Секция “Методика преподавания проблемных исторических фактов в школе с точки зрения христианской нравственности.




Студенты Новгородского Технологического колледжа.

Тема: «Власть и маленький человек в поэме А.С. Пушкина».

В данном докладе был проведен анализ личности Петра I в поэме и егосекулярное сознание, а также сравнение с «Маленьким человеком». Докладчики сделали акцент на том, что обе личности сетуют на Бога и все свои желания реализовывают в личных потребностях. Выступление проходило в формате online в платформе ZOOM.

Секция для учащихся общеобразовательных и воскресных школ проходила в Воскресной школе святого благоверного великого князя Александра Невского.

В работе секции приняли участие 15 школьников и 8 педагогов. Все доклады отличались высоким уровнем подготовки и вызвали живой интерес слушателей. На секции представлены доклады учащихся Гимназии № 2 Великого Новгорода (5 участников), которых подготовила заслуженный учитель Российской Федерации Жуковская Галина Николаевна. Особенно интересен был доклад ученика 7м1 класса Гимназии № 2 Чемоданова Михаила «Образование при Петре Первом как государственная служба». Живой и содержательный доклад ученика 7м1 класса Гимназии № 2 Михеева Алексея вызвал интересную дискуссию, в которую включились и дети, и педагоги. Тема его доклада «Историческая роль Петра Первого в становлении процесса обучения иностранным языкам в России». Тема оказалось очень актуальной и наши дни. Яшин Ярослав, ученик 10 м1 класса той же гимназии представил своё исследование «Математическое образование при Петре Первом». Доклад всех поразил глубиной и научностью изложения. Также свое исследование представила и Назарова София, ученица 10 м1 класса Гимназии № 2. Тема удивительна близка для всех новгородцев «Новгородское образование при Петре Первом. Греко-славянская школа и её значение». Учащиеся школы № 20 имени Кирилла и Мефодия, Ефимов Василий и Цхай Лев под руководством Чудиновой Марии Петровны предложили слушателям интереснейший доклад «Роль личности в истории в эпоху Петра Первого». Много интересных фактов собрали ребята и дали свою оценку той эпохи. Очень эмоциональный и содержательный доклад подготовила ученица 11 класса МАОУ СОШ № 4 Великого Новгорода Базанова Анна. Тема её доклада «Образ учителя сквозь призму времен». Аня провела социологическое исследование и представила слушателям свои результаты. Это были неожиданные и приятные факты о педагогов разных эпох. Все участники много поработали и это принесло замечательный результат. Секция оставила глубокий след в сердцах детей и педагогов, всем не хотелось расходиться и долго еще за чайным столом продолжалось обсуждение докладов и самой эпохи Петра Великого.

Секция “Методика преподавания проблемных исторических фактов в школе с точки зрения христианской нравственности.

Секция проходила в приёмном зале Отдела по Образованию и катехизации Новгородской епархии и транслировалась ON-LAIN Присутствовало 17 участников, 86 подключений.

Руководители секции: прот. А.Ранне и Эндзинь Марта Петровна (и.о. ректора института маркетинга) и Орлова Галина Александровна.

Было представлено 10 докладов.

ON-LAIN представил доклад прот. Константин Костромин

Было высказано мнение, что коллегиальная форма управления как государством, так и Церковью в России была знакома. Новым было включение церковного управления в структуру государственного аппарата.

Г.А.Орлова говорила о том, что такое методика преподавания и, что она в себя включает: цель содержание и средства донесения содержания до слушателей.

Творческая группа педагогов из гимназий Новоскул и Гармония, состоящая из 4 педагогов (Скобочкина Ю.В., Смолякова Н.Ю., Степанова М.Г., Козлова Т.В.), представила свои разработки по методикам преподавания истории в школе: поездки на места событий, туристические тропы, творчество школьников вместе с родителями и педагогами по участию в семинарах и конференциях, просмотры видео материалов.

Прот.А.Ранне представил размышления о проблеме власти с христианской точки зрения и её ограничении нравственным законом.

Педагог Юргенсберг Н.Е. школа № 16 по рассуждала на тему взаимодействия церкви и школы в рамках изучения курса ОРКСЭ в начальной школе.

Кирышева В.В. учитель истории школы № 13 рассказала о творческом проекте реализованном совместно со священником Михаилом Терещуком и учениками: «Видео экскурсия по храму Спаса на Нередице».

Последним представил вне планового доклада (был внесён в программу в ходе конференции) Денисов А.В. Завуч. по воспитательной работе школы № 16 и преподаватель истории.

Доклад был посвящён проблеме нравственного выбора. Как в рамках преподавания тех или иных исторических событий научить детей не только давать правильную нравственную оценку поступкам исторических персонажей, но и самим научиться нравственно мыслить имея твёрдые критерии.

Работа секции началась в 13.00 и закончилась 17.30. Участникам было предложено подготовить свои доклады и сообщения к публикации и передать их в школу №20 отбора и редактирования текстов.

9 декабря 2021 года, в рамках XIX Знаменский образовательных чтений в воскресной школе храма Успения Божией Матери прошла работа секции «Петр I и «окно в Европу»: проблемы и их решения».

 

Руководителями секции были назначены: настоятель Успенского храма протоиерей Николай Ершов, заместитель директора МАОУ «Школа № 20» Михаил Александрович Цветков, директор воскресной школы Прихода Иван Николаевич Ершов.


В работе секции в качестве слушателей приняли участие учащиеся взрослой воскресной школы Успенского храма, студенты НовГУ, педагоги школы № 20 им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

 

1. С приветственным словом к собравшимся обратился председатель секции протоиерей Николай Ершов: «Знаменательно, что сегодня мы собрались здесь, в стенах бывшего Колмова монастыря, история которого тесно связана с петровской эпохой. В начале XVIII столетия здесь была резиденция митрополита Иова - сподвижника Петра I или, как сам себя именовал владыка в письмах царю, - «богомолец». Этот выдающийся иерарх петровского времени основал на территории Колмова монастыря первый в России приют для «зазорных» детей и сделал много полезного не только для Новгородской епархии, но и для всей России. Петр I очень ценил разноплановую деятельность митрополита и старался поддерживать его начинания на ниве духовного просвещения и социального служения». Отец Николай также пожелал всем собравшимся Божией помощи в предстоящей работе в рамках чтений.

2.Первым с докладом «Светскость и религиозность в российской истории» выступил протоиерей Игорь Бойцов, настоятель Троицкого собора г. Валдай. Отец Игорь сделал экскурс в историю взаимоотношений Церкви и государства в России в период с XVIII столетия и до настоящего времени. Докладчик описал те последствия церковно-государственных отношений, истоки которых следует искать в реформах петровского времени. Отец Игорь подчеркнул, что особенности понимания царем церковно-государственных отношений легли в основу церковной реформы. В церковной историографии церковная реформа оценивается как неканоническая, то есть противоречащая православным канонам и не имеющая примеров в истории Восточных Христианских Церквей. Образцы будущей реформы Петр мог обнаружить в коллегиальной форме церковного управления протестантских общин Немецкой слободы. Реализация реформ в первую очередь легла на плечи новгородского архиепископа Феофана Прокоповича.

 

3.В качестве второго докладчика выступил диакон Андрей Кауров, клирик Софийского кафедрального собора и регент мужского хора Новгородского Духовного училища. Тема его доклада – «Богослужебная гимнография Русской Церкви петровского времени». Отец Андрей рассказал о службах, написанных гимнографами в петровскую эпоху, сделав акцент на две из них. Первая - «Слу́жба благода́рственная Бо́гу, в Тро́ице Свято́й сла́вимому, о вели́кой, Бо́гом дарова́нной побе́де над све́йским короле́м Каро́лом вторы́м на́десять и во́инством его, соде́янной под Полта́вою в ле́то от воплоще́ния Госпо́дня 1709, ме́сяца ию́ня в 27-й день». Вторая - «Слу́жба благода́рственная Бо́гу, в Тро́ице Святе́й сла́вимому, на воспомина́ние заключе́ннаго ми́ра между держа́вою Росси́йскою и коро́ною Све́йскою и пренесе́ние моще́й свята́го благове́рнаго вели́каго кня́зя Алекса́ндра Не́вскаго». Тексты этих служб написаны незаурядными деятелями петровской эпохи Феофилактом Лопатинским и Гавриилом Бужинским. Докладчик отметил имперский и помпезный характер обеих служб и преувеличенные похвалы Петру I, которого авторы богослужебных текстов именуют христом. Правда слово «Христос» в тексте написано с маленькой буквы и в относительном смысле. Образы Давида и Голиафа заняли свое достойное место в службе в честь Полтавской баталии: «Препрославлен еси, Господи Боже наш, даровавый крепость на враги Отечеству нашему, якоже Давиду на прегордого Голиафа». Внимание слушателей привлек тот факт, что оба автора использовали как ветхозаветные, так и новозаветные образы при составлении богослужебных текстов. Отец Андрей на примере стихир ярко и доказательно это проиллюстрировал.

4. Иерей Игорь Грибов выступил с докладом на тему «Учреждение царской власти в еврейском народе по текстам Священного Писания Ветхого Завета». В конце доклада отец Игорь подвел слушателей к следующим выводам:
1. Библия говорит о том, что царство не является чем-то священным или даром богов. Оно есть сознательный выбор общности людей, которые готовы жить в определенных общественно-социальных условиях.

2. Царь на основании Священного Писания не является сакральной фигурой, потомком богов и т.д. Он - человек, который на момент избрания обладает необходимыми качествами.

3. Обрядовая сторона посвящения в цари говорит о том, что "базовых" качеств недостаточно для успешного царствования, необходима Божия помощь.

4.В случае упорства во зле Бог оставляет за собой право лишить царя его высокого положения, в этом случае на первый план выходит духовное состояние царственной особы.

 

5. Лилия (Мария) Алексеевна Лепшина, хранитель Софийского собора и мастер лицевого и золотного шитья представила вниманию собравшихся доклад «Лицевое шитье в синодальный период». Докладчица подчеркнула, что общее направление искусства Синодальной эпохи, вытеснив традиционную икону и лицевое шитье, идет по пути западной, эстетической, чувственной традиции. Появляются новые для восприятия образы, растворенные блеском золота, украшенные причудливыми растительными орнаментами. Новое искусство во многом сужает круг как самих памятников лицевого шитья, так и воспроизводимую на них иконографию. Фактически останавливается разработка новых иконографий.


6. Ольга Юрьевна Тимонина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, дошкольного образования и социального управления Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого рассказала об образе Петра I в русском народном искусстве. На примере популярного в XVII - XIX вв. сюжета «Мыши погребают кота» Ольга Юрьевна продемонстрировала политический подтекст представленных в нем элементов.

7.В завершении работы секции директор воскресной школы Иван Николаевич Ершовпоблагодарил всех собравшихся за многоплановый экскурс в петровскую эпоху и отметил, что последующим поколениям исследователей предстоит продолжить изучение петровской эпохи: «Однозначно оценивать эпоху царя-реформатора не только невозможно, но и в корне неправильно, поэтому работы по исследованию материала по этой теме хватит на несколько поколений вперед».

5 докладчиков не присутствовали на работе секции. В конце каждого доклада слушатели задавали интересующие вопросы по теме.

 

В работе секции, «Пути взаимодействия Церкви и Общества в процессе воспитания подрастающего поколения», которая состоялась 9 декабря 2021 года в Воскресной школе церкви св. Дмитрия Солунского принимали участие заместители директоров школ по воспитательной работе, классные руководители, педагоги образовательных учреждений.

На секции было представлено 9 докладов.

Профессор кафедры начального, дошкольного образования и социального управления Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Моторин Александр Васильевич в своем сообщении раскрыл особенности зарождения литературных традиций и развития светской словесности в эпоху Петра I, что вызвало большой интерес слушателей.

Шувалова Оксана Владимировна, помощник благочинного по образованию и катехизической деятельности Валдайского района, рассказала о конкурсных мероприятиях, проводимых Патииархией Русской Православной Церкви. Оксана Владимировна пригласила педагогов к активному участию в конкурсах.

Воспитатель дошкольного отделения Дмитриева Галина Александровна представила опыт и особенности работы по духовно-нравственному с детьми дошкольного возраста в отдельной группе общеразвивающего детского сада МАДОУ № 49 и в дошкольном отделении православной школы МАОУ «Школа № 20 имени Кирилла и Мефодия». Доклад вызвал интерес и комментарии слушателей, которые поддержали значение работы с детьми по данному направлению с младшего дошкольного возраста.

Яркое, запоминающееся выступление об организации патриотического воспитания подростков представила Лопанова Галина Александровна, руководитель отряда молодёжно-патриотического движения «Солунь», храма святого великомученика Димитрия Солунского.

Все выступающие продемонстрировали высокую заинтересованность, энтузиазм и активную позицию в вопросах воспитания подрастающего поколения и во взаимодействии с Русской Православной Церковью.

Каждое выступление было отмечено комментариями и благодарностями священнослужителями Новгородской епархии священником Михаилом Терещуком и священником Георгием Косовцом.

 

В рамках Знаменских чтений не были представлены секции по социальному служению Русской Православной Церкви и по взаимодействию Церкви со средствами массовой информации (СМИ).

Всего в работе Чтений учитывая все направления работы в очном формате приняли участие 354 человека и 152 в Онлайн формате. Знаменские Образовательные 2021 года показали высокий уровень заинтересованности людей в развитии духовного просвещения и образования на Новгородской земле.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: