План кружка «Добрые истории»
для детей старшей коррекционно-развивающей группы
Образовательная область " Речевое развитие"
Составила: учитель-логопед Гусева И.А.
Пояснительная записка.
Формирование связной монологической речи относится к одной из важнейших и сложных задач логопедической работы с детьми с ОВЗ. Решение этой задачи необходимо как для преодоления системного речевого недоразвития детей, так и для их подготовки к предстоящему обучению в школе.
Многие специалисты по исследованию речи детей (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.) подчеркивают, что полноценное овладение детьми с НРСХ навыками связной речи возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения, поэтому формирование лексически богатой и правильно грамматически и синтаксически оформленной речи у старших дошкольников приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Формирование устной речи представляет собой сложный и длительный процесс даже у детей без речевых нарушений. А проведение подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей с ОВЗ часто вызывает значительные трудности, как показывает практика. Это обусловлено рядом причин:
—недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонетического, лексического, грамматического) и ограниченными речевыми возможностями детей с ОНР;
—недостаточной сформированностью произносительной (звуковой) и семантической (смысловой) сторон речи (у детей наблюдаются сложности в организации и выстраивании в логической последовательности собственных высказываний, их языковом оформлении, бедный словарный запас, в свободной речи — смысловые пропуски, аграмматизмы);
|
—психологическими особенностями детей и наличием у них вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.).
Исходя из вышесказанного, возникает потребность в организации дополнительного обучения детей выпускной группы в плане развития связной речи для лучшей социализации и адаптации к школьной программе. Думаю, кружок «Добрые истории » не только поможет детям справиться с трудностями формирования монологической речи, но и научит их размышлять о добре и зле, о хорошем и плохом и поможет в становлении фундамента для духовно-нравственного воспитания наших детей.
Цель кружковой работы: Развивать связную речь детей старшего дошкольного возраста, способствовать их духовно-нравственному воспитанию.
Задачи:
1. Развивать образную речь детей. Познакомить детей со средствами художественной выразительности (эпитеты, сравнения).
2. Развивать связную речь детей: пересказ произведений, творческое рассказывание (на тему предложенную логопедом, коллективное творчество, на самостоятельно выбранную тему, составление описательных рассказов (по картинам, по серии сюжетных картин, рассказов по игрушкам, по предметам, по картинкам).
3. Развивать умственные способности детей (умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, составлять творческие рассказы на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей планов).
|
6. Развивать воображение и творческое мышление, воспитывать в детях добро, взаимоуважение, готовность придти на помощь.
Предполагаемый результат: хотелось бы научить детей
· самостоятельно согласовывать и образовывать слова, строить сложные конструкции предложений.
· быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.
· самостоятельно или с небольшой помощью взрослого пересказывать текст, придумывать новые эпизоды сказок, сочинять собственные, составлять описательные рассказы по картинам.
· внимательно слушать на занятиях педагога, действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу.
· формировать умение слушать товарища, давать оценку его рассказу, сопереживать героям рассказов и сказок.
·
Содержание кружковой работы:
В предлагаемой ниже сетке представлено планирование кружковых занятий на каждый месяц.
месяц | цель | задачи |
сентябрь | Составление описательного рассказа о фруктах с использованием мнемотаблицы | — систематизировать знания детей о фруктах; — уточнять, расширять и активизировать словарь детей по лексической теме — развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление; — стимулировать мыслительную и речевую активность; — учить детей использовать мнемотаблицу для составления описательного рассказа |
октябрь | Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашёл друзей» | — учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин (ССК) с опорой на план и с помощью слова- подсказки логопеда; — учить детей обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка; — развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление детей; — стимулировать мыслительную и речевую активность; — воспитывать у детей бережное, заботливое отношение к животным.(РИП) Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» (1-4), рисунки-пиктограммы. |
ноябрь | Придумывание фантастической истории (сказки) по опорным картинкам «Как подружились лесные звери» | — уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные леса»;учить детей придумывать фантастические истории (сказки) по опорным предметным картинкам; — развивать словесно-логическое мышление и произвольное внимание детей; — стимулировать положительные эмоции детей; — воспитывать бережное, заботливое отношение к диким животным леса.(РИП) Оборудование: предметные картинки: лиса, заяц, белка, еж, гриб, пень, шишка, чаща леса (иллюстрации), мяч. |
декабрь | Придумывание рассказов о «волшебных» предметах посуды | — активизировать словарь детей по теме «Посуда»; — уточнить названия предметов посуды и их частей, материалов, из которых сделана посуда; — учить детей придумывать рассказы о «волшебных» предметах посуды; — развивать произвольное внимание и словесно-логическое мышление детей. — Формировать умение внимательно слушать товарища, давать советы по содержанию «рассказа». (РИП) Оборудование: самовар (или картинка с изображением самовара), большой платок или салфетка, картинки с изображениями кухонной, столовой и чайной посуды, специальные и призовые фишки, мяч. |
январь | Пересказ рассказа неизвестного автора «Рождественский ангел» | — уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Новогодние праздники. Рождество»; — стимулировать мыслительную и речевую активность; — учить детей составлять пересказ текста с опорой на рисунки-пиктограммы; — развивать у детей произвольное внимание и логическое мышление; — воспитывать у детей бережное, заботливое отношение к окружающим людям. (РИП) Оборудование: текст рассказа неизвестного писателя «Рождественский ангел», опорные рисунки, символическое изображение сердца (иллюстрация). |
февраль | Составление творческих рассказов с элементами драматизации о различных профессиях. «Кем быть?» | — уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Профессии»; — учить детей составлять творческие рассказы с элементами драматизации; — развивать наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. Оборудование: «волшебный» мешочек, небольшие таблички с надписями: «Стройка» (архитектор, строитель, каменщик, маляр...), «Консерватория» (дирижер, трубач, скрипач...), «Детский сад» (воспитатель, повар, дворник...) и т.п.; настоящие инструменты людей разных профессий и призовые -фишки. |
март | Составление повествовательных рассказов о посещении зоопарка (из личного опыта детей) «В зоопарке» | — уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Животные Севера. Животные жарких стран»; — учить детей составлять рассказы из личного опыта о посещении зоопарка; — развивать словесно-логическое мышление и произвольное внимание детей; — стимулировать положительные эмоции детей; — воспитывать бережное, заботливое отношение к животным и птицам. (РИП) Оборудование: конверты с лежащими в них картинками с изображениями животных Севера и жарких стран (по количеству детей), картинки с символическими изображениями Севера (айсберг и снежинки) и жарких стран (пальмы на острове)[1]; специальные и призовые фишки. |
апрель | Составление повествовательного рассказа по сюжетной многофигурной картине и опорному плану. «Весна пришла» | — систематизировать знания детей о весне и весенних явлениях; — воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе; — уточнить, расширить и активизировать словарь детей по сюжетной картине и опорному картинному плану; — развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление; стимулировать мыслительную и речевую активность детей; — воспитывать у детей бережное отношение, любовь к природе. Оборудование: сюжетная многофигурная картина «Весна пришла», опорный картинный план, специальные и призовые фишки. |
май | Составление творческих рассказов по представлению от лица рыб «Если бы рыбы могли говорить» (РИП) | — активизировать словарь по теме; — уточнить названия, внешние признаки и строение рыб; — упражнять детей в подборе слов-определений к каждой рыбе; — развивать произвольное внимание и словесно-логическое мышление детей; — воспитывать любовь и бережное отношение к красивым местам родной природы и их обитателям. (РИП) Оборудование: «волшебный» мешочек, таблички с названиями видов рыб (пресноводные рыбы, морские рыбы, аквариумные рыбы), картинки с изображениями крупных и мелких пресноводных, морских и аквариумных рыб, опорный картинный план. |
|