Методология теории Фридмана




Содержание

 

Введение 2

1. Методология теории Фридмана 4

2. Концепция перманентного дохода 7

3. Теория номинального дохода 11

4. Инфляция и безработица в трудах Фридмана 16

Заключение 21

Список литературы 22

 


Введение

 

В 2006 году в США на 95-м году жизни скончался один из виднейших экономистов современности, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман.

Фридман выступал за отказ от чрезмерного регулирования в сфере экономики, за приватизацию и свободный рынок. Он считал, что правительства наносят ущерб экономике, увеличивая государственные расходы с целью сократить безработицу. По мнению Фридмана, такие действия только повышают инфляцию. У безработицы, доказывал он, есть некий естественный уровень, и попытки понизить его, стимулируя потребительский спрос и увеличение числа рабочих мест, ведут к повышению цен, в то время как проблему безработицы вовсе не решают.

Эти идеи получили в дальнейшем название "Чикагская школа", поскольку Фридман более тридцати лет проработал в Чикагском университете профессором экономики.

Сын еврейских эмигрантов из Австро-Венгрии, он далеко не сразу стал экономическим гуру. После Второй мировой войны в США господствовало учение английского экономиста Кейнса, который выступал за активное участие государства в экономике. В 50-е годы прошлого века, когда по миру победно шествовала социалистическая модель и в учебниках по экономике господствовало кейнсианство, взгляды Фридмана в академических кругах считались чуть ли не ересью. Но к середине 70-х годов, когда американская экономика стагнировала при высокой инфляции - это так и называли - "стагфляция", - стало ясно: кейнсианская модель себя изжила. Потребовалось обратить внимание не только на спрос на товары и услуги, но и на денежное обращение. А Фридман как раз доказывал, что контроль за предложением денег - более надежный инструмент регулирования экономики, нежели налогообложение и уровень государственных расходов.

Фридман был советником по экономическим вопросам у президента Ричарда Никсона. Его идеи оказали заметное влияние на политику главы США Рональда Рейгана и премьера Великобритании Маргарет Тэтчер. Принцип жесткого контроля за денежной массой на рынке был принят на вооружение Международным валютным фондом, который в 80-х годах применил этот подход во многих развивающихся странах, особенно в Латинской Америке. Однако экономический кризис, разразившийся там в 90-х годах, вызвал острую критику в адрес "Чикагской школы". Особенно досталось принципу тотальной приватизации государственной собственности. Догматический монетаризм Фридмана, неверие в конструктивные усилия государства, недооценка влияния глобализации и новых финансовых инструментов не лучшим образом сказывались на его прогнозах.

Тем не менее, по словам бывшего министра финансов США Ларри Саммерса, Милтон Фридман, даже когда был не прав, всегда улучшал интеллектуальное качество любых экономических дискуссий. Многие его идеи легли в основу современной экономической мысли. И даже людям, далеким от экономической науки, известна его крылатая фраза: "Бесплатных обедов не бывает".

Целью данной работы является рассмотрение основных положений учения Милтона Фридмана.

 


Методология теории Фридмана

 

Методологию теории Фридмана в главном можно выразить двумя положениями. Первое: лучше иметь такую теорию, которая позволяет предсказывать, чем такую, которая только объясняет. И второе: малые экономические модели лучше больших.

Экономическая наука призвана объяснять и прогнозировать экономические явления, а не давать им оценку. Среди экономистов, принадлежащих к одной культуре и одному времени, не может быть принципиальных разногласий по поводу основных целей экономической политики. Разногласия касаются главным образом способов достижения этих целей и связаны прежде всего с различием результатов конкретных исследований. Совершенно неприемлемо подменять сущностный анализ проблемы попытками «опровергнуть» оппонентов ссылками на то, что плохие люди преследуют плохие цели.

Цель экономической науки Фридман видит в разработке основ позитивной экономической теории, под которой он понимает абсолютно объективную, лишенную каких-либо оценочных суждений концепцию, призванную ответить на вопрос «Что происходит?», а не «Как должно быть?». Позитивная экономическая теория должна «предложить совокупность выводов, которые могут быть использованы для получения правильных прогнозов относительно последствий тех или иных изменений условий. Ее значение следует оценивать по степени точности, масштабности и адекватности предлагаемых прогнозов. Другими словами, позитивная экономическая теория является или может стать объективной наукой в том же смысле, что и любая естественная наука» [2, c. 175].

Ориентируя экономистов на разработку позитивного экономического знания, Фридман вместе с тем указывает на важность нормативного знания. Последнее, однако, он исключает из науки, относя его к другим сферам деятельности людей, прежде всего к искусству, в том числе к искусству принятия политических решений. В позитивном сознании Фридман видит основу, на которую должны опираться политики при решении вопроса о проведении тех или иных мероприятии в рамках экономической политики. Подобная позиция, по его мнению, имеет принципиальное значение, так как позволяет преодолеть разногласия между западными экономистами по вопросам экономической политики, которые касаются в основном не конечных целей этой политики, а способов их достижения. Преодоление этих разногласий Фридман связывает с развитием экономической (позитивной) теории. Позитивная теория (обеспечивающая получение надежного прогноза) представляет, по мнению Фридмана, соединение двух элементов: языка, определяющего метод рассуждений, но не несущего смысловой нагрузки и подчиняющегося лишь законам логики и набора содержательных гипотез.

Выбор гипотез - важнейший этап в разработке теории. Непосредственная проверка гипотез не может дать окончательного ответа на вопрос об их достоверности, а может лишь подтвердить их приемлемость при данных обстоятельствах, т. е. не опровергнуть гипотезу. При попытках «доказать» истинность гипотезы эмпирически всегда предполагается обобщенный вывод (распространяющийся на все случаи) на базе конечного числа наблюдений. Подобная проблема, известная как «проблема индукции», не может быть решена в общем виде. Поэтому о теории следует судить с точки зрения ее полезности для прогнозирования. При выборе исходных положений Фридман предлагает руководствоваться критериями простоты, наглядности, целостности, отказываться от попыток их непосредственной проверки, ограничиваясь косвенной проверкой гипотез - через проверку прогнозных свойств теории, построенной на базе этих гипотез. Он снимает проблему реалистичности исходных гипотез, рассматривая их как утверждения типа «как если бы».

«Нервной» системой рыночной экономики является механизм цен. Фридман выделяет три функции цен: информационную, стимулирующую и распределительную. Информационная функция связана с тем, что цены несут в себе информацию о потребностях в тех или иных товарах, о дефиците или избытке ресурсов и т. д. Эта функция имеет чрезвычайно важное значение для координации экономической активности (впервые эту функцию цен отметил в 1945 г. Ф.Хайек) [2, c. 181].

Вторая функция состоит в стимулировании людей использовать имеющиеся ресурсы, с тем чтобы получить наиболее высоко оцениваемые рынком результаты, применяя наиболее экономичные способы производства.

Наконец, третья функция показывает, что и сколько получает тот или иной экономический субъект. Все эти функции цен тесно взаимосвязаны, и попытки подавить одну из них негативно сказываются и на других. Именно эта тенденция характерна, по мнению Фридмана, для плановой экономики, где предпринимаются попытки сохранить стимулирующую функцию, отделив ее от распределительной: «Цены стимулируют людей потомy, что влияют па распределение доходов. Если то, что человек получает за свою деятельность, но зависит от того, что он делает, если цены не выполняют третью функцию - распределения дохода, то ему нет смысла беспокоиться относительно информации, которую несет в себе цена, и нет смысла реагировать на эту информацию". Причем это относится не только к командной экономике, но и к рыночной со значительными элементами вмешательства государства. Это вмешательство ведет к тому, что людям обеспечивается уровень доходов независимо от цены, за которую они могут продать свои услуги на рынке. В этом случае командование становится альтернативой механизму цен.

Командная система уязвима не потому, что люди не могут проникнуться важностью тех целей, которые провозглашает государство, не осознают общенациональные интересы. Дело в том, что призывы к чему-либо, как правило, не сопровождаются информацией, которая имеет отношение к достижению желаемых целей. У человека нет уверенности в том, что его конкретные действия идут на благо общества. Механизм цен хорош тем, что постоянно вырабатывает информацию, позволяющую оценивать деятельность человека и соответствующим образом ее корректировать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: