СПОСОБЫСОЗДАНИЯ ОБРАЗА (рассказ, XIX)
С1 |
Вариант 5, С 1, 2011. Объясните значение «говорящих» фамилий чеховских персонажей (Червяков, Бризжалов).
ТИПОЛОГИЯ ГЕРОЕВ (драматургия, XX)
С1 |
Вариант 7, С 1, 2010
Сатин – герой - идеолог или герой-резонёр? (А. М. Горький «На дне»)
ПРОБЛЕМАТИКА (рассказ, XIX)
С1 |
Вариант 6, С 1, 2011. В чём вы видите греховность гордыни Нового Человека со старым сердцем? (И.А. Бунин «Человек из Сан-Франциско»)
ЖАНР (драматургия, XIX)
С1 |
Вариант 5, С 1, 2010. Почему в письме к А.П. Чехову К. Станиславский настаивал на том, что «Вишнёвый сад» – «…это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте»?
СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ (рассказ, XIX)
С1 |
Вариант 9, С 1, 2009. Прокомментируйте содержание философских раздумий Гурова и объясните, какую роль играют они в дальнейшем развитии сюжета («…думал о том, как, в сущности, если вдуматься, всё прекрасно на этом свете, всё, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве»)? (А.П. Чехов «Дама с собачкой»)
МОТИВ
(роман, XX)
С1 |
Вариант 8, С 1, 2011. Мотив полнолуния — один из важнейших мотивов «Мастера и Маргариты». С какой целью введён в художественную систему произведения образ полной луны?
ПРОСТРАНСТВО (роман, XIX)
С1 |
Вариант 4, С 1, 2010. Какие еще внутренние пространства получают подробное описание в «Отцах и детях» И.С. Тургенева?
С 2
С2 |
СНЫ
Вариант 4, С 2, 2011. Согласны ли вы с утверждением А.М. Ремизова о том, что «редкое произведение русской литературы обходится без сна»?
ВЕЩНЫЙ МИР
С2 |
Вариант 2, С 2,2010. Каков вещный мир других героев русской литературы (Онегина, Обломова, Беликова)?
ТИПОЛОГИЯ ГЕРОЕВ
С2 |
Вариант 2, С 2,2009. К какому известному типу литературных героев («новые люди», «лишний человек», «маленький человек») можно отнести Акакия Акакиевича?
ПОНЯТИЯ/СТРУКТУРА ОБРАЗОВ
С2 |
Вариант 3, С 2, 2009. В чем своеобразие пары «Обломов – Захар»? (И.А. Гончаров «Обломов»)
ТЕМАТИКА
С2 |
Вариант 6, С 2,2009. Что нового внёс А.П.Чехов в развитие темы русской усадебной культуры?
ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
С2 |
Вариант 6, С 2,2009. В каких еще произведениях русской литературы любовь становится причиной переоценки героями всех жизненных ценностей?
ИНТЕРЬЕР
С2 |
Вариант 4, С 2, 2010. В каких еще произведениях русской литературы дается детальное изображение кабинета персонажа?
МОТИВ
С2 |
Вариант 4, С 2, 2010. В каких еще произведениях русской литературы вводится мотив утраты семейного гнезда?
С 3
ЖАНР
С3 |
Вариант 10, С3, 2010.
Почему жанр стихотворения (А.С. Пушкин «На холмах Грузии лежит ночная мгла…») не поддается однозначному определению (элегия, элегия-ноктюрн, поэтический фрагмент и т.д.)?
СТРУКТУРА ОБРАЗА ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ
С3 |
Вариант 8, С3, 2011. Как сочетается «телесное» и «духовное» в облике героини? (М.Ю. Лермонтов «Из-под таинственной холодной полумаски…»)
СПОСОБЫСОЗДАНИЯ ОБРАЗА ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ
С3 |
Вариант 2, С3, 2009. Почему автор, наделив героиню «речью» («сказала», «кричала»), оставил лирическому герою «язык жестов» («послал черную розу в бокале», «отдал поклон» и т.д.)? (А.А. Блок «В ресторане»)
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
С3 |
Вариант 10, С3, 2009. Почему поздний поэтический манифест Ф.И. Тютчева звучит столь трагично? (Ф.И. Тютчев)
ПОЭТИКА
С3 |
Вариант 1 С3, 2009
На примере данного стихотворения докажите справедливость утверждения К. Чуковского: А. Ахматова «первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично».
СПОСОБЫСОЗДАНИЯ ОБРАЗА-ПОНЯТИЯ
С3 |
Вариант 4, С3, 2011
Какие смысловые и эмоциональные компоненты создают образ детства в стихотворении М.А. Цветаевой «Книги в красном переплёте»?
С 4
ОБРАЗЫПРИРОДНЫХ СТИХИЙ
С4 |
Вариант 9, С4, 2011.
Кто из русских поэтов создал образ моря и в чём эти произведения сопоставимы с приведённым здесь стихотворением? (Приведите 2–3 примера) (В.В. Жуковский «Море»)
ЛИРИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
С4 |
Вариант 6, С4, 2011. Назовите известные вам циклы русской любовной лирики и определите, чем созвучны они любовному циклу Н.А. Некрасова.
С4 |
ТЕМАТИКА
Вариант 1, С4, 2009. Стихотворения А. Ахматовой часто называют лирикой обманутой женской любви. В каких произведениях русской поэзии звучит мужской вариант темы «последней встречи»? («Песня последней встречи»)
СПОСОБЫСОЗДАНИЯ ОБРАЗА/ КНИЖНЫЙ КОД
С4 |
Вариант 4, С4, 2011. В каких произведениях русской классики выбор книг становится важным средством характеристики персонажа и в чём эти произведения соотносятся со стихотворением М. И. Цветаевой? (Приведите 2–3 примера.)
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ/ОСОБЕНОСТИ ПСИХОЛОГИЗМА
С4 |
Вариант 4, С4, 2010. В каких еще произведениях русской поэзии любовные переживания лирических героев приобретают такую же остроту и драматизм? (В.В. Маяковский «Лиличка!»)»)
ПЕЙЗАЖ
С4 |
Вариант 10, С 4, 2010.
В каких еще произведениях русской лирики пейзажная зарисовка, создающая атмосферу спокойной сосредоточенности и чуткости, включает в себя водный объект (река, ручей, озеро и т.д.)?
УРБАНИСТИЧЕСКАЯ ЛИРИКА/СИМВОЛИКА
С4 |
Вариант 6, С, 2010.
В каких произведениях русской лирики Петербург становится символом «страшного мира»?
С 5.1
С5.1 |
Вариант 9, С5.1, 2009. Почему автор «Слова о полку Игореве» называет свое произведение и «словом», и «повестью», и «песнью»?
С5.1 |
Вариант 1, С5.1, 2010. Почему Н.В. Гоголь назвал «Недоросля» Д.И. Фонвизина «истинно-общественной комедией»?
С5.1 |
Вариант 1, С5.1, 2009. Как вы понимаете смысл определения: Чацкий – «фигура универсально-типологическая» (А.Л. Крупчанов)?
С5.1 |
Вариант 2, С5.1, 2009. Можно ли согласиться с тем, что многие сцены пьесы «Горе от ума» А.С. Грибоедова «построены таким образом, что комическое становится средством выражения трагического, а сама комедия – одной из форм воплощения современной трагедии» (Е.В. Юсим)?
С5.1 |
Вариант 7, С5.1, 2009. Какую интерпретацию получает традиционный балладный мотив «судьбы» в «Светлане» В.А. Жуковского?
С5.1 |
Вариант 10, С5.1, 2010. Почему В.Г. Белинский назвал повесть «Шинель» «одним из глубочайших созданий Гоголя»?
С5.1 |
Вариант 3, С5.1, 2009. В чем заключается символический смысл «немой сцены» в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
С5.1 |
Вариант 5, С5.1, 2009. Известно, что заглавие произведения, организуя внимание читателя, создает эффект ожидания (оно может выражать основную тему, определять важнейшие сюжетные линии, указывать на основной конфликт произведения и т.д.). Какой «горизонт ожиданий» несёт в себе заглавие поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые
Души»?
С5.1 |
Вариант 4, С5.1, 2010. Что имел в виду А.И. Герцен, записавший в дневнике: «Мёртвые души» – горький упрек современной Руси, но не безнадёжный»?
С5.1 |
Вариант 3, С5.1, 2011. Объясните смысл понятия «офицерская честь» в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
С5.1 |
Вариант 6, С5.1, 2010. Согласны ли вы с тем, что причина трагедии Евгения Онегина «в отрыве интеллекта «русских европейцев» от народных основ национальной жизни» (А.А. Смирнов)?
С5.1 |
Вариант 6, С5.1, 2011. Рассмотрите оппозицию «дом – бездомье» в поэзии М.Ю. Лермонтова.
С5.1 |
Вариант 4, С5.1, 2009. В чём смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»?
С5.1 |
Вариант 8, С5.1, 2010. После выхода в свет романа «Герой нашего времени» Н.В. Гоголь сказал: «Лермонтов-прозаик будет выше Лермонтова-стихотворца». Согласны ли вы с этим?
С5.1 |
Вариант 6, С5.1, 2009. Почему В.Г. Белинский считал роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» «вечно юной книгой»?
С 5.2
С5.2 |
Вариант 7, С5.2, 2010. Почему Н.А.Некрасов сказал о своей поэме «Кому на Руси жить хорошо»: «Ей не суждено окончиться»?
С5.2 |
Вариант 10, С5.2, 2010. Каким представляется вам русский народ по песням Матрены Тимофеевны (Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов)?
С5.2 |
Вариант 5, С5.2, 2011. Какова роль Гриши Добросклонова в воплощении главной идеи поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
С5.2 |
Вариант 2, С5.2, 2010. Н.Н. Страхов в статье об «Отцах и детях» писал, что герой Тургенева «побеждён не людьми и не случайностями жизни, а самою идеею жизни». Что имел в виду критик?
С5.2 |
Вариант 5, С5.2, 2011. Определите объём и содержание понятия «нигилизм» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
С5.2 |
Вариант 4, С5.2, 2009. Согласны ли вы с трактовкой образа Катерины (драма А.Н. Островского «Гроза»), предложенной Н.А.Добролюбовым в статье «Луч света в тёмном царстве»?
С5.2 |
Вариант 8, С5.2, 2010. Почему А.И. Герцен считал драму А.Н. Островского «Гроза» произведением, открывающим «глубочайшие тайники неевропеизированной русской жизни»?
С5.2 |
Вариант 3, С5.2, 2011. Какие функции выполняют ремарки в драме А.Н. Островского «Гроза»?
С5.2 |
Вариант 6, С5.2, 2011. Выявите основные направления противопоставления образов Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной (И.А. Гончаров «Обломов»).
С5.2 |
Вариант 10, С5.2, 2009. Штольц так охарактеризовал Обломова: «Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!»? Согласны ли вы с мнением героя И.А. Гончарова?
С5.2 |
Вариант 2, С5.2, 2011. В чем своеобразие авторской концепции русского национального характера (Н.С. Лесков «Очарованный странник»)?
С5.2 |
Вариант 5, С5.2, 2009. Согласны ли вы с утверждением: «История Раскольникова – это история интеллекта, заблудившегося во мраке безверия» (П.Е. Фокин)?
С5.2 |
Вариант 6, С5.2, 2009. Как в контексте романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» следует понимать фамилию главного героя (Раскольников)?
С5.2 |
Вариант 3, С5.2, 2010. Согласны ли вы с оценкой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: «Это не смех над молодым поколением, не укоры и обвинения, это – плач над ним» (Н.Н. Страхов)?
С5.2 |
Вариант 2, С5.2, 2009. Соотносится ли жанр романа Л.Н. Толстого с определением эпопеи, предложенным Г. Гегелем: «…все подлинно изначальные эпопеи дают созерцание национального духа в нравственной семейной жизни, общественных состояниях войны и мира…»?
С5.2 |
Вариант 3, С5.2, 2009. Можно ли сказать, что заглавие романа Л.Н. Толстого «Война и мир» – это «компрессированное, нераскрытое содержание текста» (И.Р.Гальперин)?
С5.2 |
Вариант 1, С5.2, 2011. Какие средства комического используются в юмористических рассказах А.П. Чехов?
С5.2 |
Вариант 4, С5.2, 2010. Согласны ли вы с тем, что конфликт в «Вишнёвом саде» А.П. Чехова превращается в «диалог-спор» (Э.А. Полоцкая)?
С5.2 |
Вариант 4, С5.2, 2011. Назовите средства поэтики, с помощью которых А.П. Чехов формирует в комедии «Вишнёвый сад» ситуации непродуктивного общения героев.
С5.2 |
Вариант 6, С5.2, 2010. Почему стихотворения Ф.И. Тютчева о природе называют философскими манифестами?
С5.2 |
Вариант 9, С5.2, 2010. Какие библейские и мифологические ассоциации вызывает у вас содержание рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
С5.3 |
Вариант 7, С5.2, 2009.
В литературоведении бытует понятие «бунинские женщины», предполагающее наличие у героинь И.А. Бунина определённых типологических черт (особая одухотворённость, загадочность, самобытность и т.д.). Можно ли отнести к этому типу героиню рассказа «Чистый понедельник?»
С5.2 |
Вариант 8, С5.2, 2011. Какие типы «маленького человека» создали русские писатели ХIХ века?
С 5.3
С5.3 |
Вариант 6, С5.2, 2009.
Какова роль числа «12» в символике поэмы А. Блока «Двенадцать»?
С5.3 |
Вариант 6, С5.2, 2010.
Что дало основание для утверждения: поэма А. Блока «Двенадцать» «бессмертна, как фольклор» (О.Э. Мандельштам)?
С5.3 |
Вариант 5, С5.2, 2009.