Информационная структура презентаций поддержки учебного процесса





 

Возможный вариант структуры такой презентации приведен на Рисунок 6. Уточним содержание элементов информационной структуры.


1. 1.

Рисунок 6. Вариант информационной структуры презентации поддержки учебного процесса

 


Заголовок. Название изучаемого материала, авторы, его место в учебном процессе, год разработки, название учебного заведения, город. Напомним, что одной из особенностей таких презентаций является их включенность в учебный процесс. Эту включенность можно продемонстрировать аудитории уже на уровне заголовка.

2. 2. Введение. Краткое описание предлагаемого материала, ориентированное на пользователя и построенное по схеме: «О чем узнает пользователь, как это будет происходить, какое задание ему нужно будет выполнить в итоге». Во введении целесообразно разместить ссылку на руководство пользователя.

3. 3. Руководство пользователя. Очевидный блок, объясняющий принципы управления презентацией и назначение различных навигационных элементов. Этот блок может оказаться необходимым даже в том случае, если демонстрация презентации будет сопровождаться выступлением докладчика. Конечно, если пользователи просматривают ее на своих компьютерах, а не с помощью проектора. Необходимость этого блока усугубляется еще и тем, что вам может понадобиться универсальная презентация, предназначенная как для сопровождения докладчиком, так и для индивидуального просмотра пользователями.

4. 4. Интерактивный блок. В данном случае фактически является оглавлением презентации. Наличие этого блока совершенно необязательно, если в презентации рассматривается один вопрос и повествование линейно. Ссылка на руководство пользователя, которую, казалось бы, логично разместить в этом блоке, на самом деле будет здесь не совсем уместна. Во-первых, как уже отмечалось, этого блока может просто не быть. Во-вторых, с этого блока начинается собственно изложение материала и активная работа пользователя с презентацией – лучше, чтобы к этому времени пользователь уже знал, как ею управлять. Переход к заключению из данного блока целесообразен в том случае, если в презентации освещается несколько тем и после изучения каждой из них пользователь, с помощью оглавления, выбирает следующую. Если освещается одна тема и материал излагается линейно, то переход к заключению может осуществляться сразу после завершения изложения материала. Три альтернативы, предложенные в приведенной схеме после интерактивного блока, вовсе не являются жестким шаблоном изложения материала. И, естественно, их не обязательно должно быть три, да и ветвление, как уже отмечалось, может быть прекрасно заменено последовательным изложением материала. Просто приведенные альтернативы позволяют качественно описать некоторые варианты изложения содержательной части презентации.

5. 5. Проблемный блок. Первый вариант изложения материала подразумевает формулировку проблемы, которую предстоит разрешить в процессе работы с презентацией. Банальный пример – проблема передачи электроэнергии на большие расстояния с минимальными потерями. Блок-повествование рассматривает варианты решения проблемы, блок-вывод резюмирует изложенный материал, интерактивный блок предлагает пользователю выбрать, на основе изложенных данных, оптимальный вариант решения проблемы. Таким образом, интерактивный блок в данном случае обеспечивает контроль качества усвоенного материала, обеспечивая либо возврат пользователя к повествовательному блоку для повторного изучения материала, либо переход к заключению (или оглавлению презентации).

6. 6. Блок-вопрос. Такой вариант изложения содержательной части презентации во многом аналогичен предыдущему. Отличие состоит в том, что вопрос является менее глобальной категорией, чем проблема. И, соответственно, следующий за блоком-вопросом блок-повествование, в данном случае, лучше посвятить не рассмотрению различных альтернатив, а однозначному и последовательному ответу на сформулированный вопрос. Который, естественно, следует закрепить блоком-выводом. Использование в качестве альтернативы блоку-выводу блока-ответа нецелесообразно, так как блок-ответ более эмоционален и эффективнее работает, будучи расположенным сразу после блока-вопроса, а не отделенным от него повествованием-объяснением. Интерактивный блок в такой схеме может выполнять как проверочные функции, так и элементарные навигационные функции (по схеме «Вам все понятно? Да. Нет»), возвращая пользователя к началу излагаемого материала или завершая работу с темой.

7. 7. Информационно-справочный блок. С такого блока может начинаться, например, изложение исторического материала. В нем может быть собрана краткая информация, характеризующая исторические события в определенный момент и в определенном месте. После этого блок-повествование будет излагать конкретный материал, но уже в неком контексте, сформированном информационно-справочным блоком. Блок-вывод, в данном случае, может содержать краткое резюме изложенного материала. Что-то типа «Таким образом, в XVI веке Псков являлся одним из наиболее развитых городов Европы, превосходя по количеству жителей многие европейские столицы». Функции интерактивного блока в данной схеме мало отличатся от описанных выше.

8. 8. Заключение. Данный блок может содержать вспомогательную информацию – добрые пожелания, данные об авторах или слова типа «Вы работали с презентацией такой-то и изучили то-то. Спасибо за внимание». Данный блок обязательно должен содержать информацию о том, каким образом пользователь может продолжить изучение изложенной темы (список литературы, аннотированные ссылки и т.п.)

9. 9. Справочное приложение. Данный блок понадобиться при изложении определенного материала и содержать, например, статистические, сравнительные и прочие вспомогательные данные. На схеме не указано, с каким блоком связано справочное приложение, так как ссылаться на него можно либо постоянно, либо из какой-либо конкретной части презентации.

10. 10. Примеры. Их место в структуре презентации аналогично справочному приложению, а содержание в дополнительных пояснениях не нуждается. Об этом еще пойдет речь, но важно заметить и сейчас – дизайн приложений должен отличаться от дизайна основных блоков презентации.

 

Использование блоков-заглушек

 

Следует отметить, что в случае с линейным изложением материала в презентации поддержки учебного процесса целесообразно использование блоков-заглушек. Они позволят отделить друг от друга различные части информации и будут способствовать более качественному восприятию материала. Вариант использования заглушек приведен на Рисунок 7.

 

Рисунок 7. Вариант использования блока-заглушки

 

Презентации, в которых представлено несколько тем, могут содержать интерактивный блок, содержащий вопросы по всем темам и, если это нужно, возвращающий пользователя к той или иной части излагаемого материала.

 

Схема «Семинар»

 

Достаточно часто возникает необходимость в создании презентации, предназначенной для демонстрации на образовательном семинаре. В принципе, такая презентация строится по упрощенному варианту схемы, приведенной на Рисунок 6. Однако, из-за распространенности задачи, рассмотрим ее построение отдельно (Рисунок 8).

 

Рисунок 8. Схема «Семинар»

 

На приведенной схеме отсутствуют общий заголовок и введение. Хоть это и необязательно, но, во-первых, докладчик почти наверняка введет аудиторию в курс дела, и, во-вторых, общее название презентации (и доклада, соответственно) могут быть приведены в других информационных блоках презентации. Следует отметить, что если в рамках семинара перед аудиторией выступает большое количество докладчиков, то общий заголовок становится обязательным – он не только разделяет доклады между собой, но и сообщает слушателям, кто перед ними будет выступать.

 

В такой презентации, чаще всего, не нужна никакая интерактивность – доклад обычно линеен и необходимость переключаться между несколькими «сюжетными линиями» запутает аудиторию и затруднит работу докладчика.

 

Сама презентация, построенная по рассматриваемой схеме, разбита на несколько подтем – это практически неизбежно в любом докладе. Каждая подтема, в свою очередь, может освещаться двумя способами, обозначенными на рисунке как «1» и «N». Рассмотрим их подробнее.

 

1. 1. Промежуточные заголовки, обозначенные на рисунке как Заголовок 1 и Заголовок N, совершенно банальны – они информируют слушателей о содержании следующей подтемы. Разумно, если на этих же промежуточных заголовках будет содержаться и общее название презентации.

2. 2. Первый вариант освещения подтемы основан на блоке-повествовании, который может содержать самую разнообразную информацию – от теоретических выкладок до конкретных примеров. Вернее, это должна быть не сама содержательная информация, но пояснения к ней – рисунки, схемы, основные тезисы, которые могут записать слушатели. Содержательную информацию должен излагать докладчик. Мне приходилось видеть презентации, состоящие из 70 текстовых слайдов, которые просто прочитывались аудитории. Возникал только один вопрос: «Кто лишний – презентация или человек?» Презентация может дублировать докладчика только в самых важных частях его выступления – во всех остальных случаях она должна воздействовать на аудиторию средствами, докладчику недоступными.

3. 3. Блок-вывод, заключающий подтему (независимо от способа ее раскрытия), очевиден – он резюмирует все вышеизложенное. Если в презентации освещается небольшое количество связанных тем, то блок-вывод каждой подтемы может накапливать выводы – повторять для аудитории ранее сделанные и добавлять новый (о том, чья мать повторение, уже говорилось). Важно отметить, что обороты типа «Таким образом» или «Резюмируя все вышесказанное» опять же должны говориться докладчиком, а не писаться на слайдах.

4. 4. Второй способ раскрытия подтемы – это комбинация блока-вопроса и блока-ответа. Следует отметить, что эти блоки могут быть реализованы на одном слайде. Иногда это даже лучше – потому что слушатель будет одновременно видеть и вопрос и ответ (вопросы и ответы). При использовании такого варианта освещения подтемы вовсе необязательно обращать вопрос к аудитории и предлагать ей на него ответить (этот прием эффективен только в активной аудитории) – «вопрос-ответ» может использоваться просто как способ оживления повествования. Завершает комбинацию вопроса и ответа, естественно, блок-вывод, назначение и правила построения которого описаны выше.

5. 5. Заключениев данной схеме может быть построено как простое перечисление всех промежуточных выводов, может быть полностью самостоятельным или комбинированным (перечислены все выводы, из них сделан или к ним добавлен еще один вывод).

6. 6. Назначение и содержаниеИнформации для контактовтакже очевидно. Этот блок может отсутствовать – если семинар небольшой, докладчик один, есть раздаточный материал со всеми необходимыми данными.

 

Достаточно часто на семинарах слушателям вручается раздаточный материал, в состав которого может, например, входить компакт-диск с записанными на него презентациями. Если вы будете строить свою презентацию по рассмотренной только что схеме и с учетом изложенных правил (минимум содержательной информации), то, по прошествии некоторого времени, при самостоятельном изучении материала слушатель может просто не вспомнить, о чем шла речь в презентации. Во избежание таких случаев целесообразно либо готовить презентацию в двух видах (что не рационально), либо сопровождать ее тезисами доклада (что рационально и полезно).

 

* * *

 

Важно также заметить, что при создании презентаций поддержки учебного процесса не стоит увлекаться и создавать сложные обучающие или тестовые системы – стандартные приложения построения презентаций для этого не предназначены. Лучший вариант использования презентаций в учебном процессе – это создание сопроводительных материалов для короткого, но яркого выступления – на семинаре, тренинге, открытом или рекламном уроке, и в прочих случаях, когда форма представления материала столь же важна, как и его содержание.

 

* * *

 

На первый взгляд, из четырех признаков, которые были выделены для подобного рода презентаций, при конструировании учтен лишь один – да и то косвенно – через оговорку, касающуюся заголовка презентации. Однако построение образовательных презентаций по четким структурным схемам (фактически – их однотипность) позволяет непосредственным образом удовлетворить еще одно требование – сделать ваши презентации технологичными.

 

 





Читайте также:
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы: Романтизм – направление сложившеесяв конце XVIII...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...
Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.369 с.