3.4.2.1. К самостоятельному управлению ключа АКБ допускаются работники буровой бригады, прошедшие инструктаж по его безопасной эксплуатации, и проверки их практических навыков.
3.4.2.2. Колонна автоматического стационарного бурового ключа АКБ-3 должна быть жестко прикреплена к основанию буровой болтами.
3.4.2.3. Во избежание вращения ключа вокруг колонны он должен фиксироваться в рабочем положении специальной чекой.
3.4.2.4. Все движущиеся и вращающиеся части ключа следует закрыть инвентарными кожухами.
3.4.2.5. Пальцы шарнирных соединений ключа должны быть застрахованы, а плашки зафиксированы от самопроизвольного выпадения специальной скобкой.
3.4.2.6. Пневморукава, подводящие воздух к механизмам ключа, следует крепить на штуцерах хомутами.
3.4.2.7. Пульт управления ключом АКБ-3 должен быть надежно, закреплен на полу буровой в таком месте, с которого хорошо видны ключ, пневмоклинья и подсвечник.
3.4.2.8. Рукоятки управления должны иметь исправные фиксаторы нейтрального положения.
3.4.2.9. На верхней части пульта управления должен быть четкий указатель положения рукояток и щиток, указывающий рукоятки.
3.4.2.10. На пневматической линии от рессивера до пульта управление ключом должны быть установлены два исправных крана: один около рессивера, второй, основном (центральный),— непосредственно на пульте управления.
3.4.2.11. При эксплуатации ключа АКБ-3 необходимо соблюдать следующие требования:
· следить за креплением отдельных узлов и ключа в целом с колонной;
· не допускать перемещения штоков цилиндров до своих крайних положений с рывками и заеданием.
3.4.2.12.По окончании спускоподъемных операций и при вынужденных остановках необходимо перекрыть главный кран воздушной линии на пульте управления ключом и выпустить воздух из линии, а ручки управления ключом зафиксировать в нейтральном положении.
|
3.4.2.13.Подъем или спуск очередной бурильной свечи следует производить при полностью отведенном в нейтральное положение ключе АКБ.
3.4.2.14.Все работы, связанные с ремонтом, сменой рабочих органов ключа, регулировкой, устранением неисправностей в механических частях, в пневмолинии и в пневмооборудовании, должны производиться при следующих условиях:
· обе верхние рукоятки пульта должны находиться в нейтральном положении после предварительного их наклона по прорези копира и застопорены путем вхождения утолщенной части рукоятки под действием пружины в центральное отверстие копира;
· при нейтральном положении верхних рукояток оставшийся сжатый воздух в пневмолинии пульта и ключа будет выпущен в атмосферу;
· нижняя (центральная) рукоятка пульта повернута в горизонтальное положение, т.е. входной кран закрыт.
3.4.2.15. При длительных перерывах в работе с ключом должно производиться дополнительное перекрытие подачи воздуха к пульту управления путем перекрытия второго крана, расположенного у рессивера, с вывешиванием соответствующего плаката.
3.4.2.16. Подвод ключа к центру ротора должен производиться только после установки свечи в муфту спущенной трубы и отхода рабочего на безопасное расстояние вне сферы действия ключа.
3.4.2.17. Вращение трубозажимного устройства следует производить только при условии отсутствия рабочих в непосредственной близости к вращающимся и движущимся деталям ключа.
|
3.4.2.18. Вращение трубозажимного устройства и включение вспомогательного цилиндра нижних челюстей следует производить только тогда, когда верхние и нижние челюсти полностью обхватят замок трубы, т.е. полностью к нему прижаты.
3.4.2.19. Переключение фиксаторов, смену плашек, упоров и пружин следует производить при нейтральном положении верхних застопоренных рукояток, при отключенном центральном кране.
3.4.2.19. Подъем, спуск колонны труб следует производить только после полного отвода ключа от центра скважины.
3.4.2.20. Запрещается производить вращение трубозажимного устройства, если поднятая свеча находится под натягом (не полностью отвернута).
Машинные ключи.
3.4.3.1. На вышке в удобном месте должны быть устройства для надежного прикрепления подвесных машинных ключей.
3.4.3.2. Машинные ключи для бурильных и обсадных труб должны быть подвешены на металлических канатах диаметром не менее 12 мм в горизонтальном положении и уравновешены свободно двигающимися контргрузами.
3.4.3.3. Контргрузы машинных ключей должны располагаться под полом буровой или с наружной стороны вышки (за обшивкой) и перемещаться в направляющих. Контргрузы могут заменяться специальными лебедками, с червячной передачей и храповым устройством.
3.4.3.4. Машинные ключи должны соединяться с рабочим и страховым канатами с помощью отдельных вертлюжков. Страховой канат должен быть длиннее натяжного на 5-10 см и крепиться отдельно от натяжного. Диаметр страхового каната должен быть не менее 18мм.
3.4.3.5. Натяжной и страховой канаты должны прочно крепиться к ногам вышки или к специальным приспособлениям, установленным заводом-изготовителем.
|
3.4.3.6. Запрещается пользоваться машинными ключами, если:
· сухарь сидит неплотно в гнезде;
· торец сухаря не находится в одной плоскости с торцевой плоскостью ключа;
· сработан зуб сменной челюсти ключа;
· имеется люфт в шарнирных соединениях (т. е. сработаны гнезда шарнирных пальцев);
· болтовое крепление вертлюжка не зашплинтовано;
· не зашплинтованы шарнирные пальцы;
· ручка ключа деформирована и имеет шероховатую поверхность;
· рабочий или страховой канаты имеют дефекты;
· малая челюсть ключа истерта или смят рычаг в местах соприкосновения более чем на 4 мм;
· ослаблена пружина защелки;
· трещина в корпусе или рукоятке.
3.4.3.7. Размер челюсти должен соответствовать диаметру труб.
Элеваторы.
3.4.4.1. Конструкция элеватора должна исключить возможность выпадения штропов из проушин или предусматривать применение для этой цели приспособления (шпильки и др.).
3.4.4.2. В целях безопасности необходимо работать элеваторами со штропами в соответствии с таблицей допускаемого сочетания элеваторов со штропами. Категорически запрещается работать элеватором с перевернутыми штропами, т.е. заводить расширенный конец штропов в проушины элеватора.
3.4.4.3. Элеватор должен соответствовать диаметру применяемых труб.
3.4.4.4. Замок элеватора должен быстро закрываться и открываться.
3.4.4.5. Выступ замка при осевом перемещении элеватора не должен касаться трубы.
3.4.4.6. Пружина замка должна быть тугой и исправной.
3.4.4.7. Запрещается пользоваться элеваторами, если они имеют следующие дефекты:
· износ торца под замок бурильных труб более для элеваторов типа Н-2 мм, типа КМ 6 мм;
· трещину в корпусе, замке или выступах замка;
· прогнутость нижней торцевой поверхности более 7 мм;
· люфт в шарнирных соединениях створок при котором нижний торец створки и торец элеватора под створку находятся не в одной плоскости;
· заедание в шарнире замка;
· деформацию или слом пружины;
· деформирована ручка элеватора, нарушены сварные швы;
· неисправность фиксирующего устройства замка;
· наклеп опорной поверхности — сужение диаметра;
· язычок защелки замка выступает внутри элеватора до внутреннего диаметра.
3.4.4.8 Диаметр шпильки должен соответствовать диаметру отверстия в проушине элеватора. У шпилек должно быть фиксирующее устройство, предупреждающее выпадение их из элеватора.
3.4.4.9 Перед эксплуатацией корпусных элеваторов необходимо проверить:
· наличие износа осей и заклепок, надежность их развальцовки и шплинтовки;
· целостность всех пружин;
· исправное действие предохранителей штропов, определить степень их прижатия к корпусу. При оттягивании предохранителя штропов они должны легко поворачиваться на оси, а нижние концы их полностью прятаться в гнезде корпуса;
· проверить исправное действие замка элеватора. Элеватор должен легко открываться и закрываться от руки.
3.4.4.10. При эксплуатации элеватора необходимо обращать внимание на износ отверстия в створке и ее оси. При повышенном износе створка перекашивается, в результате чего при закрытии элеватора она свободным концом ударяется в нижний опорный выступ корпуса, что может привести к не закрытию элеватора.
3.4.4.11. Не допускается раскрепление замковых соединений бурильных труб с помощью ротора, во избежание быстрого износа опорной поверхности элеватора под замком бурильных труб.
3.4.4.12. При возникновении неполадок в работе элеватора, работу с ним необходимо остановить до устранения дефекта.
Штропы.
3.4.5.1. Разница в длине штропов допускается не более 5 мм. На поверхностях штропа не должно быть выбоин и трещин. В местах подвески элеватора (в верхней части в месте подвески на проушинах крюка) выработка штропа не должна превышать 5 мм.
3.4.5.2. Штропы должны подвергаться дефектоскопии согласно графику ППР.