КОНЦЕПЦИЯ ПЕРМАНЕНТНОГО ДОХОДА




 

С особой наглядностью методологические принципы Фридмана проявились в его работах, касающихся индивидуального поведения экономических субъектов. В результате исследования функции потребления Дж. М. Кейнс пришел к выводу, что предельная склонность к потреблению (МРС) колеблется от 0 до 1, а средняя склонность к потреблению (АРС) уменьшается по мере роста дохода. И хотя Кейнс пришел к малоутешительным выводам, что с ростом доходов доля сбережений растет, а доля потребления уменьшается (что создает угрозу дефицита эффективного спроса), его сторонники считали, что иначе и быть не может после пережитой Великой депрессии. Во всех научных трудах Фридман следовал двум постулатам позитивизма: доказуемость и верифицируемость. Для теории дохода это выражалось, «во-первых, в возможности предсказывать в количественных величинах изменение характеристики потребительского поведения из-за изменения дохода, во-вторых, в согласуемости концепции и эмпирических данных». Были проведены эмпирические исследования теории дохода Дж.М. Кейнса, результаты которых практически по всем позициям противоречили выводам автора «Общей теории».

Фридман выдвинул концепцию перманентного дохода, суть которой сводилась к следующему: домашние хозяйства стремятся выровнять траекторию своего потребления. М. Фридман исходит из того, что измеряемый доход (Y) и измеряемое потребление (С) состоят из перманентного и временного компонентов:


Y=Yp+Yt (1)

С=Сp+ Сt (2)

 

Перманентный (постоянный) доход (Yp)- это доход, который потребитель рассчитывает получать в течение жизни, исходя из своего возраста, образования, сложившейся модели потребления. Временный или случайный (transitory) доход (Yt) отражает влияние всех «других» факторов, которые человек относит к случайным, хотя они могут быть, с другой точки зрения, предсказуемыми результатами действия таких сил, как, например, циклические изменения в деловой активности.

Идею перманентного дохода можно проиллюстрировать графически. На рис. 1. представлены две функции потребления - короткого (Cs) и длительного периодов (Cl). В ситуации нормальной конъюнктуры, где пересекаются две названные линейные функции перманентный доход равен действительному доходу, т. е. Yp = Yo. Представим себе попеременно ситуацию спада и ситуацию подъема. Спад снизит текущий доход до Y1, а потребители сократят своё потребление с C1 до Со. Однако, в соответствии с гипотезой перманентного дохода реальное поведение потребителя будет определяться не точкой В, а точкой D. Поэтому в период спада перманентный доход сократится на меньшую величину, чем текущий доход. В противоположной ситуации, т. е. во время экономического подъема, текущий доход возрастёт до Y2, тогда как перманентный доход упадет на меньшую величину. При этом потребление достигнет уровня С2, а действительный объем потребления будет отражать не точка Е, а точка F [3, c. 249].


Рис. 1. Перманентный доход

 

Принципиально важным положением гипотезы перманентного дохода является тот факт, что последний является более стабильным в сравнении с текущим доходом. В своей простейшей форме гипотеза потребительского поведения, на базе перманентного дохода, утверждает, что потребление пропорционально перманентному доходу: С = МРС ´ Yр.

С теоретических позиций перманентный доход можно подсчитать следующим образом. Прежде всего необходимо определить реальный объём всех будущих доходов. Он может быть представлен имуществом (или капиталом) потребителя (W), которое состоит из человеческого капитала (Н) и физического капитала (V):

 

W = Н + V (3)

 

Последнее утверждение М. Фридман заимствует у И. Фишера: доход является результатом человеческого и физического капиталов. Поэтому доход потребителя происходит как от человеческого капитала (доход труда), так и от физического капитала (доход капитала). Отсюда перманентный доход равен доходу в форме процента, происходящему от имущества (капитала) в целом:


Yр = г´W, (4)

 

где r - процент отдачи имущества (капитала в целом). Человеческий капитал связан с инвестициями в человека, осуществляемыми на протяжении всей его жизни: расходы на образование, приобретение квалификации, укрепление здоровья и т. д. Физический капитал представлен деньгами, облигациями, акциями, предметами длительного пользования и т. д. При этом портфель активов экономического агента будет уравновешен в том случае, когда произойдёт выравнивание процента отдачи от всех видов имущества (капитала). В практических целях, перманентный доход исчисляется как доход предшествующего периода плюс некая доля изменения дохода к текущему периоду:

 

Yр = Y-1 + b (Y - Y-1) = bY + (1 - b) Y-1. (5)

 

где b - есть некий коэффициент равновесия, по которому оценивается текущий доход и доход предшествующего периода (0< b < 1). Данное уравнение определяет перманентный доход как средневзвешенную текущего и прошлого дохода. Таким образом вместо кейнсианской функцией потребления с единственным аргументом С = C(Y), монетаристы предложили новый вариант этой функции со многими аргументами, включая перманентный (постоянный) доход. В этих условиях кейнсианская теория текущего дохода превратилась в частный случай перманентного (постоянного) дохода. Когда b = 1, текущий доход равен перманентному доходу.

Используя инструментарий кривых безразличия и бюджетной линии для анализа потребления, М. Фридман приходит к заключению, что существуют три модели потребления: переоценка значения своего будущего потребления, заниженная его оценка и нейтральность по отношению к своему будущему потреблению. Каждой модели потребления соответствует свое сочетание кривых безразличия и бюджетной линии. Так, если потребитель слишком высоко оценивает будущее потребление, то его потребление в настоящем будет меньше (т.е. он готов отказаться от какой-то доли в текущем потреблении, чтобы добавить ее к будущему). В целом М. Фридман считает, что люди нейтральны по отношению к будущему, то есть склонность к потреблению из года в год остается неизменной [5, c. 96].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: