кандидатского экзамена по специальности




Программа-минимум

 

10.01.02 – «Литература народов Российской Федерации» (татарская литература)

Утверждена на заседании кафедры

теории и истории татарской литературы

(протокол № ______ от «» ноября 2009г.)

Заведующий кафедрой

Т.Ш.Гилазов __________________________ (И.О.Фамилия)

 

методики преподавания и современной татарской литературы

(протокол №______ от «» ноября 2009 г.)

Заведующий кафедрой

Д.Ф.Загидуллина ___________________________(И.О.Фамилия)

 

 

Утвержден Учебно-методической комиссией факультета

татарской филологии и истории КГУ.

 

(протокол №___ от___ ноября 2009 г.)

Председатель комиссии

А.М.Закирзянов _________________________(И.О.Фамилия)

 

Введение. Татарская литература берет свое начало от мифов, фольклора и общих для всех тюркских литератур Орхоно-Енисейских эпиграфических памятников, а также первой классической поэмы тюркских народов «Благодатное знание» («Кутадгу билик», 1069) Юсуфа Баласагунского, «Словаря тюркских наречий» Махмуда Кашгари (1074). С X века татарская литература развивается в контексте арабо-мусульманской цивилизации, а со второй пол. XII века она является неотъемлемой частью Восточного Ренессанса. Все три направления средневековой татарской литературы - дидактическое, суфийское и светско-ренессансное - основаны на коранической философии и эстетике Единобожия («Ат-Таухид»).

Средневековая возрожденческая литература второй пол. XII - первой пол. XVI веков представлена творчеством поэтов Кул Гали, Саифа Сараи, Мухамедьяра. После падения Казанского ханства (1552) татарскую литературу охватывает глубокий кризис. В литературе Позднего Средневековья доминирующими становятся религиозно-суфийские мотивы.

Со второй половины XIX века начинается медленный отход татарской литературы от многовековых связей и каноничности традиций литератур мусульманского Востока и интенсивное приобщение ее к литературно-эстетическим канонам европейских и русской литератур. Этот сложный процесс европеизации художественного мышления завершается появлением такого уникального явления как синтез культурных достижений Востока и Запада, легших в основу татарской ренессансной литературы начала XX века. Творчество многих писателей-реалистов и романтиков этого периода соприкасалось с различными модернистскими течениями, стилями и приемами.

Татарская советская литература 1917-1985 годов развивается в
контексте марксистско-атеистической идеологии и многонациональной
советской литературы, ориентированных на признание существования лишь
одного художественного метода – социалистического реализма и


интерпретацию литературного процесса в духе европоцентризма и отказа от традиций восточной классики.

Татарская литература конца XX -- начала XXI века характеризуется появлением разнородных художественных течений постмодернистского типа, выражающих оппозицию к предшествовавшей социалистической системе, ее общественно-политическим, социально-нравственным, литературно-эстетическим постулатам. Одновременно в татарской литературе рубежа веков наблюдается появление мощной возрожденческой волны (третьей по счету после Средневековья и начала XX века), направленной на самоутверждение нации, утраченных ею духовных ценностей, начиная с архетипов-мифологем, фольклора, исторической памяти с былыми ее героями, религии ислама, гуманистической философии Корана, уважения к родному языку, обычаям и традициям народа.

Раздел I. Средневековая татарская литература

Историко-литературные сведения о тюрках и предках татар. Древние тюркские государства, религиозные верования и письменность древних тюрков. Принятие хазарами (737) и булгарами (922) ислама. Тюрко-татары в контексте Восток и Запад. Этногенез казанских татар. Этапы развития татарской литературы.

1.1. Древнетюркская и средневековая литература V-ХП веков. Фольклор и литература общетюркской эпохи как составная часть татарской литературы. Орхоно-Енисейские памятники, отражение в них истории, верований, особенностей художественного мышления древних тюрков.

«Словарь тюркских наречий» («Диван лугат ат-тюрк», 1072-1074) Махмуда Кашгари - один из источников по изучению древнетюркского фольклора и письменной литературы.

«Благодатное знание» («Кутадгу билиг», 1069) Юсуфа Баласагунского — первая классическая поэма тюркских народов. Основные


образы, гуманистическое содержание произведения и его связь с ренессансной литературой Востока.

Тюркские поэты-суфии XII века Ахмед Ясави и Сулейман Бакыргани. Краткая характеристика суфийских стихов, включенных в «Сборник мудрости» («Диване хикмет») Ясави и «Книгу Бакырган» («Бакырган китабы»).

Поэма «Отсеченная голова» («Кисекбаш китабы») неизвестного автора. Споры об авторстве и времени создания дастана. Влияние старого «Кисекбаша» на последующее развитие татарской литературы.

1.2. Булгаро-татарская литература (XII - первая пол. XIII вв.)
Волжская Булгария - страна городов и ренессансной культуры. Поэма

Кул Гали «Сказание о Йусуфе» (1212 и 1233) - произведение ренессансного романтизма, утверждающее гимн мудрости, красоте, величию чувств человека. Содержание и философские основы дастана. Прекрасное, концепция разума и любви, философия искусства и божественного в поэме.

1.3. Татарская литература эпохи Золотой Орды (вторая пол. XIII -
первая пол. XV вв.)

Ренессансное направление в татарской литературе золотоордынского периода. «Хосров и Ширин» (1342) Кутба, «Тюркский Гулистан» (1391) Саифа Сараи, «Книга любви» (1353) Хорезми.

Религиозно-суфийское направление в тюрко-татарской литературе: «История пророков» (1310) Рабгузи, «Путь в рай» (1358) Махмуда Булгари, «Рассказ об отсеченной голове » (1370) Хисама Кятиба.

Отражение распада Золотой Орды в фольклорном эпосе «Идегей» (первая пол. XV в.). Краткое содержание, проблематика, основные герои и художественные особенности дастана.


1.4. Татарская литература периода Казанского ханства (вторая
пол. XV - первая пол. XVI вв.)

Общая характеристика татарской литературы периода Казанского ханства (Мухаммед Амин, Кулшариф, Умми Камал). Гуманистическая дидактика поэм «Дар мужей» (1540) и «Свет сердец» поэта Мухаммедьяра.

7.5. Татарская литература позднего Средневековья (вторая пол. XVI-
первая треть XIX веков)

Присоединение Казанского ханства к русскому государству (1552). Отражение кризисного состояния татарского общества в хикметах философских изречениях Мэвла Колый (XII в.). Обращение поэта к трагическим конфликтам, осмысленным в духе гуманистической и религиозно-суфийской литературы.

Творчество Утыз Имяни (1754-1834) - переходное явление от затянувшегося Средневековья к эпохе просвещения. Критика консервативного духовенства и феодального застоя в Средней Азии, Поволжье и Приуралье. Трактовка этико-эстетических проблем прекрасного, разума и знания, души и тела через призму исламского фундаментализма, основанного на Коране.

Раздел II. Татарская литература XIX - начала XX вв.

Особенности общественной и культурной жизни татар в XIX веке. Появление просветительской идеологии. Просветительская деятельность Г.Курсави, И.Хальфина, К.Насыри, Ш.Марджани, Х.Фаизханова, И.Гаспринского и др.

Продолжение традиций средневековой религиозно-дидактической и суфийской литературы в творчестве поэтов А.Каргалый, Х.Салихова, Ш. Заки, Г.Чокрый и др.


Романтические поэмы-сказания Бахави («Буз джигит»), Ахмета Уразаева Курмаши («Тахир и Зухра»), Йусуфбека Шайхульислама («Сайфульмулюк и Бадигильджамал») и др.

Научная и литературная деятельность Каюма Насыри (1825-1902). Связи его с русской культурой. Традиции восточной обрамленной повести в сказаниях об «Ибн Сине» и «Сорока везирях». Культ разума, любовные мотивы в новеллах К. Насыри.

Становление реалистической поэзии в творчестве Г.Кандалый (1797-1860), Акмуллы (1831-1895), Якова Емельянова (1848-1898) и др. Критика ими конкретных носителей зла. Обращение к народному языку и изобразительным средствам фольклора.

Становление татарской реалистической прозы. Национальный колорит в прозе Мусы Акджигитзаде (1864-1923) и Захира Бигиева (1870-1902). Традиции русской классической литературы в изображении женских характеров. «Тысячи или красавица Хадича» (1887) - первый роман европейского типа в истории татарской литературы. Обличение нравственных преступлений, характерных для мира капитала. Освоение М.Бигиевым традиций русской, французской, турецкой детективной прозы.

Просветительская проза Ризы Фахрутдинова (1858-1936) и Фатиха Карими (1870-1937).

Проза Закира Хади (1863-1933) и Шакира Мухаммедова (1865-1923) -переходное явление от просветительского реализма к критическому. Рассказы З.Хади на тему эмансипации татарской женщины. Обличительная линия в повестях «Новые пещерные люди» и «Зиганша хазрет».

Показ буржуазных отношений в рассказах Шакира Мухаммедова (1865-1923). Сатирическое изображение купцов и баев. Разоблачение ложного патриотизма татарских богачей в повести «Японская война или Господин Батыргали».


Раздел III. Татарская литература начала XX века — второе Возрождение в истории татарской литературы

Начало XX века это второй Ренессанс в истории татарской литературы и органический синтез восточно-западных традиций. Появление огромного количества переводов из русской, европейских и восточных литератур. Ведущие художественные методы реализм и романтизм европейского типа, достигающие завершенности во всех жанрах литературы. Формирование критического реализма в творчестве Г.Исхаки, Ф.Амирхана, Г.Камала, Ш.Камала, Г.Тукая, М.Гафури, Н.Думави. Сосуществование в их творчестве реализма с романтизмом. Утверждение различных видов неоромантизма в творчестве С.Рамеева, Дардменда, С.Сунчаляя, Ш.Бабича, Г.Ибрагимова, С.Джаляля, М.Файзи и др. Образцы пролетарской литературы в творчестве Г.Кулахметова, Г.Исхаки и др. Соотнесенность реализма и романтизма в татарской литературе начала XX века с различными модернистскими течениями, стилем, приемами -символизмом, импрессионизмом, акмеизмом, экспрессионизмом, экзистенциализмом, литературой «потока сознания», фрейдизмом (психоанализом), натурализмом, футуризмом, декадансом и т.д.

Формирование реалистической и романтической эстетики (Дж.Валиди, Г.Исхаки, Г.Ибрагимов, Н.Думави). Появление различных литературоведческих школ: культурно-исторической, психологической, мифологической и т.д. Переводы из восточных, западных и русской литератур.

Фатих Амирхан (1886-1926). Критика феодальной косности, утверждение просветительских идеалов, утопических воззрений в романтическом рассказе «Сон накануне праздника» и сатирической повести «Фатхулла хазрет». Особенности воплощения женской тематики в рассказе «Татарка» и повести «Хаят». Тургеневские традиции в пьесе «Молодежь». Импрессионистический стиль романа «В середине», драмы «Неравные». Акмеистические рассказы писателя («Любовь Габдельбасыра»,


«Самигулла абзый»). Перевод «Рассказа о семи повешенных» Л.Андреева и экспрессионизм в творчестве Ф.Амирхана.

Творчество Гаяза Исхаки (1878-1954) в контексте истории татарской литературы. Просветительский период творчества писателя (1897-1904). Дидактический рассказ «Счастье - в знании» (1897). Критика невежества отцов, идеализация образов просвещенных матерей (Фатима). Критика с позиций просветительского реализма нравственных преступлений в повестях «Девушка-тюбетейщица» (1900) и «Байский сын» (1903). Вершинное явление начального периода творчества - просветительская антиутопия «Исчезновение через двести лет» (1902-1904) о вырождении и уходе булгар (татар) с арены истории в результате феодальной косности, экономической отсталости, моральной распущенности.

Исхаки один из основоположников татарской драматургии. Драма «Жизнь с тремя женами» (1900), защищающая свободу женщины; критика многоженства. Особенности отражения коранической философии терпения в образе Асмы. Сентиментальная драма «Двое влюбленных» (1902-1903) с комедийными элементами.

Тангистский-социалистический период творчества Исхаки (1905-1911). Основной мотив произведений этого периода: «Только в борьбе приобретешь ты свое счастье!». Отражение революционно-классовой и национально-освободительной борьбы в публицистической автобиографической повести «Тюрьма» (1907), написанной в форме дневника заключенного. Драма «Брачный договор» (1907), защищающая свободу женщин в браке и любви. Историко-революционная драма «Борьба» (1908). Отражение борьбы различных партий социал-демократов, эсеров и народников против самодержавия. Образ учителя-народника в драме «Учитель» (1908). Социальный анализ, толстовские воззрения о том, что брак и семья мешают мужчине в его общественной деятельности. Романы «Нищенка», «Жизнь ли это?» - энциклопедия общественной и духовной жизни татарского народа.


Творчество Исхаки в десятые годы (1911-1918). Изменения в
общественно-политических взглядах и художественном мышлении
писателя. Отказ от идей классовой и революционной борьбы. Стремление
Исхаки направить все свои силы и способности на сплочение различных
слоев татарского общества, на воспитание его национального самосознания.
Роман «Мулла бабай» (1910), главный герой которого Халим -
авторитетный мулла, богослов, страж народной мудрости и
общечеловеческих ценностей. Повесть «Остазбикэ» (1910, опубл. 1915).
Высокая оценка автором традиций ислама, имамства, семейного счастья и
любви к детям. Разоблачение политики национально- колониального гнета, насильственной христианизации в романтической трагедии «Зулейха» (завершена в 1912 г.). Романтическая драма «Учительница» (1913).Повести «Он все еще сомневался» (1914), «Он еще не был женат» (1916), посвященные показу межнациональных отношений в любви, браке и воспитании детей.

Исхаки - в эмиграции (1919-1954) Неприятие Исхаки Октябрьской революции. Отъезд писателя как делегата от «штатов Волга-Урал» на Версальскую конференцию. Политическая и журналистская деятельность Исхаки в эмиграции. Драма «Среди волн» (1920). Повесть «Осень» (1923). Историческая драма «Олуг Мухаммед» (1944-1947).

Труды Гаяза Исхаки по истории, литературоведению и литературной критике.

Шариф Камал (1884-1942) - основоположник жанра новеллы в татарской литературе. Показ трагизма будничной жизни рабочих в новеллах «Пробуждение», «В вороньем гнезде», «Бродяга» и др. Углубление принципов критического реализма в повести «Чайки», импрессионистический стиль произведений Шарифа Камала. Комедия «Господин Хаджи женится».

Галимджан Ибрагимов (1887-193 8)-выдающийся романтик в татарской литературе начала XX века. Исключительные характеры, необычные


ситуации, проблема свободы личности в повести «Судьба татарки». Культ любви, природы и искусства в рассказах «Угасший ад», «Любовь - счастье», «В море». «Молодые сердца» - первый романтический роман в татарской литературе начала XX века. Образы Зыи и Марьям, Сабира и Камили. Платонические и руссоистские мотивы романа. Прославление гармонии бытия, мирного труда, нравственной цельности и красоты народной жизни в рассказе «Дети природы».

Галимджан Ибрагимов - основоположник романтической эстетики (Книга «Татарские поэты»).

Габдулла Тукай (1886-1913) - выдающийся татарский поэт, лирик и сатирик, публицист и литературный критик.

Просветительский период творчества поэта. Традиции средневековой восточной литературы в поэзии и прозе Тукая. Переводы басен Крылова.

Активное участие Тукая в революции 1905-1907 годов. Утверждение
идеалов национально-освободительного движения, призыв к борьбе против
самодержавия, феодальных пережитков, критика власти капитала,
антигуманизма буржуазной морали в произведениях: «О свободе»,
«Национальные чаяния», «Паразитам», «Условия», «Государственной
думе», «Приятелю, который просит совета...», «Против золота»,
«Националист», «Гнет», «Чего не хватает сельскому люду», «На даче»,
«Осенние ветры». Особенности отражения в них социальных мотивов.
Тукай - сатирик. Проблематика его сатирических произведений: разоблачение косных феодально-патриархальных пережитков, политики
царского правительства, всесильной власти капитала, деспотических
восточных режимов, колониальной политики западных держав

(«Голос с кладбища мюридов», «Памяти «Бакырган», «Бахвалы», «Так-сяк», «Ишан», «Старометодник» и др.). Сатирическая поэма Тукая «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» и традиции назира.

Воспевание родной земли в романтических стихах «Пара коней», «Родной земле» и поэме «Шурале». Выражение утраченных надежд и веры


в светлое будущее татарского народа в стихотворениях «Не уйдем», «Национальные мотивы», «Разбитая надежда», «Не смешно», «Татарская молодежь». Идеализация образов ученого-просветителя, религиозного реформатора Шигабутдина Марджани, писателя Гаяза Исхаки, революционера Хусаина Ямашева («Шигаб хазрет», «Кто он?», «Писателю», «Гению», «Светлой памяти Хусаина», «Еще одно воспоминание»).

Коранические мотивы в творчестве Габдуллы Тукая. Молитвенная лирика поэта («Впечатление», «Книга», «Молитва матери», «Надейся на Бога», «Вечерняя мольба»). Отражение коранических образов, сюжетов, событий в статьях и стихотворениях «Судный день», «Вознесение», «Ночь величия», «Завещание» и др.

Тема освобождения женщины в стихах: «Татарским девушкам», «Свободу женщинам», «Униженной и оскорбленной татарской девушке», «Казань и сказанье» и др. Взаимопроникновение восточных и западных традиции в любовной лирике поэта («Странная Любовь», «Любовь», «После», «Рука твоя», «Комментарий к любви» и др.).

Тукай и тюркоязычные литературы Востока, переводы Тукая из Байрона, Гете, Шиллера, Пушкина, Лермонтова и др.

Маджит Гафури (1880-1934) татаро-башкирский

поэт. Биографические сведения о поэте, критика феодальной отсталости и
защита научно-технического прогресса и европейских форм жизни в
произведениях, созданных в духе просветительского реализма
(«Шакирдам ишана», «В стихах есть мудрость», «Европа Азия»,
«Сибирская железная дорога», «Моя молодость»). Интерес к социально-
политическим проблемам, воспевание свободолюбивых идеалов в
стихах "Перемена", "Настало время", "В период

свободы", "Открылась первая Государственная Дума", "Завещание 1906 года 1907 году", "Ответ 1907 года" и др. Особенности критического реализма


Гафури. Выражение гуманизма, сострадание поэта по обездоленной судьбе народа словом "жалею".

Басенное творчество Гафури. Рассказы и повести ("Бедняки", "Жизнь Халита", "Голодный год или продажа девушки" и др.) Углубление социального содержания реализма в творчестве Гафури десятых годов ("Видно нет тебя Аллах", "Кто он?" и др.).

Сагит Рамиев (1880-1926). Основные мотивы гисьянистского (бунтарского) романтизма Рамиева. Богоборческие настроения, утверждение идеалов свободной личности, воспевание красоты возлюбленной и сельской природы в стихотворениях "На заре", "Миру", "Я", "Ты", "Она", "Слово Мазита" и др. Романтическая проза и драматургия Рамеева ("Образцовое медресе", "Да здравствует Зубайда и я живу" и др.). Творчество Рамиева в контексте восточной и европейско-русской эстетики (обожествление человека в духе восточного пантеизма; тенденции демонизма, байронизма и ницшеанства).

Переводческая деятельность Рамиева. Обогащение поэтом татарского стиха новыми ритмами, ораторским звучанием.

Дердменд (Закир Рамиев, 1859-1921). Особенности философского романтизма Дердменда, тяготение поэта к историческим конфликтам, к национальной и общечеловеческой тематике, экзистенциальным мотивам в стихотворениях «Корабль», «Мы», «Не омочил я свой саван», «Бурлящие воды», «Расставание», «Жизнь», «Ликовала страна», «Рассказ о любви» и др. Утонченная техника стиха, символическая и импрессионистическая образность, психологизм и философичность лирики Дердменда. Проблема восточно-западного синтеза в символизме поэта. Переводы Дердменда из восточной поэзия, стихов Пушкина, Тютчева и Фета. Реформирование Дердмендом татарского стиха

Наджиб Думави (1883-1933). Реалистические стихи Думави, критикующие самодержавие, феодальную косность, буржуазные порядки ("Усердие", "Человек", "Совершенно верно", "Пора революции", "Обращение


к Государственной Думе", "Земля богачей", "Гнет", "Прошло, проходит", "Голод", "Углекопы" и др. Цикл стихов на тему тюрьмы и узника ("Сибирь", "Голос", "Узник", "Вечный узник", "Другу узнику", "Обращение старика-узника к птице..."). Произведения, изображающие ужасы войны: "Война", "Впечатления от войны", "Герой родины или деревянная нога", "Головка". Романтическая поэзия и проза Думави: «Бог приравнивает», «Булгарская девушка», «Гений Востока», «Таинственные капли», «В поисках истины», «Трагедия любви». Сложное взаимопроникновение реалистического и романтического творчества Наджиба Думави с экспрессионистическим стилем (нагнетание ужасов, сгущение черных красок, раскрытие трагизма бытия в исключительных ситуациях, отталкивающе грубые ассоциации, гиперболы и т.д.).

Литературно-критическая деятельность Думави и культурно-историческая школа: «Одно размышление», «От Востока к Западу». Переводческая деятельность Думави.

Галиасгар Камал (1879-1973) - один из основоположников татарской реалистической драматургии. Основные конфликты драматургии Г.Камала. Первые просветительские драмы. Особенности раскрытия темы невежества в драме «Несчастный юноша». Комические характеры в социально-бытовых комедиях, созданных в духе критического реализма («Первое представление», «Ради подарка», «Банкрот», «Тайны нашего города»). Традиции Островского в драматургии Г.Камала. Переводы Г.Камала из русской, турецкой, французской, итальянской драматургии.

Гафур Кулахметов (1881-1918) - один из основоположников пролетарского направления в татарской литературе. Пьесы «Две мысли» и «Молодая жизнь». Утверждение в них марксистских идей о роли рабочего класса как творца истории. Горьковские традиции в творчестве Г. Кулахметова.

Романтическая драматургия Мирхайдара Файзи (1891-1928). Образная система и художественный метод драмы «Галиябану»,

Раздел 4. Литература первой половины XX века (1917-конец 1950-х гг.)

Сложность процесса развития татарской литературы после 1917 года. Развитие литературных традиций в новых условиях. Судьба реализма, романтизма и модернизма в послеоктябрьской литературе. Принципы периодизации истории татарской литературы ХХ века.

 

4.1. Литература эпохи революций и гражданской войны.

Революции 1917 года и судьба татарской литературы. Идейно-эстетическое размежевание писателей. Изображение событий гражданской войны в литературе. Продолжение гуманистических традиций предыдущий литературы (Ф.Бурнаш «Тахир-Зухра»,1918; Г.Ибрагимов «Новые люди»,1920). Возникновение нового направления в искусстве слова, основанного на идеологии диктатуры пролетариата (М.Гафури «Красное знамя»,1917; Ф.Бурнаш «Памятник из цветов», 1919 и др.).

 

4.2. Литература 20-х годов (1921-1934).

Общественно-политические, историко-культурные события и их влияние на татарскую литературу: образование Татарской АССР, развитие журналистики, придание татарскому языку статуса государственного, деятельность Научного центра, переход на латинскую графику и т.д.

Политика партии и государства в области литературы и ее влияние на развитие татарской литературы. Постановления ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы»(1925) и «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932).

Творческие объединения 20-х годов («Октябрь», «Сульф»). Образование РАПП и ТАПП. Существование двух течений в литературе: 1) защита независимости творчества, его многообразия; 2) стремление к нормативной эстетике, попытки управления литературой, преобладание второй к концу 20-х годов. Противоречивое отношение к прошлому литературному наследию. Внедрение в литературный обиход понятий «пролетарский», «крестьянский», «буржуазный писатель», «писатель-попутчик». Литературные «суды».

Споры в литературоведении о путях развития искусства слова, свободе творчества, методах, стилях писателя, средств и приемах изображения действительности и т.д. Ведущие литературоведы и критики: Дж. Валиди, Г.Сагди, Г.Губайдуллин, Г.Рахим, Г.Гали, Г.Нигмати и др. Ориентация, с одной стороны, на восточную, с другой - на русскую и западную философскую и идейно-эстетическую мысль и постепенное преобладание второй тенденции.

Многообразие творческих методов и направлений в первой половине 20-х годов. Сосуществование реализма, романтизма, натурализма, а также неомодернистских течений в форме имажинизма и футуризма.

Особенности развития поэзии в 20-е годы: сближение ее с действительностью; осуществление синтеза лирики и эпоса; поэтизация повседневности; творческие искания в области формы стиха, жанров и стилей (Х.Такташ, Х.Туфан, К.Наджми, Г.Кутуй, Ш.Маннур, Ф.Бурнаш и др.).

Пути и основные тенденции развития лиро-эпической поэзии. Обращение поэтов к социально-нравственной (Х.Такташ «Раскаяние в любви»,1927) и историко-революционной проблематике (Х.Туфан «Между двумя эпохами», 1927; «Бибиевы»,1928; Х.Такташ «Века и минуты», 1924); теме труда (М.Гафури «Рабочий»,1928).

Условно-романтическое и мифолого-символическое направление в поэзии 20-х годов (Х.Такташ «Трагедия сынов земли», 1923).

Основные этапы творчества Х.Такташа: 1 этап - 1916-1923 («Трагедия сынов земли», «Убитый пророк», «Такташ умер»); 2 этап - 1924-1931 («Белые цветы», «Так… просто песня…», «А, партия», «Утраченная красота», «Мукамай», «Письма в будущее»). Гисъянизм как своеобразие национальной литературы (Х.Такташ «Гисъян», 1923; «Такташ умер»,1923).

Изображение событий голода 1921 года в натуралистических рассказах Г.Ибрагимова «Люди»,1923, К.Наджми «Долина дятла»,1923).

Художественное осмысление революции и гражданской войны. Путь от изображения героя-массы к изображению личности (Ш.Усманов «Дочь Родины», «Любовь краскома»,1923; А.Шамов «Рауфа», «У Днепра»).

Романтическая повесть Г.Рахима «Идель»(1922).

Активизация в середине 20-х годов романной жанровой традиции. Попытки эстетически осмыслить эпоху разлома прежних форм и норм жизни и ее драматическое отражение в сознании и судьбах людей (Г.Ибрагимов «Глубокие корни»,1928).

Социально-историческая и национально-философская проблематика в романе-дилогии М.Галяу «Муть»,1931; «Мухаджиры»,1933).

Изображение жизни и судьбы женщины-татарки дореволюционного периода в произведениях Г.Ибрагимова «Судьба татарки»(1909,1923), М.Гафури «Черноликие»(1927).

Отражение сложных отношений личности и среды

Сатирическая проза 20-х годов. Ее тематическое и жанровое многообразие (Ф.Амирхан, Г.Газиз, Г.Тулумбай). Самораскрытие «маленького человека» в сатирической повести Ф.Амирхана «Дядя Шафигулла»(1924). Гротеск и авторская ирония в произведении.

Тема революции и народа в творчестве Г.Ибрагимова («Красные цветы», 1922), Лирико-романтическое и социально-общественное в романе «Дочь степи»(1924). «Глубокие корни» - исторический роман нового типа и его влияние на развитие татарской прозы. Г.Ибрагимов – литературовед.

Формирование двух стилевых течений в драматургии: 1) историко-революционное (М.Галяу «Пугачевское нашествие», Г.Кутуй «Казань», Х.Такташ «Камиль»); 2) романтическое (М.Файзи «Асыльяр», Ф.Бурнаш «Мирза Хусаин», К.Тинчурин «Страна»).

Основные тенденции в развитии татарской драматургии 20-х годов: поиски новых художественных форм (К.Тинчурин, Ф.Бурнаш); изображение личности в круговороте истории (К.Тинчурин «Без ветрил», Н.Исанбет «Хиджрат»); продолжение гуманистических традиций (К.Тинчурин «Голубая шаль», Ф.Бурнаш «Старик Камали», Х.Такташ «Утраченная красота»); рожденный революцией новый герой (Г.Ибрагимов «Новые люди», Х.Такташ «Камиль»).

Развитие жанра сатирической комедии в 20-е годы (К.Тинчурин «Американец», «Портфель»). Приемы и средства создания сатирического образа.

Жанр музыкальной драмы в творчестве К.Тинчурина («Угасшие звезды», «Голубая шаль», «Казанское полотенце»).

 

4.3. Литература 30-х годов (1934-1941.

Общественно-историческая и литературная жизнь 30-х годов. Первый съезд советских писателей и образование Союза писателей Татарстана (1934). Его значение в истории литературы. Культ личности и волна репрессий. Перевод татарского алфавита с латиницы на кириллицу (1940).

Вульгарно-социологическое понимание основных функций искусства слова. Формирование метода социалистического реализма.

Обращение поэтов к традициям устного народного творчества (Х.Туфан «Белая береза»,1933; А.Файзи «Подснежник»,1933; М.Джалиль «Скучаю»,1936; С.Хаким «Тоска»,1938). Активизация песенного жанра.

Подъем лиро-эпических форм и их жанрово-стилевое многообразие: 1) романтическое преломление проблем революционной эпохи и художественное решение темы судьбы интеллигенции в революции (А.Файзи «Флейты», 1933); 2) выражение радости бытия в фольклорно-романтической форме (М.Джалиль «Письмоноцец»,1938; Ф.Карим «Шумная заря», «Седьмая печь»,1937); 3) философские размышления о судеб личности, народа, страны (Х.Туфан «Клятва»,1933; А.Файзи «Степь и человек», 1936).

Мотивы обновления жизни в творчестве Ш.Маннура, А.Файзи, М.Джалиля, Ф.Карима, С.Хакима, А.Ерикай и др. Поэтизация индустриального труда.

Лиризм, народность и философичность художественного отражения действительности в творчестве А.Файзи и Х.Туфана.

Отражение судеб крестьянства и проблем коллективизации в романе Ш.Камала «Когда рождается прекрасное» и повести М.Амира «Агидель»(«Белая»).

Неосентиментализм в изображении нового человека (Г.Кутуй «Неотосланные письма»,1935).

Многомерность художественного решения темы гражданской войны в повестях Г.Баширова «Сиваш»(1936), А.Шамова «В госпитале» и др.

Проблемы взаимосвязи истории и современности в пьесах А.Файзи «Пугачев В Казани», Н.Исанбета «Спартак», «Идегей».

Фольклорные мотивы в пьесах «Алтынчеч»(«Золотоволосая») М.Джалиля, «Ходжа Насретдин», «Батыр Туляк» Н.Исанбета.

 

4.3. Литература периода Великой Отечественной войны (1941-1945).

Великая Отечественная война и татарские писатели. Роль литературы в годы войны. Развитие публицистики («Письмо татарского народа фронтовикам-татарам»), поэзии и «малых» жанров прозы. Постановление ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года «О состоянии и улучшении массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» и его негативная роль для дальнейшего развития татарской литературы.

Основные образы, мотивы и поэтика поэзии военных лет (А.Ерикай «На войну, товарищи», Ф.Карим «Клятва», К.Наджми «Смерть фашизму», «Тетя Хаят», Ш.Маннур «Прощальная песня», Ш.Мударрис «В землянке»).

Развитие поэтических жанров. Интерес к жанру баллады (Ф.Карим «Железо и кузнец», М.Джалиль «Соловей и родник»).

Творчество М.Джалиля. Эволюция идейно-эстетических взглядов поэта. Особенности фронтовой лирики (Сборник «Клятва артиллериста»). Цикл стихов «Моабитские тетради». История создания и возвращения на Родину. Роль и значение творчества М.Джалиля в развитие татарской поэзии.

Фронтовая поэзия Ф.Карима. Особенности лирического героя. Развитие жанра поэмы в творчестве поэта («Жена партизана», «Гульсум», «Парень из Волги», «Зеленая гармошка с колокольчиком» и др.). Военная проза Ф.Карима.

Романтический и лирико-публицистический пафос в рассказах И.Гази («Их было трое»), Г.Апсалямова («Сын Родины»), А.Еники («Мать и дочь», «На один час»).

Обновлении жанра нэсэр (Г.Кутуй «Настольгия». «Мы – сталинградцы»).

Повесть военных лет: Ф.Хусни «Перстень», Ф.Карим «Записки разведчика», «Весенней ночью», А.Расих «Зерна счастья», Г.Кутуй «Приключения Рустема».

Драматургия военных лет: М.Амир «Минникамал», Р.Ишмурат «Возвращение».

Историческая тематика в пьесах Н.Исанбета («Гульджамал», «Мулланур Вахитов»), М.Гали и Х.Уразикова («Каюм Насыри»).

 

 

4.4 Литература послевоенных лет (1945-кон.50-х гг.).

Политическая и литературно-общественная ситуация. Отражение общественных настроений в литературе.

Постановления ЦК ВКП(б) 1946-1948 годов в области литературы и искусства. Репрессивные компании, развернутые партией во многих направлениях культурной жизни страны. Борьба с «космополитизмом». Критика «теории бесконфликтности». Споры о положительном герое литературы. Возвращение в литературу реабилитированных писателей.

Тема Великой Отечественной войны в литературе этих лет. «Белые ночи», «Орлята», «Газинур» А.Абсалямова. Рассказы и повести И.Гази, А.Шамова. Освещение военной темы в жанре поэмы («Дочь Казани» Ш.Маннура, «Курская дуга» С.Хакима, «Солдат-поэт-гражданин» Г.Хузеева). Тяга к глубокому раскрытию внутреннего мира человека военного времени в драматургии (М.Амир «Песня жизни», Т.Гиззат «Настоящая любовь». Художественное осмысление героизма М.Джалиля в пьсах Р.Ишмурат и Н.Исанбета.

Изображение жизни тыла в годы Великой Отечественной войны в романах «Честь» Г.Баширова, «Чистая душа» М.Амира.

Проявление «лакировочных» тенденций в литературном процессе.

Тема возвращения к мирному труду. Повести «Болотный цветок», «Мираж» А.Еники, «Звезды над деревней» Ф.Хусни и др.

Поэтический роман С.Баттала «По столбовой дороге».

Возобновление историко-биорафического и историко-революционноо жанра (К.Наджми «Весенние ветры», «Незабываемые годы» (первая книга) И.Гази, А.Файзи «Тукай»).

Этапы творчества Х.Туфана. Философско-лирическая направленность поэзии 40-50-х гг. Особенности поэтики и стиля («Летят облака», «Чьи руки теплее», «Пора цветения», «Дикие гуси», Тебе», «О сказанном тобой» и др.).

 

 

Раздел 5. Татарская литература второй половины XX века (1960-2000 гг.)

5.1. Литература 60-80-х годов.

Политическая и литературно-общественная ситуация конца 50-х – 80-е годы. Преодоление последствий культа личности И.В.Сталина. Характеристика конца 50-х – нач. 60-х годов в общественном сознании как период «оттепели» и ее влияние на дальнейшее развитие литературы. Формирование понятия «советский народ». Идеи интернационализма и сужение интересов национальных меньшинств. Усиление партийного давления на литературно-культурные организации. Дальнейшее развитие эстетики социалистического реализма. Две тенденции в литературном процессе этих лет: 1) официальная, которая опиралась на марксистко-ленинскую идеологию; 2) традиционно-гуманистическая, основанная на эстетические ценности многовековой татарской литературы. Формироваие «критического направления» в прозе этих лет (А.Гилязов, Н.Фаттах, А.Баянов, Х.Сарьян).

Возникновение новых течений традиционного реализма. «Крестьянский реализм» – деревенская проза 60-80-х годов и основные тенденции развития. Ориентация на народное слово. Село как источник сохранения нравственно-национальных основ народа. Проблема народного характера и пути ее идейно-эстетического решения (А.Гилязов «Весенние караваны»; Р.Тухфатуллин «Моя звезда», «Односельчанин Наби»).

«Сентиментальный реализм» – проблема исторической памяти и ностальгия по прошлому. Изображение судьбы личности в контексте истории сложных отношений чувств-переживаний и событий. Двуплановость изображаемого и увеличение субъективности (М.Магдиев «Прощание», «Там, где садятся журавли», «Человек уходит, а его песни остаются»).

Всеоблемость понятия «национальный реализм» и судьба татарской нации в литературе этих лет (А.Еники «Родная земля», Г.Баширов Родной край –колыбель мая»).

Обращение к древней истории народа в романах Н.Фаттаха «Итель- река течет», «Свистящие стрелы»; М.Хабибуллина «Хан Кубрат»).

Тема Великой Отечественной войны. Продолжение героико-романтического направления в изображение военных действий (Ш.Ракипов «Откуда ты, Жан?», «Песнь кипарисов». Соотношение документального и художественного начал в романе А



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: