Задание: найдите в тексте основные определения, характеризующие логику построения научного исследования. Дайте им свою интерпретацию.




 

Суждение – форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов и явлений, о связях между предметами и их свойствами или об отношениях между предметами.

С помощью логических связок (отрицания, дизъюнкции, конъюнкции, импликации и эквивалентности) мы выясняем истинность суждений, степень заблуждения или их ложность. Тем самым мы добиваемся единственности мысленного логического, логико-геометрического образа и истинного и ясного понимания смысла. Эта единственность и ясность мысленного логического образа позволяет построить словесное определение в виде лингвистической формулы, которая кратко выражает смысл, т.е. описать смысл мысленного образа словами. Такая мысленная работа является важнейшим этапом научного исследования в любой области знаний. Выявление существенных признаков позволяет наметить вектор исследования. Более того, последовательное ограничение объема понятия по видообразующим признакам позволяет создавать одни из важнейших инструментов научного познания – классификации (от лат. classis – разряд, класс).

Классификация – это группировка объектов исследования в соответствии с их общими признаками. Признак, на основании которого производится классификация, а также оценка явления или процесса называется критерием (от греч. kriterion — средство для суждения). Любая классификация служит инструментом для упорядочения, систематизации данных, фактов, понятий и т.д. Однако если понятие (мысленный образ (форма мысли) предметов и явлений в их наиболее общих и существенных признаках) действительно отображает реальные особенности предмета, то классификация становится научной (область знаний, занимающаяся теорией классификации и систематизацией данных об объектах, имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.п.) называется таксономией (от греч. táxis – расположение, строй, порядок и nómos – закон).

Она приобретает эвристическую функцию, поскольку становится инструментом для познания законов окружающего мира или выражением таких законов и, следовательно, намечает перспективу дальнейших исследований. Примером может быть классификация химических элементов Д. И. Менделеева, классификация элементарных частиц в физике, классификация животных и растений Карла Линнея, классификация основных фондов предприятия и т.д. Таким образом, научный термин, выраженный словом или другими символами, раскрывается в определении. Алгоритм формирования определения выглядит следующим образом: человек наблюдает объект (фактуальный уровень). Затем он формирует представление и понятие, т.е. мысленный образ предметов и явлений в их наиболее общих и существенных признаках. Это происходит в сознании человека, т.е. на ментальном уровне (от лат. mens, mentis – ум, мышление, рассудительность, образ мыслей, душевный склад). Лишь после того как в сознании сформировалось понятие, его можно облечь в словесную форму, словами раскрыть его смысл (лингвистический уровень), т.е. дать определение, или дефиницию, понятия.

В научных исследованиях выделение существенных признаков объекта исследования значительно осложняется тем, что сам объект и предмет исследования не всегда очевиден (виден очами). Но теперь, когда читателям, мы надеемся, ясен алгоритм и закономерности раскрытия смысла терминов, попробуем ответить на вопросы: «Что же такое “объект” и “предмет” исследования? Какой смысл заключен в этих терминах?» Объект и предмет исследования (понятие и определение). Обобщение понятий, выраженных в различных дефинициях терминов «объект» и «предмет», позволяет сделать следующие выводы. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования. Порой объект и предмет исследования определяются практически одинаково, поскольку слово объект происходит от лат. objectum – предмет. Другая часть исследователей считает, что объектом исследования может быть только явление и процесс, который «существует независимо от нашего сознания», а предметом – те аспекты, на которые направлена познавательная деятельность. В самом деле, как-то неловко говорить об объекте романа или повести. И обычно, обозначая основу, смысл сочинения, мы говорим о предмете сочинения. В таком случае, «предмет – все, что представляется чувствам». Поэтому в школе изучаются различные «предметы»: математика, биология и т.д. – они «представляются чувствам» учеников.

Но если объект исследования – это нечто, существующее вне нашего сознания, то процесс мышления не может быть объектом исследования, поскольку не может существовать вне нашего сознания. Построим цепочку суждений, чтобы прояснить смысл терминов «объект» и «предмет» исследования. Всякая деятельность, направленная на систематизацию, обоснование и, тем более, получение новых знаний о мире, должна обозначить тот фрагмент окружающего мира, на который направлена эта деятельность. То есть объектом исследования могут быть и природа, и человек, и его деятельность во всех проявлениях. Следовательно, объектами исследования могут быть любые процессы или явления, познаваемые исследователем. Таким образом, лингвистическая формула понятия «объект» выглядит следующим образом: объект исследования — явление или процесс окружающего мира, на который направлена познавательная деятельность. Для философии объект исследования – это окружающий мир, а многочисленные отрасли науки, последовательно ограничивая это понятие, определяют свой объект исследования. Однако чаще всего в рамках одного исследования не представляется возможным (да и не является нужным) отражать фрагмент окружающего мира во всех его проявлениях. Поэтому исследователь выделяет в объекте только те стороны или аспекты (аспект (от лат. aspectus – взгляд) – точка зрения, определенное понимание чего-нибудь, которые будут им изучаться).

Чаще всего при этом он абстрагируется от всех остальных. Для указания на то, какая именно сторона, какой аспект, какой признак процесса или явления окружающего мира исследуется, употребляется термин «предмет». Таким образом, предмет научного исследования – это признаки объекта, на которые направлена познавательная деятельность. Так, например, ребенок в определенном возрасте исследует объекты окружающего мира на предмет их съедобности. Различие между объектом и предметом научного исследования в нашем толковании разрешается с помощью родового и видового понятия. Именно в этом смысле в английском языке различаются понятия «объект» и «предмет», для чего применяются термины «object» и «subject». Так, если в качестве объекта исследования выделить мебель, то предметом исследования может быть, например, кухонная мебель, офисная мебель или мебель для сидения (существенный признак). Однако выбор объекта и предмета в научном исследовании очень не простая задача, потому что: 1) зачастую в научных исследованиях можно иметь дело с процессами, фактами и даже законами, но об объекте, который «проявляется» таким образом, мы можем иметь весьма смутное понятие или даже не имеем представления. Так, два тела притягиваются друг к другу прямо пропорционально массе и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними. Это научно установленный факт и закон классической механики Ньютона. Его значение для развития человечества трудно переоценить, но почему это происходит, физики имеют смутное понятие и представление; 2) сложность заключается в том, что выделение объекта и предмета осуществляется в сознании человека. Это продукт сознания, а точнее, его высшей формы – суждения и разума – в виде понятия, т.е. мысленного образа явлений в их наиболее общих и существенных признаках. Но насколько фрагмент окружающей среды, да и сам окружающий мир соответствует нашему мысленному представлению о нем?! Именно эта ситуация заставляет исследователей вновь и вновь отыскивать новые признаки, выявлять с помощью суждений их существенность и общность, т.е. уточнять понятие объекта и предмета исследования. Из вышесказанного следует, что в науке выделение объекта и предмета исследования и формирование понятия и определения является важнейшим этапом научной работы. Характер, особенности объекта и предмета обусловливают методы (способы познания) самого процесса исследования, заставляют изобретать новые методы, определяют в конечном счете всю последовательность исследования. Но в любом случае исследование предполагает сбор и изучение фактов.

Научные факты – это форма научного знания, фиксирующая достоверные данные, установленные в процессе научного познания. Отправной точкой научного исследования является обнаружение и накопление фактов (от лат. factum – сделанное, свершившееся). Обычно факт – это событие, которое уже произошло, или выражение, которое обычно считается истинным независимо от того, согласны ли все с его истинностью или нет. Так, «Волга впадает в Каспийское море», или 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый космонавт Ю. Гагарин.

В отличие от факта в широком понимании (как синонима реальности вообще), научный факт обладает следующими специфическими свойствами:

Методологическая контролируемость. Это означает, что фактуальное знание принято как достоверное тогда и только тогда, когда оно получено и проверено приемлемым с точки зрения научной методологии способом.

Теоретическая значимость. Это означает, что фактуальное знание изначально имеет для исследователей теоретический смысл и интерес. Для учёных важен не любой факт сам по себе, а факт значительный, нетривиальный.

Онтологическая универсальность. Факт, отобранный наукой из непрерывного «потока» окружающей нас действительности, не замкнут в своём единичном содержании, которое всегда связано с бесчисленной массой сопутствующих случайностей и несущественных индивидуальных подробностей. Научный факт репрезентативен в том смысле, что он репрезентирует всегда больше, чем содержится в непосредственном единичном наблюдении или испытании. Он представляет собой целый класс (потенциально бесконечный) ситуаций и эффектов подобного же типа. Иными словами, он типичен: если он получен в какой-то конкретной научной лаборатории, то может и должен быть воспроизводим не только в ней, но и в любой лаборатории. Факт содержит в себе некую устойчивую структуру, которая собственно и может быть воспроизведена.

Мокий М.С. Методология научных исследований:

учебник для магистров / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий;

под ред. М. С. Мокия. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 255 с. – Серия: Магистр.

Пассов Е.И. Методология методики:

эмпирические методы исследования. – Кн. 2,

Елец: МУП «Типография» г. Ельца, 2010. – 647 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: