Построение сюжета повести




Что касается сюжета, то это произведение строится на споре между двумя могучими сущностями: Дьяволом и Лексом – олицетворяющими собой определённые идеи. Сущности долгое время спорили о том, чьи взгляды истинны, а чьи ложны. В итоге они заключили пари и отправились в мир людей. В ходе их приключений сущности меняют, в одном случае, окружение, в другом – взгляды. Из этого можно сделать вывод, что в повести присутствуют конфликты не только между людьми, но и самими идеями тоже.

Рассказчика повести я определяю, как «обрамляющего», то есть ведущего повествование, организующего текст в единое целое, но имеющего условные функции. Взгляды рассказчика всегда совпадают со взглядами героя, которого мы непосредственно можем наблюдать. Иначе говоря, если Дьявол видит что-то, что ему не по нраву, то рассказчик обязательно это выделит.

Повествование ведётся «разорванно». Каждую главу действующее лицо меняется, а вместе с ним меняется позиция рассказчика. Это должно давать возможность читателю самостоятельно обдумать ситуацию и принять подходящую ему сторону. Один из персонажей иронически намекает на эту особенность повествования: «Людям остаётся искать умиротворения либо у тебя [о Лексе], либо у Дьявола. Иногда, знаешь, забавно на них смотреть. Они, как грызуны, мечутся туда-сюда. Мысли их изорваны. Не понятно какой правде верить, как жить правильно. Существует ли «правильно» вообще?»

 

Персонажи

Повесть наполнена главными и второстепенными персонажами, и каждый из них играет в сюжете свою важную роль. Однако на первый план выходят следующие персонажи: Дьявол, Лекс, Фома, Фёдор.

Глава, в которой читатель знакомится с Лексом и Дьяволом, называется «Дурак» в честь одноименной карты таро. Она символизирует радость жизни, накопление опыта «играючи». Это должно отсылать нас к пари, заключенном между героями – своеобразной игре. Вообще в этой главе часто встречается мотив игры. Например, при встрече Дьявол и Лекс играют в шахматы. Подробнее рассмотрим личности героев.

Дьявол упрям, непокорен и неопрятен. Он олицетворяет идею жизни ради себя. Он считает, что человек, в первую очередь, должен заботится о своих интересах. Основную часть произведения находится в городе - месте, чуждом ему. Дьяволу нравится свобода, но по иронии весь его путь был уже определён системой заранее. Конфликт его с окружением по мере повествования нарастает, а в конце выливается в хладнокровное убийство им Совина. Вся его непокорность отражается на окружении: оно изменяется. Ближе к концу в городе можно заметить всё больше персонажей, нехарактерных для него: «Действия Дьявола уже начинают оказывать влияние на жителей города». Его основным антагонистом является Фёдор – единственный, кто сумел изменить Дьявола и вызывать у него страх. Особенно это видно к концу произведения: «А что если действия Дьявола просчитали? Что если сейчас он войдёт, и тут же его схватит тот самый широкоплечий полицейский?». Если говорить напрямую, то на протяжении всей повести Дьявол явно превосходит своего соперника, его неожиданное поражение в конце сильно ударило по нему: «А внутри у него больше ничего не полыхало: там было пусто».

Лекс (Lex - лат. Закон) тоже упрям, но меньше. В его описании также встречается параллель с диким миром: «Ходила сущность с приподнятой головой, вытягивая ноги, будто цапля». Однако, в отличии от Дьявола, Лекс не понимает дикость и хаос – он предпочитает порядок. Лекс олицетворяет идею жизни ради остальных. Он считает, что человек как существо социальное обязан, в первую очередь, помогать другому такому же человеку. Основную часть произведения Лекс, как и Дьявол, находится в противоположной ему среде – Ребровке. Он предпочитает действовать строгому плану, но и тут по иронии Ребровка предоставляет ему абсолютную свободу выбора, что негативно сказывается на персонаже: «Лекс даже и не знал, с какого дома начать, к какому подходить. Будь они все одинаковыми, выбирать было бы проще». Атмосфера хаоса давит на него, и его характер не позволяет ей сопротивляться, из-за чего в конце это всё выливается в пересмотр своих взглядов. Большую часть повести Лекс занимается самоанализом. И очень часто с ним связан образ разбитого зеркала, что символизирует разрушение сложившихся устоев в его голове: «Там в траве, лежало небольшое круглое зеркальце, по нему, прямо по отражению Лекса в нём, пошла трещина. Мир Лекса начал разрушаться». В конце он смирился со своим поражением, он принял себя: «Лекс, в свою очередь, не волновался вообще: он знал, что проиграет и с этим уже ничего не поделает».

Но, как мы поняли из сложившихся ситуаций в городе и Ребровке, есть чёткая разница между идеей и реализаций. И для того, чтобы подчеркнуть эту разницу, я ввёл полицейских Фёдора и Фому. Эти персонажи иллюстрируют слепое следование идее и её воплощение в реальной жизни.

Фома неуклюж. Изначально находится на стороне системы, но после разговора с Дьяволом примыкает к тому. Он необычен. А необычность его заключается в умении сопереживать другим людям, нехарактерном для приверженцев идей Дьявола. Большую часть повести персонаж, как и Лекс, борется с собой. Но, в отличие от Лекса, он не может перейти к внутреннему примирению. В конце это всё переливается в безумие с галлюцинациями, а как следствие и несчастный случай с человеческой жертвой. В итоге его арестовывает собственный напарник. Однако же пристанища он не нашёл и в Ребровке. Первая его встреча с посёлком была связана со смертью старухи, а во второй его ограбили. Таким образом, Фома оказывается белой вороной, что и является одной из причин сильного душевного расстройства. Условно его можно назвать героем-двойником Лекса, только придерживающимся иных взглядов.

Фёдор является ярым сторонником системы. Его взгляды радикальны, и основные идеи Лекса он трактует по-своему. Неслучайно в описании Фёдора и Лекса присутствует мотив огня. У Лекса зажигалка, у Фёдора полыхающий взгляд, на который рассказчик делает особое ударение при каждой встрече с ним: «В глазах того Дьявол увидел яркое пламя правосудия. Он заговорил, и голос его обжигал уши дьявола <…>». Пламя является одним из символов разрушения, поэтому в портрете Фёдора его много, больше даже, чем у Лекса, воплощения самой идеи. Помогая одним людям, он разрушает жизни других. Он не имеет цены самой жизни. Условно его можно назвать мини-Дьяволом, только придерживающимся другой идеи, да и по разрушительной силе превосходящим его: как было ранее сказано, он сумел вызвать у самого Дьявола страх пред ним: «Сам Дьявол – владыка Ада – немощно барахтался под простым смертным!». Фёдор смел и рьяно служит своему делу, пропагандирует абсолютное равенство всех людей перед законом: «Наш пылающий клинок справедливости должен быть хладнокровен пред любым человеком, старым или молодым». Он безжалостен, поэтому хладнокровно арестовывает своего напарника и ведёт ребёнка под суд.

Второстепенные персонажи повести помогают развитию сюжета повести и служат иллюстрацией тех или иных её идей.

Один-из-садовников является конкретным гиперболизированным примером, как система не позволяет человеку выйти из неё. Персонаж намеренно обезличен. Он попадает в парадоксальную ловушку из грабель, что он сам же и раскидал по указу свыше. Эта ловушка символизирует цепкие лапы системы, не позволяющей просто так уйти из неё. Глава, в которой читатель с ним знакомится называется «Висельник» в честь одноимённой карты таро, символизирующей испытание и риск «зависнуть» - угодить в замкнутый круг. В конце истории он находится на том же месте, откуда и начал: «Один-из-садовников всё так же работал в парке Совина. И так же он застрял в своих граблях». Он проклят вечно носить своё клеймо. Попытка Дьявола вывести одного-из-садовников из системы не увенчалась успехом, хоть тот и потерял свою душу, избрав путь работы «маленькой детали большого бездушного механизма».

Зинаида Макаровна изначально была жадным и богатым персонажем. Но несмотря на всё её физическое богатство, у неё отсутствовало внутреннее, душевное. Вся её душевная пустота перешла на окружение. Дом, в котором она жила, приходил в упадок. Ситуацию ещё усугубляло огромное количество кошек в доме. Вообще кошка – животное самостоятельное и хитрое. Когда надо – помурлычет, когда надо – покусает. И я хотел провести некоторую параллель между окружающими Зинаиду Макаровну существами. Как эгоистичные кошки живут вместе со старухой, так и куча корыстных родственников Зинаиды Макаровны облепляют её. Её родственники льстивы, при разговоре старухи с Лексом всё время поддакивают. После разговора с Лексом Зинаида Макаровна меняет свои взгляды на мир, перестаёт быть корыстной старухой, но это не спасает её от Смерти. Глава, в которой читатель знакомится с этим персонажем, называется «Императрица», в честь одноименной карты таро, символизирующей рост, жизнеутверждение, рождение нового, риск дикости. В самом деле, Зинаида Макаровна в своём доме, как императрица во дворце, командует своими подчинёнными. Также «императрицей» называли девушку с гобелена, висящего прямо за спиной Зинаиды Макаровны, как бы подтверждающего проведённую между ними параллель. После смерти Зинаиды Макаровны обезумевшая толпа прислуги сожгла гобелен, а его пепел затем унесло ветром. Зинаида Макаровна была всеми забыта, поскольку большую часть жизни жила для себя. О ней не осталось никакой памяти.

Михаил Михаилович Жгутин. Он крупный и лохматый, что подчёркивает приверженность его к идеям Дьявола. Жгутин лицемерен и любит врать. Большую часть разговора с Лексом он «льёт воду», как в переносном, так и в прямом смыслах: «Жгутин опустил руку с открытой в ней бутылкой, и из той начала медленно, но верно течь вода». Вообще жгут – средство для остановки кровотечения. Жгутин прекрасно видит проблемы системы, поэтому баллотируется в мэры города. Народ видит в этом своеобразное восстание против системы и тянется к нему особенно сильно после подрыва их веры Дьяволом. Михаил говорит, что хочет помочь людям, но на самом деле под маской доброты скрывается жадное лицо. Глава, в которой мы с ним встречаемся, называется «Фокусник» в честь одноименной карты таро, символизирующей инициативу, уверенность в себе, огромный потенциал и риск впасть в манию величия, в мечты о всемогуществе, в шарлатанство. Также сам Жгутин имеет кличку Фокусник, что связывает с ним все эти понятия. Михаилу удается прогнать из дома Лекса, то есть идею, но в конце полицейские, то есть последователи этой идеи, арестовывают Жгутина, ещё раз показывая разницу между идеей и реализацией. Система посчитала его для себя угрозой и избавилось от него.

Верховный жрец – главенствующий титул местной своеобразной религии. Религия представляет из себя веру в счастливое идеальное будущее. Обычные жители города верят в это, поэтому системе легче ими управлять. Причём высокопоставленные лица: полицейские (кроме Фёдора) или сам Верховный жрец – не верят в это самое «счастливое будущее». Для них это всего лишь инструмент управления толпой. Глава, в которой мы встречаем Верховного жреца, так и называется «Верховный жрец» в честь одноимённой карты таро, символизирующей внимание к видимому и к невидимому, поиски сути, риск стать «святошей». В самом деле система превратила, казалось бы, безобидное желание счастья в будущем в целый культ со своей символикой. К слову сказать, символ их религии – перечёркнутый круг – я выбрал неспроста. Он символизирует пустоту, что скрывается за всеми их красивыми речами об идеальном будущем. В этой главе присутствует много размышлений насчёт возможности существования идеального завтра: превратится ли когда-нибудь это «завтра» в «сегодня».

Витя Головоломов – вор, которого разыскивает полиция, ребёнок из приюта. Мальчик является ещё одним примером, как система относится к инакомыслию, насколько она беспощадна даже по отношению к детям. Глава, в которой читатель знакомится с Витей, называется «Отшельник» в честь одноимённой карты таро, символизирующей познание самого себя, защиту себя от внешних воздействий, создание своей системы ценностей. В самом деле в приюте Витя является настоящим изгоем, а за его стенами за ним ведётся настоящая охота. Он активно сопротивляется окружившему его обществу, он не хочет танцевать под чужую дудку, не хочет быть такой же марионеткой с промытыми мозгами, как остальные дети в приюте. Самое ироничное то, что из всех мест в Ребровке Витя находится именно в том, где правит система. «<…> она [об управляющей приюта] выдала мне отдельную комнату, будто бы говоря: «Заботься о себе сам, ты здесь никому не нужен!» - говорил мальчик. Он был вынужден обворовывать продуктовые магазины, чтобы прокормить себя. Но долго он не смог сопротивляться окружению: в конце его арестовывают.

Во время своего приключения Дьявол, попав в лечебницу, встречает «сумасшедшего». Причём сумасшедшим его назвала система. Он был писателем, чьё творчество было неугодно обществу – его наделили клеймом «ненормального» и посадили в лечебницу вместе с настоящими душевно больными людьми. Глава, в которой мы его встречаем называется «Башня» в честь одноимённой карты таро, символизирующей слом тесных рамок, преодоление «чёрно-белого мышления», освобождение от навязанных представлений, порыв к свободе. Глава является своеобразной аллегорией на отвержение обществом неугодного ему творчества. В истории есть множество примеров того, как работы, ныне считающиеся бессмертной классикой, отвергались, подвергались цензуре, а авторы этих работ затем всю жизнь страдали от вечных гонений со стороны. У «сумасшедшего» нет конкретного имени. Дьявол знакомится с ним уже тогда, когда тот поддался давлению системы и перестал сопротивляться. Однако же Дьявол переубеждает парня, похоронив все его надежды выбраться на волю. Теперь «сумасшедший» останется таковым до конца своих дней, живя бок о бок с реальными психами.

Дмитрий – художник, сбежавший от системы в Ребровку. Его история продолжает мысль из главы «Башня» о влиянии общества на творчество. История с его собаками (Работа – дочь Хобби - сбегает от художника) напрямую показывает эволюцию творчества в его жизни. Глава, в которой мы встречаем Дмитрия, называется «Луна» в честь одноимённой карты таро, символизирующей блуждание, неуверенность, тоску, риск заблудиться в лабиринте, поддаться страху. Все основные персонаже в этой главе, в том числе и сам Дмитрий, показаны «заблудившимися», пытающимися понять свою задачу, разбирающимися в своих мыслях. Здесь мы можем увидеть одного-из-садовников, Фому и Лекса. Художник «потерял» себя, от чего потерял и душу, что вылилось в потерю вдохновения и вечную печаль персонажа. Диалоги он ведёт необычно: его сознание будто бы находится не где-то здесь, на Земле, а в недосягаемых вершинах. Он прекрасно осознаёт свою проблему, но вовсе не пытается что-то менять в себе. Всё что он делает: сидит, закрывшийся от всего мира в своей комнате, и печалится, что не может увидеть настоящую Луну. Исчезнувшая Луна здесь является символом утраченного художником счастливого прошлого, он зациклен на нём, поэтому не может видеть красоту в окружающем мире: «Художник взял самую большую картину с Луной <…> и повесил её прямо на оконную раму – в комнате стало темно. <…> А на улице до сих пор было светлое дневное небо».

Артур Квагмайер (quagmire - англ. трясина) впервые встретился в главе «Висельник». Так же, как и один-из-садовников, Артур застрял в системе, словно в трясине. Бесконечная рутина превратила его из яркого мужчины в серого, усталого. Ситуацию его усугубляет севшая на шею жирная псина Работа. Однако, в отличии от одного-из-садовников, Артур пошёл по другому пути. Дьявол изменил взгляды мужчины. К сожалению, Артур не успел насладится свободной жизнью в мире Дьявола, поскольку он погиб при несчастном случае. Работа привела его к Смерти, причём буквально. И невооруженным глазом можно заметить явную параллель между работой и прожорливой собакой. Глава, в которой мы подробнее знакомимся с персонажем, называется «Влюблённые» в честь одноимённой карты таро, символизирующей бесповоротную решимость идти данным путём, выполнить свою задачу, риск переоценить свои силы и уйти в мечтания. Для подчёркивания этого в главу была вставлена история Дьявола о влюблённых, ушедших в мечты, что привели их к смерти. Перевоплощение влюблённых в этой истории вкратце повторяет превращения Квагмайера. Сначала он счастлив помогать системе, он счастлив работать. Затем он ощущает на себе всю тяжесть рутины, становится не таким светлым персонажем. После разговора с Дьяволом он уже ненавидит систему и хочет убежать из неё. А в конце его так же ждёт смерть.

В главе «Колесо судьбы» рассказывается, как Лекс встретил гниющего мужчину в таком же гниющем доме. Этого персонажа я добавил, чтобы показать, как выглядит, по моему мнению, пик внешне-внутренних изменений человека, живущего по идеям Дьявола, та крайность, которой следовало бы опасаться. Бесформенная куча плоти – к этому персонажа привели эгоизм и жадность. Но у каждого есть шанс исправится, и он воспользовался им. После разговора с Лексом он изменил свои взгляды и, в итоге, сам пошёл в город сдаваться в полицию. Причём он больше не был разлагающейся тушей, он был человеком. Глава названа в честь одноимённой карты таро, символизирующей трансформацию низшего в высшее, достижение целостности, риск неверного понимания своей задачи.

Апполинарий Совин Никифорович – учёный и изобретатель, живущий в городе. Этот персонаж сильно повлиял на мир повести. Именно он изобрёл такую вещь, как «всежелан» - прибор для уничтожения желания спать. Очевидно, что он умён, это даже подчёркивает его фамилия: сова – символ мудрости. Однако это ещё и самый противоречивый персонаж. Он имеет «животную» фамилию, хоть и представляет из себя бездушную машину, смиренно выполняющего указания системы. Мало того, что в нём самом отсутствует это животное начало, но он ещё и уничтожает его вокруг себя (например, то же желание человека спать). Являясь одной из ключевых фигур повести, он ничего так и не успел сказать: Дьявол убил его в порыве гнева раньше. Система провозгласила его гениальным учёным за его первое изобретение, «названия и функций которого не помнил даже он сам». Следуя идеям Лекса, он буквально превратился в робота, заставляя усомниться в их красочности и доброжелательности. Этот персонаж, как и предыдущий, служит примером крайности (только уже мира Лекса), которой стоит опасаться.

Голдмид (gold – англ. золото; mid – англ. середина), на мой взгляд, тоже является одним из важных персонажей. Он так же, как и Дьявол с Лексом, волшебная сущность, олицетворяющая идею. Идея Голдмида по своей сути является промежуточным звеном между идей Лекса и Дьявола. Он считает, что не стоит впадать в крайности, возводить всё в абсолют, что следует помогать окружающим, но и о себе не забывать – «побыть и там, и там». До этого я давал читателю только два возможного пути: либо «идти за Лексом», либо «идти за Дьяволом». Но как говорится: если тебе дают на выбор только два пути – выбирай третий. Голдмид и есть этот третий путь. И лично я считаю его лучшим. Именно поэтому Голмид говорит: «Однако же, если бы я участвовал в вашем споре, то, думаю, победил бы», именно поэтому ни Дьявол, ни Лекс не победили в споре, что они устроили, казалось бы, только между собой. Настоящим победителем всегда был, на мой взгляд, именно Голдмид, хоть он и находится чуть ли не при смерти.

Остальные персонажи либо не несут в себе какого-либо посыла, а служат в качестве инструментов для построения сюжета, либо о них написано очень мало, чтобы упоминать их.

Как вы уже заметили, все главы названы в честь карт таро, трактовка коих как-либо относится к происходящему в главе. Вообще карты таро предназначены для гадания будущего человека. А события моей повести как раз происходят в недалёком будущем, на что есть как косвенные намёки, так и прямое подтверждение: «Уже 2038 год, а Вы ещё не приобрели всежелан?».

Таким образом, я хотел предположить, как могло бы выглядеть наше человеческое общество, основываясь на текущих событиях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: