Возможный вариант структуры такой презентации приведен на Рисунок 6. Уточним содержание элементов информационной структуры.
1. 1.
|
Заголовок. Название изучаемого материала, авторы, его место в учебном процессе, год разработки, название учебного заведения, город. Напомним, что одной из особенностей таких презентаций является их включенность в учебный процесс. Эту включенность можно продемонстрировать аудитории уже на уровне заголовка.
2. 2. Введение. Краткое описание предлагаемого материала, ориентированное на пользователя и построенное по схеме: «О чем узнает пользователь, как это будет происходить, какое задание ему нужно будет выполнить в итоге». Во введении целесообразно разместить ссылку на руководство пользователя.
3. 3. Руководство пользователя. Очевидный блок, объясняющий принципы управления презентацией и назначение различных навигационных элементов. Этот блок может оказаться необходимым даже в том случае, если демонстрация презентации будет сопровождаться выступлением докладчика. Конечно, если пользователи просматривают ее на своих компьютерах, а не с помощью проектора. Необходимость этого блока усугубляется еще и тем, что вам может понадобиться универсальная презентация, предназначенная как для сопровождения докладчиком, так и для индивидуального просмотра пользователями.
4. 4. Интерактивный блок. В данном случае фактически является оглавлением презентации. Наличие этого блока совершенно необязательно, если в презентации рассматривается один вопрос и повествование линейно. Ссылка на руководство пользователя, которую, казалось бы, логично разместить в этом блоке, на самом деле будет здесь не совсем уместна. Во-первых, как уже отмечалось, этого блока может просто не быть. Во-вторых, с этого блока начинается собственно изложение материала и активная работа пользователя с презентацией – лучше, чтобы к этому времени пользователь уже знал, как ею управлять. Переход к заключению из данного блока целесообразен в том случае, если в презентации освещается несколько тем и после изучения каждой из них пользователь, с помощью оглавления, выбирает следующую. Если освещается одна тема и материал излагается линейно, то переход к заключению может осуществляться сразу после завершения изложения материала. Три альтернативы, предложенные в приведенной схеме после интерактивного блока, вовсе не являются жестким шаблоном изложения материала. И, естественно, их не обязательно должно быть три, да и ветвление, как уже отмечалось, может быть прекрасно заменено последовательным изложением материала. Просто приведенные альтернативы позволяют качественно описать некоторые варианты изложения содержательной части презентации.
|
5. 5. Проблемный блок. Первый вариант изложения материала подразумевает формулировку проблемы, которую предстоит разрешить в процессе работы с презентацией. Банальный пример – проблема передачи электроэнергии на большие расстояния с минимальными потерями. Блок-повествование рассматривает варианты решения проблемы, блок-вывод резюмирует изложенный материал, интерактивный блок предлагает пользователю выбрать, на основе изложенных данных, оптимальный вариант решения проблемы. Таким образом, интерактивный блок в данном случае обеспечивает контроль качества усвоенного материала, обеспечивая либо возврат пользователя к повествовательному блоку для повторного изучения материала, либо переход к заключению (или оглавлению презентации).
|
6. 6. Блок-вопрос. Такой вариант изложения содержательной части презентации во многом аналогичен предыдущему. Отличие состоит в том, что вопрос является менее глобальной категорией, чем проблема. И, соответственно, следующий за блоком-вопросом блок-повествование, в данном случае, лучше посвятить не рассмотрению различных альтернатив, а однозначному и последовательному ответу на сформулированный вопрос. Который, естественно, следует закрепить блоком-выводом. Использование в качестве альтернативы блоку-выводу блока-ответа нецелесообразно, так как блок-ответ более эмоционален и эффективнее работает, будучи расположенным сразу после блока-вопроса, а не отделенным от него повествованием-объяснением. Интерактивный блок в такой схеме может выполнять как проверочные функции, так и элементарные навигационные функции (по схеме «Вам все понятно? Да. Нет»), возвращая пользователя к началу излагаемого материала или завершая работу с темой.
7. 7. Информационно-справочный блок. С такого блока может начинаться, например, изложение исторического материала. В нем может быть собрана краткая информация, характеризующая исторические события в определенный момент и в определенном месте. После этого блок-повествование будет излагать конкретный материал, но уже в неком контексте, сформированном информационно-справочным блоком. Блок-вывод, в данном случае, может содержать краткое резюме изложенного материала. Что-то типа «Таким образом, в XVI веке Псков являлся одним из наиболее развитых городов Европы, превосходя по количеству жителей многие европейские столицы». Функции интерактивного блока в данной схеме мало отличатся от описанных выше.
|
8. 8. Заключение. Данный блок может содержать вспомогательную информацию – добрые пожелания, данные об авторах или слова типа «Вы работали с презентацией такой-то и изучили то-то. Спасибо за внимание». Данный блок обязательно должен содержать информацию о том, каким образом пользователь может продолжить изучение изложенной темы (список литературы, аннотированные ссылки и т.п.)
9. 9. Справочное приложение. Данный блок понадобиться при изложении определенного материала и содержать, например, статистические, сравнительные и прочие вспомогательные данные. На схеме не указано, с каким блоком связано справочное приложение, так как ссылаться на него можно либо постоянно, либо из какой-либо конкретной части презентации.
10. 10. Примеры. Их место в структуре презентации аналогично справочному приложению, а содержание в дополнительных пояснениях не нуждается. Об этом еще пойдет речь, но важно заметить и сейчас – дизайн приложений должен отличаться от дизайна основных блоков презентации.
Использование блоков-заглушек
Следует отметить, что в случае с линейным изложением материала в презентации поддержки учебного процесса целесообразно использование блоков-заглушек. Они позволят отделить друг от друга различные части информации и будут способствовать более качественному восприятию материала. Вариант использования заглушек приведен на Рисунок 7.
|
Схема «Семинар»
Достаточно часто возникает необходимость в создании презентации, предназначенной для демонстрации на образовательном семинаре. В принципе, такая презентация строится по упрощенному варианту схемы, приведенной на Рисунок 6. Однако, из-за распространенности задачи, рассмотрим ее построение отдельно (Рисунок 8).
|
В такой презентации, чаще всего, не нужна никакая интерактивность – доклад обычно линеен и необходимость переключаться между несколькими «сюжетными линиями» запутает аудиторию и затруднит работу докладчика.
Сама презентация, построенная по рассматриваемой схеме, разбита на несколько подтем – это практически неизбежно в любом докладе. Каждая подтема, в свою очередь, может освещаться двумя способами, обозначенными на рисунке как «1» и «N». Рассмотрим их подробнее.
1. 1. Промежуточные заголовки, обозначенные на рисунке как Заголовок 1 и Заголовок N, совершенно банальны – они информируют слушателей о содержании следующей подтемы. Разумно, если на этих же промежуточных заголовках будет содержаться и общее название презентации.
2. 2. Первый вариант освещения подтемы основан на блоке-повествовании, который может содержать самую разнообразную информацию – от теоретических выкладок до конкретных примеров. Вернее, это должна быть не сама содержательная информация, но пояснения к ней – рисунки, схемы, основные тезисы, которые могут записать слушатели. Содержательную информацию должен излагать докладчик. Мне приходилось видеть презентации, состоящие из 70 текстовых слайдов, которые просто прочитывались аудитории. Возникал только один вопрос: «Кто лишний – презентация или человек?» Презентация может дублировать докладчика только в самых важных частях его выступления – во всех остальных случаях она должна воздействовать на аудиторию средствами, докладчику недоступными.
3. 3. Блок-вывод, заключающий подтему (независимо от способа ее раскрытия), очевиден – он резюмирует все вышеизложенное. Если в презентации освещается небольшое количество связанных тем, то блок-вывод каждой подтемы может накапливать выводы – повторять для аудитории ранее сделанные и добавлять новый (о том, чья мать повторение, уже говорилось). Важно отметить, что обороты типа «Таким образом» или «Резюмируя все вышесказанное» опять же должны говориться докладчиком, а не писаться на слайдах.
4. 4. Второй способ раскрытия подтемы – это комбинация блока-вопроса и блока-ответа. Следует отметить, что эти блоки могут быть реализованы на одном слайде. Иногда это даже лучше – потому что слушатель будет одновременно видеть и вопрос и ответ (вопросы и ответы). При использовании такого варианта освещения подтемы вовсе необязательно обращать вопрос к аудитории и предлагать ей на него ответить (этот прием эффективен только в активной аудитории) – «вопрос-ответ» может использоваться просто как способ оживления повествования. Завершает комбинацию вопроса и ответа, естественно, блок-вывод, назначение и правила построения которого описаны выше.
5. 5. Заключение в данной схеме может быть построено как простое перечисление всех промежуточных выводов, может быть полностью самостоятельным или комбинированным (перечислены все выводы, из них сделан или к ним добавлен еще один вывод).
6. 6. Назначение и содержание Информации для контактов также очевидно. Этот блок может отсутствовать – если семинар небольшой, докладчик один, есть раздаточный материал со всеми необходимыми данными.
Достаточно часто на семинарах слушателям вручается раздаточный материал, в состав которого может, например, входить компакт-диск с записанными на него презентациями. Если вы будете строить свою презентацию по рассмотренной только что схеме и с учетом изложенных правил (минимум содержательной информации), то, по прошествии некоторого времени, при самостоятельном изучении материала слушатель может просто не вспомнить, о чем шла речь в презентации. Во избежание таких случаев целесообразно либо готовить презентацию в двух видах (что не рационально), либо сопровождать ее тезисами доклада (что рационально и полезно).
* * *
Важно также заметить, что при создании презентаций поддержки учебного процесса не стоит увлекаться и создавать сложные обучающие или тестовые системы – стандартные приложения построения презентаций для этого не предназначены. Лучший вариант использования презентаций в учебном процессе – это создание сопроводительных материалов для короткого, но яркого выступления – на семинаре, тренинге, открытом или рекламном уроке, и в прочих случаях, когда форма представления материала столь же важна, как и его содержание.
* * *
На первый взгляд, из четырех признаков, которые были выделены для подобного рода презентаций, при конструировании учтен лишь один – да и то косвенно – через оговорку, касающуюся заголовка презентации. Однако построение образовательных презентаций по четким структурным схемам (фактически – их однотипность) позволяет непосредственным образом удовлетворить еще одно требование – сделать ваши презентации технологичными.