Тазарачева Анастасия Павловна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 35 г. Томска




 


Per aspera ad astra (лат. «через тернии к звездам»).

Совсем не напрасно эпиграфом к своему докладу я взяла изречение Per aspera ad astra, что в переводе с латинского означает «через тернии к звездам». Тернии – это те самые трудности, задачи и проблемы, которые встречаются на пути у любого думающего, интересующегося чем-либо человека (далее мы будем рассматривать в контексте учителя и ученика). А звёзды – это результаты тех самых трудов. Стоит задуматься, всегда ли эти результаты являются положительными и что нужно сделать для того, чтобы они стали таковыми? Давайте разбираться.

«Conditio sine qua non» – это латинское высказывание используют в речи, когда хотят показать истинность изречения. Буквальный перевод данного афоризма означает: «иного не дано». Коммуникация – это непременное условие человека и порядка в обществе, в современном мире. А, следовательно, и в современной школе это понятие будет являться аксиомой – истиной, не требующей доказательств.

Если обратиться к этимологии слова «Коммуникация», то мы видим следующее, оно произошло от лат. «communicatio» - что означает сообщение, передача и от «communicare» - делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать. Это одно из ключевых понятий, которое раскрывает такой интересный и увлекательный процесс взаимодействия как коммуникация. Именно поэтому сегодня речь пойдет о формировании коммуникативных универсальных учебных действиях на уроках литературы. Ведь где как не этих уроках мы можем дать полет своей фантазии и проявить процесс коммуникации и взаимодействия между читателем, героями произведений и его авторами.

Известно, что коммуникативные универсальные учебные умения включают в себя:

- способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия друг с другом;

- умение общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией;

- организацию и планирование активного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Одним из важнейших критериев является групповая работа (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы); следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества. Ещё одним из важных критериев является способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний, что является коммуникативной компетентностью.

Что же такое коммуникативная компетентность? Коммуникативная компетентность - это умение ставить и решать различные коммуникативные задачи. Например, умение определять цели коммуникации, выбирать адекватные стратегии, способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, осознанно использовать речевые средства в соответствии со сложившейся ситуацией общения.

Я считаю, что на сегодняшний день одной из важнейших задач для учителя является формирование коммуникативной компетентности у обучающихся. Ведь на протяжении всех ступеней образовательного процесса ребята общаются и взаимодействуют с окружающими (будь это сверстник, одноклассник или педагог). Поэтому я предлагаю поговорить о формировании коммуникативных учебных действий на материале урока литературы в 7-ых классах. От теории пора перейти к практике.

Тема урока: «Проблематика «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Цель урока: выявить основные критерии нравственных ценностей героев «Повести о Петре и Февронии Муромских» как агиографического произведения с элементами жития.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Одной из основных задач для достижения данной цели является обучение ребят групповой форме работы, при этом обязательно наличие ситуации успешного сотрудничества. Она включает в себя следующие умения: эффективно взаимодействовать и сотрудничать друг с другом, при этом устанавливать рабочие и доверительные отношения; объединяться в группу сверстников и выстраивать продуктивные взаимоотношения между собой и взрослыми; ну, и, пожалуй, без чего не произойдет ситуация успешного сотрудничества - обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.

Ребятам был предложен диалогический подход к построению коммуникации и общения, в целом. Для этого я предложила организовать две группы из обучающихся, разделив их по следующему принципу: первая группа защищала гипотезу – основой семьи Петра и Февронии была любовь; вторая же группа – гипотезу, что основой семьи Петра и Февронии явилось чувство долга. Обучающиеся разделились на группы исходя из собственных размышлений, анализа и убеждений. Целью работы являлось создание единого, общего текста, выражающего мнение всей группы.

1 группа
Гипотеза    
Гипотеза  
2 группа

 

 


Любовь
Чувство долга

 

 

Стоит отметить, что у одной из групп возникли незначительные проблемы при выполнении коммуникативной задачи. Группа, в работе которой ключевым понятием являлось «любовь», замечательно владела фактическим материалом, каждый из участников группы приводил убедительные литературные аргументы в защиту своей точки зрения, каждый подобрал цитаты из текста, которые бы подтверждали его позицию, но, к сожалению, трудностью, с которой столкнулись обучающиеся, стала невозможность обобщить имеющийся материал, поэтому их выступление вылилось в отдельные индивидуальные выступления, тематически отражающие и дублирующие друг друга. Каждый высказывал свое мнение, не взаимодействуя и не сотрудничая с остальными. Как раз это и послужило отрицательным моментом в ситуации успешного сотрудничества.

Вторая группа справилась с поставленной задачей на отлично, без каких-либо проблем и нареканий. У ребят получилось создать коммуникативное пространство, в котором они очень успешно сотрудничали и взаимодействовали друг с другом. В их выступлении были учтены все аргументы участников группы, отобраны, представлены и проанализированы наиболее точные цитаты, отражающие авторскую позицию Ермолая-Еразма. А также второй группой обучающихся была верно выстроена логика доказательства и дан подробный анализ всех аспектов, рассматриваемой гипотезы.

В результате решения поставленных задач, мы наглядно можем видеть итог - ситуация успешного сотрудничества и взаимодействия обучающихся на уроке литературы во второй группе – сложилась! Хотелось бы отметить, что успешное сотрудничество и взаимодействие обучающихся можно создавать и в других видах деятельности, например, в проектно-исследовательской деятельности и во внеурочной.

В заключение хотелось бы подвести небольшие итоги, конечно, Америку я не открыла и не изобрела велосипед. Но хотелось бы донести до каждого педагога, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся является одной из важнейших задач, которая стоит перед нами - учителями.

Значение овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в современной школе невозможно переоценить, и говорить об окончательном формировании коммуникативной компетенции еще достаточно рано. Но останавливаться на достигнутом нельзя. Необходимо постоянно, из урока в урок работать над ее совершенствованием. Через тернии к звездам. Через все трудности - к желаемой вершине! Ведь «Conditio sine qua non». Иного не дано.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: