Понятие больших социальные группы. Эффекты массового поведения.




Большие социальные

группы — общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов

между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное

влияние на общественную жизнь. Большие социальные группы классифицируются и по другим

признакам. По длительности существования выделяют более долговременные (классы, нации) и менее

долговременные (митинги, аудитории, толпа) группы. По характеру организованности группы

делятся на стихийно возникающие (толпа) и сознательно организованные (партии, ассоциации).

Можно также говорить об условных и реальных группах. При этом существенным считается признак

контактности и взаимодействия. Половозрастные и профессиональные группы являются не

реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами

относятся митинги и собрания. Большие социальные группы могут быть открытыми и закрытыми.

Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.

В своем развитии социальные группы проходят ряд этапов. Согласно классификации Г.Г.

Дилигенского, таких уровней три. Первый (самый низкий) уровень — типологический. Он

характеризуется тем, что члены-группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти

признаки могут иметь существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не

становятся основанием для создания психологической общности. Примером служат предприниматели

на первых этапах формирования этой социальной группы. Каждый из них занимается своим делом,

осуществляя специфический вид деятельности. Второй уровень характеризуется тем, что члены

социальной группы осознают свою принадлежность к данной общности, идентифицируют себя с ее

членами. Это уровень идентификации. В примере с предпринимателями этот уровень означает, что

они причисляют себя к новой социальной общности.

Третий уровень предполагает, что члены группы осознают общность своих интересов и готовы к

совместным действиям во имя коллективных целей. По Дилигенскому, это уровень солидарности.

Данный уровень также можно назвать уровнем интегрированности. Предприниматели, осознавая

общность своих интересов, объединяются в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные

контакты с другими объединениями; на общих собраниях, съездах вырабатывают программу,

стратегию и тактику деятельности. Психические явления в больших социальных группах выделяются

по сферам психики — когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно-

волевой. К когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление,

общественное мнение, общественное сознание и др. Содержание когнитивных процессов определяется

общественно-историческим развитием. В историческом процессе меняются механизмы

познавательной деятельности. Ярким примером является современное российское общество,

претерпевшее глубокие изменения в период коренных социально-экономических и политических

преобразований в стране. Известны также особенности восточного и западного стилей мышления.

Мотивационно-потребностная сфера характеризуется общегрупповой мотивацией, групповыми

потребностями, интересами, ценностями, целями, установками, идеалами.

Потребности как элемент общественной психологии возникают и развиваются в процессе жизни и

деятельности человека. Особый интерес для психологии социальных групп имеет деление групповых

потребностей на два вида: 1) потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных

условиях своего функционирования;2) потребности большинства личностей, входящих в данную

группу, т. е. типичные для группы потребности. Аффективная сфера психологии больших

социальных групп включает чувства, эмоции и настроения. Специфическими для больших социальных

групп являются социальные чувства. Носителями этих чувств являются объединения людей,

социальные общности. В социальных чувствах отражается эмоциональное отношение к фактам,

ситуациям, учреждениям социальной действительности. Феномен общественных настроений

является одним из важнейших в психологии больших групп, в яркой форме отражающим отношения и

оценки людьми состояния объективных процессов, господствующих в обществе в разные периоды

развития. Диапазон положительных и отрицательных общественных настроений очень велик. На

одном его полюсе могут находиться настроения воодушевления, энтузиазма, оптимизма, на другом

— упадка, растерянности, пессимизма. Регулятивно-волевую, или деятельностную, сферу психологии

больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. В деятельности

больших социальных групп выделяют цели, структуру, субъектов и формы деятельности. По своему

социальному назначению существенно различаются профессиональная деятельность и

общественная. Все рассмотренные выше сферы психологии больших социальных групп органически

взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в определенных конкретно-исторических условиях

проявляется двояким образом:1) как характеристика типичной личности представителя определенной

общности;2) как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации и т. д.).

Психология масс (С. Сигеле, Г. Лебон):-всякое скопление людей представляет собой «массу», главной

чертой которой является утрата способности к наблюдению;-типичные черты поведения человека в

массе: обезличивание (господство импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли

чувств над интеллектом (подверженность различным влияниям), утрата интеллекта (отказ от логики),

утрата личной ответственности (отсутствие контроля над страстями);-масса всегда по своей природе

неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь». Психология толпы. Большие группы делятся

на стихийные и организованные. К стихийным относятся: толпа (случайная группа), масса (поддается

некоторой организации) и публика (объединяется на основании зрелищ, поддается некоторой

организации, предполагает аудиторию). К организованным – классы, партии, движения, профсоюзные

группы и т.д. Толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности

целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических качеств – циркулярная

реакция и слухи. Определены основные этапы формирования толпы. 1) Образование ядра толпы. 2)

Процесс кружения. 3) Появление нового общего объекта внимания.

На данном этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе кружения в

разговорах участников толпы. Этот образ – результат творчества самих участников. 4) Активизация

индивидов через возбуждение. Состав толпы. Ядро толпы или зачинщики – субъекты, задача которых

сформировать толпу и использовать ее разрушительную энергию в поставленных целях. Участники

толпы – субъекты, примкнувшие к ней вследствие идентификации своих ценностных ориентаций с

направлением действий толпы. Они не зачинщики, но оказываются в сфере влияния толпы и активно

участвуют в ее действиях. Добросовестно заблуждающиеся. Эти субъекты присоединяются к толпе из-за ошибочного восприятия обстановки. Обыватели. Они не проявляют большой активности. Их привлекает эксцесс в качестве волнующего зрелища, которое разнообразит их скучное,унылое существование. Повышенно внушаемые люди, которые поддаются общему заражающему настроению. Любопытные,

наблюдающие со стороны. Классификация толпы. Если за основу классификации взять такой

признак, как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы. 1. Стихийная толпа.

Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного

физического лица.2. Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с

самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее

лидером.3. Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему

происшествию. 4. Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее

объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному

поводу. 5. Экспрессивная толпа. Формируется – как и конвенциональная толпа. В ней совместно

выражается общее отношение к какому-либо событию. 6. Экстатическая толпа. Представляет собой

крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе

взаимного ритмически нарастающего заражения. 7. Действующая толпа. Формируется – как и

конвенциональная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа

включает в себя следующие подвиды. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к

конкретному объекту. Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.

Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника

опасности. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за

обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные

интересы граждан или покушающимися на них. Повстанческая толпа. Формируется на основе

общего справедливого возмущения действиями властей.

Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое

выступление до сознательного акта политической борьбы. Влияние толпы на личность.

Психологические свойства толпы.

Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы. Они проявляются в

различных сферах:- когнитивной;- эмоционально-волевой;- темпераментальной;- моральной.

Для когнитивной сферы толпы характерно: 1. Неспособность к осознанию.2. Особенности

воображения. У толпы сильно развита способность к воображению.3. Особенности мышления. Толпа

мыслит образами. Она не рассуждает и не обдумывает. Она способна воспринимать лишь те идеи,

которые упрощены до предела. Толпа никогда не стремится к правде. Она всегда будет находиться под

влиянием возбуждений минуты. Толпа постоянно попадает под влияние иллюзий. Некоторые важные

особенности мышления толпы следует выделить особо:- категоричность;- консерватизм;

- внушаемость;- заражаемость. Для эмоционально-волевой сферы толпы характерны:

1. Эмоциональность.2. Высокая чувственность. В толпе рождается коллективная душа. Характерной

чертой чувств толпы является их преувеличение и односторонность.3. Экстремизм. Силы толпы

направлены лишь на разрушение. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, - это

ярость.4. Мотивация. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе. Толпа

так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность.

5. Безответственность. В темпераментальной сфере психологические особенности толпы проявляются

в физической активности и диффузности.1. Физическая активность. Стремление немедленно

превратить в действия внушенные идеи.2. Диффузность. Отсутствие ясных целей, отсутствие или

диффузность структуры порождают наиболее важное свойство толпы – ее легкую превращаемость из

одного вида в другой. В моральной сфере психологические особенности толпы чаще

всего обнаруживаются в моральности и религиозности.1. Моральность. Толпа может иногда

демонстрировать очень высокую нравственность, очень возвышенные проявления.2. Религиозность.

Все убеждения толпы имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой

неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству. Психологические особенности индивида

в толпе. Человека в толпе характеризуют следующие черты:- анонимность;- инстинктивность;-

бессознательность;- состояние единения (ассоциации);- состояние гипнотического транса;- состояние

неодолимой силы;- заражаемость;- аморфность;- безответственность;- сильная деградация. Лидерство в

толпе. Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе

может объявиться в результате стихийного выбора, нередко в порядке самоназначения. Самозваный

лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и легко может побудить ее

участников к поведению определенного типа.

Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется

толпа, для нее – бог. Толпа требует от героя силы и даже насилия. Власть вожаков очень деспотична,

но именно этот деспотизм заставляет толпу подчиняться. Роль вожака в толпе значительна. Его воля –

это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным

образом в том, чтобы создать веру.

Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся

на грани безумия. Они не принадлежат к числу мыслителей – это люди действия. Класс вожаков

подразделяется на две категории:- люди энергичные, с сильной, но проявляющейся у них лишь на

короткое время волей;- люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей. Один из факторов,

определяющих влияние лидера на толпу, - это его обаяние. Обаяние – вид господства какой-нибудь

идеи или личности над умом индивида. Оно может складываться из противоположных

чувств, например, восхищения и страха, и быть двух видов: приобретенное и личное.

Управление толпой имеет двойственную природу, ибо толпа практически всегда – объект

управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой – толпой занимаются

силы охраны общественного порядка, властные административные структуры. Обычно люди,

жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы

убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь

их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы.Оратор, желающий увлечь толпу,

должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не

пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями – вот способы аргументации для толпы.

Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же

выражениях. Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени

помочь и административным органам контролировать ее поведение. Перед ними стоит задача

двоякого рода: 1) пробудить осознание индивидами толпы своих действий, возвратить им

утраченное чувство самоконтроля и ответственности за свое поведение;2) предотвратить образование

толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу. Выделяют эффективные средства воздействия

на толпу. - Переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу. Как только внимание

людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются

отдельные группы, и толпа тут же распадается. Подавленные влиянием толпы черты личностной

структуры индивидов оживают – каждый человек в отдельности начинает регулировать свое

поведение. Толпа перестает быть активной и постепенно рассеивается. - Объявление по

громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы.

- Обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее

распространенных в данной местности.- Применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы.С

толпой очень сложно говорить голосом разума. Она воспринимает лишь приказ и обещания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: