роль призван выполнить новый Закон об образовании. Двадцать пять лет своей биографии она посвятила детям. Я в этой алгебре ни гу-гу. В данной ситуации это обстоятельство не играет большого значения. Это исследование имеет большую роль в развитии современной науки. Абонементы телефонной сети обязаны вовремя оплачивать услуги связи. Это произведение обладает яркой авторской позицией. Люди простодушные предлагают желаемое за действительное. Систематическое чтение позволяет повысить кругозор. Он умеет брать быков за рога. То, что происходит сейчас на факультете, это настоящий анонс. Следует отметить следующие особенности. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу. Выбравшись из воды, я упал навзничь, уткнувшись лицом в горячий песок. Стоимость пребывания в этой больнице не финансируется государством. Он должен был выполнить клятву. В этом магазине уж слишком дорогие цены. Первейшее в работе исследователя – определение главных приоритетов. А теперь подведем выводы. Она была сильнее соперниц на голову. Он был не способен оказать протест. Если инвестиционный климат в регионе неблагоприятен, то возрастает риск инвестирования. Расскажите нам о ваших планах на будущее. Нужен он мне как банный лист. Ввиду того, что закончился регламент времени, докладчик не успел ответить на все вопросы. Ясный ум и руководящие способности помогли руководителю организовать большую организацию. В некоторых службах связи сложилось положение, которое ставит под сомнение реальность выполнения данного задания. Вратарь отбивает мяч кулаком, который падает недалеко от ворот. А теперь сказанное поясню словами. Начав работу, мы не можем отступить назад. Вы прослушали лекцию о методике подготовки к выступлению.

Вопросы к зачету по курсу «Риторика».

 

1. Риторика: определение. Предмет и задачи риторики.

2. Древнегреческая риторика. Античный канон.

3. Развитие риторики в России.

4. Особенности ораторского искусства. Виды красноречия.

5. Навыки и умения, необходимые оратору.

6. Этапы подготовки к публичному выступлению.

7. Составление плана выступления. Виды планов.

8. Способы изложения материала.

9. Элементы композиции выступления. Цели и содержание вступления.

10. Элементы композиции выступления. Цели и правила работы над основной частью.

11. Аргументация. Виды и структура аргументов. Правила аргументации.

12. Заключение. Цели, приемы.

13. Информационное обеспечение выступления.

14. Работа над лаконичностью и точностью речи: выбор слова, исправление речевых ошибок

15. Работа над выразительностью речи. Средства выразительности (тропы, риторические фигуры)

16. Установка контакта с аудиторией. Поведение оратора.

17. Типичные риторические позиции оратора в ходе выступления. Типы аудиторий.

18. Способы удержания внимания



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: