Валютный рынок: понятие и структура. Понятие валютного права как института финансового права. Понятие и структура валютных правоотношений. Правовое регулирование валютных операций. Правовые основы валютного контроля.
Развитие внешнеэкономических отношений в последние годы в нашей стране, юридическое закрепление права собственности на иностранную валюту и валютные ценности, их использование в процессе международных расчетов, ввоз на территорию РФ и вывоз за пределы страны валютных ценностей и национальной валюты с особой остротой ставят вопрос об укреплении стабильности и устойчивости национальной валюты. Решение данной задачи способствует эффективному проведению экономической политики государства в условиях возрастающего международного платежного оборота, развития валютного рынка, который образуют отношения в процессе обращения иностранной валюты и валютных ценностей.
К предпосылкам, конструктивно повлиявшим на преобразования в данном секторе международных экономических отношений и сформировавшим международный валютный рынок в современном виде, относятся:
— развитие международных экономических связей;
— создание мировой валютной системы, возлагающей на страны-участницы определенные обязательства по соблюдению ее принципов;
— широкое распространение кредитных средств международных расчетов;
— усиление концентрации и централизации банковского капитала, развитие корреспондентских отношений между банками разных стран, распространение практики ведения корреспондентских счетов в иностранной валюте;
— совершенствование средств связи — телеграфа, телефона, телекса, позволявших упростить контакты между валютными рынками и снизить риски;
— развитие информационных технологий, Интернета, скоростная передача сообщений о курсах валют, банках, состоянии их корреспондентских счетов, тенденциях в экономике и политике.
В литературе существует несколько различных понятий валютного рынка. Так, в период становления валютного рынка России в 90-е гг. XX в. он рассматривался в трех аспектах: в широком смысле слова, в узком смысле слова и с организационной точки зрения. Валютный рынок в широком смысле, по мнению И. Н. Платоновой, — «это сфера экономических отношений, проявляющихся при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала». В узком же смысле «это официальные финансовые центры, в которых осуществляются операции по купле-продаже валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения участников торговли».
Валютный рынок необходимо рассматривать как одну из составляющих финансового рынка, наравне с такими его составляющими, как кредитный, фондовый и т. п. В этом аспекте валютный рынок можно определить как часть финансового рынка, предназначенную для купли-продажи иностранной валюты и осуществления международных расчетов.
С организационно-институциональной точки зрения валютные рынки можно характеризовать как совокупность уполномоченных банков, инвестиционных компаний, бирж, брокерских контор, иностранных банков, осуществляющих валютные операции.
Представляется, что с организационно-функциональной точки зрения валютные рынки обеспечивают:
— обслуживание международного оборота товаров, услуг, работ;
— своевременное осуществление международных расчетов;
— взаимосвязь различных рынков;
— стихийное определение валютных курсов путем балансирования спроса и предложения;
— предоставление механизмов защиты от валютных рисков;
— диверсификацию валютных резервов банков, предприятий и государства;
— валютную интервенцию;
— использование рынка государствами для целей их денежно-кредитной и экономической политики;
— получение прибыли в виде разницы курсов валют и процентных ставок;
— регулирование валютных курсов национальной валюты к иностранным валютам (государственное и рыночное);
— проведение валютной политики, направленной на государственное регулирование указанной области экономики и другие мероприятия.
Валютный рынок также представляет собой совокупность коммуникационных систем, связывающих между собой банки разных стран, осуществляющие международные расчеты и другие валютные операции.
Итак, с одной стороны, внешний валютный рынок — это самый большой, децентрализованный финансовый рынок в мире,на котором осуществляется международная торговля и обмен иностранных валют; по мнению специалистов, совокупный валютный рынок имеет обороты примерно 100—200 млрд долларов в день.
С другой стороны, валютные рынки — это официальные финансовые центры, в которых осуществляются операции по купле-продаже валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения участников торговли.
Валютные рынки можно классифицировать по целому ряду признаков: по сфере распространения, по отношению к валютным ограничениям, по видам валютных курсов, по степени организованности.
По сфере распространения выделяют международный (международные финансовые центры) и внутренний валютные рынки. Международный валютный рынок охватывает валютные рынки всех стран мира. Так, международные (мировые) валютные рынки сосредоточены в основных финансовых центрах Западной Европы, США, Ближнего Востока, Восточной Азии. Наиболее крупные центры расположены в Лондоне, Нью-Йорке, Франкфурте-на-Майне, Париже, Цюрихе, Токио, Сингапуре и др. По некоторым оценкам от одной трети до половины годового оборота приходится на лондонский рынок.
В свою очередь, как международный, так и внутренний валютные рынки состоят из ряда региональных рынков, которые создаются финансовыми центрами в отдельных регионах мира или данной страны.
Регулирование финансовых, в том числе валютных рынков, представляет собой одну из целей финансовой, а также валютной политики государства. Валютная политика любого государства представляет собой прежде всего элемент экономической стратегии.
Валютная политика государства — это совокупность мероприятий, проводимых в сфере международных валютных и достижение главных целей экономической политики: обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции.
В целом валютная политика призвана обеспечивать внешнюю конкурентоспособность государства, защиту экономики от негативного воздействия валютной неустойчивости и любых внешних факторов. Валютная политика предполагает использование различных методов, в том числе валютных ограничений.
Валютные ограничения — это система государственных мер (административных, законодательных, экономических, организационных), предусмотренных национальным законодательством, по установлению порядка проведения операций с предметом регулирования (иностранной валютой, ценными бумагами, выраженными в иностранной валюте, валютными ценностями) в отдельных странах. Валютные ограничения включают в себя меры по целевому регулированию платежей и переводов национальной и иностранной валюты за границу, а также установления порядка расчетов в валюте на внутреннем рынке.
По видам применяемых валютных курсов валютный рынок может быть с одним или с двойным валютным режимом.
Рынок с одним режимом — это валютный рынок со свободными валютными курсами, т.е. с «плавающими» курсами валют, котировка которых устанавливается на биржевых торгах.
Валютный рынок с двойным режимом — это рынок с одновременным применением фиксированного и плавающего курса валюты. Введение двойного валютного рынка используется государством как мера регулирования движения капиталов между национальным и международным рынком ссудных капиталов. Эта мера призвана ограничить и контролировать влияние международного рынка ссудных капиталов на экономику данного государства.
По степени организованности валютный рынок бывает биржевой и внебиржевой.
Биржевой валютный рынок — это организованный рынок, который представлен валютной биржей. Валютная биржа — предприятие, организующее торги валютой и ценными бумагами в валюте. Биржа не является коммерческим предприятием. Ее основная функция заключается не в получении прибыли, а в мобилизации временно свободных денежных средств через продажу валюты и ценных бумаг в валюте и в установлении курса валюты, т. е. ее рыночной стоимости.
Биржевой валютный рынок имеет ряд достоинств: является самым дешевым источником валюты и валютных средств; заявки, выставляемые на биржевые торги, обладают абсолютной ликвидностью (ликвидность валюты и ценных бумаг в валюте означает способность их быстро и без потерь в цене превращаться в рубли).
Внебиржевой валютный рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами валютной биржи.
В настоящее время наиболее значимым событием на международном валютном рынке, безусловно, является переход ряда европейских стран на единую европейскую валюту. Данная идея нашла свое воплощение в нормах Маастрихтского договора — договора об экономическом и валютном союзе (ЕВС), заключенного в 1991 г. государствами — членами Европейского союза (ЕС). Данный документ предусматривал целый ряд достаточно жестких требований к потенциальным государствам — участникам единого европейского валютного пространства.
Мировой валютный рынок, по нашему мнению, находится в стадии глобальных перемен, которые, безусловно, повлекут за собой окончание одной «валютной эпохи» и начало следующей.
Становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является внутренний валютный рынок.
Внутренний валютный рынок — это валютный рынок одного государства, т.е. рынок, функционирующий внутри данной страны. Валютный рынок как форма организации движения валютных ценностей в Российской Федерации за последние годы развивается бурными темпами, что выражается в возникновении новых уполномоченных банков, валютных бирж, валютных отделов на фондовых биржах, широкой сети пунктов обмена валюты, резким ростом объема валютной выручки хозяйствующих субъектов от продажи ими на экспорт товаров (работ, услуг), бурном развитии торговли валютными фьючерсами и опционами и т.д.
Внутренний валютный рынок России состоит из внутренних региональных рынков, к которым относятся валютные рынки с центрами в межбанковских валютных биржах.
Очевидно, что валютный рынок, как и любой другой рынок, требует со стороны государства определенного регулирования и контроля, осуществляемых в соответствии с текущим законодательством. В России в настоящее время действует Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютное регулирование охватывает такие направления деятельности, как порядок проведения валютных операций, определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, валютный контроль, который подразумевает под собой наличие полномочий органов валютного регулирования, права и обязанности и агентов валютного контроля.
На реализацию стоящих задач направлено установление определенного валютного режима.
Различаются три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом: режим государственной валютной монополии, т. е. исключительное право государства на совершение всех валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране; режим валютного регулирования или валютных ограничений; режим свободно конвертируемой валюты.
Тип валютного режима определяет принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.
Понятие «валютное право» появилось в отечественной юридической науке сравнительно недавно, хотя элементы валютных правоотношений имеют длительную историю своего существования. Г.А. Тосунян и А.В. Емелин считают, что «валютное право — это подотрасль финансового права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу валютных ценностей». Л.Г. Вострикова дает более подробное определение валютного права, а именно рассматривает валютное право как институт финансового права и определяет валютное право как «систему норм, регулирующих общественные отношения по совершенствованию валютных операций, в сфере валютного регулирования и валютного контроля, а также ответственности за валютные правонарушения».
Ю В. Тютина валютное право рассматривает в двух аспектах — узком и широком. В узком смысле слова валютное право ограничивается финансово-правовыми нормами, регулирующими публичные отношения в валютной сфере, т.е. отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля. И в таком понимании валютное право как часть системы финансового права имеет предмет и метод правового регулирования, которые соотносятся с предметом и методом финансового права как частное и общее.
В широком понимании валютное право представляет собой совокупность правовых норм, которые включаются в состав различных отраслей права, и объединяющим для которых служит предмет регулирования — отношения по поводу валюты и валютных ценностей. С этой позиции валютное право представляет собой комплексную отрасль законодательства, которая основывается на нормах конституционного, финансового, гражданского, международного частного права, административного и уголовного права.
По нашему мнению, достаточно емким по содержанию и кратким по изложению будет определение валютного права как совокупности юридических норм, которыми регулируются общественные отношения в области валютной деятельности государства.
Предметом валютного права являются общественные отношения, имеющие следующие специфические особенности:
— эти отношения складываются в сфере финансовой деятельности в процессе аккумулирования, распределения (перераспределения), накопления и использования иностранной валюты, валютных ценностей и золотовалютных ресурсов страны;
— объектом этих отношений всегда являются валютные средства;
— одним из участников отношений всегда является государство в лице финансовых органов, наделенных общей и специальной компетенцией и властными полномочиями по отношению к другим участникам.
Валютное право, как институт финансового права, можно определить как совокупность юридических норм, которыми регулируются общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения, накопления и использования валютных средств.
Валютная деятельность государства — это целенаправленная деятельность уполномоченных органов по аккумулированию, распределению и использованию валютных ресурсов государства с целью реализации его официальной валютной политики.
Не все отношения, возникающие в процессе валютной деятельности государства, нуждаются в правовой регламентации (информационная, аналитическая работа). Однако в основе валютной деятельности государства лежат именно отношения, урегулированные нормами института финансового права — валютного регулирования.
Валютное регулирование в целом являет ряд операций с валютными ценностями, которые могут быть охарактеризованы как валютные отношения;
— регулятивное воздействие законодательства на валютные отношения, осуществляемое с помощью предписаний, запретов и иных методов, а также путем установления мер ответственности в случае нарушения соответствующих правил субъектами.
Специализированная система нормативно-правовых актов, которыми регулируется рассматриваемая сфера отношений, в научной литературе получила название валютное законодательство. Этот термин в широком смысле охватывает не только законы, но и любые другие подзаконные акты нормативного характера (постановления Правительства, указы Президента РФ, инструкции Банка России и т.д.). В ст. 4 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» представлена система законодательства, которой регулируются валютные отношения на территории РФ в настоящее время.
Законодательное регулирование валютного оборота на территории Российской Федерации за последнее время претерпело существенные изменения. Можно утверждать, что в правовом регулировании валютных операций в целом основную массу составляют подзаконные нормативные акты, т.е. акты, принимаемые различными ведомствами.
Валютные отношения как структурный элемент механизма валютного регулирования внешнеторговых операций имеют, как отмечалось ранее, определенную логическую систему построения: субъекты, объекты, содержание, выраженное в совокупности прав и обязанностей субъектов, возникающих при осуществлении той или иной валютной операции, т.е. действия, которые субъекты имеют право совершать в отношении объектов.
Другим важнейшим элементом валютного регулирования является валютный контроль. Валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций.
Как мы видели, рассмотренные общественные отношения имеют свою специфику, в связи с чем регулирующие их нормы права выделяются в отдельный институт финансового права — валютное право.
Валютное ограничение является элементом таких ограничений. Например, в п. 2 ст. 5 Закона указано, что, если порядок осуществления валютных операций и порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.
Очевидно, что разнообразие общественных отношений в области оперирования субъектами валютного рынка валютой и валютными ценностями, а также множество связанных с этими отношениями ограничений не могут обходиться без правового регулирования.
В результате воздействия норм валютного права на общественные отношения в сфере валютных операций они приобретают форму валютных правоотношений.
К особенностям валютных правоотношений можно отнести следующие: эти правоотношения возникают в процессе валютной деятельности государства; являются особой разновидностью имущественных отношений (валюта — это не средство платежа, а товар); одна из сторон правоотношения — государство (непосредственно или опосредованно); права и обязанности сторон, составляющие содержание валютного правоотношения, опосредуются не договором или иной формой соглашения сторон, а непосредственно нормативным актом, которым предусмотрены основания возникновения, изменения и прекращения валютных правоотношений. Орган государства, выступающий в качестве участника валютных правоотношений, наделен властными полномочиями, его воля поддерживается авторитетом государства (в том числе государственным принуждением).
Возникновение, изменение и прекращение валютных правоотношений связано с наличием юридических фактов. Это могут быть действия (бездействие) и события. К первым относятся разнообразные нормативные акты компетентных органов.
Анализ структуры валютного правоотношения позволяет также охарактеризовать тип валютного режима Российской Федерации в современных условиях.
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» делит субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов.
- организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
- аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
- межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
- находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов;
- иные лица, не являющиеся резидентами.
Деление субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов обусловлено разным объемом предоставленных им прав и обязанностей по совершению различных валютных операций и сделок.
Субъекты валютных правоотношений могут быть коллективными и индивидуальными. К коллективным относятся: общественно-территориальные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования); органы государственной и муниципальной власти; организации, учреждения. К индивидуальным субъектам валютных правоотношений относятся физические лица.
Объектом валютных отношений выступают валюта, валютные ценности.
В узком смысле слова под термином валюта (в переводе с итальянского языка буквально — стоимость) понимают денежную единицу какого-либо государства (национальная валюта) или иностранного государства (иностранная валюта).
Понятия «национальная валюта» и «иностранная валюта» содержатся в законодательстве различных государств, в том числе и в валютном законодательстве России.
Под объектами валютных правоотношений понимаются:
— валюта Российской Федерации;
— внутренние ценные бумаги;
— иностранная валюта;
— валютные ценности.
Понятием валюта Российской Федерации охватываются:
а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Понятие внутренние ценные бумаги означает:
а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.
Под иностранной валютой понимаются:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Понятием валютные ценности охватываются:
а) иностранная валюта;
б) внешние ценные бумаги — бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с законом к внутренним ценным бумагам.
Осуществление валютного регулирования возлагается на Правительство РФ и Центральный банк РФ, которые являются органами валютного регулирования.
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются: Центральный банк РФ, Правительство РФ, а также специально уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых упомянутым Федеральным законом, без ограничений.
Отношения, возникающие по поводу валютных ценностей, складываются между субъектами — резидентами и нерезидентами в процессе совершения ими различного рода валютных операций. Действующее валютное законодательство не содержит легального определения понятия валютных операций. Законодатель лишь выделяет те или иные виды операций, которые он относит к валютным.
Исходя из приведенного перечня валютных операций, в узком смысле их можно рассматривать как юридические действия резидентов и нерезидентов, направленные на установление, изменение или прекращение их прав и обязанностей в отношении валютных ценностей. По мнению О. И. Лаврушина, валютные операции в узком смысле — это сделки по покупке и продаже иностранной валюты.
Определение валютных операций в узком смысле близко к определению гражданско-правовой сделки, отличаясь от него только наличием объекта с особым правовым режимом, которым являются валютные ценности. Специфической чертой валютных операций является тот факт, что законодательно закрепленный строгий валютный контроль за валютными операциями требует сопровождения их рядом как юридических, так и фактических действий агентов и органов валютного контроля.
Таким образом, в широком смысле валютные операции представляют собой ряд последовательных действий по оформлению и оплате документов и сделок (например, оформление паспорта сделки, учетной карточки, представление в уполномоченный банк других документов, необходимых для выполнения функций агента валютного контроля при осуществлении экспортно-импортных операций), номинированных в иностранной валюте. Следовательно, валютная операция представляет собой совокупность юридических и фактических действий лиц, участвующих в ее проведении (резидентов, нерезидентов, органов и (или) агентов валютного контроля — участников валютных отношений), направленных на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей на валютные ценности.
Определение валютной операции в широком смысле позволяет отразить специфику валютных операций, указывая на то, что они сопровождаются валютным контролем и действиями органов и агентов валютного контроля, которые становятся неотъемлемым элементом валютной операции. Таким образом, валютная операция включает в себя сложный состав правовых действий и предполагает вступление их участников как в частноправовые, так и в публично-правовые отношения.
Валютные операции могут быть классифицированы по различным основаниям.
В зависимости от формы расчетов по сделкам валютные операции делятся на наличные и безналичные. Валютное законодательство не содержит указанных видов валютных операций, хотя это обстоятельство коренным образом влияет на правовой режим и последствия данного рода сделок.
В зависимости от института валютного рынка, на котором происходят сделки, валютные операции делятся на банковские и биржевые. В настоящее время в мировой финансовой практике существует тенденция к уменьшению объема валютных операций, осуществляемых на биржевом рынке. Однако в России биржевой рынок занимает главенствующую роль в проведении валютных сделок, что в некоторой степени сдерживает развитие банковского валютного рынка. Этот критерий классификации позволяет модернизировать систему валютного регулирования на основе институциональной системы валютного рынка, что будет способствовать упорядочению действующего валютного законодательства.
В зависимости от направления движения товарной массы и валютных средств валютные операции подразделяются на экспортные и импортные. Данные виды валютных операций выделены законодателем для целей валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров и за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.
Регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения проявляется через установление специальными компетентными государственными органами с помощью норм валютного права запретов и иных методов, а также путем установления ими мер ответственности в случае нарушения прочими субъектами норм валютного права.
Под валютными операциями понимаются:
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.
Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Правительство РФ регулирует следующие валютные операции движения капиталов.
1. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 3 лет при экспорте определенных видов товаров осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 2 лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50% определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.
2. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 5 лет за производимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы, а также за поставляемые товары, необходимые для выполнения этих работ, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 2 лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50% определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.
3. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, за исключением указанных в Законе случаев, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 2 лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50% определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.
4. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 2 лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50% определенной на день резервирования суммы осуществления предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления.
5. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 3 лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров, указанных в разд. XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 2 лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50% определенной на день резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления.
6. Требования о резервировании не применяются при предоставлении резидентами нерезидентам отсрочки платежа либо коммерческого кредита на срок до года при условии наличия обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом.
7. Расчеты и переводы при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде, кооперативе) юридических лиц при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ и может предусматривать только:
1) установление требования об использовании специального счета резидентом;
2) установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней.
Перечисленные требования не распространяются на валютные операции движения капитала, осуществляемые между кредитными организациями — резидентами и нерезидентами.
Центральный банк РФ осуществляет регулирование следующих валютных операций движения капитала.
Валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами, указанные в соответствующей статье Федерального закона, регулируются ЦБ РФ, который может устанавливать только требование об использовании специального счета и требование о резервировании.
Не допускается установление требования об использовании специального счета в случаях, прямо да установленных Федеральным законом.
Требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено ЦБ РФ при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:
1) расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам;
2) расчетов и переводов при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов;
3) операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);
4) исполнения резидентами обязательств по вне