Понятие государственного (муниципального) кредита и государственного долга. Отличие государственного (муниципального) кредита от банковского кредита. Внутренний и внешний долг. Понятие государственного долга Российской Федерации. Структура государственного и муниципального долга. Управление государственным и муниципальным долгом. Внешние долговые требования Российской Федерации.
Финансовая деятельность государства и иных публично-правовых образований носит комплексный характер. Особая роль при этом отводится государственному (муниципальному) кредиту.
Как известно, наряду с налогами и имуществом публичноправовых образований, государственный (муниципальный) кредит выступает в качестве одного из способов привлечения денежных средств для целей финансирования запланированных законом о бюджете расходов.
Специфика отношений, складывающихся по поводу государственного (муниципального) кредита, заключается в том, что они являются в значительной мере предметом правового регулирования финансового права.
Будучи прежде всего экономической категорией, государственный (муниципальный) кредит может рассматриваться как экономические денежные отношения, возникающие в связи с предоставлением государством и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств определенным субъектам.
В правовом значении государственный (муниципальный) кредит может рассматриваться как правовой институт, нормы входящие в состав которого и регулируют указанные отношения.
Государственный (муниципальный) кредит как самостоятельный институт финансового права — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
|
Государственный (муниципальный) кредит также может рассматриваться в качестве одного из ключевых методов (способов) воздействия на финансовые отношения.
Как отмечается в научной литературе, отличие налогов от государственного (муниципального) кредита заключается в том, что государственный кредит носит добровольный, возвратный, возмездный характер. Налоги же взимаются в обязательном и безвозмездном порядке.
При этом специфика отношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита, заключается в том, что публично-правовое образование в них может выступать в нескольких качествах — кредитора, заемщика и гаранта
Государственный (муниципальный) кредит может рассматриваться как совокупность отношений между государством и муниципальными образованиями в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами — с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта2.
В настоящее время в бюджетном законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное определение государственного (муниципального) кредита.
Способствуя осуществлению финансовой деятельности, государственный (муниципальный) кредит выполняет несколько функций:
|
Регулирующая функция государственного (муниципального) кредита проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство воздействует на различные звенья финансовой системы, например, изменяя объем денежной массы в обращении и его структуру. При этом может оказываться как стимулирующее, так и дестимулирующее воздействие.
Распределительная функция государственного (муниципального) кредита проявляется в том, что за счет предоставления денежных средств в процессе кредитования государством или же муниципальными образованиями осуществляется распределение (перераспределение) между различными фондами.
Контрольная функция государственного (муниципального) кредита и ее реализация тесно связаны с контрольной функцией финансов.
Государственный и муниципальный кредит как разновидности кредита, характеризуются специфическими чертами, к которым следует отнести добровольность вступления в отношения, возвратный и платный характер, особый порядок обеспечения исполнения обязательств публично-правового образования, срочность.
Отношения, складывающиеся, как в процессе предоставления государственных (муниципального кредитов), так и в ходе осуществления государственных (муниципальных) заимствований, строятся на основании ряда принципов.
Принцип добровольности, нашедший свое закрепление в ст. 75 Конституции России, а также в отдельных актах бюджетного законодательства (например, в ч. 1 ст. 93 Бюджетного кодекса Российской Федерации), подразумевает наличие свободного выбора у субъектов, вступающих в отношения по поводу предоставления бюджетного кредита.
|
Принцип срочности определяет, что государственный (муниципальный) кредит, предоставляемый Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, а также муниципальными образованиями, предоставляется на определенный срок. Так, ст. 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается возможность предоставления бюджетных кредитов на срок до 3 лет из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету, а также из бюджета муниципального района бюджету муниципального поселения.
В новой редакции гл. 13 Бюджетного кодекса РФ законодатель более четко закрепляет принцип срочности предоставления бюджетных средств. Так, ст. 93.3, 93.5 Бюджетного кодекса РФ устанавливается, что по общему правилу бюджетные кредиты выдаются на срок до 3 лет, что связано с введением нового подхода к планированию бюджетных доходов и расходов, а также необходимостью придания несколько иных рамок бюджетному контролю.
Принцип возмездности является одним из ключевых условий предоставления кредитов, как государством, так и муниципальными образованиями.
В связи с изменением бюджетного законодательства режим правового регулирования государственного (муниципального) кредита, а также его формы претерпели существенные изменения.
В настоящее время в связи с установлением законодателем понятия бюджетного кредита в качестве базового, уместно говорить о двух видах государственного (муниципального) кредита: внешних и внутренних.
К внешним кредитам стоит относить бюджетные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам, а также международным финансовым организациям.
Внутренние кредиты включают бюджетные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями как в рамках бюджетной системы (одним бюджетом другому), так и российским юридическим лицам.
С учетом принципа федерализма бюджетные кредиты могут быть разграничены на три вида:
— бюджетные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией;
— бюджетные кредиты, предоставляемые субъектами Российской Федерации;
— бюджетные кредиты, предоставляемые муниципальными образованиями.
В соответствии с бюджетным законодательством РФ предоставление бюджетных кредитов возможно только лишь при соблюдении ряда условий.
Ключевыми условиями предоставления бюджетных кредитов в настоящее время являются:
— отсутствие просроченной задолженности получателя перед публично-правовым образованием;
— возмездность;
— наличие обеспечения;
— возвратность.
Для целей контроля расходования средств бюджета при получении бюджетного кредита могут быть установлены и иные условия, соблюдение которых является обязательным.
Например, в соответствии с п. 4.4. Положения о предоставлении бюджетных кредитов юридическим лицам, при пролонгации бюджетных кредитов юридическим лицам в г. Москве в качестве условия выступает увеличение процентной ставки за пользование бюджетными средствами, действующей на момент заключения договора бюджетного кредитования в размере, определенном Законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год.
Предоставление средств носит также целевой характер, что отражается при принятии закона о бюджете на очередной финансовый год.
Так, например, Правилами предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2010 год предусматривается, что целями предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ могут выступать:
а) частичное покрытие дефицита бюджета субъекта Российской Федерации;
б) покрытие временного кассового разрыва, возникающего при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации;
в) осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий, произошедших на территории субъекта Российской Федерации (далее — стихийные бедствия и техногенные аварии);
г) строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения);
д) реализация мероприятий по поддержке монопрофильных муниципальных образований.
Бюджетным кодексом РФ особо оговариваются способы обеспечения исполнения обязательств по предоставленным бюджетным кредитам.
Для юридического лица, муниципального образования при возврате бюджетного кредита, а также уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором в качестве способов обеспечения, могут выступать:
— банковские гарантии;
— поручительства;
— государственные (муниципальные) гарантии;
— залог имущества.
Одним из условий предоставления бюджетных кредитов является проверка надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, которая осуществляется финансовыми органами соответствующего публично-правового образования (Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъекта Российской Федерации, финансовые органы муниципального образования). Оценка имущества, предоставляемого в залог, должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 190 Бюджетного кодекса РФ финансовый орган не имеет права осуществлять предоставление бюджетных кредитов в случае введения режима временного управления бюджетом, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года. В таком случае отсутствует акт, на основании которого возникают обязательства по предоставлению денежных средств.
С 1 января 2013 г. Бюджетным кодексом РФ установлен 5-летний срок исковой давности по требованиям Российской Федерации (п. 4 ст. 93.4):
— в связи с предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств, в том числе бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) и иных бюджетных кредитов (ссуд), включая требования по уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором (соглашением), в том числе требования о неосновательном обогащении и возмещении убытков;
— в связи с предоставлением и (или) исполнением Российской Федерацией государственных гарантий Российской Федерации;
— по обязательствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которого являлась передача акций в собственность Российской Федерации;
— из договоров и иных сделок об обеспечении исполнения указанных в настоящем пункте обязательств.
Предоставление бюджетных кредитов, как и вся бюджетная деятельность, находит свое отражение в целом ряде актов. К ним относятся: закон (акт муниципального образования) о бюджете (ст. 184.1 Бюджетного кодекса РФ), программа предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год (ст. 184.2 Бюджетного кодекса РФ), программа государственных (муниципальных) гарантий на очередной финансовый год, программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов (ст. 125 Бюджетного кодекса РФ).
Отдельное внимание заслуживают формы государственного кредита.
В настоящее же время, в связи с введением целого ряда понятий (и в том числе понятия бюджетных и нормативных обязательств), формами государственного кредита являются государственный финансовый кредит, государственный экспортный кредит, государственная гарантия иностранного государства по возврату государственного экспортного кредита и др.
Необходимость нахождения баланса между доходами и расходами требует от государства, а также муниципальных образований постоянного поиска финансовых источников для выполнения своих обязательств. Для этого публично-правовые образования прибегают к заимствованиям средств, в результате чего происходит образование долга.
Как в экономической, так и в правовой науке понятие государственного (муниципального) долга раскрываются учеными по-разному.
В науке финансового права государственный и муниципальный долг рассматривается также как один из ключевых элементов системы финансового права (как правовой институт).
Понятие государственного и муниципального долга в настоящее время содержится в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ
Под государственным (муниципальным долгом) понимаются обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным кодексом РФ, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Законодатель разграничивает долг на внешний и внутренний (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
Внешний долг — обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
Внутренний долг — обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
В науке принято также классифицировать долг государства на текущий и капитальный.
К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц (ст. 97 БК РФ).
Возникновение государственного и муниципального долга происходит в результате осуществления государственных и муниципальных заимствований.
Под государственными заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.
Под государственными заимствованиями субъектов Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации.
Под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, размещаемых на внутреннем рынке в валюте Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства. При этом заимствования муниципальных образований за пределами Российской Федерации не допускаются.
Государственные заимствования, осуществляемые Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации могут быть как внутренними, так и внешними (по виду валюты — иностранная или российская).
Осуществление государственных (муниципальных) заимствований носит целевой характер, как и весь процесс аккумуляции, распределения и использования бюджетных средств.
Бюджетным кодексом устанавливаются как предельный объем заимствований, так и предельный объем долга публичноправовых образований (ст. 106, 107 Бюджетного кодекса РФ).
Целями осуществления государственных и муниципальных заимствований являются финансирование дефицитов соответствующих бюджетов (ненефтегазового дефицита федерального бюджета) и погашение долговых обязательств.
Долг публично-правовых образований имеет определенную структуру и представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) (см. таблицу).
Бюджетным кодексом РФ ограничиваются сроки заимствований, осуществляемых публично-правовыми образованиями.
Долговые обязательства как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно) (ч. 3 ст. 98, ч. 6 ст. 99 Бюджетного кодекса РФ).
Сроки заимствования для муниципальных образований более ограничены по времени. В соответствии с ч. 4 ст. 100 Бюджетного кодекса РФ, долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).
Формами государственного (муниципального) долга в настоящее время выступают: — кредиты (в том числе бюджетные), полученные от различных субъектов. В соответствии с бюджетным законодательством кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации (субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджетов бюджетной системы РФ;
— государственные (муниципальные) заимствования, осуществляемые путем выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг;
— государственные (муниципальные) гарантии.
Необходимо отметить также, что заимствования, осуществляемые в процессе выпуска ценных бумаг, могут быть классифицированы по разным основаниям (срок действия, субъект эмиссии ценных бумаг и др.).
Отношения, складывающиеся при осуществлении государственных и муниципальных заимствований в силу своего комплексного характера и значения для публично-правовых образований, требуют постоянного управления.
В настоящее время в науке не существует единого мнения о понятии управления государственным (муниципальным) долгом и кредитом.
Под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом понимается «совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам, погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации».
Некоторые ученые разграничивают управление государственным долгом на два вида — стратегическое и оперативное.
Управление в сфере заимствований публично-правовых образований осуществляется соответствующими органами власти. К ним относятся:
— Президент РФ (президенты республик РФ);
— Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (местная администрация);
— Министерство финансов РФ;
— финансовые органы субъектов РФ;
— Центральный банк РФ.
Президентом Российской Федерации устанавливаются цели и задачи Российской Федерации в области долговой политики, по согласованию с соответствующими органами определяются стратегические вопросы долговой политики, которая выступает как отдельный элемент внутренней и внешней политики государства. Ежегодным Бюджетным посланием Президент России определяет основные направления законотворческой деятельности высшего представительного органа России, в том числе в сфере государственного долга (ст. 170 БК РФ).
Кроме этого, согласно Конституции России Президент координирует деятельность органов всех ветвей государственной власти, в том числе в области долговой политики государства. Для этого глава государства обладает широким объемом полномочий по построению системы органов исполнительной власти: назначает председателя Правительства, представляет кандидатуру председателя Банка России, назначает на должность федеральных министров.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Президент России координирует и направляет деятельность законодательных и исполнительных органов в сфере государственного долга Российской Федерации и его управлении.
Федеральное Собрание Российской Федерации в соответствии с возложенными на него функциями законодательно закрепляет основные параметры и принципы долговой политики государства и управления в указанной сфере1. В соответствии со ст. 153, 164 Бюджетного кодекса РФ, выступая в качестве одного из ключевых участников бюджетного процесса, Федеральное Собрание рассматривает и утверждает федеральный закон о федеральном бюджете, а также:
— программу государственных внутренних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
— программу государственных внешних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
— программу государственных гарантий на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» занимается непосредственным управлением государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации.
На этапе становления российской государственности Правительством РФ осуществлялись меры по построению системы управления государственным долгом РФ
Среди круга полномочий Правительства Российской Федерации можно отметить наличие обязанностей по представлению в Государственную Думу проекта федерального бюджета и отчета о его исполнении, содержащие параметры заемной политики (ст. 154, 171 БК РФ), подготовке заключений по законопроектам о выпуске государственных займов, об изменениях финансовых обязательств государства, а также утверждению долгосрочных целевых программ (ст. 179 БК РФ).
Правительство Российской Федерации наделено правом принимать соответствующие постановления, на основе которых устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг, а также принимать решение об эмитенте государственных ценных бумаг РФ.
Федеральным органом исполнительной власти в составе Правительства Российской Федерации, на который непосредственно возложены функции по управлению государственным долгом, является Министерство финансов Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга.
В ходе регулирования отношений в области государственного кредита и долга Министерство финансов Российской Федерации осуществляет в том числе и следующие функции:
1) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам:
— эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг;
— предоставления государственных гарантий Российской Федерации;
— управления государственным долгом;
2) разрабатывает и утверждает:
— методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий Российской Федерации;
— порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации;
3) осуществляет:
— управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
— функции эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;
— ведение государственной долговой книги Российской Федерации;
— государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;
— участие от имени Правительства Российской Федерации в деятельности Парижского клуба.
Согласно ст. 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации:
— по поручению Правительства Российской Федерации представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;
— разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации Программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ;
— разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий;
— обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
— предоставляет по поручению Правительства Российской Федерации от имени Российской Федерации государственные гарантии субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
— проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий;
— регистрирует эмиссии займов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий;
— ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
— осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, управление государственным долгом РФ.
Министерство финансов РФ осуществляет свои функции во взаимодействии с органами, находящимися у него в подведомственности, например Федеральным казначейством.
В соответствии с Положением о Федеральном казначействе Российской Федерации к его задачам и функциям относятся, например, прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета, управление операциями на едином счете федерального бюджета, организация в рамках своей компетенции предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
На основании ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ Федеральное казначейство обладает полномочиями доводить до главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета представленных Министерством финансов Российской Федерации бюджетных ассигнований.
Правительство РФ совместно с Министерством финансов РФ при принятии решения о выпуске долговых ценных бумаг РФ активно взаимодействуют с Банком России, который осуществляет государственную регистрацию выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг (в том числе и государственных).
Обслуживание (т. е. размещение долговых обязательств, выплата доходов и погашение долговых обязательств) государственного долга осуществляется агентами Правительства РФ, которые выполняют обязанности по представлению его интересов. К ним относится, в частности, Банк России.
На основании ч. 2 ст. 119 Бюджетного кодекса РФ Центральным банком Российской Федерации, кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией осуществляется выполнение функций генерального агента (агента) Правительства Российской Федерации по обслуживанию долговых обязательств Российской Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению. Участие в мероприятиях по управлению государственным долгом Центральный банк Российской Федерации (Банк России) принимает также путем разработки совместно с Правительством Российской Федерации Основных направления денежно-кредитной политики.
Вопросы для самоконтроля:
1. В каких значениях может рассматриваться государственный (муниципальный) кредит? Дайте определение государственного и муниципального кредита. Как соотносятся понятия «государственный кредит», «муниципальный кредит», «бюджетный кредит»?
2. Какие функции свойственны для государственного (муниципального) кредита?
3. На каких принципах основываются отношения, складывающиеся в области государственного (муниципального) кредита?
4. Какие виды и формы государственного (муниципального) кредита можно выделить?
5. Какие условия должны выполняться заемщиком в соответствии с Бюджетным кодексом РФ для получения бюджетного кредита?
6. Какими актами регламентируется порядок предоставления бюджетных кредитов? Дайте их характеристику.
7. Дайте определение государственного (муниципального) долга. Какие виды государственного (муниципального) долга можно выделить?
8. Какие виды долговых обязательств включаются в структуру государственного (муниципального) долга?
9. Какие субъекты участвуют в управлении государственным (муниципальным) долгом? Охарактеризуйте их полномочия.
Литература:
1. Боженок С. Я. Генезис доходов государства. М., 2010.
2. Головачев Д. Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. М., 1998.
3. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Л. Л. Арзуманова, Н. М. Артемов, Е. М. Ашмарина и др.; под ред. Е. Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2013.
4. Кучеров И. И. Бюджетное право России. М., 2002.
5. Покачалова Е. В. Публичный долг в Российской Федерации: вопросы теории финансового права: монография. Саратов, 2007.
6. Твердохлебов В. Н. Государственный кредит: теория и техника. Л., 1924.