Сбор, анализ и обобщение материалов исследования




Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ

 

 

Великий Устюг


Рассмотрено и принято методическим советом БПОУ ВО «Великоустюгский медицинский колледж имени Н.П.Бычихина»

от «_____»__________ 2018г. Протокол №____

Председатель _____________ /З.В.Комиссарова/

 

 

Составители: Чешкова Т.В., преподаватель методики исследовательской деятельности, Бушковская Ю.В., преподаватель иностранных языков, Звонарева Н.Н., заведующий методическим кабинетом, преподаватель

 

Пособие включает методические рекомендации по написанию курсовых работ, содержит описание требований к их содержанию и оформлению.

Предназначается студентам и преподавателям средних профессиональных образовательных учреждений.

 


СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения  
Выбор темы исследования  
Разработка рабочего плана  
Сбор, анализ и обобщение материалов исследования  
Структура курсовой работы (проекта)  
Оформление текста работы  
Защита курсовой работы и ее оценка  
Критерии оценки курсовых работ (проектов)  
Список используемой литературы  
Приложение 1 Индивидуальный план подготовки курсовой работы    
Приложение 2 Образец оформления курсовой работы  
Приложение 3 Рекомендации для подготовки выступления на защиту курсовой работы    

Общие положения

Выполнение и оформление курсовых работ (проектов) – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе учебных заведений среднего профессионального образования.

Курсовая работа (проект) представляет собой:

- изложение результатов исследования с учетом вопросов теории и практики в пределах выбранной темы;

- авторский труд, самостоятельное творчество студента, формирование его личной позиции и практического подхода к выбранной теме;

- проявление и показ студентом умения логично, аргументированно, ясно, последовательно и кратко излагать свои мысли.

Основной целью курсовой работы (проекта) является формирование и развитие исследовательских навыков, умения работать с научной литературой, делать на основе ее изучения выводы и обобщения. Кроме того, выполнение курсовых работ (проектов) способствует систематизации, закреплению и расширению теоретических и практических знаний студента по учебным дисциплинам или профессиональным модулям.

Работа над избранной темой требует от студента знаний основ методологии исследования, творческого мышления, прилежания и профессионализма. В курсовой работе (проекте) должно найти отражение взаимосвязи теоретических положений с практикой, повседневной жизнью и деятельностью.

Курсовая работа (проект) отличается от научных докладов и аудиторных выступлений студентов тем, что ее должен выполнять каждый обучающийся в письменном виде, в согласованной с научным руководителем форме и в строго обозначенные сроки. Между тем, проблематика курсовой работы (проекта) может быть использована в устном выступлении на семинарском или практическом занятии.

Курсовая работа (проект) не может быть простым сборником информации и состоять из фрагментов различных статей и книг. Она должна быть научным, завершенным материалом, иметь факты и данные, раскрывающие взаимосвязь между явлениями, процессами, аргументами, действиями и содержать нечто новое: обобщение обширной литературы, материалов эмпирических исследований, в котором проявляется авторское видение проблемы и ее решение. Этому общетеоретическому положению подчиняется структура курсовой работы (проекта), ее цель, задачи, методика исследования и выводы.

Научно-консультационную и методическую помощь студенту оказывает научный руководитель, он осуществляет общее руководство и контроль над ходом выполнения работы, а также оценивает ее.

Написание курсовой работы (проекта) – процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов:

- выбор темы;

- разработка рабочего плана;

- сбор, анализ и обобщение материалов исследования;

- оформление работы и её представление для проверки и получения отзыва;

- защита курсовой работы (проекта).


Выбор темы исследования

Работа над курсовой работой (проектом) начинается с выбора темы, к которому следует отнестись очень ответственно. Тематика курсовых работ (проектов) обсуждается и принимается цикловой методической комиссией учреждения. Выбор темы определяется, прежде всего, личными профессиональными и научными интересами, выработавшимися за время обучения, склонностями и увлечениями студента, а также наличием материала, литературы. Студент, исходя из своих научных интересов, может, по согласованию с преподавателем, предложить собственную тему курсовой работы (проекта), которая должна соответствовать проблематике той дисциплины, профессионального модуля, в рамках которого работа выполняется. Выбор темы по инициативе студента возможен в двух случаях:

1) стремление исследовать вопросы практики применения теоретических положений;

2) профессиональный интерес в области малоизученной проблемы.

Тема должна быть сформулирована лаконично, ясно и четко, нельзя допускать произвольности ее толкования. Следует иметь в виду, что темы могут быть узкими и широкими. Выбирая узкую тему, студент должен быть нацелен на глубокое исследование, обращение к специализированным источникам, анализ и обобщение информации по конкретной проблеме. Широкая тема предполагает исследование ряда смежных проблем. В обоих случаях исследовательская деятельность студента выходит на первый план.

Основная сложность при выборе темы может заключаться в том, что этот выбор и, отчасти, написание работы происходит в процессе изучения дисциплины, профессионального модуля, а не по его окончании. В связи с этим студенту целесообразно обратиться за помощью к научному руководителю, который направит поиск студента в нужное русло.

Неплохо, если студент, заинтересовавшись еще на первом курсе какой-либо из научных проблем, будет углублять ее изучение и исследование на старших курсах, выбирая «сквозную» тематику. В этом случае данная проблема будет последовательно изучаться всесторонне, под углом зрения различных дисциплин, профессиональных модулей. Выполненные курсовые работы (проекты) могут служить хорошей основой выпускной квалификационной работы.


Разработка рабочего плана

Работа над курсовой не должна откладываться на последние недели. Относиться к ней надлежит со всей ответственностью и добросовестностью. Только систематический, правильно спланированный и организованный труд позволит добиться хорошего результата точно к установленному сроку.

Работу над курсовой работой или курсовым проектом необходимо начинать с составления предварительного плана исследования, определения ключевых проблем, подлежащих изучению. Такой подход во многом облегчает определение структуры будущей работы, которая должна быть сбалансированной и иметь внутреннее единство.

Основные разделы плана: подготовительный этап, основной этап, заключительный этап.

Рабочий план составляется в произвольной форме, где указываются сроки выполнения этапов курсовой работы (проекта), представляется руководителю и с учетом сделанных им замечаний и предложений корректируется и уточняется.


Сбор, анализ и обобщение материалов исследования

Подбор информационных материалов для написания курсовой работы (проекта) следует рассматривать как начало необходимого и постоянного в дальнейшей работе процесса накопления информации. Сбор, анализ и обобщение материалов по теме – один из самых сложных и трудоемких этапов деятельности студента, так как необходимо ознакомиться с большим количеством литературы, различными подходами и взглядами авторов, многообразием путей решения исследуемых вопросов. Прежде всего, необходимо обратиться к учебникам и учебным пособиям, где материал излагается в доступной форме, а затем переходить к иным источникам научной, специальной и иной литературы. Не существует единственного источника, в котором студент мог бы найти полную библиографию по интересующей его проблеме. Появление новых публикаций – непрерывный процесс, за которым следует научиться постоянно следить.

В составлении библиографии большую помощь могут оказать систематические каталоги и специальные обзоры новой литературы научных библиотек, периодические информационные издания. Необходимо самостоятельно ознакомиться с публикациями в специальных журналах. Большой объем полезной информации можно найти на сайтах в сети Интернет.

Ознакомление с источником следует проводить на основе методики анализа. Это позволяет усвоить содержание, взаимосвязь, подчиненность и соподчиненность материалов. В процессе исследования нормативно-правовых актов и литературных источников целесообразно делать выписки, которые затем классифицируются и систематизируются студентом по отношению к теме курсовой работы (проекта). Пользу могут принести составление конспекта, представляющего собой обзор книги или отдельной главы, подчеркивание нужных частей текста, заметки па полях. Помощь на данном этапе работы могут иметь ксерокопирование исследуемого материала и использование персонального компьютера.

Изученный, проанализированный и обобщенный таким образом материал должен лечь в основу логически выстроенной системы сведений по теме курсовой работы (проекта). Приступая к написанию текста, студент должен иметь в виду, что содержание курсовой работы (проекта) должно отвечать следующим требованиям:

- В курсовой работе (проекте) должен быть дан анализ современного состояния исследуемого вопроса.

- В работе должна быть представлена практика применения исследуемых теоретических положений, вынесенная в отдельный вопрос, параграф или органично вставляемая в текст по ходу изложения материала.

- Курсовая работа должна быть безупречно грамотна. Наличие в ней грамматических, стилистических и орфографических ошибок резко снижает ее ценность, даже если работа носит новаторский характер.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: