Таблица 3.2
Удельные выбросы загрязняющих веществ при прогреве двигателей современных грузовых автомобилей mik, г/мин
q, т |
| СО | СxНy | NOx | С | SO2 | ||||||||||||
Т | X | Т | X | Т | X | Т | X | Т | X | |||||||||
БП | СП | БП | СП | БП | СП | БП СП | БП | СП | ||||||||||
<2 | Б | 2,9 | 5,7 | 3,7 | 0,16 | 0,24 | 0,21 | 0,03 | 0,04 | 0,03 | - | - | - | 0,011 | 0,013 | 0,012 | ||
Д | 0,35 | 0,53 | 0,42 | 0,14 | 0,17 | 0,15 | 0,13 | 0,20 | 0,16 | 0,005 | 0,010 | 0,007 | 0,048 | 0,058 | 0,052 | |||
2-5 | Д | 0,58 | 0,87 | 0,70 | 0,25 | 0,30 | 0,27 | 0,22 | 0,33 | 0,26 | 0,008 | 0,016 | 0,011 | 0,065 | 0,078 | 0,070 | ||
5-8 | Д | 0,86 | 1,29 | 1,03 | 0,38 | 0,46 | 0,41 | 0,32 | 0,48 | 0,38 | 0,012 | 0,024 | 0,016 | 0,081 | 0,097 | 0,087 | ||
8-16 | Д | 1,34 | 2,00 | 1,60 | 0,59 | 0,71 | 0,64 | 0,51 | 0,77 | 0,62 | 0,019 | 0,038 | 0,025 | 0,100 | 0,120 | 0,108 | ||
16< | Д | 1,65 | 2,50 | 2,00 | 0,80 | 0,96 | 0,86 | 0,62 | 0,93 | 0,74 | 0,023 | 0,046 | 0,030 | 0,112 | 0,134 | 0,121 | ||
Таблица 3.3
Удельные выбросы загрязняющих веществ
пг при прогреве двигателей современных автобусов mik, г/мин
Lавт, м |
| СO | СxНy | NOx | С | SO2 | ||||||||||||
Т | X | Т | X | Т | X | Т | X | Т | X | |||||||||
БП | СП | БП | СП | БП | СП | БП СП | БП | СП | ||||||||||
<5 | Б | 2,9 | 5,7 | 3,7 | 0,16 | 0,24 | 0,21 | 0,03 | 0,04 | 0,03 | - | - | - | 0,011 | 0,013 | 0,012 | ||
Д | 0,35 | 0,53 | 0,42 | 0,14 | 0,17 | 0,15 | 0,13 | 0,20 | 0,16 | 0,005 | 0,010 | 0,007 | 0,048 | 0,058 | 0,052 | |||
6,0- | Д | 0,48 | 0,72 | 0,58 | 0,21 | 0,25 | 0,23 | 0,23 | 0,35 | 0,28 | 0,007 | 0,014 | 0,010 | 0,056 | 0,067 | 0,060 | ||
8,0- | Д | 1,22 | 1,82 | 1,46 | 0,53 | 0,64 | 0,58 | 0,57 | 0,86 | 0,68 | 0,016 | 0,032 | 0,021 | 0,084 | 0,100 | 0,091 | ||
10,5 -12 | Д | 1,49 | 2,23 | 1,78 | 0,66 | 0,79 | 0,71 | 0,69 | 1,04 | 0,83 | 0,020 | 0,040 | 0,030 | 0,100 | 0,120 | 0,108 | ||
>12 | Д | 1,49 | 2,23 | 1,78 | 0,66 | 0,79 | 0,71 | 0,69 | 1,04 | 0,83 | 0,020 | 0,040 | 0,030 | 0,100 | 0,120 | 0,108 | ||
Время прогрева двигателя зависит от температуры воздуха (см. табл. 3.4).
Таблица 3.4
Среднее время работы двигателя при прогреве, мин (открытые и закрытые не отапливаемые стоянки)
Категория ТС | tпр, мин | ||||||
↑+5С | +5 – (-5) | -5–(-10) | -10–(-15) | -15–(-20) | -20–(-25) | ↓-25С | |
Легковой | |||||||
Грузовой или автобус |
Примечания: 1. При хранении автомобилей на теплых закрытых стоянках принимаю значения tпp = 1,5 мин;
|
2. Для маршрутных автобусов, хранящихся на открытых стоянках без средств подогрева при температуре воздуха ниже −10°С, принимается tпp =8 мин; 3. При хранении грузовых автомобилей и автобусов на открытых стоянках, оборудованных средствами подогрева, при температуре воздуха ниже – 5°С tпp =6 мин, при хранении легковых автомобилей tпp = 4 мин.
Таблица 3.5
Удельные выбросы загрязняющих веществ при работе двигателей легковых автомобилей с впрыском на холостом ходу mikxx , г/мин
Тип ДВС | Рабочий объем двигателя, л | Удельные выбросы | |||
СО | СН | NОx | SO2 | ||
Бензин | до 1,2 | 0,8 | 0,07 | 0,01 | 0,006 |
Бензин | от 1,2 до 1,8 | 1,1 | 0,11 | 0,02 | 0,008 |
Бензин | свыше 1,8 до 3,5 | 1,9 | 0,15 | 0,03 | 0,010 |
Бензин | свыше 3,5 | 3,2 | 0,31 | 0,05 | 0,013 |
Таблица 3.6
Удельные выбросы загрязняющих веществ при работе двигателей современных грузовых автомобилей на х.х. mikxx , г/мин
q, т | Тип ДВС | СО | СН | N0x | С | SO2 |
<2 | Б | 1,9 | 0,15 | 0,03 | - | 0,010 |
Д | 0,22 | 0,11 | 0,12 | 0,005 | 0,048 | |
2-5 | Д | 0,36 | 0,18 | 0,20 | 0,008 | 0,065 |
5-8 | Д | 0,54 | 0,27 | 0,29 | 0,012 | 0,081 |
8-16 | Д | 0,84 | 0,42 | 0,46 | 0,019 | 0,100 |
16< | Д | 1,03 | 0,57 | 0,56 | 0,023 | 0,112 |
Таблица 3.7
Удельные выбросы загрязняющих веществ при работе двигателей современных автобусов на холостом ходу mikxx , г/мин
Класс (Lавт, м) | Тип ДВС | СО | СН | NОx | С | SO2 |
Особо малый (5,5) | Б | 1,90 | 0,15 | 0,03 | - | 0,010 |
Д | 0,8 | 0,20 | 0,16 | 0,01 | 0,054 | |
Малый (6,0-7,5) | Д | 0,30 | 0,15 | 0,21 | 0,007 | 0,056 |
Средний (8,0-10,0) | Д | 0,76 | 0,38 | 0,52 | 0,016 | 0,084 |
Большой (10,5-12,0) | Д | 0,93 | 0,47 | 0,63 | 0,020 | 0,100 |
Особо большой (16,5->24,0) | Д | 0,93 | 0,47 | 0,63 | 0,020 | 0,100 |
Таблица 3.8
|
Пробеговые выбросы легковых автомобилей с системой впрыска топлива mik , г/км
Объем ДВС,л | Тип ДВС | СО | СxНy | NOx | SO2 | |||||
Т | X | Т | X | Т | X | Т | X | |||
>1,3 | Б | 5,3 | 6,6 | 0,8 | 1,2 | 0,14 | 0,14 | 0,032 | 0,041 | |
1,3 - 1,8 | Б | 6,6 | 8,3 | 1,0 | 1,5 | 0,17 | 0,17 | 0,049 | 0,061 | |
1,8-3,5 | Б | 9,3 | 11,7 | 1,4 | 2,1 | 0,24 | 0,24 | 0,057 | 0,071 | |
3,5< | Б | 13,3 | 16,6 | 2,0 | 3,0 | 0,34 | 0,34 | 0,087 | 0,109 |
Таблица 3.9
Пробеговые выбросы современных грузовых автомобилей miqjпр , г/км
q, т | Тип ДВС | Пробеговый выброс mikпр г/км | ||||||||||
CO | CH | NO2 | Сажа | SO2 | ||||||||
Т | X | Т | X | Т | X | Т | X | Т | X | |||
0,5 – 2,0 | Б | 11,2 | 14,0 | 1,7 | 2,5 | 0,3 | 0,3 | - | - | 0,070 | 0,090 | |
Д | 1,8 | 2,2 | 0,4 | 0,5 | 1,9 | 1,9 | 0,10 | 0,15 | 0,250 | 0,313 | ||
2,0 – 5,0 | Д | 2,9 | 3,5 | 0,5 | 0,6 | 2,2 | 2,2 | 0,13 | 0,20 | 0,340 | 0,430 | |
5,0 – 8,0 | Д | 4,1 | 4,9 | 0,6 | 0,7 | 3,0 | 3,0 | 0,15 | 0,23 | 0,400 | 0,500 | |
8,0 – 16,0 | Д | 4,9 | 5,9 | 0,7 | 0,8 | 3,4 | 3,4 | 0,20 | 0,30 | 0,475 | 0,590 | |
более 16,0 | Д | 6,0 | 7,2 | 0,8 | 1,0 | 3,9 | 3,9 | 0,30 | 0,45 | 0,690 | 0,860 |
Таблица 3.10
Пробеговые выбросы загрязняющих веществ при движении современных автобусов (г/км)
Lавт, м | Тип ДВС | Пробеговый выброс mikпр | |||||||||
СО | СН | NO2 | C | SO2 | |||||||
Т | Х | Т | Х | Т | Х | Т | Х | Т | Х | ||
Особо малый L<5 | Б | 11,2 | 14,0 | 1,7 | 2,5 | 0,3 | 0,3 | - | - | 0,070 | 0,090 |
Д | 1,8 | 2,2 | 0,4 | 0,5 | 1,9 | 1,9 | 0,10 | 0,15 | 0,250 | 0,313 | |
Малый 6,0<L<7,5 | Д | 2,9 | 3,5 | 0,5 | 0,6 | 2,2 | 2,2 | 0,13 | 0,20 | 0,340 | 0,430 |
Средний 8,0<L<9,5 | Д | 4,1 | 4,9 | 0,6 | 0,7 | 3,0 | 3,0 | 0,15 | 0,23 | 0,400 | 0,500 |
Большой 10,5<L<12 | Д | 4,9 | 5,9 | 0,7 | 0,8 | 3,4 | 3,4 | 0,20 | 0,30 | 0,475 | 0,590 |
Особо большой L>12 | Д | 5,5 | 6,7 | 0,8 | 1,0 | 3,8 | 3,8 | 0,25 | 0,35 | 0,600 | 0,780 |
Примечания к таблицам:
|
тип двигателя: Б - бензиновый, Д – дизель; период года: Т - теплый, Х - холодный;
условия хранения автомобилей: БП - открытая или закрытая неотапливаемая стоянка без средств подогрева; СП - открытая стоянка, оборудованная средствами подогрева. Для теплых закрытых стоянок удельные выбросы загрязняющих веществ в холодный и переходный период года принимаются равными удельным выбросам в теплый период.
В переходный период значения выбросов CO, СxНy, SO2 умножаются на коэффициент 0,9 от значений холодного периода. Выбросы NOx равны выбросам в холодный период.
Валовой выброс i -го вещества всеми автомобилями АТП рассчитывается раздельно для каждого j -го периода года по формуле
(3.3)
где α – коэффициент выпуска автомобилей на линию k -й группы (см. приложение 3);
Nk - число автомобилей k -й группы в АТП (см. приложение 3, табл. 2.10, 2.12, 2.13);
Др – количество рабочих дней в расчетном периоде года (холодном, теплом, переходном);
j – индекс периода года (холодный j =1, теплый j =2, переходный j =3). Периоды года (холодный, теплый, переходный) условно определяются по величине среднемесячной температуры. Месяцы, в которых среднемесячная температура ниже -5°С, относятся к холодному периоду, месяцы со среднемесячной температурой выше +5°С − к теплому периоду, а с температурой от -5°С до +5°С − к переходному. Длительность расчетных периодов и среднемесячные температуры определяются студентами при помощи «Справочника по климату».
Для вычисления общего валового выброса Мi валовые выбросы одноименных веществ по периодам года суммируются:
Мi = МiТ+ МiП + МiХ . (3.4)
Методические указания
В данной практической работе необходимо произвести расчет валовых выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами автомобилей на территории АТП с использованием исходных данных, представленных в приложении 3 и в табл. 2.10, 2.11, 2.12. Результаты расчетов, выполненные по «Методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом)» необходимо представить по форме табл. 3.11-3.16
Таблица 3.16
Расчет валовых выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами автомобилей на АТП за год [формула (3.4)]
Тип ТС | Группа ТС | L, млн. км | СО | СН | NO2 | C | SO2 |
Легковые с объемом двигателя V, л | <1,3 | 636,469 | 11046,87 | 1819,89 | 777,76 | - | 43,77 |
1,3-1,8 | 636,469 | 12597,31 | 2253,2 | 897,42 | - | 63,97 | |
1,8-3,5 | 636,469 | 13566,34 | 2426,525 | 1615,36 | - | 80,8 | |
Итого по легковым автомобилям, т | 32210,52 | 6499,615 | 3290,54 | - | 188,54 | ||
Грузовые Грузоподъ-емностью q, т | 0,5 – 2,0 (Б) | 551,600 | 12960,53 | 2421,34 | 645,81 | - | 105,267 |
2,0 – 5,0 (Г) | 15788,29 | 1922,83 | 1266,78 | - | 113,364 | ||
2,0 – 5,0 (Д) | 1408,58 | 829,51 | 3287,44 | 180,264 | 784,36 | ||
2,0 – 5,0 (Б) | 30987,46 | 3347,15 | 1266,78 | - | 129,56 | ||
5,0 – 8,0 (Г) | 22032,908 | 3133,5 | 2285,17 | - | 137,66 | ||
5,0 – 8,0 (Д) | 1609,8 | 980,33 | 4570,34 | 288,42 | 841,55 | ||
8,0 – 16,0 (Б) | 57615,47 | 5839,7 | 2483,88 | - | 210,53 | ||
8,0 – 16,0 (Д) | 1961,95 | 1206,56 | 5372,16 | 360,53 | 1045,81 | ||
более 16,0 (Д) | 2263,79 | 1357,38 | 6574,88 | 396,58 | 1201,05 | ||
Итого по грузовым автомобилям, т | 146628,78 | 21038,3 | 27753,24 | 1225,8 | 4649,341 | ||
Автобусы длиной L, м | L<5 (Б) | 42,548 | 460,09 | 100,685 | 89,75 | - | 5,725 |
L<5 (Д) | 64,75 | 14,56 | 69,168 | 5,106 | 4,452 | ||
6,0<L<7,5(Б) | 1499,56 | 118,045 | 182,48 | - | 11,449 | ||
8,0<L<9,5(Б) | 2286,831 | 173,56 | 296,163 | - | 15,9 | ||
8,0<L<9,5(Д) | 161,88 | 50,965 | 331,277 | 20,42 | 57,25 | ||
10,5<L<12(Б) | 3544,42 | 267,337 | 311,12 | - | 20,354 | ||
10,5<L<12(Д) | 176,274 | 58,246 | 364,04 | 25,53 | 78,239 | ||
L>12 (Д) | 179,87 | 58,246 | 400,444 | 28,08 | 104,955 | ||
Итого по автобусам, т | 8373,675 | 841,644 | 2044,442 | 79,136 | 298,324 | ||
Итого по населенному пункту, т | 187212,97 | 28379,56 | 33088,222 | 1304,94 | 5136,205 |
На АТП источниками загрязнения атмосферы наряду с автомобилями являются различные производственные участки: технического обслуживания, мойки, окрасочные и другие. Расчет выбросов для них также производят с помощью «Методики проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом) » (см. приложение 4,5,6,7,8)