Основные виды проверки: индивидуальная, групповая (групповые задания), фронтальная. Проверка может быть: устная, письменная, графическая.
Методика организации проверки знаний:
1. Организация познавательной деятельности учащихся в ходе проверки.
а) вопросы в ходе проверки знаний формулируются всему классу;
б) необходимо использовать приемы учебной работы, которые вынуждают класс следить за ответами своих товарищей, анализировать их (ответ по цепочке, рецензирование ответов, предложение учащимся дополнить, расширить, углубить ответ товарища);
в) при индивидуальном опросе, после того, как сформулировали вопрос, учитель не должен перебивать учащегося;
г) фронтальный опрос осуществляется тогда, когда необходимо опросить учащихся за минимально короткое время. Фронтальный опрос проводится по выяснению узловых моментов в домашнем задании. Он выполняет диагностическую функцию. Вопрос ставится всему классу, а ученики вызываются по очереди. Учащиеся отвечают с места. Однако фронтальный опрос не способствует развитию устной речи учащихся.
д) групповые формы проверки знаний используются реже, когда дается задание на уроке и несколько учеников могут выполнять одно и то же задание. Оценка выставляется всей группе.
Письменный опрос также должен использоваться. Он способствует развитию письменных способностей учащихся. Необходимо готовить несколько вариантов письменных заданий (минимум ‒ 2, а обычно ‒ 4‒6.)
Учебные картины на уроках истории
Другим распространенным средством наглядного обучения на уроках истории являются исторические картины. Они позволяют создать зрительный образ, иллюстрируют теоретический материал, служат источником извлечения новых знаний, являются средством актуализации известного материала, выступают как средство усиления эмоционального воздействия на учащихся.
|
Выделяют несколько типов исторических картин: событийные, отражающие неповторимые исторические факты-события, происходившие лишь однажды, типологические, отражающие многократно повторяющиеся исторические факты-явления, описательные картины с изображениями городов, сооружений, ансамблей, архитектурных памятников и исторические портреты. Методическая работа на уроке с картиной зависит от ее содержания. Выделяют пять способов применения картины на уроке истории: 1) сюжетное изображение в сочетании с рассказом, 2) изучение деталей на картине, 3) анализ картины с целью серьезных обобщений, 4) эмоциональное воздействие на учащихся во время просмотра, 5) дополнительный информативный ряд.
Методика работы с картиной определяется в основном ее содержанием. Так, используя произведения живописи, учитель: во-первых, должен отметить, что картина – не документ, а отражение исторических явлений в искусстве; во-вторых, должен проанализировать (сам или ученик) реальное историческое содержание данной картины; в-третьих, дать краткую характеристику картины как произведения искусства; в-четвёртых, сообщить необходимые данные об авторе, его идейных взглядах.
Учитель может по-разному использовать художественные произведения на уроках истории. Например, в качестве зрительной опоры при описании какого-либо города или в качестве материальной иллюстрации основных идей объяснения учителя. На уроках можно также проводить сравнение подобных и анализ отдельно взятых картин. Учитель может предложить найти на картине отдельные детали, которые позволят подвести учеников к определенным умозаключениям. Еще одной формой работы с картиной является проведение сопоставительного анализа текста и картины. При работе с событийными картинами можно дать ученикам задание на восстановление истинной фактуры исторического события на основе определенного верного или ошибочного воспроизведения в версии художника.
|
Виды исторических источников и методы их изучения на уроках истории
Вид документа
1.Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных
деятелей, протоколы
государственных
мероприятий
2.Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая
переписка
3.Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации
4.Документы исторического
характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения
5.Документы личностного
характера: мемуары, дневники, письма, очевидцев
6.Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения
Эффективную учебно-познавательную деятельность учащихся по изучению документального материала на уроке обществоведения можно организовать, используя такие приемы, как:
1. Комментированное чтение, которое предполагает непосредственное обращение учеников к содержанию документа. В его ходе возможно задание риторических вопросов по тексту и ответы на них самого учителя. Однако, с учетом подготовленности класса, часть вопросов может адресоваться ученикам, в этом случае учитель помогает им найти и сформулировать правильный ответ. Таким образом, к комментированию текста присоединяются все учащиеся.
|
2. Коллективный разбор документа, в ходе которого классу предлагается серия вопросов («Как вы понимаете...?", "Что означает...?», «Почему...?", "Раскройте связь...» и др.)., Затем заслушиваются и корректируются ответы учеников.
3. Составление учащимися вопросов и заданий к содержанию документа.
4. Определение главной мысли, идеи документа; организация работы с его текстом по методу «ключевого слова».
5. Сравнение двух исторических документов, которые дополняют или противоречат друг другу.
6. Составление тезисного плана документа.
7. Конспектированию документа.
8. Подготовка ученических сообщений по содержанию документа