3.10.1. Лебедка к основанию крепится при помощи болтов. Все движущиеся части буровой лебедки должны иметь прочные съемные металлические ограждения, надежно закрывающие доступ к ним со всех сторон. Все цепные передачи должны быть ограждены надежными кожухами и щитами, прочно прикрепленными к оборудованию или основаниям.
3.10.2. Тормозная система буровых лебедок не должна допускать проскальзывания барабана в заторможенном состоянии.
3.10.3. Тормозной механизм лебедки должен иметь не менее двух независимых систем управления, одна из которых (основная) должна обеспечивать плавное регулирование тормозного момента.
3.10.4. В лебедках, в которых основной системой является регулируемый электропривод, должен быть установлен механический тормоз для аварийной остановки и для фиксации барабана в не подвижном состоянии.
3.10.5. В буровых установках, где основное торможение осуществляется механическим тормозом, лебедка должна быть оснащена вспомогательным регулируемым тормозом (электрическим, гидравлическим или пневматическим).
3.10.6. При использовании буровых лебедок, не имеющих фиксатора положения тормозной рукоятки, для укрепления последней должны применяться устройства в виде мягкого троса, пропущенного через пол, с привязанным к нему грузом.
3.10.7. Система управления лебедкой должна обеспечивать автоматическое отключение привода с одновременным включением тормоза при поступлении сигнала предохранительных устройств (ограничителя подъема талевого блока, ограничителя грузоподъемности лебедки).
3.10.8. Отключение привода и торможение лебедки должно быть таким, чтобы не происходила разгрузка и разматывание ходовой ветви талевого каната.
|
3.10.9. При работе лебедки должна быть обеспечена правильная укладка каната на барабан, исключающая возможность перехлеста витков и их неравномерную навивку.
3.10.10. Конструкция барабана лебедки должна обеспечивать крепление подвижной ветви талевого каната, исключающая возможность его смятия или перегиба, самопроизвольного ослабления или отсоединения в месте крепления.
3.10.11. Зубчатый передающий механизм механического тормоза должен быть огражден, во избежание попадания посторонних предметов и предупреждения заклинивания тормозной рукоятки.
3.10.12. Пневмотормозной цилиндр должен быть надежно закреплен на раме лебедки и иметь кожух, исключающий попадания грязи и воды между штоком и направляющей втулкой.
3.10.13. При полном торможении лебедки рукоятки тормозного рычага должна отстоять от пола буровой на расстоянии 80—90 см.
3.10.14. Колодки к тормозным лентам буровых лебедок следует крепить безболтовыми соединениями или болтами, или заклепками из цветного металла.
3.10.15. Тормозные ленты буровой лебедки после прекращения торможения должны оттягиваться пружинами так, чтобы в нерабочем состоянии поверхность ленты не соприкасалась с поверхностью тормозного шкива.
3.10.16. На барабане лебедки не должно быть трещин и нарушений заклепочных соединении или сварных швов в местах соединения барабана с ребордой.
3.10.17. Гидротормоз должен быть герметичным, не иметь течи. Он должен заполняться жидкостью (чистой водой или с добавлением антифриза).
3.10.18. З апрещается работать с неисправной или плохо отрегулированной тормозной рукояткой.
|
3.10.19. Оставлять тормозной рычаг лебедки незафиксированным запрещается.
3.10.20. На барабане лебедки при самом нижнем положении талевого блока должно оставаться не менее 3-х витков талевого каната.
3.10.21. Необходимо систематически следить за исправностью пневмосистемы буровой лебедки, запрещается производство каких-либо работ при нарушении герметичности воздухопроводов, идущих к пневмоцилидру тормоза лебедки.
3.10.22. Следует регулярно производить осмотр и чистку мест под балансиром и коленчатым валом тормозной системы.
3.10.23. Обледенение тормозной системы (рычагов, коленчатого пала балансира, тормозного цилиндра и др.) не допускается.
3.10.24. Перед каждым спуском и подъемом бурильного инструмента необходимо осматривать и проверять цепи, следить за наличием и состоянием шплинтов. Если они начали срезаться, необходимо заменить их новыми.
3.10.25. В случае разрыва цепи для ее стягивания, а также для безопасного загибания шпилек, необходимо применять специальное приспособление.
3.10.26. Спуск колонны бурильных или обсадных труб с включением гидротормоза производить с глубины, указанной в технической характеристике буровой установки.
3.10.27. Запрещается спуск колонны бурильных или обсадных труб в скважину, если фиксатор гидротормоза неисправен (слом или деформация пружины).
3.10.28. Работать на буровой лебедке не допустимо в случаях, если:
· рама лебедки имеет трещину в сварных швах и деталях или деформированы детали рамы;
· тормозные шкивы имеют выработку глубиной 15—20 мм на сторону (и зависимости от типа лебедки);
|
· на рабочей поверхности тормозного шкива имеются трещины, длиной более 80 мм и шириной 0,2—0,5 мм и глубиной 2 мм;
· тормозные ленты имеют трещины и надрывы в ленте и ушках, неодинаковая длина тормозных лент;
· толщина первой колодки, считая от набегающего конца ленты, становится равной 8 мм;
· валы лебедки имеют кривизну;
· смятие, износ шпоночных канавок муфты и вала более 2 мм;
· коромысло имеет трещину и деформацию от механических повреждений;
· давление в пневмоцилиндре ниже указанного в паспорте завоза-изготовителя;
· гидротормоз не герметичен;
· слышен стук и видна вибрация валов с кулачковыми муфтами;
· сильно нагреваются подшипники валов;
· есть трещины или отколы в кулачковых муфтах;
· нарушение профиля поверхности сцепления кулачковых муфт или отклонения его от нормального вследствие смятия или излома на 3 мм и более;
· зубья цепных колес сработаны по рабочему профилю: при шаге зуба 50,8 мм - более чем на 6 мм, а при шаге 103,2 мм - более чем на 12 мм;
· сработаны втулки цепных колес, свободно сидящих на валу (зазор между валом и изношенной втулкой более 4 мм);
· наблюдается осевое перемещение валов при наличии люфта.
3.10.29. Перед спуском буровой лебедки в работу необходимо проверить:
· состояние и исправность тормозной системы (колодок, шкивов, шиннопневматических муфт);
· состояние и наличие смазки в узлах лебедки;
· состояние деталей системы управления, включения и отключения муфт сцепления, узлов пневматической системы;
· состояние катушек;
· состояние крепежных деталей и надежность их крепления (особенно тщательно следует проверить болты крепления корпусов подшипников валов к станине лебедки);
· правильность установки и надежность крепления лебедки на фундаменте;
· состояние и крепление защитных кожухов и ограждений;
· состояние зубьев цепных колес и цепей, надежность их крепления;
· исправность ограничителя подъема талевого блока.
3.10.29. В зимнее время, закончив спуск инструмента в скважину необходимо отключить гидротормоз от вала лебедки и слить воду во избежание ее замерзания. Слив воды рекомендуется производить при вращающемся роторе гидротормоза.