Полноценное осуществление функций по предоставлению инвестиционных услуг, обеспечивающих доступ эмитентов к инвестиционным ресурсам, а инвесторов к надежным инструментам инвестирования, может только рынок, обладающей развитой современной инфраструктурой. Конкурентоспособные институты финансовой инфраструктуры обеспечивают приемлемый уровень транзакционных издержек, обеспечивают надежность и своевременность проведения сделок, надежность системы учета прав собственности на купленные ценные бумаги. Формирование современной конкурентной инфраструктуры финансового рынка в России не завершено. Это связано, в первую очередь, с отсутствием центрального депозитария и клиринга. Также на российском финансовом рынке ограничены возможности участников по использованию в своей деятельности широкой гаммы современных финансовых инструментов, необходимых для диверсификации рисков, хеджирования рисков и.т.д.
Основной показатель, характеризующий достижение цели «Содействие развитию финансового рынка и его инструментов, обеспечение стабильности финансового рынка» - рост объема сделок с эмиссионными ценными бумагами, фьючерсами и опционами, базисным активом по которым являются эмиссионные ценные бумаги, а также индексы, портфель для расчета которых составлен из эмиссионных ценных бумаг, и паями паевых инвестиционных фондов на биржевом рынке ценных бумаг.
Финансовая инфраструктура в условиях рыночной экономики является важнейшим инструментом перераспределения инвестиционных ресурсов, поэтому играет большую роль в обеспечении нормальных условий осуществления предпринимательской деятельности. В настоящее время расчетная инфраструктура раздроблена, фактически каждая торговая площадка имеет свою собственную инфраструктуру. Между тем, опыт развитых зарубежных рынков показывает, что создание единой клиринговой и расчетной инфраструктуры позволяет значительно сократить издержки инвесторов, снизить нерыночные риски. Кроме того, такая система в большей степени позволяет обеспечить права собственности владельцев ценных бумаг в силу отсутствия у центрального депозитария частных корпоративных интересов. В дополнение к снижению затрат инвесторов на услуги расчетной инфраструктуры и снижение риска учета прав собственности требуется реализовать комплекс мер по повышению конкурентоспособности российских организаторов торговли. В совокупности все эти меры будут означать повышение привлекательности российских институтов инфраструктуры фондового рынка. Результирующим показателем в данном случае станет повышение доли российских фондовых бирж в совокупном объеме биржевых сделок с российскими финансовыми активами.
В рамках решения этой задачи планируется проведение работы по созданию единой для российского организованного фондового рынка клиринговой и расчетной организации. Составной частью данной задачи является повышение привлекательности российского биржевого рынка для участников рынка. Выполнение этой задачи приведет к снижению доли внебиржевых сделок, совершаемых профессиональными участниками, по отношению к суммарному объему биржевых и внебиржевых сделок, совершенных профессиональными участниками, что будет свидетельствовать о создании эффективной и приемлемой для финансовых посредников системы расчетов.
Рис. 2. Фактическая доля российских бирж [6]
Для эффективной организации рынка коллективных инвестиций необходимо дальнейшее развитие отрасли коллективных инвестиций, в том числе развитие новых форм коллективного инвестирования, таких как государственное размещение средств федерального бюджета, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, инвестирование в обеспеченные ипотекой права требования по кредитным договорам и права требования по договорам участия в долевом строительстве. По-прежнему актуальной является проблема доступности инструментов коллективного инвестирования в регионах, а также вопросы организации и развития вторичного обращения паев ПИФ. Одним из важнейших путей стимулирования населения к использованию инструментов коллективного инвестирования, безусловно, является обеспечение информационной прозрачности рынка коллективных инвестиций, а также информирование граждан об использовании возможностей фондового рынка и схем коллективного инвестирования для осуществления сбережений.
Приоритетными направлениями законодательной и нормотворческой инициативы ФСФР России являются защита прав участников рынка коллективных инвестиций, обеспечение условий для роста эффективности управления имуществом, находящимся в долевой собственности или в собственности одного лица, но имеющего долгосрочные накопительные обязательства перед третьими лицами в размере этого имущества в рамках законодательно установленной накопительно-распределительной системы.
Рис. 3. Фактическая латентность нарушений законодательства об инвестиционных фондах [6]
Эффективность контроля рынка коллективных инвестиций является одним из необходимых условий для повышения доверия населения к данному рынку и, как следствие, к увеличению объемов инвестирования в национальную экономику через инструменты коллективного инвестирования и повышению доходности сбережений населения.
Заключение
В ходе выполнения данной работы проанализированы проблемы регулирования российского рынка ценных бумаг. В заключение сделаем основные выводы.
Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования рынка ценных бумаг, включает:
регулятивные органы (государственные органы и саморегулируемые организации);
регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрационные, лицензионные и надзорные);
законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг (регулятивные нормы, действующие на рынке ценных бумаг);
этику фондового рынка (правила ведения честного бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями);
традиции и обычаи.
Регулятивная инфраструктура является одной из обеспечивающих систем рынка ценных бумаг.
В России к органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся: Федеральная служба по финансовым рынка (ФСФР); Министерство Финансов; Центробанк; Антимонопольный комитет; Государственная налоговая инспекция и др.
Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору на финансовых рынках, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и деятельности бирж.
Принципиальным является то, что в задаче регулирования рынка ценных бумаг интересы участников рынка и государства совпадают. Регулирование нужно для того, чтобы предупреждать и разрешать конфликты участников, улучшать управление рисками, уменьшать вероятность мошенничества, стимулировать увеличение ликвидности, внедрять лучшие бизнес-практики и стандарты деятельности. Все эти цели регулирования общие как у участников рынка, так и у государства.
Создание фондового рынка, который являлся бы одним из главных механизмов трансформации накоплений в инвестиции, немыслимо без повышения доверия к фондовому рынку со стороны инвесторов. Существуют естественные «рыночные» риски вложений в рынок ценных бумаг, связанные с макроэкономическими условиями и специфическим риском компаний - эмитентов. Задача ФСФР России заключается в минимизации так называемых «нерыночных» рисков, которые в значительной мере определяются эффективностью проведения мероприятий по защите законных прав и интересов инвесторов на финансовом рынке.
Полноценное осуществление функций по предоставлению инвестиционных услуг, обеспечивающих доступ эмитентов к инвестиционным ресурсам, а инвесторов к надежным инструментам инвестирования, может только рынок, обладающей развитой современной инфраструктурой. Конкурентоспособные институты финансовой инфраструктуры обеспечивают приемлемый уровень транзакционных издержек, обеспечивают надежность и своевременность проведения сделок, надежность системы учета прав собственности на купленные ценные бумаги. Формирование современной конкурентной инфраструктуры финансового рынка в России не завершено. Это связано, в первую очередь, с отсутствием центрального депозитария и клиринга. Также на российском финансовом рынке ограничены возможности участников по использованию в своей деятельности широкой гаммы современных финансовых инструментов, необходимых для диверсификации рисков, хеджирования рисков и.т.д.
Таким образом, определенную во введении цель исследования можно считать достигнутой в полном объеме.
Список литературы
1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года №39-федеральный закон.
2. Алёхин Б.И. Рынок ценных бумаг. - М.: Экономика и право, 2009.
. Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг. - М.: Экономика и жизнь, 2005.
. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
. Гончаренко А.Н. Ценные бумаги. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФСФР на 2007-2009 годы - М. 2006.
. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки. - М.: Экономика и жизнь, 2005.
. Лялин В.А. Ценные бумаги и фондовые биржи. - СПб.: Юристъ, 2007.
. Козлов А.А. Российский фондовый рынок. - М.: Экономика и жизнь, 2003.
. Каратуев А.Г. Ценные бумаги. - СПб.: «Юристъ»,2005.
11. www.fsfr.ru <https://www.fsfr.ru> - сайт Федеральной службы по финансовым рынкам.