История формирования этноса.




Карелы

Современная численность и расселение этноса.

Всего: 88 850 чел.

Россия:
60 815 чел. (перепись 2010)

Карелия:
45 570 чел. (2010)

Каре́лы (общее самоназвание — карел. karjalaižet, karjalaiset) — финно-угорский народ, проживают в основном в России: в Республике Карелия, Ленинградской области (в том числе и в Санкт-Петербурге), Тверской области, Мурманской области, Калужской области, Новгородской области, Москве, а также на востоке Финляндии.

 

Место этноса в этнолингвистической классификации

Язык и письменность

Карельский язык относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской группы языков и классифицируется как агглютинативный язык(языки, имеющие строй, при котором доминирующим типом словоизменения является агглютинация («приклеивание» различных формантов (суффиксов или префиксов)), причём каждый из них несёт только одно значение.)

В 1930-х годах была введена карельская письменность на основе латиницы.

· На карельском языке имеется богатая устно-поэтическая традиция. Карельский народ является автором эпоса «Калевала», собранного и обработанного финским лингвистом Элиасом Лённротом (1802—1884).

· В 1937—1940 годах карельский был государственным языком в Карельской АССР (наряду с финским и русским)

Карельский язык имеет три основных диалекта:

· собственно карельский — наиболее близок к финскому языку;

· ливвиковский (олонецкий) — совмещает основные черты собственно карельского диалекта и ряд особенностей вепсского языка; в выпущенном ЮНЕСКО «Атласе языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» (англ. Atlas of the World’s Languages in Danger), ливвиковский язык классифицируется как самостоятельный;

· людиковский — имеет сильно выраженные черты вепсского языка; в выпущенном ЮНЕСКО «Атласе языков мира, находящихся под угрозой исчезновения», людиковский язык классифицируется как самостоятельный

 

Место этноса в антропологической классификации. Расовый состав этноса.

Антропологический тип

Карелы в большинстве своём относятся к европеоидным народам беломоро-балтийского типа. Беломоро-балтийский тип распространён на северо-востоке Европы от восточного и южного побережья Балтийского моря до Урала (литовцы, латыши, карелы, вепсы, часть коми, северные группы русских и белорусов, ижора)

2. Беломо́ро-балти́йская (также беломорско-балтийская) ра́са — малая раса в составе большой европеоидной расы. Распространена в Северо-Восточной Европе. Отличается средним ростом, светлой пигментацией, прямыми волосами, средним развитием третичного волосяного покрова, коротким носом (значительный процент приподнятых оснований и вогнутых спинок), мезокефалией или брахикефалией. Это самая светлопигментированная раса, особенно это касается цвета волос. Одно из главных физиогномических отличий от атланто-балтийской расы — более короткий нос.

Культура

· Традиционные занятия — охота, рыболовство, собирательство, земледелие, животноводство, рубка и сплав леса. Северные карелы занимались оленеводством. Издревле добывали железо из озёрных и болотных руд, освоили ковку, медное литьё, изготовление украшений из бронзы и меди.

· Карелы выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овёс, репу, редьку, капусту, морковь. Орудиями труда служили бесподошвенная соха колового типа, соха с отвалом, мотыги, серп, коса-литовка. Молотили цепом с берёзовым билом, зерно мололи на ручных жерновах и водяных мельницах. Держали коров, низкорослых лошадей, грубошерстных овец и в небольших количествах — кур.

· Для рыбной ловли использовали сети, мерёжи, дорожки, невода и удочки. Охотились с помТраью лука и стрел, самодельных ружей, ловушек. Охотничьи и рыболовецкие угодья передавались по наследству.

· Основные средства передвижения — лодки, плоты, сани, лыжи, волокуши и дровни. Колёсный транспорт практически не применялся.

ОСОБЕННОСТИ:

· Кижанки. Лодки строились длиной от 6 до 9 метров, с одной или двумя мачтами. Высота мачты до 3,5 м. Парус шпринтовый, трапециевидной формы, высотой до 3 м. Лодка оснащалась, как правило, тремя парами вёсел. Двумя передними парами гребли, а задними подгребали, направляя лодку по курсу. Крепились весла в уключинах к упорам верёвочными петлями. При движении под парусом на большие расстояния навешивался руль. Грузоподъёмность лодки, в зависимости от габаритов, от 300 до 900 кг.

· Поселения располагались по берегам рек и озёр. Основные виды селения — погост и деревня. Погост объединял группу деревень. Планировка деревни, в основном, была прибрежно-рядовой. В жилых домах под одной крышей располагались постройки для скота. Продукты сельскохозяйственного труда хранились в отдельно стоящих амбарах. Каждая семья имела баню, топившуюся по-чёрному.

Карельская семья состояла из двух—трёх поколений родственников, совместно владевших имуществом. Главой семьи являлся один из старших мужчин. Вопрос о вступлении в брак решался родителями, но наряду со сватовством повсеместно бытовал брак уводом.

· Традиционный костюм. Вначале был длинный косоклинный сарафан с широкими проймами, а в дальнейшем его сменил прямой сарафан с шерстяными или хлопчатобумажными лямками. В каждом уезде Карелии костюмы имеют свои нюансы. Сетка из белого конского волоса, жемчужные серьги, повязка из жемчуга, надевавшаяся поверх косынки, ленты и широкие рукава, затянутые на уровне локтя, — все эти атрибуты показывают принадлежность обладательницы костюма к определенному уголку Карелии. Обязательным дополнением женского наряда считался отнюдь не женский предмет — нож с медной рукоятью, украшенный орнаментом. Крепился такой нож к одной из нагрудных цепочек. Такие женские костюмы были популярны в Карелии вплоть до тридцатых годов, а у пожилых женщин — до конца семидесятых. Национальный костюм карельских мужчин не столь разнообразен. В комплект входит туникообразная широкая рубаха (короткая или длинная, до колен), порты, пояс, обувь и головной убор. На голову карелы летом надевали фуражки и шляпы, а в зимнее время года — меховые шапки или шапки из сукна. Национальная зимняя обувь жителей Карелии — сапоги без каблука с мягкой цельной подошвой, выполненные из сыромятной кожи. Носы на меховых сапогах неизменно загнуты вверх. У жителей Южной Карелии были распространены лапти и сапоги из бересты. Для работы использовали прочные сапоги с широким голенищем, сделанные из кожи.

 

· Все главные события бытовой жизни сопровождались обрядами, которые были насыщены исполнением различных магических действий. Памятным был «день Кёгри» — дата окончания осенних полевых работ, начало обработки льна и шерсти.

· Прозаический фольклор представлен гаданиями, легендами, былинами. В сказочной традиции — волшебные сказки, сказки о животных и бытовые сказки. Народная хореография представлена множеством игр и танцев: кадриль, ристу-кондра, крууга, пайккакиса, пийрилейки, шинка, шулилуйкка, хумахус и других. Важнейшая особенность карельской хореографии — обязательная импровизация. К национальным инструментам относятся диатонические и хроматические кантеле, йоухикко, вирсиканнель, лиру.

История формирования этноса.

Карелы сформировались на Карельском перешейке в эпоху позднего Средневековья. Их предки мигрировали с южного Приладожья, обособившись от племени весь (потомки носителей дьяковской культуры, будущие вепсы), которое обитало от Белоозера до Ладоги. До карел здесь уже обитало аборигенное население саамов, промышлявшее охотой и собирательством (Культура асбестовой керамики). Особенностью карел было наличие скотоводства (фин. Karja — сельскохозяйственные животные), земледелия (калитки), срубных построек и кузнечного дела (Ильмаринен). Внутри Карельского перешейка центром исторической Карелии был бассейн Реки Вуоксы, где был построен город Корела. С Карельского перешейка карелы заселили Саво, а оттуда проникли к побережью Ботнического залива и Белого моря.

Кроме собственно карел в карельском этносе выделяются субэтносы ливвиков (карел. liygilaizet) и людиков (карел. lyydilaizet), отличающихся, в основном, диалектом карельского языка.

· Ливвики в большинстве своём проживают в Олонецкой Карелии. Общепринятой является точка зрения, что субэтнос сформировался в процессе межэтнического контакта средневековой корелы с весью, вероятно с преобладанием второй компоненты, что и обусловило в конечном итоге своеобразие языка и культуры ливвиков. В ряде источников высказывались версии о прибалтийском происхождении ливвиков, поскольку их название на собственно карельском (карел. livvikoi) практически идентично самоназванию ливов. Возможно, часть ливов в раннем Средневековье мигрировала в Приладожье и смешалась с корелой, сохранив однако память о своей этнической своеобычности. Д. В. Бубрих отмечал, что памятники средневековой материальной культуры свидетельствуют именно о миграции с юга населения, образовавшего вместе с автохтонными карелами субэтнос ливвиков.

 

· Людики. Общепринятой является точка зрения, что субэтнос сформировался в процессе межэтнического контакта средневековой корелы с вепсами, а также ассимилировал в процессе этногенеза в средние века автохтонных саамов, что и обусловило в конечном итоге своеобразие языка и культуры. Первым из письменных источников о людиках упоминает датируемый первой половиной IX века Баварский аноним под названием племени ли́уди или лю́ди (лат. liudi. Несколько позднее людиков упоминает Ахмед ибн Фадлан в своей книге о путешествии на Волгу в 921—922 годах под названием народа «лууд-аана». Однако ещё существенно ранее, при основании Новгорода один из его концов был назван «Людин», подобно тому, как по имени племени наровы был назван Неревский конец. Территория людиков входила в состав Обонежской пятины Новгородской земли. Вместе с Новгородской землёй людики вошли при Иване III в состав Московского государства.

 

· Также в составе карельского этноса существует субэтнос лаппи или лаппалайзет (сегозерских карел), проживающих в окрестностях Сегозера, который происходит от потомков лопарей, ассимилированных карелами, но сохранивших своё самоназвание. По языку и культуре лаппи мало отличаются от собственно карел. Вторая группа карел с самоназванием лаппи проживает на южном побережье Сайменского озера в Финляндии, в уезде Лаппее, в районе города Лаппеенранта. Западные карелы (карело-финны) вошли в состав финского этноса.

Возможно, первым из известных письменных источников о людиках упоминает датируемый первой половиной IX века Баварский аноним под именем племени лиуди или люди (лат. liudi, то есть практически воспроизводит самоназвание в латинской фонетике). Несколько позднее о карелах-людиках упоминает Ахмед ибн Фадлан в своей книге о путешествии на Волгу в 921—922 годах под названием народа «лууд-аана ».

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: