Опорный конспект по теории обучения.




 

Обучение- это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, направленный на формирование у школьников знаний, умений и навыков, развитие мышления и способности к творчеству, воспитание личностных качеств.

Преподавание- это деятельность по руководству усвоением содержания образования и формирования качеств личности ученика.

Учение- это система познавательных и практических действий школьников, обеспечивающих усвоение ими содержания образования. Основой обучения следует считать не преподавание, а учение.

Учебный процесс - целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются их задачи образования, развития и воспитания учащихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов.

Этапы обучения - мотивация учения; актуализация опорных знаний; умений и опыта; организация изучения нового материала; совершенствование изученного; определение результативности обучения.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Цель образования- образовательный идеал, задаваемый социальным заказом и реализуемый через различные подходы(экстенсивная модель, продуктивная и интенсивная модель)

Функции обучения: воспитательная - связана с формированием отношений; образовательная - связана с расширением объема содержания образования; развивающая - связана со структурным усложнением.

Законы процесса обучения- это устойчивые, проявляющиеся внутри педагогического явления связи, зависимости между целью, средствами и результатами обучения.

Закономерность- трактуется либо как проявление законов, часто еще неосознанных и четко не сформулированных, либо как общие проявления упорядоченности развития, как совокупное действие многих законов.

Принципы обучения - это исходное положение о способах достижения дидактических целей с учетом законов учебного процесса.

З адачи педагогические (образовательные, воспитательные, развивающие) – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.

Содержание образования: система научных знаний; умений, навыков как способов деятельности; эмоционально- ценностных отношений; опыта творческой деятельности.

Знание - это результат познания объективной действительности. адекватное ее отражение в сознании человека в форме представлений, понятий, закономерностей, картины мира.

Умения - это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Умения бывают: общеучебные- применимы во многих учебных предметах (анализ, сравнение и т.д.) и специальные- специфические для каждого предмета.

Навык - автоматизированный компонент умения, доведенный до высокой степени совершенства действие.

Стандарт образования – основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету; отражает оптимальный минимум содержания образования.

Учебный план – нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим, структуру учебного года.

Учебный предмет – педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, выражающая основное содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений.

Учебная программа - нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету (типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные).

Формы организации обучения (организационные формы обучения ) - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, которая осуществляется в установленном порядке и определенном режиме. (Выделяются - фронтальная, групповая, индивидуальная формы).

Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

Метод обучения - это способ целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся по достижению дидактических целей.

Классификация методов - это упорядоченная по определенному признаку их система по различным основаниям:

-источник знаний, умений, навыков (средства обучения)- словесные наглядные практические;

-способ мыслительной деятельности (характер познавательной деятельности)

репродуктивные, продуктивные, исследовательские;

- логика учебного процесса (компоненты процесса обучения)- методы стимулирования, методы организации методы контроля;

- тип взаимодействия учителя и учащихся: монологические, диагностические,

поисковые, эмоционального сопереживания, тренинговые.

Прием — это часть метода, его элемент, отдельная операция в процессе реализации метода.

Средства обучения: материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: