Мпи: предмет и задачи курса
Методика преподавания истории ‒ это отрасль педагогической науки, которая изучает процесс изучения истории с целью использования его закономерностей для дальнейшего повышения эффективности обучения, воспитания и развития личности. Предметом методики преподавания истории является процесс изучения истории. Он состоит из ряда составляющих, между которыми существует определенная взаимосвязь и взаимообусловленность. Итак процесс обучения включает в себя: цели обучения, содержание, деятельность учителя, деятельность учеников и результат.
Цели обучения определяются государством. Обычно это воспитание патриотического человека с гуманистическими взглядами. Методика конкретизирует общие цели и определяет задачи изучения каждого курса, раздела и тем, и отмечает, что основной целью изучения истории в школе является формирование на основе возрастных и индивидуальных особенностей учеников социально активной, разносторонне творческой личности с научным гуманистическим мировоззрением. Традиционно цели обучения фиксируются в государственной концепции исторического образования, которая в Беларуси была принята в начале 1990-х годов. В программах по истории так определяется цель исторического образования на базовом уровне: 1) овладение учащимися основами систематических знаний о всемирном историческом процессе, 2) приобщение учащихся к достижениям отечественной и мировой культуры, 3) воспитание гражданственности, патриотизма, национальной самоидентификации
задачи методики преподавания истории можно определить как ответы на следующие вопросы:
- какие цели можно ставить перед изучением истории;
- чему учить (содержание обучения);
- как учить детей, как преподавать учителю;
- какая познавательная деятельность школьников необходима для усвоения содержания обучения;
- как учитывать результаты обучения для дальнейшего его усовершенствования.
Образовательный стандарт: История
Цель изучения предмета
Цель изучения учебного предмета «Всемирная история. История Беларуси» — овладение учащимися систематизированными знаниями о мировом историческом процессе и формирование представлений о месте в нем Беларуси, приобщение учащихся к достижениям отечественной и мировой культуры, воспитание социально активной и творческой личности, гражданина и патриота Отечества.
Задачи изучения предмета
II ступень общего среднего образования:
– усвоение учащимися знаний о важнейших событиях, явлениях, процессах, тенденциях и закономерностях развития человеческого общества во всем его многообразии и противоречивости;
– усвоение учащимися основных исторических понятий;
– осознание учащимися своеобразия культур народов мира, исторического пути и ценностей многовековой культуры белорусского народа;
– ознакомление с жизнью и деятельностью, духовным наследием выдающихся деятелей истории, науки и культуры;
– формирование интеллектуальных качеств личности, необходимых для преобразующей и творческой познавательной деятельности;
III ступень общего среднего образования:
– осмысление учащимися знаний о всемирно-историческом процессе, необходимых для анализа современного этапа развития и прогнозирования будущей жизнедеятельности;
– развитие исторического мышления;
– осознание самоценности и уникальности культуры каждого народа, в том числе оригинальности многовековой культуры белорусского народа;
– формирование ценностных ориентаций учащихся на основе воспитания национального самосознания, гражданского патриотизма, уважения к историческим традициям народов мира, восприятия идей гуманизма, принципов гражданского общества и правового государства, прав человека и демократических ценностей.
– создание условий для самореализации и успешной социализации личности через формирование готовности учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, дальнейшему продолжению образования и трудовой деятельности.
Содержание образования по учебному предмету «Всемирная история. История Беларуси»
II ступень общего среднего образования
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего базового образования.
Учащийся должен знать:
– периодизацию всемирной истории и истории Беларуси;
– основные события, явления, процессы общественного развития с древнейших времен до начала ХХ в.
– важнейших исторических деятелей и деятелей культуры;
– содержание исторических понятий;
уметь:
– называть хронологические рамки исторических событий, явлений, процессов, выделять в них отдельные этапы и периоды;
– определять последовательность, продолжительность и синхронность исторических событий, явлений, процессов;
– определять в исторических текстах структуру исторического времени (эпоха, период, век, год);
– определять местоположение различных объектов на исторической карте;
– выявлять изменения на исторической карте;