ИГРА «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»)




 

Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:

 

Кто с утра чертей гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «Ку-ка-ре-ку»?

 

Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

 

Все коровы во дворе

Размычались на заре.

Не понятно никому,

Почему «Му-Му, Му-Му».

 

Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:

 

Вот казак заснул опять,

Но не долго ему спать.

Утка уточек не зря

Учит крякать «кря-кря-кря».

 

Действие повторяется — казак забирает «утку».

Надоело казаку

«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».

Я не лягу больше спать,

Вас я буду догонять!

 

По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки — «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

 

«Папаха» - Играющие находятся в головных уборах. Победившим считается тот, кто первый снимет с соперника головной убор.

«Улитка» - Игроки становятся спиной друг к другу. Палка над головой в руках играющих. По команде каждый из игроков старается оторвать соперника от земли и положить его себе на спину. Проигравшим считается тот, кто выпустит палку или окажется на спине соперника

«Освободитель» - Играющие становятся в центр круга, заранее обозначенного, берутся за палку в центре одной рукой, за края — другой. По команде каждый пытается вытолкнуть соперника за круг. Проигравшим считается тот, кто первым окажется за кругом.

«Петушиные бои» - Играющие становятся (на одной ноге, руки за спиной) в центр круга, заранее обозначенного. По команде каждый пытается вытолкнуть соперника за круг. Проигравшим считается тот, кто первым окажется за кругом.

«Бульдозер» - Играющие находятся спиной друг к другу сидя на земле. Игра заключается в том, чтобы вытолкнуть соперника за заранее очерченную линию, не отрываясь от земли, упираясь в пол ногами и руками. Проигрывает тот, кто первый оказывается за линией.

«Мотальщик» - Шпагат привязывают концами к двум палочкам. На середину шпагата наматывают цветную нитку. Двое играющих берут в руки палочки и расходятся на длину шпагата. По сигналу каждый со своей стороны начинает быстро наматывать его на палочки.

«Репа» - Игроки садятся друг против друга, упираясь ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет соперника.

Казак:

Вот какой народ донской,

Много в нём душевной теплоты!

Славься край певучий и раздольный,

Красота родимой стороны!

 

Казачка:

Ты цвети, мой Дон родной,

Становись всё краше!

Не уронит честь казачью

Поколенье наше.

 

Казак:

Много сказочных мест у России

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Ведущий: Желаю вам крепости духа, бодрости тела и мирного неба! А когда вы станете взрослыми, надеюсь, не забудете самые главные слова наших предков «Коли дружба велика — будет Родина крепка!»

 

Игры на свежем воздухе.

«Цепи – цепи»

Понадобится просторная площадка и много желающих. Чем больше игроков, тем лучше, но не меньше шести человек. Игроки самые разновозрастные (от малышей до старшеклассников). Все игроки делятся на две команды поровну. Команды становятся друг напротив друга в шеренги и берутся за руки, образовав «крепкие цепи».

Теперь игроки одной из команд кричат: «Цепи – цепи, разбейте нас!» или, еще вариант: «Цепи кованы, раскуйте нас!».

Вторая команда спрашивает: «Кого из нас?»

Противоположная команда, посоветовавшись, называет имя игрока, который будет «разбивать» (обычно выбирают самого слабого). Этот человек бежит со всей силы и пытается разорвать сцепившиеся руки противников (опять же, выбирает «самое слабое звено»). Если ему удалось разорвать цепь, то он забирает одного из двух игроков, между которыми прорвался и возвращается с добычей в свою команду. Если не удалось расцепить руки, неудачливый игрок остается у противника.

Игра «Цепи – цепи » продолжается до тех пор, пока в одной из команд не останется один игрок.

«Ручеек»

Это очень простая игра. Скорее, даже, не игра, а развлечение. Она учит детей преодолевать стеснение, помогает выявить симпатии. В нее можно играть и самым маленьким деткам и подросткам (подойдет для детского лагеря или школьной перемены, детского сада). Желательно собрать побольше участников (нечетное количество). Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют «живой коридор - ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит внутри коридора, выбирая себе пару. Обычно, по правилам, мальчик выбирает девочку, а девочка – мальчика. Новая пара, пройдя через коридор, становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару.

Игра «Ручеек » продолжается, пока не надоест.

«Прятки»

Особенно интересно играть вечером, когда темнеет и можно спрятаться даже за углом в тени.

Итак, выбирается водящий – тот, кто будет искать. Если желающих нет, то проблему решает считалочка. Нужно определить место (столб, дерево, скамейка, угол дома), где водящий будет «застукивать» найденных игроков.

Водящий становится возле выбранного поста, закрывает глаза и считает до 20 (50, 30, как договорятся). Потом громко говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать. Кто не спрятался, я не виноват!». И ищет спрятавшихся. Когда находит, громко называет имя (например, Маша) и бежит к посту, дотрагивается рукой и объявляет: «Стук, стук, Маша!». Но Маша, тоже, пытается добежать до поста раньше водящего, и «застукать» себя. Водящий старается недалеко отходить от поста. Потому что, близко спрятавшиеся игроки, могут выскочить из своего укрытия и «застукать» себя.

 

Игра продолжается, пока все не найдены. Проигравшим, обычно, становится тот, кого «застукали» первым. Он и становится новым водящим.

«Казаки – разбойники»

Это усложненный вариант пряток. Для игры понадобятся несколько мелков и побольше игроков. Игроки делятся на две команды «казаки» и «разбойники», оговаривают территорию игры, например, в пределах трех дворов. Казаки строят «тюрьму» для пойманных разбойников – это может быть лавочка или огражденная палочками территория. Разбойники придумывают себе секретный пароль и берут мелки. Когда все готово, казаки заходят за угол дома или в подъезд, а разбойники разбегаются и прячутся, оставляя «следы». Разбойники молом рисуют стрелки на земле, деревьях. Конечно же, стараются затруднить поиск: стрелки рисуют на большом расстоянии, еле заметные и т.д. Казаки ищут разбойников, а найдя, должны догнать, поймать и сопроводить в тюрьму. Из тюрьмы разбойник может выйти, только если его спасет непойманный разбойник, дотронувшись до него. Но это опасно, потому что свободный разбойник может угодить в руки казаку. Сплошной адреналин! Казаки могут «пытать» пленных, чтобы выведать секретный пароль. Для пыток можно использовать щекотку, пугать жуком или червяком, делать «крапиву» или предлагать конфеты… Но это не обязательно.

Игра «Казаки – разбойники » продолжается до тех пор, пока все разбойники не окажутся в тюрьме. Или когда казаки «выпытают» пароль у слабого духом разбойника.

«Горелки»

В игре участвуют от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Для игры выбирается большая поляна или место во дворе. Выбирается водящий — он будет «гореть».

Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра от него. Игроки поют:

«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»

Как только они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа.

Как только они поравняются с водящим, они кричат ему:

«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»

После этого они бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим ».

Если водящий никого не поймал, он продолжает водить, а бежавшие игроки встают парой в начале колонны.

Играть можно, пока не устанете!

 

Все исконно народные игры имеют космогоническое значение. Это величайшая педагогика волхвов и кудесников Земли,

смысл которой открывается благодаря пониманию значения образов русской и общеземной культуры.

Народные игры — это заклики к Природе, как коллективная просьба реализации тех или иных событий, явлений, действий:

это диалог с Природой как с Матерью, через общую игру человек находит ответ.

С малых лет он усваивает алгоритм общественного бытия.

Аналоги подобных игр можно встретить у всех народов планеты, что говорит об общей для землян культуре, в основе которой — знание законов Природы и разумный диалог с нею. Отсылаем доброжелательного читателя к нашей программе

«Природное развитие ребёнка», где есть заинтересованный взгляд на ведическую образность народных игр.

Понимание о том, что образ проективен, может оздоровить педагогику и культуру от фантазий и негативных наслоений.

«Заря».

Игра о Тригле сил Природы: Воды, Воздуха, Земли. Заря Природы — это рождение Духа Земли, который она выдавливает из себя через родники, ключи. Этот Дух (голубая лента).

Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря–зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — за водой пошла!

С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.

Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.

«Иголка, нитка и узелок».

О единстве идеи, пути её осуществления.

Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.

Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

«Лапта».

Это самая распространенная игра в Мире. В этой образной игре развиваются и реализовываются сильные качества человека, которые находят применение в любой конкретной обстановке, в экстремальной ситуации: смелость, организованность коллективной мысли и совместных движений, чувство общности устремлений и действий, кругозоркость и ловкость, быстрота реакции. В подобных играх истоки высоких чувств патриотизма, верности, боевых начал.

Вариант 1. Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта — круглая палка, длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5–10 см.

На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой — кон.

Участники игры делятся на две равные группы. По жребию игроки одной группы идут в город, а другая группа водит.

Горожане начинают игру. Метала лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город.

Водилы ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегуна. Они могут перебрасывать мяч друг другу,

чтобы попасть в него на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегуна, они переходят в город.

В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок.

По очереди все игроки бьющей партии выступают в роли метал. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город.

В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьёт мяч.

Случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждёт, когда мяч забьёт следующий игрок, — тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды.

Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.

Правила игры. Подавалы не должны переступать черту города.

Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой.

Партия города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

Вариант 2. Переменки. На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из игроков.

Подавала подбрасывает мяч, отбивала отбивает его лаптой. Остальные игроки, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Поймавший мяч на лету, идёт отбивать его, а бывший отбивала переходит к ловцам. Если никто не поймал мяч, то его берёт тот из игроков, к которому он упал ближе, и возвращает его подавале. Если подавала поймает его на лету, то становится отбивалой, а подавалой становится тот, который удачно бросил ему мяч. Отбивала идёт к ловцам.

Правила игры. Подавале, ловя брошенный ему мяч, не выбегать за свою черту.

Если он не поймал на лету возвращенный ему мяч, то подаёт его снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из игроков набрал 10 очков, т. е. 10 раз отбил мяч так, что его никто не поймал.

«Ловишка в кругу».

Игра развивает чувство меры, умение жить в почитании и согласии с требованиями общества, не переступать запретную черту даже в экстремальных ситуациях, хранить устремление к реализации цели.

Подобная игра, входя в подсознание, как алгоритм поведения, поможет человеку и в дальнейшем, не выходя из круга своих возможностей и заслуг, регулировать свои действия, соотносить их безболезненно для самолюбия с действиями окружающих.

Ход игры: На площадке чертят большой круг — от 3 м и более, в зависимости от количества играющих.

В середине круга кладут палку, её длина должна быть значительно меньше диаметра круга. Участники игры стоят в кругу, один из них — «Ловишка». Он бегает за детьми в кругу и старается кого–то поймать. Пойманный игрок становится «Ловишкой».

Правила игры. Никто не встаёт на палку ногами: «Ловишка» её оббегает, игроки могут перепрыгивать.

Пойманному игроку не вырываться из рук «Ловишки».

«Снежинки, ветер и мороз».

Игра воспитывает спокойное восприятие холодных качеств Природы как радостных и полезных.

Она даёт возможность детям выразить свои симпатии, а педагогу увидеть их и укрепить.

Ход игры: Игроки — «снежинки» встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Ой, летят, летят снежинки,
Словно белые пушинки
На дороги, на поля.
Стала белой вся Земля.

На каждое слово делают хлопок то в свои ладоши, то в ладоши с товарищем.

Далее приговаривают: «Дзинь, дзинь», пока не услышат сигнал «Ветер!» «Снежинки» разлетаются в стороны и сбегаются в большую «снежинку» из несколько кружков. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в общий круг и берутся за руки.

Правила игры. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!».

В игру можно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, кружение парами и т. д.

«Ляпка».

Игра развивает стремление приблизиться к цели, дотронуться в игре к своей симпатии, проявить ловкость, быстроту реакции. В общем азарте она растворяет обидчивость недотрог, застенчивость робких.

Ход игры: Один из игроков — водящий или «Ляпка». «Ляпка» бегает за игроками и старается кого–то осалить. Осалив, приговаривает: «На тебе ляпку! Отдай её другому!» Новый «Ляпка» догоняет игроков, чтоб передать ляпку.

Правила игры. «Ляпка» не преследует одного игрока. Все игроки следят за сменой «ляпок».

«Пятнашки»

Игра развивает ловкость, увёртливость, стремление к победе.

Учит быть честным и оптимистом, сохранять душевное равновесие, развивает чувство юмора.

Выбирается «пятнашка». Все разбегаются по площадке, а «пятнашка» ловит: кого «пятнашка» коснется рукой, тот становится новым «пятнашкой».

Варианты: 1. «Пятнашка, ноги от Земли!»: Игрок может спастись от «пятнашки», если встанет на какой–то предмет — Землю.

2. Зайки. «Пятнашка» может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать зайкой на двух ногах — он в безопасности.

3. Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга — дома. Игрок может спастись от пятнашки в доме — за кругом не пятнать.

«Салки» — одна из популярнейших игр в Мире. Она выводит детей к Природе, развивает координацию движений, глазомер, меткость, способствует тому, что в непринужденной обстановке дети видят способности друзей, учатся друг у друга.

Ход игры: Все роют ямки–салки по размеру мяча (3–4 см). Игроки встают около салок, а водила выбирает одну

на расстояния 0,5–1 м и катит в неё мяч. В чью салку попадает мяч, тот берёт его и старается попасть этим мячом в одного из разбегающихся в стороны детей. В кого мяч попал, тот становится водилой.

Правила игры. Бросать мяч можно только с места и только в ноги игроков.

«Всадники».

Образ коня — это образ несущейся через века идеи, это знания, традиции предков, мощь веры и одухотворенности. Это может быть конь Добрыни Никитича, Ильи Муромца. Конь своими движениями отражает посылки всадника, почувствовать их помогает музыка, здесь же оттачивается техника галопа.

Ход игры: Дети стоят по широкому кругу с подчеркнуто прямой осанкой.

И. п. — держа «повод» обеими руками или только левой рукой.

Такты 1–2 (вступление): «кони бьют копытами», «всадники сдерживают коней, натягивая повод».

Такты 3–10: «всадники» скачут галопом. На последнем аккорде, «натянув повод, останавливают коней на всем скаку».

«Цветы».

Цветы — отражение черт характера человека. Предложить детям описать свое видение состояния природы человека в нежности форм, цвета, строгости линий, веянии ароматов. Подобрать грациозную танцевальную музыку, которая бы помогала оттачивать движения, выполнять перестроения, творить! Жить в прекрасном!

Ход игры: И. п. — дети стоят в кругу, в обеих руках держат по цветку или листику.

Такты 1–8: дети плавно покачивают руками вправо и влево, приподняв их вперед (по 1 движению на такт).

Такты 1–8: повторение — продолжают то же движение, держа руки над головой. Такты 9–16: повторение.

Затем дети, подняв руки в стороны, танцуют по всей комнате, заполняя её пространство.

С окончанием музыки останавливаются, повернувшись лицом в одну сторону с поднятыми вверх руками.

Упражнение помогает развивать пластику движений рук, мышцы плечевого пояса.

Методические рекомендации. Музыкальное оформление — вальс. Цветы или листики должны быть легкие, с мягким стебельком, чтобы дети излишне не напрягали пальцы. Педагог помогает детям самим войти в ритм музыки, предоставляя возможность двигаться по–своему. Следует обратить внимание детей на различный характер музыки, подсказывать, чтобы руки были мягкие, с округлыми расслабленными локтями.

«Гори–гори ясно».

Эту игру заводили с самого начала Зимнего Солнцеворота — с 25 грудня (декабря).

В этой древнейшей игре отражено ожидание и предвосхищение добрых дел людей в Году,

с которыми они пойдут ввысь — в Гору с одухотворением, даруемым Небесами. Внутри Души поют колокола.

«Хоровод» — от хоро, коло — годовое коло Хорса (Солнца) — хорошего, как объединенных деяний людей, а не как светила. К личному сиянию нужно стремиться через вклад для сияния всего общества — это наши условия!

Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке — «огневушка».

Такты 1–8: все идут вправо по кругу, «огневушка», пританцовывая, машет красным платочком.

Такты 9–16: дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Огневушка» скачет внутри круга, с окончанием музыки останавливается и встает перед двумя из стоящих в кругу детей. С 17 такта играющие хором поют:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на Небо — птички летят, колокольчики звенят!

На слова дети «колокольчики звенят» — 3 хлопка в ладоши, а «огневушка» взмахивает платочком.

Избранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг.

Каждый стремится прибежать первым, взять у «огневушки» платочек и высоко поднять его. Игра повторяется.

Методические рекомендации. Обращать внимание детей на характер игры.

«Хоровод с подснежниками».

Ладины весенне–летние хороводы, связанные с ладом и любовью на Земле, почитаемы народом. Хороводные песни — это заклики сил на труды у Живы Весны, а так же дождей и вёдра — погожих деньков.

Дети учатся понимать, что реализовать свои устремления помогает только вежливая просьба и терпение, и эти знания переносят на взаимоотношения друг с другом. Народная песня «Веснянка»:

Стало ясно Солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.
Громче стали голуби ворковать, ворковать.
Журавли — к нам опять, к нам опять.
А в лесу подснежники расцвели, расцвели —
Много цвету вешнего у Земли, у Земли.
Ой, ты, Ясно Солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, Земля–Ладушка, уроди, уроди!

Описание. Дети танцуют парами плавным хороводным шагом.

«Кувшинчик».

Это игра на заклик дождя. Игра дает возможность прожить минуты единения, выразить свои симпатии, говорить и действовать в кругу друзей.

Природа выбирает достойных внимания и усиливает каждого силой коллективного признания.

Ход игры: Избранный водящий берёт мяч — «кувшинчик», и, ударяя им о Землю, поёт:

Я кувшинчик уронила и о пол его разбила.
Раз, два, три, раз, два, три, его, Ванечка, лови!

Сразу же по окончании песни водящий сильно ударяет мяч о Землю, а участник, имя которого было названо в песне, ловит его.

Поймавший мяч отходит в сторону, все остальные, подняв руки и образовав над головой «круг–колесо», поют:

Мы знаем все подряд, что ребята говорят:
Оля, Коля, дуб зеленый, ландыш белый, зайка серый, брось!

Игрок с мячом поёт:

Я знаю всё подряд, что ребята говорят:
Дуб зелёный, ландыш, мак, я бросаю мяч — вот так!

И бросает мяч кому–нибудь в «круг–колесо» из рук над головой. В кого попал, тот водит.

Русская хороводная песня рассказывает об объединении усилий.

Состояние хореографа, самих детей подскажут танцевальные движения, отражающие понимание, внутреннее видение слов песни.

Детям доставляет несказанную радость снова и снова проживать в хороводе жизнью образов: движения, голоса становятся ладнее.

Задача педагога тактично подсказывать о технике выполнения движений, пения, чтобы не нарушить интерес к самому действу.

Главная задача не техническая, а дать возможность душе открыться.

«Ходила младешенька по борочку».

Подобные хороводы вводят детей в алгоритм непреходящих ценностей

взаимоотношений детей и взрослых, на подсознании развивают здравость поведенческой саморегуляции.

Учат быть терпеливыми и самостоятельными на выбранных путях, что усиливается в душе через образы исконной культуры и совместные движения.

Сила коллективной мысли создает единое энергетическое поле, которое защищает, оберегает, даёт возможность для культурного саморазвития.

Ходила младёшенька по борочку,

Брала, брала ягодку земляничку.
Брала, брала ягодку земляничку,
Наколола ноженьку на былинку.
Наколола ноженьку на былинку,
Болит, болит ноженька, да не больно.
Болит, болит ноженька, да не больно.
Пойду к свету–батюшке да спрошуся,
Пойду к свету–батюшке да спрошуся,
У родимой матушки доложуся:
«Пусти, пусти, батюшка, погуляти,
Пусти, пусти, матушка, ягод рвати».

«Как по морю».

Море–Окиян — это Вселенная, как Дух, которым дышит Земля–Лада, разум и любовь, которому нет предела.

В этой игре предвосхищение добрых славных перемен в жизни народа, одухотворенных силами Природы.

В песнях, сказках, молитвах образ Лебеди — стремление человека к совершенству, к реальному воплощению его силы во множестве людей, победе красоты ненаглядной на Земле.

Как по морю, как по морю, морю синему,

Плыла лебедь, плыла лебедь с лебедятами,

Со малыми, со малыми со ребятами.

Плывши лебедь, плывши лебедь окуналася,

Окунувшись, окунувшись встрепенулася

Под ней вода, под ней вода всколыхнулася.

(с 8 лет до 12 лет)

Игры с коновязью

(коновязь высотой по пояс взрослому):

1) «скаканье» и «рубка» деревянными шашками или прутиками – нарабатывался навык вскакивания на «лошадь» (поначалу подставлялись плашки), удержания верхом без «седла» и работа «оружием» с учётом габаритов лошади;

2) перевороты ногами вперёд – с разбега, опора животом о коновязь и инерционно «дослать» ноги под коновязь, прокрутиться вокруг неё и встать на ноги с той стороны, с которой начал вращение (по направлению движения похоже на подъём-переворотом);

3) перевороты туловищем вперёд –почти то же, но в обратном направлении –

инерционно «досылаем» туловище через верх коновязи;

4) перескоки с подсидом –

- «перескок» - это движение схожее с фигурой «голуб» из танца Казачок (когда тело вращается горизонтально в пространстве) но без опоры о коновязь, а «подсид» - это проход под коновязью; чередуя перескок с подсидом, пройти всю длину коновязи (разные были но в среднем 10 метров было на трёх столбах, это те которые стояли на майдане или в других массовых местах);

5) отскоки от коновязи –

- с разбега «наскочить» на коновязь животом, как бы сложиться,

и на выпрямлении ног и туловища, отпрыгнуть назад – кто дальше прыгнет.

6) хождение и беганье по коновязи;

Игры с коновязью являлись, по всей видимости, подготовительными к освоению элементов джигитовки верхом на лошади.

2. Чехарда:

1) с опорой на спину (для малых детишек) –

- обычны общепринятый вариант, но постепенно те, через кого прыгают, становятся, всё выше и всё ближе (первоначально 3-5 шагов) друг к другу;

2) без опоры на спину (для более старших детишек) –

- один подсаживается (спиной к прыгающему), другой перепрыгивает с разбега, но момент подсаживания надо выбрать самому как можно ближе к прыгающему.

3.Схоронички (чаще на исходе вечера):

- выигрывал не тот, кто спрятался и его найти нельзя, а тот, кто вроде бы и рядом для ищущего, да он его никак определить не может.

4.Нагайка и кнут:

1) нагайкой на скорости крутиться «волчком» (вертикальное вращение вокруг своей оси) и сбивать 3-4 стоящих или подброшенных клубка (шерстяные клубки);

2) с кнутом – почти тоже самое, но труднее с выбором дистанции;

3) проход под нагайкой («карусель» с нагайкой) –

- один казачонок стоит с нагайкой и вращает её по-восьмерке, остальные должны выбрать момент и пройти как можно ближе к нему, не задев нагайки; поначалу скорость вращения небольшая, усложнение достигается – увеличением скорости вращения, сменой направления вращения (когда диагонали вращения идут сверху вниз пройти под нагайкой легче, когда снизу вверх – труднее и наличием закладки в шлепке нагайки.

5.Обкидывание шерстяными клубками:

- у стены, плетня или на открытом месте несколько казачат обкидывают одного клубками в разных вариациях бросков, а тот должен уворачиваться. Иногда казачонка привязывали (за пояс) верёвкой к плетню так, чтобы свобода его движений ограничивалась шагом вправо и шагом влево.

6.Городки:

- играли между собой (команда на команду), но чаще ждали вечером взрослых и играли взрослые казаки на казачат.

Вариантов игру было множество, в том числе и последовательное вышибание городков торцом палки (биты).

7.Ножички:

1) игра на деление земли – маленькими или перочинными ножами (одни дети);

2) метание ножей в землю вдаль до 5 метров (со взрослыми).

Метание в цель – для более взрослых (выводили принцип на ощущение пространства, сейчас же в основном останавливаются на ощущении ножа в руке).

8. Прыгалка через верёвку:

- через одну (двое вращают верёвку, один прыгает);

- через две – вращение в одну сторону (четверо (по двое) вращают верёвку, один прыгает), расстояние между держащими разные верёвки примерно 1,5 метра;

- через две – вращения в разные стороны (четверо (по двое) вращают верёвку, один прыгает) расстояние между держащими разные верёвки примерно 1,5 метра.

(с 12 лет до 17 лет)

1.Пробные кулачки:

- самый маленький с каждой стороны выбирался поединщиком.

2.Возня-борьба:

- только за руки,

- только за шею,

- только за пояса.

Почти всегда кто-то из взрослых должен наблюдать эти игрища.

3.Чехарда:

1) перескоки то справа, то слева –

- «перескок» - это движение схожее с фигурой «голуб» из танца Казачок (когда тело вращается горизонтально в пространстве), но с опорой о спину товарищей; участники игры, через которых прыгают, становятся поочерёдно головой вправо, головой влево и т. д.

2) перескок с проскоком –

- стоят двое в наклоне головами друг к другу, казачёнок сначала перескакивает через них, а затем пороскакивает под ними и т. д. и всё направлено по кругу;

3) перескок с проскоком (массовый вариант) –

- то же, но не через одну пару проход, а через несколько – через одну перескочили, под другой проскочили и;

4) переворот с опорой на спину товарища – с разбегу опора на спину, переброс ног с отталкиванием руками, выход на ноги;

5) перекат спиной через согнувшегося –

- один казачонок стоит боком пригнувшись так, чтобы спина была примерно параллельна земле, второй с разбегу перекатывается через первого (спина к спине) перебрасывает ноги и приземляется на них;

в Казачестве подобная фигура называется «тынок»;

6) инерционный проброс друг друга – парами кто дальше и резче пробросит; выполняется фигура «голуб».

4.Рогатка:

- стрельба по мишеням, в том числе в полёте вращении.

5.Катание на лошадях:

- кто подманит самую строгую лошадь;

- кто зараз вскочит и удержится на лошади (без седла);

- кто, не держась за гриву или уздечку быстрее проскочит управляя лошадью (без седла).

6. Лазание по деревьям:

- кто быстрее (тут же и подтягивание, и перевороты);

- спускание с дерева по внешней стороне кроны – скольжение (очень опасно, но казаки, они и дети казаки).

7.«Куколка»:

- «Куколка» - это круглое полено, которое вращали руками. Начинали не ранее 12 лет.

Суть заключалась в следующем: необходимо было перебрасывать «куколку» самыми разнообразными способами как можно на большей скорости и как можно дольше её не ронять на землю (и уж тем более на ноги и другие части тела).

Со временем вес «куколки увеличивался до 2-2,5 пудов, а требования оставались теми же.

 

Парные забавы

Забавы с камнями

а) Камни небольшой величины, желательно плоские, кладутся на голову и на

внешнюю сторону ладони. Задача играющих — любым способом заставить соперника

выронить один из камней, при этом свои камни должны оставаться на месте.

Уронивший камень наказывается (получает кулаком в грудь).

Следует отметить, что если у кого-нибудь из игроков проявляется агрессивность

в любой игре, его тут же "наказывают" ударом плетки, на что он обязан ответить

"спасибо за науку", и игры продолжаются. За соблюдением правил игры обычно

следят самые опытные, уважаемые игроки.

б) Камни на голове и на плечах у шеи. Правила остаются прежними (игру можно

усложнить, применяя большее количество камней, или на другие участки рук).

2. "Пинки". Игроки, держась за руки по команде начинают охаживать друг друга

пинками. Победителем считается тот, кто за определенный отрезок времени

нанесет большее количество пинков сопернику.

3. "Фанера". Играющие по уговору договариваются, на кого выпадает четное или

нечетное количество пальцев, выкидываемых одной рукой соперников. В

зависимости от того, какое выпадет число (четное, нечетное), один считается

проигравшим. Наказание — удар кулаком в грудь.

4. "Снять шапку". Играющие находятся в головных уборах. Под музыку вначале

выполняют элементы пляски, затем, столкнувшись друг с другом грудью,

расходятся. Это и есть момент начала соревнования. Победившим считается тот,

кто первый снимет с соперника головной убор.

5. "Вытолкнуть из круга" (с палкой). Играющие становятся в центр круга,

заранее обозначенного, берутся за палку в центре одной рукой, за края — другой.

По команде каждый пытается вытолкнуть соперника за круг.

Проигравшим считается тот, кто первым окажется за кругом.

6. "Вырвать репу" (с палкой). Игроки садятся друг против друга, упираясь

ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не

вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет

соперника.

7. "Положить на спину" (с палкой). Игроки становятся спиной друг к другу.

Палка над головой в руках играющих. По команде каждый из игроков старается

оторвать соперника от земли и положить его себе на спину. Проигравшим

считается



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: