Тоннель в обмен на преференции?




- Бизнес тоже хотел бы что-то строить в обмен на преференции от РЖД. «Сибантрацит», например, предлагалпостроить за свой счет второй Северомуйский тоннель. А компания «А-проперти»недавно заявила, что планирует проложить 500-километровую железнодорожную линию Эльга-Чумикансевернее БАМа. Как вы это оцениваете?

- Северомуйский тоннель – «узкое» горлышко на БАМе. Хотя там есть постоянный железнодорожный обход с уклоном 18-тысячных, но он требует двойной тяги. Поэтому второй тоннель не помешает. Тем более, что строить его сегодня легче,для этого естьинфраструктура - шахтные стволы, жилой поселок. Да и современные тоннелепроходческие комплексы позволяют вести скоростную проходку. На мой взгляд, этот проект реален, как и железная дорога Эльга-Чумикан.

Мы в свое время за два года построили в Республике Коми первую частную железную дорогу длиной 300 кмпо заказу компании «СУАЛ». По ней сегодня вывозят бокситы. Можно проложить и стальной путь от Эльги до Охотского моря. Онпоможет разгрузить БАМ,освободив путь для других грузов.

Но одной линии мало - на востоке страны пора создавать целую сеть железных дорог. Недалек тот день, когда стальные пути потянутся от Нижнего Бестяха на Магадан и вглубь Якутии. Но прежде нужно построитьмост через Лену. Там проектировалсясовмещенный автомобильно-железнодорожный мост, а потом его заменили на автомобильный, вантовый.

Я считаю, это неправильно.Во-первых, он ограничит загрузку и развитие железных дорог Якутии. Во-вторых, вусловиях экстремально низких температур на Северенельзя возводить вантовые мосты. Это показал остров Русский– там из-за обледенения вантов пришлось закрывать движение машин и нанимать альпинистов, чтобы очистили мост от льда, а потом его еще и ремонтировать

Кое-кто предлагает построить такой же мост на Сахалин. Мы работали на острове, помню, как мучились - все времяштормило, паромы не работали. Ничего не завезти, ни вывезти. При Сталине там начинали прокладывать тоннель, стволы даже пробили, но так и не завершилистройку. Я думаю, выбор в пользу тоннеля там не случайно сделан был – специалисты все просчитали. Поэтому и на Лене не мост, а тоннель нужно строить…

-Сколько копий сломано об этот Ленский мост?!Миллионы рублей потрачены на изыскания и проектирование, а моста все нет …

- Гарантированное финансирование – вот что нужно для реализации любого проекта. Да и строить надо быстро, долгострой генерирует убытки.Именно поэтому мне нравится заявленный Правительством РФ принцип «агрессивного строительства инфраструктуры». Агрессивное – значит, скоростное.

Жадность губит дело

-Что, на ваш взгляд, нужно сделать чтобы раскрутить строительный маховик?

- Прежде всего, решить проблему ценообразования. Многие строительные организации столкнулись с тем, что при повышении спроса резко выросли цены на металл, бетон, инертные (щебень и песок). Нам говорят: мол, рынок диктует цены. Но никакие сметы такого роста цен не выдерживают,строительные компаниив результате становятся банкротами.Глава Правительства РФ Михаил Мишустин по этому поводу заметил: «жадность производителей губит дело!». И я с ним согласен.

Государство сегодня принимает определенные меры, но они носят локальный характер, а надо диктат производителейограничиватьсмелее и жестче. Кстати, и президент страны обратил на это внимание.

- Мешают ли строителямадминистративные барьеры?

-Еще как мешают!Барьеры сокращаютсягод от года, но взамен старых появляются новые. Так очень долго приходится ждать разрешения на строительство, затягивается перевод земель из одной категории в другую. Строя автодорогу М-1 в Московской области, мы потеряли полтора года (!), чтобы получить разрешениена вырубку леса в зоне строительства. Парадокс: дорога государственная, заказчик государственный, лес тоже государственный, но быстро решить вопрос нельзя! Чтобы получить официальную бумагу, надо пройти семь кругов административного ада.

Сейчас в строительной отрасли все переводится на цифру, на BIM-технологии. И есть надежда, что при этом будут учтены проблемы, которые связаны с эксплуатацией объекта на всем его жизненном цикле - от проектирования до утилизации.

Сама программа агрессивного строительства инфраструктуры предусматривает изменение ритма стройки. Сегоднямы строим 100- квартирный дом 27 месяцев. Более двух лет! А китайцы возводят высотное зданиеза месяц.Поэтому перед строительной отраслью поставленазадача: от идеи до начала стройки –не более 7 дней. Если этого добьемся, будет прорыв в строительстве.

-Помогает ли делу существующее законодательство?

- Многое в нем надо менять - все, что не способствует здоровой конкуренции. ТакФЗ-44 при проведении тендеров ставит цену во главу угла. Чем ниже цена, тем реальнее победа. Хотя опыт говорит, что это неправильно. К примеру, стадион «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге оценивался на торгах в 19 млрд рублей, но выигравшая их компания построить его за эти деньги не смогла. В итоге стройка затянулась, и стадион обошелся в два раза дороже - в 40 млрд рублей!

Сейчас в МинстроеРФ прорабатываются новые условия: при выборе подрядчика обязательно должны учитываться опыт работы, наличие мощностей, профессионализм, кроме того, должна проводиться предквалификация.

Вместе с представителями НОССТРОя, НОПРИЗа и Союза строителей России мырассматривали в Торгово-промышленной палатеРФ вопрос орейтинговании подрядчиков в соответствии с их мощностями, финансовым положением, профессионализмом. Если мы внедрим такой рейтинг, это поможет оздоровить рынок.

-И позволит привлечь на Восточный полигон более сильных подрядчиков?

- Речь идет не только о Восточном полигоне, но и в целом о развитии транспортной инфраструктуры в России. Если посмотреть на карту, то за Уралом сплошное белое пятно, и на немдве тонкие стальные ниточки –Транссиб и БАМ.

Мы обустраиваем Северныйморской путь, говорим о том, что Россия должна стать мостом между Европой и Азией, объединив евроазиатское пространство. Сегодня контейнеры из Китая в Европу можно доставить по железной дороге за 14 суток, в два раза быстрее, чем морским путем через Суэцкий канал. А время – это деньги.Так почему бы не построить Трансполярную магистраль севернее БАМа с выходами к портовым гаваням на Северном морском пути?Если думать о перспективе, надо прокладывать рельсовый путьи до Берингова пролива,чтобы соединить материки. А Транссиб и БАМ нужно соединить несколькими рокадами, чтобы был маневр в движении и можно было осваивать прилегающую территорию.Проекты Северного широтного хода и Белкомура тоже нельзя откладывать на завтра, они должны работать на нашу экономику.

Вот только на все стройки сил и мощностей у нас не хватит. Поэтому я предлагаю привлечь китайцев. Когда-то онина БАМе изучали наш опыт строительства дорог на вечной мерзлоте. А сейчассами умеют строить железные дороги быстро и хорошо. К тому же,не простые, а скоростные магистрали, на которых поезда развивают скорость 300 - 400 км в час. Нашей стране с ее расстояниями как разтакие и нужны.

Китай может использовать излишек рабочей силы и перебросить на наши стройки десятки тысяч рабочих.Причем они приедут со своей техникой и специалистами. Использовать их намного эффективнее, чем гастарбайтеров из Средней Азии. Рассчитываться можно природными ресурсами- углем, нефтью, газом, добываемыми в этом регионе.

За счет взаимовыгодного партнерства с Китаем мы выиграем время и сэкономим деньги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: