Продажа Мусхафа (Корана)




Первое мнение состоит в том, что торговать Мусхафом дозволено, если продавать его мусульманам, ибо неверному нельзя трогать Коран. Этого мнения придерживались некоторые таби’ины, среди которых Хасан аль-Басри и аш-Ша’би, имамы ханафитского и маликитского мазхаба, в также это одно из мнений у шафиитов. См. “аль-Мабсут” 13/133, “аль-Мудаууана” 3/429, “аль-Мухалля” 7/544.
В качестве довода они опирались на общие тексты Корана и Сунны о дозволенности торговли в своей основе, и отсутствие какого-либо запрета на торговлю Мусхафом. Они говорили, что будь в этом что-то запретное или порицаемое, то Аллах обязательно указал бы на это. И тем более они говорили, что продается не Книга Аллаха – Коран, а продаются работа, свитки и чернила.
Также они опирались на то, что некий Ибн Мусаббих во времена правления ‘Усмана ибн ‘Аффана изготавливал Мусхаф и продавал их. См. “аль-Мудаууана” 11/418.
Однако это сообщение недостоверное, и этот Ибн Мусаббих неизвестный. Тем более в этом сообщении нет указания на то, что он делал это с ведома ‘Усмана или кого-либо из других сподвижников. См. “аль-Ахкам аль-фикъхия аль-хасса биль-Къуран аль-Карим” 2/123.

Второе мнение состоит в том, что продажа Мусхафа запрещена, и это мнение передается от группы из числа сподвижников и таби’инов, а также это мнение ханбалитов. См. “аль-Мугъни” 6/367, “аль-Инсаф” 4/278, “ас-Сауа’икъ аль-мурсаля” 2/441.
В качестве довода сторонники этого мнения опирались на то, что данное дело порицали сподвижники, и не было известно, чтобы кто-либо из них это позволял. ‘Абдуллах ибн Шакыкъ говорил: “Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) порицали продажу свитков Корана и назначение платы за обучение детей, и очень строго относились к этому!” Са’ид ибн Мансур 2/350, Ибн Аби Дауд 481. Имам ан-Науауи подтвердил достоверность. См. «аль-Маджму’» 10/388.
Также они приводили слова Ибн ‘Умара, который говорил: “Как бы я желал, чтобы отсекали руки за продажу Мусхафов”. аль-Байхакъи 6/16, Ибн Аби Дауд в “аль-Масахиф” 473.
Они говорили, что это сравнение Ибн Умара указывает на строгий запрет, ибо отсекание руки не может быть, кроме как за что-то запретное.
Однако это сообщение является слабым, как это разъяснил шейх аль-Альбани, назвав слабым обе версии этого сообщения. См. “Ируа аль-гъалиль” 1299.
А что касается слов Абдуллаха ибн Шакыкъа, что внешне может указать на единогласное мнение сподвижников, то это на самом деле не так, и то порицание, которое передается от них, на самом деле не строгое, как он сказал, о чем с дозволения Аллаха станет ясно в мнении третьей группы ученых.

Третье мнение состоит в том, что торговать Мусхафом дозволено, однако это нежелательно. И это основное мнение шафиитского мазхаба и второе мнение у ханбалитов, которое выбрал шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “Тухфатуль-мухтадж” 4/231, “аль-Инсаф” 4/278, “Маджму’уль-фатауа” 31/212.
Сообщается, что когда Ибн ‘Умар проходил мимо торговавших Мусхафами, он сказал: “Плоха ваша торговля”. ‘Абдур-Раззакъ 8/114, аль-Байхакъи 6/16. Иснад достоверный.
Сообщается, что Ибн Мас’уд порицал продажу и покупку Мусхафа. Ибн Аби Шейба 6/62, аль-Байхакъи 6/16. Имам ан-Науауи подтвердил достоверность. См. «аль-Маджму’» 10/389.
Ибн ‘Аббас сказал о торговле Мусхафом: “Покупай его, но не продавай его”. Ибн Аби Шейба 6/62. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима.
Сторонники этого мнения сказали, что сподвижники не запрещали это строгим запретом, однако считали данный поступок нежелательным. Имам аль-Байхакъи, после того как привел упомянутые сообщения, включая упомянутые ранее слова ‘Абдуллаха ибн Шакыкъа, сказал: “Это порицание не категоричное, а связанное с возвеличением Мусхафа, чтобы Коран не унижался и не избирался средством обогащения. И то, что передается от Ибн ‘Аббаса: “Покупай его, но не продавай его”, указывает на это понимание”. См. “ас-Сунан аль-кубра” 6/16.

Шейх аль-Альбани, после того, как упомянул слабость сообщения: “Как бы я желал, чтобы отсекали руки за продажу Мусхафов”, сказал: “Меня восхищает в этом то, что передается от аш-Ша’би, который сказал: «Поистине, они не продают Книгу Аллаха, а продают лишь страницы и работу своих рук». Иснад его достоверный в соответствии с требованиями Муслима”. См. “Ируа аль-гъалиль” 5/138.
Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили относительно торговли Мусхафом, он сказал: “Нет проблем в том, чтобы продавать Мусхаф, ибо это то, в чем есть нужда, а иногда даже необходимость. И это становится тебе ясным, когда ты видишь, что человек нуждается в Коране, которого у него нет, однако у него есть деньги, на которые он может купить Коран. И каким способом он может его приобрести, если только не купив его?! По этой причине покупка и продажа Мусхафов дозволена без проблем, ибо в этом есть нужда”. Сл. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб” № 283.

Уа-Ллаху а'лям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: