Тема 7. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля




 

Валютный рынок: понятие и структура. Понятие валютного права как института финансового права. Понятие и структура валютных правоотношений. Правовое регулирование валютных операций. Правовые основы валютного контроля.

 

Развитие внешнеэкономических отношений в последние годы в нашей стране, юридическое закрепление права собственности на иностранную валюту и валютные ценности, их использование в процессе международных расчетов, ввоз на территорию РФ и вывоз за пределы страны валютных ценностей и национальной валюты с особой остротой ставят вопрос об укреплении стабиль­ности и устойчивости национальной валюты. Решение данной задачи способствует эффективному проведению экономической политики государства в условиях возрастающего международного платежного оборота, развития валютного рынка, который об­разуют отношения в процессе обращения иностранной валюты и валютных ценностей.

К предпосылкам, конструктивно повлиявшим на преобра­зования в данном секторе международных экономических от­ношений и сформировавшим международный валютный рынок в современном виде, относятся:

— развитие международных экономических связей;

— создание мировой валютной системы, возлагающей на страны-участницы определенные обязательства по соблюдению ее принципов;

— широкое распространение кредитных средств междуна­родных расчетов;

— усиление концентрации и централизации банковского ка­питала, развитие корреспондентских отношений между банками разных стран, распространение практики ведения корреспон­дентских счетов в иностранной валюте;

— совершенствование средств связи — телеграфа, телефона, телекса, позволявших упростить контакты между валютными рынками и снизить риски;

— развитие информационных технологий, Интернета, ско­ростная передача сообщений о курсах валют, банках, состоянии их корреспондентских счетов, тенденциях в экономике и политике.

В литературе существует несколько различных понятий валютного рынка. Так, в период становления валютного рынка России в 90-е гг. XX в. он рассматривался в трех аспектах: в широком смысле слова, в узком смысле слова и с организационной точки зрения. Валютный рынок в широком смысле, по мнению И. Н. Платоновой, — «это сфера экономиче­ских отношений, проявляющихся при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты и ценных бумаг в ино­странной валюте, а также операций по инвестированию валют­ного капитала». В узком же смысле «это официальные финансо­вые центры, в которых осуществляются операции по купле-продаже валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения участников торговли».

Валютный рынок необходимо рассматривать как одну из составляющих финансового рынка, наравне с такими его со­ставляющими, как кредитный, фондовый и т. п. В этом аспекте валютный рынок можно определить как часть финансового рын­ка, предназначенную для купли-продажи иностранной валюты и осуществления международных расчетов.

С организационно-институциональной точки зрения валютные рынки можно характеризовать как совокупность уполномочен­ных банков, инвестиционных компаний, бирж, брокерских кон­тор, иностранных банков, осуществляющих валютные операции.

Представляется, что с организационно-функциональной точки зрения валютные рынки обеспечивают:

— обслуживание международного оборота товаров, услуг, работ;

— своевременное осуществление международных расчетов;

— взаимосвязь различных рынков;

— стихийное определение валютных курсов путем баланси­рования спроса и предложения;

— предоставление механизмов защиты от валютных рисков;

— диверсификацию валютных резервов банков, предприятий и государства;

— валютную интервенцию;

— использование рынка государствами для целей их денеж­но-кредитной и экономической политики;

— получение прибыли в виде разницы курсов валют и про­центных ставок;

— регулирование валютных курсов национальной валюты к иностранным валютам (государственное и рыночное);

— проведение валютной политики, направленной на государ­ственное регулирование указанной области экономики и другие мероприятия.

Валютный рынок также представляет собой совокупность коммуникационных систем, связывающих между собой банки разных стран, осуществляющие международные расчеты и другие валютные операции.

Итак, с одной стороны, внешний валютный рынок — это са­мый большой, децентрализованный финансовый рынок в мире,на котором осуществляется международная торговля и обмен иностранных валют; по мнению специалистов, совокупный ва­лютный рынок имеет обороты примерно 100—200 млрд долларов в день.

С другой стороны, валютные рынки — это официальные финансовые центры, в которых осуществляются операции по купле-продаже валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения участников торговли.

Валютные рынки можно классифицировать по целому ряду признаков: по сфере распространения, по отношению к валют­ным ограничениям, по видам валютных курсов, по степени организованности.

По сфере распространения выделяют международный (между­народные финансовые центры) и внутренний валютные рынки. Международный валютный рынок охватывает валютные рын­ки всех стран мира. Так, международные (мировые) валютные рынки сосредоточены в основных финансовых центрах Запад­ной Европы, США, Ближнего Востока, Восточной Азии. Наи­более крупные центры расположены в Лондоне, Нью-Йорке, Франкфурте-на-Майне, Париже, Цюрихе, Токио, Сингапуре и др. По некоторым оценкам от одной трети до половины годового оборота приходится на лондонский рынок.

В свою очередь, как международный, так и внутренний ва­лютные рынки состоят из ряда региональных рынков, которые создаются финансовыми центрами в отдельных регионах мира или данной страны.

Регулирование финансовых, в том числе валютных рынков, представляет собой одну из целей финансовой, а также валютной политики государства. Валютная политика любого государства представляет собой прежде всего элемент экономической стра­тегии.

Валютная политика государства — это со­вокупность мероприятий, проводимых в сфере международных валютных и достижение главных целей экономической политики: обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции.

В целом валютная политика призвана обеспечивать внешнюю конкурентоспособность государства, защиту экономики от нега­тивного воздействия валютной неустойчивости и любых внешних факторов. Валютная политика предполагает использование раз­личных методов, в том числе валютных ограничений.

Валютные ограничения — это система государственных мер (административных, законодательных, экономических, организа­ционных), предусмотренных национальным законодательством, по установлению порядка проведения операций с предметом регулирования (иностранной валютой, ценными бумагами, вы­раженными в иностранной валюте, валютными ценностями) в от­дельных странах. Валютные ограничения включают в себя меры по целевому регулированию платежей и переводов национальной и иностранной валюты за границу, а также установления порядка расчетов в валюте на внутреннем рынке.

По видам применяемых валютных курсов валютный рынок может быть с одним или с двойным валютным режимом.

Рынок с одним режимом — это валютный рынок со свобод­ными валютными курсами, т.е. с «плавающими» курсами валют, котировка которых устанавливается на биржевых торгах.

Валютный рынок с двойным режимом — это рынок с одно­временным применением фиксированного и плавающего курса валюты. Введение двойного валютного рынка используется го­сударством как мера регулирования движения капиталов между национальным и международным рынком ссудных капиталов. Эта мера призвана ограничить и контролировать влияние между­народного рынка ссудных капиталов на экономику данного государства.

По степени организованности валютный рынок бывает бир­жевой и внебиржевой.

Биржевой валютный рынок — это организованный рынок, который представлен валютной биржей. Валютная биржа — пред­приятие, организующее торги валютой и ценными бумагами в валюте. Биржа не является коммерческим предприятием. Ее основная функция заключается не в получении прибыли, а в мобилизации временно свободных денежных средств через продажу валюты и ценных бумаг в валюте и в установлении курса валюты, т. е. ее рыночной стоимости.

Биржевой валютный рынок имеет ряд достоинств: является самым дешевым источником валюты и валютных средств; заявки, выставляемые на биржевые торги, обладают абсолютной ликвид­ностью (ликвидность валюты и ценных бумаг в валюте означает способность их быстро и без потерь в цене превращаться в рубли).

Внебиржевой валютный рынок организуется дилерами, кото­рые могут быть или не быть членами валютной биржи.

В настоящее время наиболее значимым событием на междуна­родном валютном рынке, безусловно, является переход ряда евро­пейских стран на единую европейскую валюту. Данная идея нашла свое воплощение в нормах Маастрихтского договора — договора об экономическом и валютном союзе (ЕВС), заключенного в 1991 г. государствами — членами Европейского союза (ЕС). Данный доку­мент предусматривал целый ряд достаточно жестких требований к потенциальным государствам — участникам единого европейского валютного пространства.

Мировой валютный рынок, по нашему мнению, находится в стадии глобальных перемен, которые, безусловно, повлекут за собой окончание одной «валютной эпохи» и начало следующей.

Становление высокоэффективной рос­сийской экономики невозможно без раз­витого финансового рынка, составной частью которого является внутренний валютный рынок.

Внутренний валютный рынок — это валютный рынок одного государства, т.е. рынок, функционирующий внутри данной страны. Валютный рынок как форма организации движения ва­лютных ценностей в Российской Федерации за последние годы развивается бурными темпами, что выражается в возникновении новых уполномоченных банков, валютных бирж, валютных отде­лов на фондовых биржах, широкой сети пунктов обмена валюты, резким ростом объема валютной выручки хозяйствующих субъ­ектов от продажи ими на экспорт товаров (работ, услуг), бурном развитии торговли валютными фьючерсами и опционами и т.д.

Внутренний валютный рынок России состоит из внутренних региональных рынков, к которым относятся валютные рынки с центрами в межбанковских валютных биржах.

Очевидно, что валютный рынок, как и любой другой рынок, требует со стороны государства определенного регулирования и контроля, осуществляемых в соответствии с текущим за­конодательством. В России в настоящее время действует Фе­деральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютное регулирование охватывает такие направления деятельности, как порядок про­ведения валютных операций, определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, валютный контроль, который подразумевает под собой наличие полномочий орга­нов валютного регулирования, права и обязанности и агентов валютного контроля.

На реализацию стоящих задач направлено установление определенного валютного режима.

Различаются три типа валютных режимов, используемых го­сударством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом: режим государственной валютной монополии, т. е. исключительное право государства на совершение всех валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране; режим валютного регулирования или валютных ограничений; режим свободно конвертируемой валюты.

Тип валютного режима определяет принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов и агентов ва­лютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за на­рушение валютного законодательства.

Понятие «валютное право» появилось в отечественной юри­дической науке сравнительно недавно, хотя элементы валютных правоотношений имеют длительную историю своего существо­вания. Г.А. Тосунян и А.В. Емелин считают, что «валютное право — это подотрасль финансового права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, воз­никающие по поводу валютных ценностей». Л.Г. Вострикова дает более подробное определение валютного права, а именно рассматривает валютное право как институт финансового права и определяет валютное право как «систему норм, регулирующих общественные отношения по совершенствованию валютных опе­раций, в сфере валютного регулирования и валютного контроля, а также ответственности за валютные правонарушения».

Ю В. Тютина валютное право рассматривает в двух аспектах — узком и широком. В узком смысле слова валютное право огра­ничивается финансово-правовыми нормами, регулирующими публичные отношения в валютной сфере, т.е. отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля. И в таком пони­мании валютное право как часть системы финансового права имеет предмет и метод правового регулирования, которые соотносятся с предметом и методом финансового права как частное и общее.

В широком понимании валютное право представляет собой со­вокупность правовых норм, которые включаются в состав различ­ных отраслей права, и объединяющим для которых служит пред­мет регулирования — отношения по поводу валюты и валютных ценностей. С этой позиции валютное право представляет собой комплексную отрасль законодательства, которая основывается на нормах конституционного, финансового, гражданского, междуна­родного частного права, административного и уголовного права.

По нашему мнению, достаточно емким по содержанию и крат­ким по изложению будет определение валютного права как сово­купности юридических норм, которыми регулируются обществен­ные отношения в области валютной деятельности государства.

Предметом валютного права являются общественные отно­шения, имеющие следующие специфические особенности:

— эти отношения складываются в сфере финансовой деятель­ности в процессе аккумулирования, распределения (перерас­пределения), накопления и использования иностранной валюты, валютных ценностей и золотовалютных ресурсов страны;

— объектом этих отношений всегда являются валютные средства;

— одним из участников отношений всегда является государ­ство в лице финансовых органов, наделенных общей и специаль­ной компетенцией и властными полномочиями по отношению к другим участникам.

Валютное право, как институт финансового права, можно определить как совокупность юридических норм, которыми регулируются общественные отношения, возникающие в про­цессе образования, распределения, накопления и использования валютных средств.

Валютная деятельность государства — это целенаправленная деятельность уполно­моченных органов по аккумулированию, распределению и ис­пользованию валютных ресурсов государства с целью реализации его официальной валютной политики.

Не все отношения, возникающие в процессе валютной де­ятельности государства, нуждаются в правовой регламентации (информационная, аналитическая работа). Однако в основе валютной деятельности государства лежат именно отношения, урегулированные нормами института финансового права — ва­лютного регулирования.

Валютное регулирование в целом являет ряд операций с валютными ценностями, которые могут быть охарак­теризованы как валютные отношения;

— регулятивное воздействие законодательства на валютные отношения, осуществляемое с помощью предписаний, запретов и иных методов, а также путем установления мер ответственности в случае нарушения соответствующих правил субъектами.

Специализированная система нормативно-правовых актов, которыми регулируется рассматриваемая сфера отношений, в на­учной литературе получила название валютное законодательство. Этот термин в широком смысле охватывает не только законы, но и любые другие подзаконные акты нормативного характера (по­становления Правительства, указы Президента РФ, инструкции Банка России и т.д.). В ст. 4 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» представлена система за­конодательства, которой регулируются валютные отношения на территории РФ в настоящее время.

Законодательное регулирование валютного оборота на тер­ритории Российской Федерации за последнее время претерпело существенные изменения. Можно утверждать, что в правовом регулировании валютных операций в целом основную массу составляют подзаконные нормативные акты, т.е. акты, прини­маемые различными ведомствами.

Валютные отношения как структурный элемент механизма валютного регулирования внешнеторговых операций имеют, как отмечалось ранее, определенную логическую систему построения: субъекты, объекты, содержание, выраженное в совокупности прав и обязанностей субъектов, возникающих при осуществлении той или иной валютной операции, т.е. действия, которые субъекты имеют право совершать в отношении объектов.

Другим важнейшим элементом валютно­го регулирования является валютный контроль. Валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность госу­дарства в лице органов и агентов валютного контроля, направ­ленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций.

Как мы видели, рассмотренные общественные отношения имеют свою специфику, в связи с чем регулирующие их нормы права выделяются в отдельный институт финансового права — валютное право.

Валютное ограничение является элементом таких ограничений. Например, в п. 2 ст. 5 Закона указано, что, если порядок осуществления валютных операций и порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются, счета от­крываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

Очевидно, что разнообразие общественных отношений в области оперирования субъектами валютного рынка валютой и валютными ценностями, а также множество связанных с этими отношениями ограничений не могут обходиться без правового регулирования.

В результате воздействия норм валютного права на обществен­ные отношения в сфере валютных операций они приобретают форму валютных правоотношений.

К особенностям валютных правоотношений можно отнести следующие: эти правоотношения возникают в процессе валют­ной деятельности государства; являются особой разновидностью имущественных отношений (валюта — это не средство платежа, а товар); одна из сторон правоотношения — государство (непо­средственно или опосредованно); права и обязанности сторон, составляющие содержание валютного правоотношения, опос­редуются не договором или иной формой соглашения сторон, а непосредственно нормативным актом, которым предусмотрены основания возникновения, изменения и прекращения валютных правоотношений. Орган государства, выступающий в качестве участника валютных правоотношений, наделен властными полномочиями, его воля поддерживается авторитетом государства (в том числе государственным принуждением).

Возникновение, изменение и прекращение валютных право­отношений связано с наличием юридических фактов. Это могут быть действия (бездействие) и события. К первым относятся раз­нообразные нормативные акты компетентных органов.

Анализ структуры валютного правоотношения позволяет также охарактеризовать тип валютного режима Российской Фе­дерации в современных условиях.

Федеральный закон «О валютном регули­ровании и валютном контроле» делит субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов.

- организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

- аккредитованные в Российской Федерации дипломатиче­ские представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных госу­дарств при межгосударственных или межправительственных организациях;

- межгосударственные и межправительственные организа­ции, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

- находящиеся на территории Российской Федерации фи­лиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов;

- иные лица, не являющиеся резидентами.

Деление субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов обусловлено разным объемом предоставленных им прав и обязанностей по совершению различных валютных операций и сделок.

Субъекты валютных правоотношений могут быть коллек­тивными и индивидуальными. К коллективным относятся: общественно-территориальные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования); органы государственной и муни­ципальной власти; организации, учреждения. К индивидуальным субъектам валютных правоотношений относятся физические лица.

Объектом валютных отношений высту­пают валюта, валютные ценности.

В узком смысле слова под термином валюта (в переводе с итальянского языка буквально — стоимость) понимают денежную единицу како­го-либо государства (национальная валюта) или иностранного государства (иностранная валюта).

Понятия «национальная валюта» и «иностранная валюта» содержатся в законодательстве различных государств, в том числе и в валютном законодательстве России.

Под объектами валютных правоотношений понимаются:

— валюта Российской Федерации;

— внутренние ценные бумаги;

— иностранная валюта;

— валютные ценности.

Понятием валюта Российской Федерации охватываются:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства на­личного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Понятие внутренние ценные бумаги означает:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость ко­торых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.

Под иностранной валютой понимаются:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Понятием валютные ценности охватываются:

а) иностранная валюта;

б) внешние ценные бумаги — бумаги, в том числе в бездо­кументарной форме, не относящиеся в соответствии с законом к внутренним ценным бумагам.

Осуществление валютного регулирования возлагается на Правительство РФ и Центральный банк РФ, которые являются органами валютного регулирования.

Основными принципами валютного регу­лирования и валютного контроля в Рос­сийской Федерации являются: Центральный банк РФ, Правительство РФ, а также специ­ально уполномоченные Правительством РФ федеральные орга­ны исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых упомянутым Федеральным законом, без ограничений.

Отношения, возникающие по поводу валютных ценностей, складываются меж­ду субъектами — резидентами и нерези­дентами в процессе совершения ими различного рода валютных операций. Действующее валютное законодательство не содержит легального определения понятия валютных операций. Законодатель лишь выделяет те или иные виды операций, которые он относит к валютным.

Исходя из приведенного перечня валютных операций, в уз­ком смысле их можно рассматривать как юридические действия резидентов и нерезидентов, направленные на установление, из­менение или прекращение их прав и обязанностей в отношении валютных ценностей. По мнению О. И. Лаврушина, валютные операции в узком смысле — это сделки по покупке и продаже иностранной валюты.

Определение валютных операций в узком смысле близко к определению гражданско-правовой сделки, отличаясь от него только наличием объекта с особым правовым режимом, которым являются валютные ценности. Специфической чертой валютных операций является тот факт, что законодательно закрепленный строгий валютный контроль за валютными операциями требует сопровождения их рядом как юридических, так и фактических действий агентов и органов валютного контроля.

Таким образом, в широком смысле валютные операции пред­ставляют собой ряд последовательных действий по оформлению и оплате документов и сделок (например, оформление паспорта сделки, учетной карточки, представление в уполномоченный банк других документов, необходимых для выполнения функций агента валютного контроля при осуществлении экспортно-им­портных операций), номинированных в иностранной валюте. Следовательно, валютная операция представляет собой совокупность юридических и фактических действий лиц, участвующих в ее проведении (резидентов, нерезидентов, органов и (или) аген­тов валютного контроля — участников валютных отношений), направленных на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей на валютные ценности.

Определение валютной операции в широком смысле позволя­ет отразить специфику валютных операций, указывая на то, что они сопровождаются валютным контролем и действиями органов и агентов валютного контроля, которые становятся неотъемле­мым элементом валютной операции. Таким образом, валютная операция включает в себя сложный состав правовых действий и предполагает вступление их участников как в частноправовые, так и в публично-правовые отношения.

Валютные операции могут быть классифицированы по раз­личным основаниям.

В зависимости от формы расчетов по сделкам валютные опе­рации делятся на наличные и безналичные. Валютное законода­тельство не содержит указанных видов валютных операций, хотя это обстоятельство коренным образом влияет на правовой режим и последствия данного рода сделок.

В зависимости от института валютного рынка, на котором происходят сделки, валютные операции делятся на банковские и биржевые. В настоящее время в мировой финансовой практике существует тенденция к уменьшению объема валютных опе­раций, осуществляемых на биржевом рынке. Однако в России биржевой рынок занимает главенствующую роль в проведении валютных сделок, что в некоторой степени сдерживает развитие банковского валютного рынка. Этот критерий классификации позволяет модернизировать систему валютного регулирования на основе институциональной системы валютного рынка, что будет способствовать упорядочению действующего валютного законодательства.

В зависимости от направления движения товарной массы и валютных средств валютные операции подразделяются на экс­портные и импортные. Данные виды валютных операций выделены законодателем для целей валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров и за обоснованно­стью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

Регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения проявляется через установление специаль­ными компетентными государственными органами с помощью норм валютного права запретов и иных методов, а также путем установления ими мер ответственности в случае нарушения про­чими субъектами норм валютного права.

Под валютными операциями понимаются:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение ре­зидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в каче­стве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезиден­том у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценно­стей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валют­ных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Феде­рации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раз­дел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осу­ществляются без ограничений, за исключением валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предот­вращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминацион­ный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Правительство РФ регулирует следующие валютные операции движения капиталов.

1. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 3 лет при экспорте определенных видов товаров осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 2 лет, суммы, не превы­шающей в эквиваленте 50% определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.

2. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсроч­ки платежа на срок более 5 лет за производимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы, а также за поставляемые товары, необхо­димые для выполнения этих работ, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 2 лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50% определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена от­срочка платежа.

3. Расчеты и переводы между резидентами и нерезиден­тами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, за исключе­нием указанных в Законе случаев, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 2 лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50% определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена от­срочка платежа.

4. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предвари­тельной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой дея­тельности осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 2 лет, суммы, не превы­шающей в эквиваленте 50% определенной на день резервирова­ния суммы осуществления предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления.

5. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 3 лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров, указанных в разд. XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, осущест­вляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ и предусматривает только установление требования о резервиро­вании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обяза­тельств, но не более 2 лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50% определенной на день резервирования суммы осуществлен­ной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления.

6. Требования о резервировании не применяются при предо­ставлении резидентами нерезидентам отсрочки платежа либо коммерческого кредита на срок до года при условии наличия обе­спечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом.

7. Расчеты и переводы при приобретении резидентами у не­резидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде, кооперативе) юридических лиц при внесении резидентами вкладов по договорам простого то­варищества с нерезидентами осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ и может предусматривать только:

1) установление требования об использовании специального счета резидентом;

2) установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществля­емой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней.

Перечисленные требования не распространяются на ва­лютные операции движения капитала, осуществляемые между кредитными организациями — резидентами и нерезидентами.

Центральный банк РФ осуществляет регулирование следующих валютных операций движения капитала.

Валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами, указанные в соответствующей статье Федераль­ного закона, регулируются ЦБ РФ, который может устанавливать только требование об использовании специального счета и тре­бование о резервировании.

Не допускается установление требования об использовании специального счета в случаях, прямо да установленных Феде­ральным законом.

Требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено ЦБ РФ при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и не­резидентами:

1) расчетов и переводов при предоставлении кредитов и зай­мов в иностранной валюте резидентами нерезидентам;

2) расчетов и переводов при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов;

3) операций с внешними ценными бумагами, включая рас­четы и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

4) исполнения резидентами обязательств по вне



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: