Начнем с формулы. Она очевидна и в данном случае.
Этот способ создания содержания презентации совершенно рационален. Мало того, он естественным образом вытекает из логики создания презентации, изложенной выше (Ошибка! Источник ссылки не найден. – содержание презентации разрабатывается после определения ее целей и задач). При этом, в отличие от разработки содержания «от идеи», забыть о цели презентации разработчик не сможет даже при большом желании. Иначе при попытке трансформировать задачи презентации в тезисы содержания он столкнется с неразрешимыми проблемами.
Попробуйте, например, получить сколько-либо разумное содержание на основе задач, сформулированных для презентации поддержки выступающего, несущей основную информации:
· · привлечь внимание аудитории;
· · включать всю необходимую информацию, достаточную для восприятия аудиторией без пояснений;
· · предоставлять информацию аудитории максимально комфортно;
· · обратить внимание аудитории на наиболее существенные информационные разделы;
· · учесть специфику проекционного оборудования;
· · учесть культурный, профессиональный и эмоциональный контекст аудитории;
· · представить информацию в удобном аудитории темпе, оставляя в конце демонстрации время на задание вопросов или отдых;
· · выделить презентацию среди презентаций-конкурентов.
|
В реальных условиях построение содержания презентации «от задач» может происходить так, как показано на Рисунок 3. Данная схема предполагает, что после формулировки цели презентации, в распоряжении разработчиков оказываются дополнительные требования к презентации. Эти дополнительные требования может формулировать, например, заказчик. Они, будучи совмещенными с общими требованиями для данного класса презентации, позволяют получить уточненный список задач. На основе которого и создаются тезисы содержания презентации. Естественно, с учетом информации и ограничений.
|
Обратимся к уже рассмотренному выше примеру с развалом схождения, и посмотрим, каким может получиться содержание презентации, если заказчик четко формулирует требования к презентации, но совершенно не интересуется тем, как эти требования будут выполнены. Такой вариант, кстати, весьма распространен и выражается в избитой фразе «Делайте что хотите, но сделайте так, чтобы…» Предположим, что в данном случае это «чтобы…» таково:
· · «…чтобы все знали, что мы – лучшие в городе». То есть, в городе есть еще несколько организаций, предоставляющих аналогичные услуги, но худшего качества. Нужно, чтобы потребитель понял это;
· · «…чтобы все поняли, чем мы лучше». Существует некоторые отличительные признаки рекламируемой услуги. Они должны быть представлены максимально привлекательно.
· · «…чтобы все поняли, что наша услуга выгоднее». Существуют расчеты, которые показывают, что рекламируемая услуга, при большей, по сравнению с конкурентами, стоимость, в конечном счете оказывается гораздо более выгодной. Их нужно убедительно представить потребителям;
|
· · «…чтобы все знали, что мы даем гарантию N месяцев».
Совместим эти требования со стандартными требованиями к презентации продукта, услуги или проекта, преобразуем их в задачи и получим следующий список:
· · презентация должна иметь ярко выраженный рекламный характер; какой бы ни была содержащаяся в ней информация, конечной целью она имеет продажу представляемого проекта, продукта или услуги;
· · сюжет презентации должен быть зациклен на проекте, продукте или услуге;
· · представляться должен не только товар, услугу или проект, но и комфортный для конечного потребителя способ взаимодействия с ними;
· · презентация должна быть, по возможности, короткой;
· · в городе есть еще несколько организаций, предоставляющих аналогичные услуги, но худшего качества. Нужно, чтобы потребитель понял это;
· · существует некоторые отличительные признаки рекламируемой услуги. Они должны быть представлены максимально привлекательно;
· · существуют расчеты, которые показывают, что рекламируемая услуга, при большей, по сравнению с конкурентами, стоимость, в конечном счете оказывается гораздо более выгодной. Их нужно убедительно представить потребителям;
· · презентация должна содержать информацию о том, что на все услуги предоставляется N-месячная гарантия.
Общие для данного класса презентации требования, столь бесполезные для создания содержания сами по себе, в сочетании с требованиями уточненными позволяют легко получить тезисы содержания презентации. Например, такие.
1. 1. Качественно сделанный развал схождения позволяет владельцу автомобиля экономить на техобслуживании и ремонте до NN рублей в год.
|
2. 2. Обычно, когда делают развал схождения, ограничиваются только…, забывая о …
3. 3. Фирма NNN предлагает вам по-настоящему профессиональный развал схождения.
4. 4. Его характеристики таковы: … Они значительно превышают все, с чем вам приходилось иметь дело раньше.
5. 5. Это дороже? Да. На N рублей. Но ваша годовая экономия составит 3N рублей. При гарантии на все работы – N месяцев!
6. 6. Где и как сделать профессиональный развал схождения? Очень просто. Звоните: 223-322, приезжайте: …
Опять банально? Опять банально. Ну и что? Презентация от этого не станет менее эффективной.
* * *
Конечно, примеры, демонстрирующие разработку содержания презентации «от идеи» и «от задач» получились достаточно натянутыми. Из-за того, что в чистом виде такие варианты разработки содержания встречаются чрезвычайно редко. Чаще на содержание оказывают влияние и идея, и задачи. Просто одна из этих компонент доминирует. Соответственно, и схемы создания содержания несколько изменяются (Рисунок 4). Схемы очевидны и в дополнительных пояснениях не нуждаются.
|
Если попытаться формализовать этот прием, то получится следующее. В случае, если при разработке содержания доминируют задачи, идея должна исчерпывающе отвечать на вопрос, как эти задачи будут достигнуты. Если исчерпывающего ответа нет – идею нужно менять. Или добавлять к ней новые идеи.
В случае, если содержание разрабатывается «от идеи», сформулированные задачи должны однозначно отвечать на вопрос, зачем эта идея будет воплощена в презентации. Если однозначного ответа нет – опять нужно менять идею, трансформируя ее в соответствии с задачами презентации.
Несмотря на то, что идеальная схема построения содержания презентации труднодостижима, к означенному в ней балансу межу всеми компонентами, бесспорно, следует стремиться. Особенно к балансу между идеей и задачами. Все-таки содержание, построенное на доминировании идеи или задачи, получается несколько ущербным.
В случае, если доминирует идея, презентация может получиться «не о том» – она будет эффективно демонстрировать творческие способности и фантазию разработчиков, но может не достичь поставленных задач. Ведь то, что задачи игнорируются при создании содержания, вовсе не значит, что их не существует.
Если же при разработке содержания доминируют задачи, то она может получиться просто скучной и неинтересной. «Без изюминки», что ли. Потребители, привыкшие к тому, что в обмен на согласие воспринимать рекламную информацию их будут развлекать, не простят этой скучности разработчикам.
Итак, тезисы получены. Однако простите, зачем и в примерах, и ранее по тексту столько внимания было уделено имеющейся в распоряжении разработчиков информации и накладываемым на презентацию ограничениям? Ведь при разработке тезисов содержания использовались только идея и задачи.
Такая «забывчивость», чаще всего, сопровождает разработчиков презентации при создании содержания – в какой-то момент они абстрагируются от информации и ограничений и оперируют только задачами и идеей. И в описании разработки тезисов, и в приводимых примерах, эта «забывчивость» просто была смоделирована.
Однако, после того, как тезисы содержания разработаны, наступает волнующий миг – разработчики начинают смотреть на информацию, имеющуюся в наличии, совмещать ее с тезисами и учитывать разнообразные ограничения. Иногда это «вспоминание» приводит к тому, что тезисы приходится переделывать.
Получается, что разработка содержания презентации разделяется на два этапа: создание тезисов и их раскрытие с учетом информации и ограничений. С учетом этого нюанса переработаем приведенные ранее схемы создания содержания презентации, объединив их в одну – с претензией на универсальность (Рисунок 5).
На этой схеме темно-серым цветом выделены те категории, которые могут быть переформулированы в процессе разработки (в блоке «Информация и ограничения презентации» это, естественно, только информация). Пунктирными линиями показаны, «обратные связи» в результате которых могут разработчики могут вносить коррективы в эти категории:
· · идея презентации может меняться после оценки информации и ограничений;
· · идея презентации может меняться после проверки соответствия содержания и цели презентации;
· · тезисы содержания могут меняться после оценки информации и ограничений;
· · тезисы содержания могут меняться после проверки соответствия содержания и цели презентации.
Естественно, что и тезисы, и идея, и информация, и «раскрытые» тезисы могут быть откорректированы и без «обратных связей» – по воле авторов в ходе разработки содержания.
Остановимся подробнее на раскрытии тезисов содержания.
Тезисы + информация + ограничения
Раскрытие тезисов содержания презентации происходит достаточно просто – каждый тезис снабжается перечнем информации, которая будет сопровождать его в презентации. При формировании этого перечня, естественно, учитываются все налагаемые на презентацию ограничения.
Вернемся к примеру с развалом схождения и рассмотрим раскрытие двух полученных вариантов тезисов – и «от идеи», и «от задачи». При этом будем подразумевать, что в распоряжении разработчиков есть следующие данные:
· · качественные и ценовые характеристики традиционных способов развала схождения;
· ·
|
· · сравнение двух видов услуг по широкому спектру характеристик;
· · полная информация о поставщике услуг;
· · полная информация об организации работы с клиентами и о бонусах для первых покупателей;
· · список всех преимуществ, которые получит потребитель, воспользовавшись новой услугой.
Посмотрим, как тезисы могут «обрасти» информацией.
1. 1. Раньше развал схождения делали кувалдой и на глазок.
- качественные и ценовые характеристики традиционных способов развала схождения с точки зрения потребителя.
2. 2. Поэтому автомобили ездили криво и недолго.
- качественные характеристики традиционных способов развала схождения с «точки зрения автомобиля».
3. 3. Теперь у вас есть возможность воспользоваться новым стендом и этот стенд – единственный в городе.
- качественные и ценовые характеристики развала схождения на новом стенде;
- сравнение двух видов услуг.
4. 4. Теперь развал схождения можно сделать по последнему слову науки и техники.
- качественные и ценовые характеристики развала схождения на новом стенде;
- сравнение двух видов услуг.
5. 5. И автомобили станут ездить прямо и долго.
- список всех преимуществ, которые получит потребитель, воспользовавшись новой услугой.
Естественно, что при заведении информации в презентацию последняя фильтруется и сокращается. Тот же самый список преимуществ одной услуги может занимать десять страниц, часть этих преимуществ могут совершенно не касаться потребителя, и т.п. Кроме этого, при раскрытии тезисов содержания презентации может возникнуть необходимость в дополнительной информации. В приведенном примере этого не произошло, но при разработке реальных презентаций случается достаточно часто. Короче говоря, информация изменяется всеми способами. Как и сообщалось ранее.
В этом примере мы не учитывали ограничения, накладываемые на презентацию. Это действие очевидно и в дополнительных пояснениях не нуждается.
Обратите внимание, что два блока информации (информация о поставщике услуг и информация об организации работы с клиентами) «не вписались» в сформулированные тезисы. Это вовсе не значит, что тезисы нужно менять. Размещение контактной информации должно происходить автоматически и, в большинстве случаев, производится после разработки основного содержания. Место контактной информации (равно как заголовков, содержания, заключения и некоторых других информационных блоков) рассмотрим несколько позже.